7.8.5.1. Насыщение потребностей всех людей в пище, воде, воздухе, тепле, одежде и жилище при высоком их качестве (удовлетворение первичных потребностей и стремления к комфорту). 7.8.5.2. Обеспечение удовлетворения от работы и от выполнения общественного долга (удовлетворение потребности в самоутверждении, в наполненности, значимости и осмысленности жизни). 7.8.5.3. Обеспечение возможностей для обучения, развития способностей, изучения и исследований (удовлетворение стремления к познанию и самовыражению). 7.8.5.4. Обеспечение безопасности и стабильности жизни, уверенности в будущем, здоровья и долголетия, обеспечение экономики, производства, работы и достаточность отдыха. 7.8.5.5. Насыщение жизни красотой, весельем (вплоть до эйфории с помощью алкоголя и т. п.), любовью, спортом, увлечениями, общением, зрелищами, играми и развлечениями (удовлетворение потребности в эмоциональных удовольствиях). 7.8.6. Вряд ли достижение всего этого благополучия можно назвать смыслом жизни человека и целью существования человечества. Скорее это то, к чему стремятся люди, толкаемые инстинктом самосохранения, стремящиеся к избавлению от страданий и к покою, к эвдемонизму (стремлению человека к блаженству и счастью, создаваемому исполнением желаний) и к гедонизму (стремлению к удовольствиям и наслаждению), т.е. к удовлетворению инстинктов. Эти стремления ведут к усилению эгоизма со всеми вытекающими из него пороками человека и человечества. Они в пределе могут низвести человека до уровня животного, а человечество - привести к гибели. 7.8.7. Я полагаю, что цель бытия человечества существует, поскольку оно входит в систему Цивилизации Пришельцев. Лишь в системе у каждого элемента системы есть предназначение, т.е. цель создания, функционирования и существования в будущем. Однако может оказаться, что эта цель необходима только для Пришельца и Цивилизации Пришельцев и не соответствует текущим и даже отдаленным интересам человечества. Необходимо разобраться в том, прав ли был Циолковский, который, исходя из критерия количества страданий, перенесенных цивилизацией на пути ее восхождения, пришел к логическому выводу, что если интересы более высокоразвитой цивилизации, которая может прибыть на Землю (а как мы уже знаем, она давно прибыла), потребуют устранения отсталого человечества, чтобы уступить ей Землю, то с точки зрения этики Космоса, человечество должно согласиться с такой судьбой. 7.8.8. Из сделанного выше вывода (см. п. 7.7.23), что мы нужны П как игра, занимающая его, можно заключить, что наше существование возможно по крайней мере до тех пор, пока человечество сможет развлекать и удивлять Пришельца своей непредсказуемостью. И в этом случае полтергейсты неизбежны, пока будет не полностью предсказуемо человечество. Вряд ли воспитанные Пришельцем и поэтому более "правильные" гуманоиды могут быть такими непредсказуемыми, как люди. Возможно, что именно поэтому Пришелец не пошел, хотя и мог это легко сделать, на роботизацию людей или на провоцирование глобальной термоядерной войны со стерилизацией Земли (см. пп. 7.3.29-34) и заселением ее потом гуманоидами. В этом случае он не пойдет на это и дальше. Однако это соображение не гарантирует (см. п. 7.3.37), что он предотвратит эту ее стерилизацию, если люди сами начнут такую войну или, начав обычную войну, не смогут удержаться от ее полномасштабного разворота и перехода в глобальную термоядерную войну. 7.8.9. Аналогичное положение должно быть и для всех других биологических цивилизаций. Ничтожные по сравнению с Пришельцем надежность и долговечность одной особи и ограниченность ее умственных способностей требуют при росте объема и сложности задач и накопленных цивилизацией знаний специализации особей, а также их объединения в сложную систему, координирующую их совместную деятельность, общие усилия и регулирующую социальные взаимоотношения для развития, стабилизации и выживания цивилизации. Недостаточная надежность любых видов молекулярной жизни постоянно рождает сбои, ошибки и флуктуации в их действиях и накапливающуюся поврежденность, создающие сложность для прогнозирования их поступков, а следовательно, обеспечивающие привлекательность любой биологической цивилизации как объекта "игры в прогнозирование" для Цивилизации Пришельцев. Поэтому все биологические цивилизации, как и наша цивилизация, нужны Цивилизации Пришельцев и должны сохраняться ею. Поэтому биологические цивилизации должны быть довольно широко распространены в Метагалактике. 