6.14.6. Сторонники религии сочли эту книгу Моуди научным доказательством правоты христианской доктрины смерти, а также существования души до и после смерти. Однако это лишь одна из возможных версий объяснения, которую принимают верующие как наиболее устраивающую их. Она сейчас не единственная, а в таких случаях предпочтение при выборе из версий следует отдавать той, которая лучше и полнее объясняет факты. А если разобраться, то в рамках моей гипотезы все феномены, связанные с рассказами реанимированных, гораздо лучше объясняются существованием связи людей с их файлами в информационной системе П. Посмотрим, как наблюдающийся иногда при клинической смерти и в ряде других состояний набор галлюцинаций объясняется с позиций гипотезы существования душ и гипотезы о П. 6.14.7. Моуди до написания книги проинтервьюировал (или получил информацию в письмах) около 150 человек, испытавших состояния клинической смерти, пребывания на грани смерти или того, что сочли ею, и нашел, что примерно в четверти случаев (точнее процент не указан) эти люди сохранили различные воспоминания о том, что они чувствовали в это время. Наличие этих воспоминаний и стало трактоваться как свидетельство существования душ и их функционирования после смерти. Ведь до этого в медицинской науке считалось, что смерть - это полное исчезновение ощущений, памяти и сознания еще при агонии, до наступления клинической смерти. А если сознания нет, то кто же, кроме бессмертной души (и П, о котором еще никто не знает, кроме меня и вас, когда вы прочитали эту книгу), мог чувствовать, видеть и запомнить то, что было после наступления смерти? 6.14.8. Проанализировав описания переживаний смерти, т. е. ощущения при клинической смерти или близкого к смерти состояния "видений на смертном ложе", Моуди выделил 12 встречающихся хотя бы несколько раз особенностей этих описаний. Он отметил, что среди них есть общие элементы, но ни в одном из свидетельств нет одновременно всех этих элементов и ни один элемент не входит во все видения. Очередность состояний не всегда одинакова. Есть также существенные отклонения от общей модели. Переживаемые состояния полнее и богаче у тех, кто только приближался к смерти. Есть много реанимируемых, которые ничего не чувствовали или ничего не запомнили. Существенно, что, говоря о пережитом, люди не могут точно выразить его словами, что приводит к тому, что их рассказ в сильнейшей степени зависит от установки, имевшейся у них в жизни или полученной на лекции Моуди, или при прочтении его книги, или возникшей при наводящей форме вопросов во время интервьюирования. 6.14.9. Часть из этих переживаний ни о чем не говорит, явно относясь к субъективным ощущениям угасающей жизнедеятельности мозга при агонии (прекращение болей, состояние эйфории, шумы разного рода, головокружение т.п.). Они начинаются еще до клинической смерти и распространяются (что и удивило) на состояние клинической смерти (обратимого этапа умирания, продолжающегося 6-8 минут, на котором еще возможно за счет реанимационных мероприятий возвращение к полноценной жизни). Некоторые ощущения и переживания из них были такими, которые оказалось возможным истолковать в пользу гипотезы существования душ, что и произвело сенсацию, сделавшую книгу Моуди мировым бестселлером. 6.14.10. Часть реанимированных людей (здесь и далее приводятся данные о частости, полученные в 1982 г. опросом Институтом Гэллапа во всех штатах США, продолжавшимся 18 месяцев и обнаружившим, что 8 млн, или 3%, американцев испытали на себе клиническую смерть), а именно - 9% из что-нибудь запомнивших, ощущали обычное или быстрое движение горизонтально, вверх или вниз через темное пространство, которое описывали как пещеру, колодец, проход, некое замкнутое пространство, туннель, дымоход, вакуум, пустоту, канал, долину, дорогу в долине, цилиндр, канализационную трубу, узкий тесный проход только по габариту человека, концентрические круги, спираль. Такое разнообразие вариантов говорит о том, что это было не реальное движение, а субъективное отражение или аналогии в личном опыте движения, имеющегося у человека. Так, туруханские нганасаны описывают движение умиравшего, но выжившего, на оленях по узкому темному проходу, выкопанному в глубоком снегу. В древневавилонских текстах описывается путь после смерти, ведущий по пустыням, а в русских народных сказках и причитаниях путь душ ведет "по лесам, да по