UCOZ Реклама

   7.6.21. В-пятых, изучение оккультизмом невидимого мира не относится ни к исследованию действительно невидимых глазом микроорганизмов или микроструктур клеток, ни к микромиру молекул, атомов и элементарных частиц, ни к тоже невидимому глазом мегамиру галактик и Метагалактики. Он подразумевает изучение им невидимых оккультных сущностей (боги, идеи, ангелы, демоны, дух, духи и души, эоны, элементалы, гении, астросомы, астральные сущности, эгрегоры, лярвы и т. п.). Их невидимость свидетельствует только о том, что они не существуют, так как все выдуманы и действуют тоже в выдуманном астральном мире. Чтобы увидеть невидимое глазом, наука создала приборы (микроскопы, телескопы, электронно-оптические преобразователи, радиометры и т. п.). Оккультисты же не смогли создать ни приборы, ни методы, обнаруживающие эти астральные сущности. Приписываемые же ими воздействия на людей и предметы научно объясняются в этой книге без использования ненужных нам для этого гипотез о Боге, Сатане и астрале.

   В-шестых, хотя Папюс считает задачей оккультизма познание, судя по тому, что пишется в оккультной литературе, оккультисты уже якобы давно знают все, все объяснили, всем овладели и все могут. Даже "изменить судьбу" . Опубликовать бы им все "тайные" знания, и стали бы все счастливы. Познанием же "сокровенных тайн мироздания" занимается не оккультизм, а фундаментальная наука, в которую оккультисты не вхожи, так как они с их "научным" багажом ну никак не совмещаются ни с фундаментальной, ни с прикладной наукой. "Сокровенные" же тайны оккультизма продаются сейчас на книжных лотках, и "дурь" их, по выражению Петра I, "стала всем видна".

   7.6.22. Первоисточником оккультизма считается "Изумрудная тетрадь" и "Изумрудная скрижаль", создание которой приписывается разными оккультистами или жрецам Тота в Древнем Египте (42 папирусных свитка), или древнегреческому посланцу богов сыну Зевса Гермесу Трисмегисту. Из них дошли до нас 14 трактатов в сборнике . "Пеандра или пастырь мужей", книга "Асклепий или посвятительная речь", четыре отрывка из книги "Дева Мира", фрагменты диалогов с "сыновьями" и три определения Асклепия царю Амону: о Солнце, о демонах и о телесных страстях.

   7.6.23. Исследователи пришли к выводу, что эти "герметические" (тайные) трактаты были написаны сразу по-гречески, а не по-египетски и не были переведены с египетского, хотя и включали "высшую мудрость" Египта: божественные песнопения, астрологию, медицину (включая физиологию женщины и правила гигиены). Судя по названиям, эти трактаты не содержат особо значимую информацию. Чтобы читатель мог представить, как выглядит эта "высшая мудрость", которая, как считают некоторые современные оккультисты, была дана людям инопланетянами, приведу главный отрывок из "Изумрудной тетради", в котором описано устройство мира и рецепт изготовления "философского камня", многие века вдохновлявший алхимиков.

   "Это видно без обмана, истинно и справедливо! То, что внизу, как то, что вверху, и то, что вверху, как то, что внизу, для того, чтобы совершить чудеса одного и того же. И подобно тому как все предметы произошли из одного, по мысли одного, так все они произошли из этого вещества путем его применения. Его отец - Солнце, его мать - Луна. Ветер носил его в своем чреве. Земля его кормилица. Солнце - отец всякого совершенства во Вселенной. Его могущество безгранично на Земле. Отдели Землю от огня, тонкое от грубого осторожно, с большим искусством. Это вещество поднимается от Земли к небу и тотчас снова нисходит на Землю. Оно собирает силу и верхних, и нижних вещей. И ты получишь славу мира, и всякий мрак удалится от тебя. Эта могущественная сила всякой силы, она уловит все неуловимое и проникнет во все непроницаемое потому, что так сотворен мир! Вот источник удивительных применений. Вот почему я был назван Гермесом Трижды Величайшим, владеющим тремя отделами всеобщей философии. Я сказал все о деле Солнца".