7.8.10. В то же время из концепции о нетерпимости Цивилизации Пришельцев к "выпуску джиннов из кувшинов" (см. п. 4.85) следует, что она не должна поддерживать появление и тем более существование других машинных цивилизаций. Местный Пришелец сможет прекрасно обслужить подопечную биологическую цивилизацию теми расчетами и всеми работами, для которых может понадобиться суперЦВМ с искусственным сверхинтеллектом. Поэтому вряд ли Пришелец позволит создать ее даже при условии возможности контроля им ее работы. И поэтому вряд ли в Метагалактике есть какие-либо другие машинные цивилизации, кроме Цивилизации Пришельцев. 7.8.11. Можно, конечно, предполагать, что когда люди получат доступ к банку данных Пришельца с файлами всех живших и живых людей, то они смогут не только точно узнать все события истории (изучить дневник человечества) и вывести законы развития нашей цивилизации, но и получить от Пришельца эти законы, выведенные им для прошлого, настоящего и даже для будущего. Тогда можно будет, используя их, как самостоятельно, так и с участием Пришельца принимать решения оптимальные не только для живущих, но и для будущих поколений, а также соответствующие требованию выживания человечества и отвечающие как конечной цели, так и промежуточным и текущим целям человечества. 7.8.12. А пока главной задачей исследователей проблемы Пришельца и Цивилизации Пришельцев должно быть изучение вопроса: может ли Пришелец обойтись без стерилизации Земли и заселения ее потом гуманоидами? Наши потомки или потомки гуманоидов будут жить на Земле? Если не наши, тогда не может быть отдаленных целей у человечества и ни к чему все прошлые, настоящие и будущие жертвы, лишения и страдания людей во имя будущего. И тогда остается жить только ради ощущения счастья бытия и текущих радостей, как жила и живет большая часть людей. Тогда изменятся смысл и конечная цель жизни человека и существования всего человечества. 7.8.13. На вопрос "В чем заключается смысл жизни человека?" пока еще не найдено общепризнанного ответа, хотя над ним задумывались все, и в том числе лучшие, умы человечества. Поиск смысла жизни относится к духовной потребности человека. Как и вопросы "кто мы, откуда и куда идем", он мучает людей с древнейших времен. На поиск ответов на эти вопросы людей толкает потребность и стремление создать общую замкнутую картину мира и увидеть в ней не только мир, но и место человечества и свое личное место в нем. Мыслители прошлого при создании этой картины и при чудовищных прорехах в точных знаниях, когда никакие умствования не помогали, фантазировали или обращались к различным богам и духам (см. п. 7.5). Последующие поколения, отмечая все наивности, ошибки и неполноту знаний предшественников, с чувством превосходства создавали новые картины мира, двигаясь от мифологического к религиозному, а затем к натурфилософскому, и, наконец, пришли к научному видению мира и места человека в нем. 7.8.14. При этом появилось и такое мнение, что вопрос о смысле бытия принципиально не имеет ответа и поэтому находится в категории "запрещенных" , к которым относятся и такие вопросы, как: "для чего существуют" материя, энергия, гравитация и т.п. или "почему они существуют"? Однако настойчивые, непрекращающиеся попытки людей найти смысл жизни говорят о давно назревшей необходимости и актуальности решения этого вопроса. Для нашей же страны, переживающей переломный период и переход от коллективных целей построения социализма и коммунизма к цели "удовлетворения устремлений личностей", этот вопрос стоит особо остро, как всегда было в революционные эпохи, когда переоценивались старые социальные идеалы и их утрата создавала чувство потерянности, морального вакуума и психологического дискомфорта до тех пор, пока не сформировывались новые социальные цели и идеалы. 7.8.15. Можно сформулировать и рассмотреть следующие основные варианты ответов на вопрос о смысле и цели жизни. 