дремучим, по болотам, да по седучим, по ручьям - по прегрубым". "Туннель" (так обобщенно назвал Моуди эту весьма вариабельную галлюцинацию) видят иногда также во время приступов эпилепсии, при мигрени, при медитациях, при обычных погружениях в сон. 6.14.11. Реанимированные сторонники гипотезы существования душ считают это "движением на тот свет" (в чистилище, рай или ад - обычно не уточняют, так как не знают этого). Только один человек, так как ему было в это время больно, определил, что попал в ад, а другой - самоубийца - сказал, что "попал в страшное место". Был также один случай, когда женщина, улетевшая куда-то по спирали, причем вместе с зубоврачебным креслом, в котором она находилась перед потерей сознания, услышала голоса, как она сочла, ангелов, которые "поздоровались со мной и пригласили меня в рай". 6.14.12. К гипотезе отлетания души при смерти из тела эти разнообразные видения "путей на тот свет" мало подходят. Из чего состоят стены пещер, дымоходов, канализационных труб и т.п., где они и для чего, ни одна религия, конечно, не уточняет. Вряд ли для души при ее выходе из тела необходимы какой-то направляющий канал, труба или туннель, если она проникает из-за постулированной нематериальности и бесплотности через любые стены, толщу земли (по дороге в ад) и гор (см. п. 6.14.18). Поэтому эта галлюцинация не может быть принята за доказательство постепенного перемещения души "на тот свет" и за то, что "тот свет" создает для них эти "туннели", срочно воздвигаемые с "того света" к месту смерти умирающего. 6.14.13. И в моей гипотезе о П разнообразие путей перемещений, если они показываются П, не очень-то подходят для единого стандартного алгоритма перевода файла человека при его смерти в автономное существование в банке знания П из состояния, когда файл был прочно связан с человеком. Это разнообразие, как и реакции по п. 6.14.9, видимо, субъективно и связано с индивидуальной реакцией мозга при его кислородном голодании и воздействии различных факторов, приведших к умиранию, с различными обстоятельствами гибели и с различиями в наборе ассоциаций и представлений о том, что он должен ощущать (как, например, у нганасан) в таком экстраординарном случае, как собственная смерть. На это же указывает и малый процент реанимированных, испытавших ощущения "туннеля" (всего 9% от 25% тех, кто что-то ощущал). 6.14.14. Некоторые из тех, кто ощущал сразу же после смерти галлюцинации движения через "туннель", испытали то, что Моуди назвал состоянием "вне тела" или что позже стали называть "ощущением покидания тела". По данным опроса Института Гэллапа, это встретилось у 26% из 25% людей, что-то ощущавших, т.е. у 6,5% всех испытавших клиническую смерть. При этом 23% (5,75%) испытали ясное зрительное восприятие, а 17% (4,25%) слышали звуки и голоса (точнее, телепатически ощущали мысли "говоривших" в их видениях людей). В соответствии с обстоятельствами видят в этих случаях со стороны или свое тело, тонущее в воде, или его на операционном столе и действия с ним медперсонала, или на постели и поведение родственников у нее, или видят свое тело в разбитой в автокатастрофе машине (иногда начиная со звука удара, т.е. еще не со смерти!), из которой вытаскивают его. Видят, как зрители в кино, в различных ракурсах, чаще сверху с расстояния нескольких футов. Иногда только голову или бюст. Изредка это выглядит как постепенное удаление или "отъезд" при применении "резиновой оптики" (трансфокатора) видеокамеры. Какого-либо специфического ощущения "отделения от тела" не было ни у кого. Нет и осязания или другого чувства прохода через одеяло, матрас, кузов автомашины, окружающих людей, стены и т.п. Просто при приближении преграды исчезали, что и должно быть при показе "кино в мозг" (см. пп. 4.128-130). Некоторые не сразу узнают свое тело, другие - сразу, но не мгновенно осознают при этом, что они умерли. Некоторым при виде искалеченного в автокатастрофе тела становилось плохо (это уже умершим-то, у которых обычные физиологические реакции не должны возникать!). Но есть и случаи, когда не хотят смотреть на тело и спокойно удаляются прочь. Иногда человек ощущает при этом растерянность и не знает, куда ему деваться и что делать. 