   7.6.24. Из того, что приведено в этой цитате алхимики, считая ее квинтэссенцией алхимической премудрости и понимая под "Солнцем" философский камень, сотни лет пытались создавать разными способами и из разных компонентов этот камень. Этот перебор вариантов свидетельствует, что они по-разному пытались разгадать рецепт его изготовления, а это указывает на то, что они не были уверены в наличии единственного шифра. С позиции же современных знаний можно утверждать, что философский камень не существует и в "Изумрудной скрижали" нет его рецепта, как нет смысла и в более поздних сочинениях оккультистов.

   7.6.25. Оккультисты, хотя и модернизировали в последние 250 лет свои положения и "тайные знания", считают, что чем древнее какое-либо утверждение, тем оно правильнее и тем выше авторитет его источника. Так, писания Блаватской они считают "основоположистее" сочинений Елены Рерих и Анны Безант. Собранные Элиафасом Леви, Папюсом Пиобб и С. Т-холкой средневековые трактаты для оккультистов еще истиннее. Еще достовернее для них "Меч Соломона" и "Большой Гримуар" - сочинения средневековых мистиков, собравших то, что сейчас называют фольклором - сведения о множестве суеверий, распространенных тогда среди "колдунов" и "ведьм" и о применявшихся ими способах магических действий. Что же тогда говорить об "Изумрудной скрижали" , созданной гностиками в Александрии, в которой в течение пяти веков в начале нашей эры были собраны мудрецы, ученые и философы древнего мира, заложившие зерна почти всех вариантов магии, суеверий, религиозных ересей и оккультных направлений, прораставших с тех пор на ниве мистицизма.

   7.6.26. Посмотрим, откуда взялись "сокровенные тайны" и как развивался оккультизм. Специалисты обнаружили начало оккультизма в гностицизме. Гностики (от греческого - имеющие знания) в поздней античности выдвинули идею, что мир произошел не от бога, а возник из вечной, невидимой и неизвестной сущности, изначально не способной к покою. Излучаясь из некоторого центра (миросоздателя), она творила мир, тем менее совершенный, чем дальше он был от этого центра. Высшие истечения из эонов (составных частей и существ-носителей свойств божества) складывались по пифагорейским законам чисел в узор абсолюта (или "полноты разума") или плерому, в мозаике которого сочетаются в равных количествах свет и тьма, добро и зло, сила и слабость. Гностический демиург или внешняя сила, создавшая мир, считалась последней и наименее совершенной эманацией такой "полноты". Человеческая душа - это пленник несовершенного гностического мира. Ее может освободить лишь искупитель - одна из высших ипостасей божественного разума, мирового духа. Человечеству предначертано вырваться из вещественного плена и вознестись к духовной идеальной жизни. Люди же делятся на три категории: на "земных", которым предназначено сгинуть во мраке невежества, на "психиков", способных возвыситься до постижения демиурга, и на "пневматиков" - людей духа, которые могут узреть божественный свет.

   7.6.27. Нарождающемуся христианству пришлось вести ожесточенную борьбу с гностицизмом и с появившимся во II веке неоплатонизмом (с его мировым умом и мировой душой), а также с возникшим в III веке манихейством. Все они частично вошли в основу мистицизма и оккультизма.

   7.6.28. Персидский невольник Мани проповедовал свое вероучение (синтез зороастризма с христианством), в котором бытие - это борьба Бога (дерева жизни) с Дьяволом (воплощенном в дереве смерти). Мир (по Мани) - воплощение зла - погибнет в результате этой борьбы. При этой катастрофе материя исчезнет, а дух станет свободным. После 33 лет начатого при дворе иранского шаха Шапура I проповедничества, в ходе которого он дошел до Индии и Китая, Мани вернулся в Иран, где новый шах бросил его в тюрьму, а затем по требованию местных магов распял его в 277 г. Последователи Мани, считавшие его посланником "мира света", были или замучены, или высланы. Как видно из этого повторения истории с Христом, сочинения того, что сейчас считается ненаучной фантастикой ("фэнтэзи"), вели тогда авторов не к получению гонорара, как сейчас, а к распятию. Да и с читателями фэнтэзи расправлялись очень сурово.

   7.6.29. Манихейство оказалось очень живучим, и его идеи и элементы вошли во множество культов. В христианстве из манихейства была заимствована борьба добра со злом и человека с Сатаной, что впоследствии привело к инквизиции. Отзвуки этого заметны и сейчас в виде, например, современного отношения православной церкви к аномалистике, как к проявлениям "тьмы". Манихейство стало распространяться в виде сект и ересей не только в индобуддизме, но и в Византии и на Западе вплоть до севера Африки и Испании. Начатые против них гонения заставили их уйти в подполье, отчего у оккультистов и появилась заимствованная от манихеев традиция считать свои "знания" тайными.