7.8.15.1. Смысла человеческой жизни нет, так как нет целей у природы, создавшей человека (наряду с другими формами жизни) в порядке закономерно-слепой игры случайностей. Однако отсутствие целей у природы, создавшей нас, еще не означает, что человечество не может само найти для себя значимые задачи и цели, делающие целесообразным и осмысленным существование как его в целом, так и отдельной личности. 7.8.15.2. Смысл жизни есть, но только еще не найден, так как наши мыслители еще недостаточно умны и еще не дошли до его открытия. Это аналогично тому, что хотя мы не знаем природу первичных физических сущностей, но уверены на основании истории науки, последовательно раскрывающей еще непознанное, что обязательно откроем и их несомненно существующую природу. Поэтому найдем когда-нибудь и смысл жизни. Анализ прошлого науки показал, что открытия, скачком радикально изменяющие науку, технику и быт людей и не являющиеся простым развитием или комбинацией ранее известного, происходили почти через одинаковые отрезки времени, равные в среднем примерно 30 годам. И сокращения или увеличения интервалов между ними в последние 400 лет не происходит. Это свидетельствует о том, что наука еще молода, что еще многое ею не открыто, что она еще долго будет развиваться, и это дает надежду, что она сможет в будущем дать ответы на ныне "запрещенные" вопросы. Так что надо только подождать, и смысл жизни и бытия будет найден. 7.8.15.3. Некоторые философы видят предназначение человека и человечества в познании ими Природы, чтобы Природа смогла сама познать, себя через продукт, созданный ею. К тому же недавно появился так называемый антропный принцип, по которому нечто или некто устроил Вселенную со способными варьироваться при ее рождении величинами мировых констант так, чтобы в ней мог появиться человек. И в этом случае находится ответ, что материя, энергия и т. п. существуют потому, для того и с той целью, чтобы мог появиться человек. К тому же появились и такие утверждения, что человек - единственное разумное существо во Вселенной (И.С. Шкловский). Это, конечно, приятно щекочет самолюбие людей, и у них даже дух захватывает от сознания такого своего значения и величия. Но для чего нужен отдельный человек, антропный принцип не говорит ничего. Однако все это может быть справедливым только в том случае, если люди - единственные разумные существа в Галактике, в Метагалактике и даже во Вселенной, способные познать Природу. Мы же уже знаем, что в этом нас далеко опередило огромное количество биологических цивилизаций и, главное, Цивилизация Пришельцев. Какой же смысл тогда в "изобретении велосипеда" и нами? 7.8.15.4. Все правители и правительства убеждают людей, что смысл жизни личности заключается в служении обществу и прогрессу человечества, что должно увеличивать общее количество счастья и сокращать общее количество горя в жизни как живущих людей, так и их потомков. При этом они по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" просто перекладывают на подданных свои обязанности по организации общества для этого (хотя уверяют, что они только и занимаются улучшением организации общества и делают это прекрасно). Этим же они обосновывают необходимость принесения жертв ради будущего, что заодно позволяет им под этим предлогом использовать эти жертвы для исправления последствий своих ошибок. Кроме того, это справедливо только при антропоцентризме, при котором "человек - мера всего" (провозглашено еще Протагором и Платоном), и "добро" - это то, что хорошо для людей, а "зло" - то, что для них или для данного человека плохо. Принятие этого позволяет легко и просто приносить в жертву потребностям людей природу Земли и жизни "наших братьев меньших". Облегчает это заодно и попрание интересов наших потомков в отдаленном будущем. Ведь то, что хорошо для живущих сейчас, рано или поздно оборачивается злом для будущих поколений. И пользуясь тем, что из будущего нельзя воздействовать на настоящее и поэтому оно беззащитно, интересы будущих поколений, как уже говорилось (см. п. 3.2.7.1), почти всегда приносят в жертву текущим потребностям живущих. Потомки же только тогда будут защищены, когда в цели и планы человечества войдет защита их интересов при включении этого не только в программы экологов, но и в смысл жизни. 