6.14.15. Конечно, хотя сторонники гипотезы душ не могут ответить на вопрос, чем смотрит, слышит и думает душа, они видят в этом подтверждение своей концепции. Но скептики считают, что выход души из тела при смерти здесь ни при чем, так как такие же "выходы из тела" и наблюдения за ним со стороны возникают и без смерти. По данным С. Блэкмора, они были у 15% из 800 опрошенных им обычных людей, и среди них 80% видели свое тело со стороны. В медицине это получило даже свое название - "автоскопическая галлюцинация", при которой под действием некоторых лекарств и наркотиков происходит "проекция собственного изображения в видимое пространство". Болеутоляющие препараты (торацил, морфин и т.п.), которые часто назначают серьезно больным и травмированным, нередко создают так называемые медицинские видения, аналогичные видениям наркоманов в кайфе. А при наступлении агонии, бросая в бой последние резервы, мозг сам выделяет собственные болеутоляющие вещества - эндорфины, которые действуют сильнее, чем морфин, в 30 раз. 6.14.16. В научной медицинской литературе описан случай, когда пациент, бывший в коме 14 дней, все это время ощущал свое "Я", как бы парящее в воздухе, и с этой позиции он воспринимал все происходящее с его телом и вокруг его тела и слышал все разговоры. Так как кома - это почти смерть (как правило, с отсутствием сознания и реакций на любые внешние раздражители, с некоторыми нарушениями дыхания и кровообращения), но еще не смерть, то многие из случаев, рассмотренных Моуди, когда смерть определялась по этим видимым обычным диагностическим признакам, были еще не смертью, а комой, которая может или пройти сама, или от своевременно оказанной медицинской помощи. 6.14.17. Случай "выхода из тела" больного за четыре дня до операции и показа ему всего "набора Моуди" описан самим Моуди. В этом случае больному была показана со стороны и еще не сделанная, но совпавшая потом с тем, что ему было показано, операция, что выдает роль прогнозирующего будущее П в создании "выходов из тела" и демонстрации всего этого "набора". Известна также (Кардаш С. Измененные состояния сознания. Донецк, 1998. С.44) "история одного больного, который был совершенно слеп от рождения, но во время клинической смерти впервые в жизни начал видеть глазами своего информационно-энергетического двойника. Все рассказанное им после об увиденном во время операции полностью подтвердилось". Этот случай также однозначно свидетельствует, так как зрительных образов в памяти этого человека не было, что П дал ему прямо в мозг смонтированный им клип о его реанимации (использованный Кардашем термин "информационно-энергетический двойник" связан с тем, что он рассматривает феномены аномалистики с позиций оккультизма). 6.14.18. Некоторые люди утверждают, что могут по своему желанию "выходить из тела" и совершать так называемые "астральные путешествия" во сне, в полусне и наяву. Р. Монро написал серию книг, и в том числе "Далекие путешествия", где описывает свои "путешествия вне пространства и времени", в которые он отправлялся, якобы покидая свое тело по собственному желанию. Для этого он "расслабляется, плавно выскальзывает из тела и поднимается вверх". При просмотре такого управляемого им "кино в мозг" (типа "виртуальной реальности" в, компьютерных играх) он может не только нырять в облако, но и пролетать сквозь дома и горы со скоростью тысячи километров в час. Все кажется очень реальным и, как в ясных снах (см. пп. 4.128-130), ощущается происходящим наяву. Монро так "летал" на Марс и описал кратеры на нем до того, как они были сфотографированы космическими аппаратами. "Летал" он и на звезды. Такой "дар" астральных путешествий относится к передаче П "кино в мозг" (см. пп. 4.128 и 6.20.21), встречающейся во многих феноменах-дарах аномалистики. 6.14.19. Возможность выхода души из тела проверялась с помощью сложных детекторов ультрафиолетового и инфракрасного излучения, различных датчиков, фиксирующих магнитные, электрические и температурные поля, и ни один из них ничего особенного не зафиксировал в момент клинической смерти как животных, так и людей. Взвешивание давало изменения веса, близкие к пределу чувствительности и колеблющиеся как по знаку, так и по величине (см. п. 4.148). Но душа не материальна и не должна иметь веса. Таким образом, наука не подтвердила наличие в момент клинической смерти скачков в изменении физических характеристик тел и выхода при этом какой-либо субстанции, связанной с "душой". В то же время исследования показали, что при смерти организма его органы и их клетки остаются живыми и длительно функционируют