   7.6.30. Секта Василида в гностицизме тоже внесла вклад в оккультизм, который заимствовал у нее арифметические упражнения пифагорейства, восприняв их не прямо, а через схоластику иудаистской каббалы, сформировавшейся в VIII-XIII веках в виде "гематрии" и "натарикона". В гематрии (искаженное слово "геометрия") числа, присвоенные буквам древнееврейского алфавита, используются для того, чтобы создавать из терминов-слов другие слова и понятия, в которых сумма чисел - эквивалентов входящих в них букв соответствует сумме чисел-букв в "священных" и "дьявольских" терминах и понятиях. Эти новые понятия, "обоснованные" таким образом, считаются истинными (таким образом, например, получено из "царь Нерон" общеизвестное число 666 и его значение в Апокалипсисе). В не менее схоластическом нотариконе слова делятся на части, и на основе истолкования значения этих частей и слогов, входящих в другие слова, делаются столь же "обоснованные" выводы.

   7.6.31. От древнеиранских магов (маги - это название племени, жившего в IV веке до н. э. в Иране и занимавшегося предсказаниями и магией) оккультизм через зороастризм и гностицизм принял принцип магии, по которому достаточно назвать по имени какого-либо духа для того, чтобы подчинить его себе вместе с его сверхъестественными способностями. Отсюда пошли заклинания белой и черной магии и стремление удержать имена этих духов и их специализации в тайне (впрочем, длинные списки их имен давно уже перечислены в книгах, лежащих в отделах древности библиотек). В современном оккультизме к именам этих духов прибавлены знаки "Великого Аркана" и многое другое, изложенное на пяти страницах в первом томе "Энциклопедии оккультизма". Чтобы не напрягать напрасно мозги читателей в попытках понять эту "мудрость", я не буду ее пересказывать.

   7.6.32. Сатанизм (служба Сатане) в оккультизме заимствован из сект офитов (по имени змея, искусившего Еву), каинаитов (поклонявшихся Каину, убившему брата Авеля), антитактитов (ополчившихся против любой религии, прославляющей Бога-творца) и адамитов (первых нудистов, сбросивших одежды и провозгласивших свободу любви и первую "сексуальную революцию").

   7.6.33. Культы служения злу с заискиванием перед его более могущественными силами (судя по тому, что в мире зло повсеместно торжествовало, побеждая добро) были разработаны более глубоко, чем культы добрых богов. Ведь ублажить злых труднее, чем добрых. И когда обращения к богам не помогало (а это было очень часто), то люди начинали обращаться к "повелителям зла". Конечно, и они не помогали, но это выяснялось уже потом. Церковь, естественно, преследовала попытки обращения к Сатане, но сначала богоотступничество не наказывалось смертью. В постановлении Падернборского синода (785 г.) указано: "Кто ослепленный Дьяволом подобно язычнику будет верить, что кто-либо может быть ведьмой и на основании этого сожжет ее, тот подлежит смертной казни". Карл Великий утвердил это постановление как закон в 900 г. До начала массовой истерии - ведьмомании и католического террора в XIII веке церковь призывала не к борьбе с ведьмами, повышающей веру в эффективность их методов, а с вредными суевериями о возможности сношений с демонами и с верой в возможность и эффективность чародейства.

   7.6.34. Как всякая вера магия обращается не к разуму, а к первобытным инстинктам. А это эффективнее, так как удовлетворение инстинктов дает удовольствие, тогда как удовлетворение доводов разума дает только моральное удовлетворение. Поэтому и сейчас, например (данные 1980 г.), 65% крестьян в ФРГ верят в существование ведьм. Правда, последнее сожжение ведьмы было в Германии по официальному осуждению в самом конце XVIII века. После этого ведьмы в судебных протоколах фигурировали уже не как обвиняемые, а как невинно пострадавшие от суеверий. Опросы показали, что более 60 тыс. женщин ФРГ ежегодно подозреваются согражданами в служении Дьяволу. В ФРГ ежегодно слушалось 60-70 судебных процессов по обвинениям, связанным с поджогами, членовредительством и убийствами людей и с истязаниями животных из-за суеверий. Даже в давно просвещенной Франции на 30 тыс. врачей приходится сейчас 40 тыс. знахарей.