7.8.15.5. Существует и такое мнение, что смысл жизни человека состоит в его участии в социальном прогрессе общества, который якобы является ключом к остальным граням цивилизации, человечества и к благополучию людей. В этом, в частности, нас в СССР усиленно убеждали 70 лет, после чего выяснилось, правда, не без участия противников этой точки зрения (см. п. 6.23.28), что при стремлении к социальной справедливости и равенству приходится приносить в жертву не только свободу и уровень жизни большей части граждан, но и жизни десятков миллионов людей. Социальное равенство оказалось нереальной или, точнее, преждевременной целью при еще существующих как у ставших руководителями, так и у масс людей недостатках психологии и морали. Проведенный во многих странах с разными исходными укладами и уровнями развития массовый социальный эксперимент показал, что при стремлении к социально справедливому централизованно управляемому плановому обществу оно скатывается к порожденным инстинктом самосохранения и древним стайным инстинктом людей пирамидальной иерархической структуре государства и общества, к тоталитаризму и бюрократизму, делающим при всех достоинствах социализма нетерпимым положение подавляющего большинства личностей. Все революции во имя социальной справедливости делались небольшими группами активных альтруистов-фанатиков, которых Л.Н. Гумилев назвал пассионариями, а я называю "идейными". Эти революционеры ради идеи освобождения людей от угнетения и несправедливости и для установления лучшего, по их мнению, принципа организации государства и общества идут на все, и в том числе на высокий риск тюрьмы, каторги или смерти для себя. Таких бунтарей, для которых общественные интересы выше личных, немного среди тех 1-3% населения, которые можно отнести к альтруистам (см. п. 6.18.92). Однако через некоторое время после того как они приходят к власти, в условиях мирного времени, когда быть руководителем становится менее опасно, их вытесняют те энергичные люди, у которых личные интересы, властолюбие и жажда славы выше общественных интересов и которых можно условно назвать мещанами. Они эгоистичны, аморальны, гибки и агрессивны (среди них многие являются мутантами с двумя мужскими хромосомами) и не останавливаются ни перед чем в борьбе за карьеру и власть, тогда как альтруисты генетически принципиально честны. И, естественно, "мещане" легко побеждают "идейных" альтруистов и, быстро двигаясь вверх по иерархии власти, выживают, вытесняют и даже уничтожают "идейных" людей. Заняв их место и объединяясь, они создают инструкции, "правила игры" и законы, выгодные для них. Поэтому происходит бюрократизация, коррупциализация и криминализация власти и общества. Капитализм также имеет массу недостатков и, как мы видим по тому, что происходит в России, в итоге еще быстрее приводит к тому же. Опыт человечества показал, что оптимальная и тем более идеальная социальная организация общества еще не найдена и поэтому пока отсутствует такая ее форма, стремление к достижению которой можно было бы объявить целью и смыслом жизни. Поиски идеального устройства общества и оптимального пути к нему - это удел немногих мыслителей, а его нахождение, возможно, ожидает какого-то еще не родившегося гения. Для масс же остальных людей это сводится к пассивному участию человека в социальных экспериментах, отягощенных и осложненных грузом прошлого и текущих ошибок и обстоятельств. 7.8.15.6. Есть и такая точка зрения, что смысл жизни человека заключается в моральном самоусовершенствовании, а также в моральном воспитании своих детей. ("Они должны стать лучше, чем мы"), что должно привести к постепенному усовершенствованию и улучшению отношений между людьми как на межличностном, так и на социальном уровне. В конечном счете когда-нибудь в будущем это должно исключить антиобщественное поведение всех людей, устранить трения между ними и обеспечить гармонию в обществе. Роль отношений между людьми в проблеме поиска смысла жизни несомненна. Один человек на необитаемом острове, уверенный, что его не найдут (возьмем крайний случай), не может иметь никакой цели, кроме выживания, опускаясь от этого на уровень животного или растения, которые живут только потому, что они появились и не хотят умереть. У двух разнополых людей на том же острове появляется цель оставить и воспитать потомство, но и это недалеко уходит от уровня целей животных. Нет сомнений в том, что у людей существует стайный инстинкт, создающий потребность и цель в служении близким людям (партнеру в браке, семье с родителями, детьми, внуками и т.