не только при использовании искусственного сердца, легкого и почки. Это позволяет оживить организм и через длительное время (десятки минут, а иногда это случается даже через часы). Иногда в этих случаях человек возвращается к полноценной жизни, но чаще при этом происходит утеря части интеллекта. Дыхательный центр может возобновить деятельность через 20-30 минут, сердце - через несколько часов бездействия, клетки мышц - через десятки часов. Консервация органов для пересадки широко производится медиками на время от нескольких суток до практически неограниченного срока (правда, в замороженном жидким азотом состоянии). Культуры тканей годами живут и делятся в питательной среде в пределах видовой длительности жизни их владельца. Так что же в таком случае жизнь и смерть? И остается ли место для души во всем этом, если жизнь возможна и без души. И чья душа находится в пересаживаемом сердце или почке до и после пересадки. Пытаясь дать определение, какой момент умирания считать смертью, Моуди не нашел лучшего определения, чем: "смерть - это отделение духа от тела, дух в момент смерти переходит в другой мир существования". Предвзятость Моуди очевидна. Более надежный критерий: "смерть - это такое состояние тела, из которого оживление невозможно", Моуди не принимает, так как, видите ли, "ни один из моих случаев не соответствует этому критерию". 6.14.20. Воздействуя на отрезанную голову кролика импульсномодулированным сверхвысокочастотным электромагнитным полем с плотностью 5 мВт/см2, получили возобновление на 30-60 секунд электроэнцефалограммы (ЭЭГ) его мозга. Такое "оживление" мозга минутным воздействием СВЧ-поля достигается тем успешнее, чем меньше интервал между прекращением своей ЭЭГ и воздействием СВЧ-полем. Самый большой интервал достигал трех часов. Все это позволяет считать, что умирание организма - это длительный процесс, в котором почти все органы и даже мозг еще работоспособны, и можно считать, что они в это время только "отдыхают", как при сне. При запуске двигателей (сердца и легких) они снова могут продолжать жить. 6.14.21. Анализ регрессий (см. п. 6.20) показывает, что в них демонстрируются П не только эпизоды жизни из зафиксированных в памяти П файлов глазами людей, живших сотни, тысячи и даже миллион лет назад, но в них часто встречаются и картины их смерти, зафиксированные в их файлах не только глазами наблюдателей ее (другими людьми), но и синтезированные Пришельцем в соответствии с обстановкой и обстоятельствами, в виде взгляда на умирающего со стороны (см. п. 6.20.3.6). И если он занимался этим миллион лет, то, конечно, занимается созданием таких "фильмов о смерти" и сейчас. Иногда он считает необходимым показать умирающему такой фильм и обеспечивает сохранение воспоминания об этом, как он делает это для некоторых из снов, показываемых им нам. Но для этого скорее всего этот показ происходит не в агонии, не после нее в клинической смерти, когда сознание отключено, а уже после восстановления жизнедеятельности мозга, т.е. после реанимации. И умерший видит то, что происходит с его телом не тогда, когда это совершается, не в "прямой передаче", а в "записи", как показ "репортажа с видеокассеты", т.е. из записи обстоятельств, включенной Пришельцем в его файл. О том, что этот показ производится при использовании той же техники и тем же, кем и в регрессиях, свидетельствует то, что в видениях реанимированных, как и при показе регрессий, оказывается возможным по желанию смотрящего изменять точку, с которой наблюдается картина (приближаться, смотреть с другой стороны и т. п.), а также одинаковые с регрессиями яркость и четкость изображения и такое же широкое поле зрения с отсутствием расплывчатости по сторонам и глубины резкости. Это все есть и в "астральных путешествиях". О синтезе П этого "кино" говорит и то, что если врач, перемещаясь, заслоняет поназываемое тело, то плавно или мгновенно перемещается "точка съемки", или врач становится прозрачным (!), т. е. устраняется из синтезированной картины. Этот же прием используется при исчезновении видимости дверей и стен, когда точка зрения и "съемки" проходит через них. Прекращением уже ненужной записи в файл информации от рецепторов мертвого тела объясняется исчезновение "кинестезии" - поступающих в мозг сигналов от нервных окончаний в сухожилиях, мускулах, суставах и костях, дающих ощущение существования, движения, положения и состояния тела. Их исключение и дает ощущение "чистого сознания", о котором часто говорят реанимированные. 