   7.6.35. Вернемся, однако, к корням оккультизма. После темных V-IX веков (как довольно убедительно доказывает А.Т. Фоменко из МГУ, их вообще не было) гностические и манихейские зерна ересей дали всходы. В Болгарии, а затем в Чехии появились неведомо откуда пришедшие богомилы - наследники павликан (манихейско-христианская ересь VII века в Армении). Эти проповедники заронили искры, давшие в Х-XI веках катаров ("совершенных") или альбигойцев в Ломбардии, Провансе и Аквитании. Они учили, что мир существует вечно и не имеет ни начала ни конца. Земля не сотворена Богом, так как Бог не мог сотворить порочное. Христос - это выдумка попов. Крещение не имеющих разума младенцев бесполезно и не предохраняет человека от грядущих грехов. Крест - не символ веры, а римское орудие пытки. Одного этого было достаточно для того, чтобы вызвать ярость церкви. Но, кроме того, катары признавали Дьявола не только могущественной и равной Богу силой, но и элементом, необходимым для существования мира. Они передали эстафету люциферского культа от манихеев к современным сатанистам.

   7.6.36. Против катаров был организован крестовый поход, собравший 50 тыс. копий. За 50 лет катаров истребили. Когда папского посланника спросили, как отличить катара от доброго католика, был дан ответ, навечно вошедший в историю: "Убивайте всех, Бог узнает своих!" И в одном лишь городе Безье каратели истребили все 20 тыс. жителей. После года осады и штурмов последней крепости катаров Монсегюр, в которой 100 воинов-защитников (остальные не могли проливать кровь) противостояли 10 тыс. осаждавших, эта крепость пала, и в 1244 г. повесили и сожгли всех оставшихся катаров. Но их свитки с учением были спасены и тоже вошли в современный багаж оккультизма.

   7.6.37. Источниками оккультизма стали и возникшие во время крестовых походов рыцарские ордена госпитальеров или иоаннитов и выделившегося из него ордена рыцарей Храма (храмовников или тамплиеров). В XIII веке госпитальеры владели 19 тыс. рыцарских вотчин. Тамплиеры захватили на Востоке и накопили огромные богатства, что и стало причиной их гибели. Когда в 1306 г. овеянные славой рыцари этого ордена возвратились из Палестины и рассредоточились по назначенным им странам от Триполи до Ирландии и от Кипра до Испании, орден тамплиеров получал неслыханный в то время годовой доход 112 млн франков. Он поэтому стал определять политику Европы и предъявлять претензию на власть. Борьба между тамплиерами и французским королем Филиппом IV Красивым и с Папой Римским Бонифацием и сменившим его Климентом V кончилась уничтожением ордена с переходом его богатств к Филиппу Красивому. В один день он арестовал всех тамплиеров, конфисковал все их имущество и с помощью инквизиции обвинил их в религиозных отступлениях. Под пытками инквизиторов рыцари признавались в самых страшных грехах. В 1310 г. на поле под Парижем сожгли на медленном огне 54 рыцарей, отрекшихся на судах от вырванных ранее пытками показаний. Сожгли упорствующих и в провинциях. Когда тоже на медленном огне сжигали великого магистра ордена Жака де Молэ, он проклял судей, короля и папу. И все они вскоре умерли. Это оставило неизгладимый след в памяти поколений и создало легенду, породившую впоследствии мистические ритуалы тамплиеров в масонстве и оккультизме.

   7.6.38. Интересно, что при этом оккультизм и сатанинские культы приняли в качестве эффективнейших магических средств воздействия на судьбу и на духов не реальные обряды тамплиеров, а те клеветнические обвинения, которые инквизиторы сочиняли и возводили на тамплиеров, и в частности обращение к идолу Бафомету. В протоколах инквизиторов он фигурирует как якобы бог тамплиеров, обтянутый человеческой кожей, которого мажут жиром изжаренных младенцев, рожденных от соблазненных рыцарями девиц. Эти протоколы наполнены обвинениями в гнусностях, явно рожденных бредовой, патологической фантазией палачей-инквизиторов. Конечно, тамплиеры и другие рыцарские ордена за два века, проведенных на Востоке, частично восприняли символику гностиков, но они считали себя не вероотступниками, а только восприемниками мистических идеалов раннего рыцарства, ищущего чашу Грааля.