д., друзьям, а в более слабой степени - сотрудникам и единомышленникам, подразделению в бою, племени, народу, нации, государству, человечеству). Вместе с инстинктами самосохранения и продолжения рода эти 3 из 32 имеющихся у человека поведенческих инстинктов формируют все виды любви и эксплуатируются религией, объявившей любовь главным средством гармонизации межличностных и общественных отношений. Неудовлетворенность этой потребности в служении близким особо остро ощущается одинокими пожилыми людьми. Не зря одной из главных причин преждевременной смерти старых людей является их одиночество или осознание своей ненужности. Не зря при изучении социальных условий долгожительства ими оказались уважение со стороны младших, чувство необходимости для окружающих и даже геронтократия - власть стариков в виде советов старейшин. Однако хорошие отношения и доброжелательность людей в обществе - это только необходимое, но не достаточное условие, к тому же замыкающее цель внутри самого человечества и поэтому недостаточно масштабное для смысла существования самого человечества. А дети, к сожалению, в первую очередь берут от родителей их недостатки. 7.8.15.7. Теоретически смысл или цель существования людей может быть только в том случае, если человечество не одиноко и включено как элемент в более крупную систему. Это аналогично тому, как смыслом жизни у отдельного человека может быть выполнение им роли со своими индивидуальными функциями в каком-либо коллективе людей. А как мы уже поняли, человечество, не осознавая этого, входит в Систему биологических цивилизаций Метагалактики, объединенных Цивилизацией Пришельцев. Текущие сегодняшние функции человечества в этой Системе (объект "игры" для Пришельца и Цивилизации Пришельцев) - это только непосредственно выявленная сегодняшняя, текущая и ближайшая роль и цель. Кроме нее, видимо, у человечества в этой Системе есть и более отдаленные будущие роли, функции и цели, аналогичные уже выполняющимся и выполненным целям других более высокоразвитых биологических цивилизаций. Должна быть у них и конечная цель, общая с целью Цивилизации Пришельцев, а также и Цель Вечного Мирового Разума (см. п. 7.1.61), в которую как элемент входит Цивилизация Пришельцев со всеми биологическими цивилизациями нашей Метагалактики. Однако их конечные цели пока для нас непостижимы, и поэтому пока неизвестна и конечная цель существования человечества, о которой Пришелец когда-нибудь сообщит людям. 7.8.15.8. Пока же, как мне представляется, смыслом жизни отдельных людей, народов, стран и всего человечества можно считать их деятельность и свершения, способствующие приближению лучшего варианта будущего человечества. Этот вариант существует, однозначен и рано или поздно будет достигнут, даже несмотря на все то, что мы будем делать, задерживая его приход. Это неизбежное лучшее будущее человечества, как я думаю сейчас, состоит в тесном контакте с Пришельцем человечества, достигшего уровня, при котором оно, не используя во зло знания, полученные от Пришельца, будет способно следовать рекомендациям Пришельца, наилучшим образом соответствующим как текущим, так и отдаленным и конечным целям человечества. Сейчас это наиболее отдаленное обозримое будущее. Что будет после его достижения, человечество узнает, видимо, при этом контакте. Для приближения же момента такого тесного контакта с Пришельцем необходимо выяснить условия, при выполнении которых он может состояться. Наверное, в их число входят и моральное совершенствование (см. п. 7.8.15.6), и служение обществу (п. 7.8.15.4), и социальный прогресс (п. 7.8.15.5) человечества, принявшего программу изучения, а затем реализации условий, при выполнении которых Пришелец может перейти к тесному обоюдному контакту с человечеством.
Сайт управляется системой
|