6.14.22. В это же время в случаях, когда, по оценке П, существует достаточно высокая вероятность того, что данный человек не выживет, за счет, видимо, автоматического срабатывания программы перехода (переключения) файла со ставшего ненужным приема и анализа сигналов от тела к режиму автономной работы файла в банке данных П с получением любой информации от П, возникает ощущение "всезнания": "Я могла смотреть везде и все видеть". Или: "Мне казалось, что я смогла бы увидеть все, что угодно, в любой точке земного шара". И можно полагать, что это было не только ощущение, но и действительная возможность. В таких случаях люди запоминают не то, что они мгновенно узнали за счет получения дара всезнания (ведь мозг не может все вместить), а только свои эмоции от его получения или, точнее, от осознания возможности получения всезнания. 6.14.23. Следующая после "выхода из тела" (по Моуди) группа галлюцинаций связана с появлением в 23% случаев видения других существ, парящих под потолком. В них умирающий узнает ранее умерших родственников и знакомых. Они приветствуют: "Добро пожаловать!" Иногда они сообщают, что он еще не умер и должен вернуться обратно в свое тело и жить. Здесь у Моуди логическое несоответствие. Внешний вид своего "духовного тела" (видимо, от слова "дух") реанимированные описывали состоящим или из тумана, или из цветного облака пара, или из дыма без четких границ, или из прозрачного энергетического поля, или невидимого (!) сгустка энергии. В то же время "все соглашались" (это выражение означает, что Моуди спрашивал в форме "а было ли это?..", что считается некорректным, так как наводит на определенный, нужный опрашивающему ответ), что "духовное тело" имеет форму. "Иногда это небольшая округлость-шар, аморфность, а иногда оно напоминает форму и размер бывшего материального тела, даже имеет выступы на поверхности на месте рук, головы и ног. Часто отмечают, что даже в тех случаях, когда форма духовного тела округла, она имеет концы, упомянутые выступы". Возникает вопрос: могло ли, чем и как это туманное или прозрачное тело видеть себя, свою прозрачность или свою голову-выступ? И если родственники и знакомые тоже были туманными, не имеющими четких границ, или прозрачными духовными телами с "выступами" (и он только по их виду, а не с помощью зеркала получил понятие о виде и своего тела), то как удавалось узнавать их лица и опознать их принадлежность по виду прозрачного, туманного или расплывчатого выступа? Похоже, что эти свидетельства или навязаны постановкой вопросов, или соответствуют не тому, что видели интервьюируемые, а тому, как должны выглядеть духи и кого, по их представлениям, должны были бы видеть их "души" (или их привидения) по информации, полученной в литературе, Библии или по кино- и телефильмам о привидениях. Да и указания этих родственников, что "помирать вам рановато", звучат сомнительно. Выходит, не усилиям врачей-реаниматоров обязаны жизнью реанимированные, а так было кем-то "решено". Но в прошлых веках, когда реаниматологии не существовало (потерявшего сознание умирающего тогда для приведения в себя и оживления секли крапивой, укладывали на бегущего коня, вдували воздух умершему мехом и т.п., что вряд ли можно считать реанимацией), не было и реанимированных с их воспоминаниями. Почему же тогда никто не "возвращался" по этим "решениям" "родственников", хотя они могли бы быть и тогда, и Моуди удалось получить такие показания только в 60-х гг., когда реанимация стала широко применяться в США. 6.14.24. С позиций моей гипотезы П может показывать всем умершим при переходе от обычной жизни к состоянию жизни файла в памяти П любой облик умерших или знакомых в качестве "вводной лекции". Естественно, что это дается в соответствии с ожиданиями умирающих, вытекающими из их представлений о том, что может ему встретиться после смерти. Аналогично тому как и в ПГ и в других аномальных явлениях, П в этой лекции подыгрывает тезаурусу, убеждениям и мировоззрению индивидуума. Британский психолог Маргот Грей провела собственное сравнительное изучение явлений клинической смерти и в книге "Возвращение из мертвых", вышедшей в 1985 г., тоже пришла к выводу, что у этого явления "субъективные качества" и это делает его весьма убедительным для переживших его людей.
Сайт управляется системой
|