   7.6.39. Мистический культ чаши Грааля восходит к кельтским мифам (см. п. 7.5.38). Первоначально в нем подразумевали что-то вроде рога изобилия или скатерти-самобранки. Потом - золотое изображение Ноева ковчега. Позже на основании апокрифического евангелия Никодима стали считать, что это священное и магическое блюдо тайной вечери, в которое была собрана кровь Христа. Чаша Грааля фигурирует в числе святынь катаров, спасенных по преданию из их последней крепости. Этот культ чаши вошел потом через розенкрейцеров в оккультизм, а из него в "нордическую мистику" третьего рейха, где он обрел облик чаши нибелунгов. Как видите, мистические идеи живучи и мутагенны. Старые одежды мифов не выбрасывают, а перелицовывают и подновляют.

   7.6.40. Преследование инквизицией ересей с дуализмом богов света и тьмы в конечном счете дало противоположный результат, так как обессмертило и увековечило память о них, и сделало их основой современных сатанинских культов. "Великолепная семерка" главных демонов средневековья резвится в этих культах со своей специализацией, в которой Вельзевул - владыка тьмы и демонов, Самаель - владыка воздуха и ангел загробного суда. Питон - дух прорицания, Асмодей - ангел-истребитель, Белиал - дух вероломства, Люцифер - дух астрального света, Сатана - противящийся Богу. Кстати, Мефистофель составлен Гете из древнееврейских слов "мефиз" - разрушитель и "тофиз" - лжец. А Воланд - все тот же Мефистофель, однократно означенный Гете этим именем в Фаусте.

   7.6.41. В XIII веке среди европейских мистиков широко распространилось увлечение каббалой, которая тоже влилась в оккультизм. В появившемся во II веке апокрифе "Книга Еноха", якобы побывавшем на третьем небе (где находится библейский рай), описывается грехопадение ангелов, ушедших к людям и женившихся на дочерях человеческих. Они передали людям некие знания, умения и заклинания (некоторые уфологи считают, что это были гуманоиды). Полный набор этих тайных знаний якобы вошел в содержание Каббалы. Бессмысленность содержания Каббалы объясняли иносказательностью и зашифрованностью ее текстов. Так считают и оккультисты. Впрочем, они и Ветхий Завет Библии тоже считают зашифрованным текстом. Попытки расшифровки Книги Бытия отражены в вавилонском Талмуде. В нем говорится, что кроме записанных инструкций, которые Бог передал для потомков Моисею, он также дал ему мудрость, которую повелел передать на словах 70 старейшинам, поставленным Моисеем начальниками над 70 кочевавшими по пустыне коленами (племенами-семьями) иудеев. Эти тайны долгое время не записывались, чтобы не попасть к профанам, но потом были записаны в Каббале вместе с информацией, полученной от падших ангелов. Слово "каббала" в переводе означает предание. Считалось, что каббалистические книги, появившиеся в III-VIII веках, могут расшифроваться с помощью гематрии и нотарикона. Гематрией и нотариконом (см. пп. 7.6.12.1.3 и 7.6.30) увлекались не только любители трудных задач средневековья, но даже некоторые папы, тогда как другие папы предавали каббалистов проклятию. Каббала и Тора (древнееврейское название первых книг Ветхого Завета) тоже вошли в оккультизм, и попытки их расшифровки встречаются и в современных публикациях оккультистов, так же, как и нумерологические каббалистические приемы гаданий для "определения свойств" людей по времени рождения, по фамилии с именем и т.п.

   7.6.42. Конечно, можно и дальше продолжать разбор развития и критику положений оккультизма. Но я не включил в книгу уже подготовленные разделы с рассмотрением алхимии, астрологии и современного оккультизма, поняв бесполезность обсуждения нагромождения фантазий оккультистов на темы аномалистики. Они создавались на базе ошибочных фундаментальных представлений о мире и поэтому не могут быть истинными. Приведенный выше краткий обзор корней оккультизма и его становления кажется мне достаточным для того, чтобы показать, что смутное ощущение существования "нечто" (т.е. Пришельца) как причины аномалий было источником усилий оккультистов объяснить, что же это такое. Однако, как и в религиях, это была лишь попытка с негодными средствами.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz