7.5.41. Выше рассмотрено, как появились религии и представления о богах, а также почему они возникали. Все они были нужны служителям культов, занявшим выгодную роль посредников между богами и людьми и распределителей "благодати", от которых якобы зависит, попадут ли люди в рай или в ад (можно ли, кстати, считать бога справедливым, если даже за несколько грехов в кратковременной земной жизни или за отсутствие "отпущения грехов" перед смертью даже из-за объективных причин душа обрекается на вечные муки в аду?). Все религии были также нужны правителям, так как учили смирению и терпению и поддерживали любые, даже самые плохие власти, которые за это покровительствовали религиям. 7.5.42. Кроме того, исследователи религий отметили следующие общие для них черты. Основатели всех религий были простодушны и были врагами учености. Во всех религиях есть учителя и святые (идеалы для верующих, принявшие за свои убеждения и веру мучения и смерть). Все боги наделяются способностями, недостающими людям или отсутствующими у людей. Каждая религия объявляет свои принципы непреходящими и установленными богом. Все религии требуют твердой веры и отказываются доказывать что-либо в своих положениях (правда, современное христианское богословие создало апологетику - отрасль теологии, имеющую целью защиту и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму, чтобы приспособить древнюю примитивную религию к возросшему интеллектуальному уровню населения. Но эти доводы столь слабы, что не выдерживают критики). Все религии требуют беспрекословного подчинения мирян клиру и не оставляют места свободе вероисповедания и свободомыслию. Все религии агрессивны и требуют присоединения к ним. Все они грозят карами и даже уничтожением богом за богохульство, отступничество или попытку изменить религиозные установления. Каждая религия доказывает, что только она истинна, а другие - обманывают людей. Все религии дают архаическую картину устройства мира (картина мира - это систематизированное, целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах). Все религии внутренне противоречивы и противоречат остальным религиям, осуждая их ("за соломинку в их глазу"). Все религии ссылаются в качестве обоснования своей истинности на предсказания и знамения, предшествующие появлению бога (пророка), и на чудеса, творимые им после его появления, доказывающие его сверхъестественность. Во всех религиях загробная жизнь - это улучшенная копия земной жизни. Во всех религиях бога можно умилостивить. Во всех религиях верующих заставляют действовать наперекор здравому смыслу и совершать нелепые и бессмысленные обряды, объявляя их установленными богом. Верующие во всех религиях составляют в среднем менее образованную и более простодушную и глупую, чем атеисты, часть населения. Более всех верят и благочестивы помешанные, из которых выходят не только юродивые, дервиши и святые (отшельники, аскеты, столпники и т.п.), но и жестокие религиозные фанатики, инквизиторы и т. п. Все религии осуждают пороки и предписывают добродетели, оправдывая этим свое существование и свои недостатки. .5.43. Можно ли считать случайным такое количество одинаковых черт во всех столь разнообразных религиях? Конечно, нет. Почти все эти общие черты являются отражением общих условий, необходимых для естественного отбора способных выжить вариантов религий из огромного числа конкурирующих версий, генерируемых как контакторами (через которых П подбрасывает различные идеи и варианты), так и фантазией просто более активных и творческих людей, которые создают ереси и секты, т.е. людьми, приходящими к мыслям о возможности создания нового варианта религии или о необходимости изменения чего-то в их религии. Из этого потока естественный отбор оставляет те, которые в наибольшей степени соответствуют предыстории, текущей обстановке, тезаурусу, уровню интеллекта и психологии населения или его отдельных слоев, изменениям в обществе и социальных отношениях. Эти "удачные" варианты приживаются и распространяются, несмотря на сопротивление старых вариантов, постепенно вытесняя их, а остальные не принимаются, так как против них или действуют консерватизм и иммунитет к попыткам изменений, или потому, что они оказываются преждевременными или просто нежизнеспособными. 7.5.44. Имеется много улик, свидетельствующих о том, что П не только генерирует через контактеров идеи, порождающие, подпитывающие и приспосабливающие религии, но и поддерживает религиозные чувства у верующих, демонстрируя им и для них религиозные чудеса (см. п. 2.4.3). Это можно истолковать как одно из следствий тенденции П к поддержанию существующего порядка (статус-кво) в обществе и притормаживанию таким образом развития человечества. Ведь все религии консервативны и враги науки, так как она подрывает архаичные, абсурдные религиозные картины мира. Христианство, например, прямо объявляло науку "бесполезной для спасения". Книга Коперника оставалась поэтому в "Индексе запрещенных книг" Ватикана с 1616 по 1828 г. Этот "Индекс" содержал тысячи книг и запрещал их чтение под угрозой отлучения от церкви. Издавался он с 1559 по 1966 г. Наука приучает людей к тому, что все надо обосновывать и доказывать, а для религий, требующих веры без доказательств, люди, привыкающие ничего не принимать на веру, непригодны. 7.5.45. Религии растрачивают настоящее ради загробного будущего и отвлекают людей от созидательной и полезной деятельности, занимая их время на строительство и поддержание храмов, на религиозные церемонии и обряды, а у некоторых людей заполняют полностью всю их жизнь. У католиков на 700 млн верующих приходится 860 тыс. священников и 1,14 млн монахов, из которых миллион монахинь. А в Тибете 30% всего населения - ламы-монахи. Идеалы религий требуют отречения от мира, парализуют волю, требуя уповать на бога, а не на свои силы. Слепая вера во все времена создавала расколы на религиозной почве и смуты в государствах. Религиозные войны сокращали население, разоряли страны и народы подготовкой войн, их ведением и затратами на восстановление разрушенного. Количество убитых в религиозных войнах, в которых каждая сторона считала, что "с нами Бог", далеко превосходит потери от человеческих жертвоприношений и от зверств инквизиции. "Выдуманы религии хитрыми политиками, развиты пророками и шарлатанами, приняты на веру невеждами, поддержаны государством для удержания в узде", - писал Жан Молье (1664-1729), священник, наблюдавший религию "изнутри" в разгар ее диктатуры. 7.5.46. Религии тормозят прогресс, поддерживая самые плохие власти и тем самым делая из правителей тиранов. При появлении книгопечатания церковь тормозила распространение грамотности в народе из опасения того, что народ станет читать Священное писание и другие религиозные книги, которые до этого могли читать только священники и монахи (с общими корпоративными интересами), и, обнаруживая в них нелепости, будет от этого впадать в ереси (что и произошло в действительности). 7.5.47. На совести религий истребление миллионов еретиков (альбигойцев, вальденсов, тамплиеров, катаров, флагеллантов, гугенотов и других), армянская резня и еврейские погромы, конкиста в Америке, инквизиция (последнее сожжение произведено ею в 1826 г. в Валенсии), истребившая 9 млн человек. На ее совести позор индульгенций и торговли церковными должностями, многочисленные предсказания "конца света" (ожидание его давило на психику не меньше, чем ожидание термоядерной войны в 50-70-е гг.), внутренние, зачастую кровавые раздоры и т.п. Исламский фундаментализм, агрессивный по природе, так как ислам был специально создан для неограниченного распространения, стал и еще будет источником сепаратизма, межнациональных, гражданских и межгосударственных религиозных войн, терроризма, национальной вражды и напряженности в мире. 7.5.48. Несмотря на очевидные недостатки, диктатура религий тысячелетия управляла людьми, выполняя заодно иллюзорно-компенсаторную и мировоззренческую роль (в те времена из-за отсутствия истинной картины мира религии создавали видимость миропонимания и первопричины в виде замкнутой на бога картины мира). Они также выполняли регулятивную, коммуникативно-интегрирующую, сегрегирующую и психотерапевтическую (утешающую в обстановке безысходности) функции. Религии давали хоть какие-то объяснения причин социальных зол и свои психологические рекомендации по их перенесению (типа отказа от желания недостижимого и от гордости, призывами к смирению и т.п.), которые, как показала история, изредка были эффективны. 7.5.49. В то же время религии лишали людей социальной активности, уверяя их в малой ценности кратковременной земной жизни относительно вечной - загробной, в неуничтожимости зла и страданий на земле как кармы или расплаты за грехопадение Адама и Евы, в бессилии человека против могущества Бога. С этих позиций причины страданий либо несущественны, либо непреодолимы, а сами страдания не только оправданны, но даже желательны. И хотя эта позиция примиряет с жизнью, она лишает людей стимулов к ее изменению. 7.5.50. Созданные в эпоху рабовладения мировые религии были и остались религиями рабов и раболепства. Проводившиеся анализы показали, что при неукоснительном соблюдении всех правил даже относительно мягкой христианской религии не могло существовать ни одно государство. 7.5.51. Теряя свои позиции в быстро изменяющемся современном мире, религии обосновывают необходимость продолжения своего существования возможностью улучшения с ее помощью нравов. Современные теологи пытаются вывести необходимость религии из морали. Но еще Гольбах и Дидро показали, что религии и уверенность в существовании Бога не улучшают нравственность и не удерживают человека от плохого. Это показала и вся история человечества. Совесть и чувство долга не зависят от религии, а определяются моралью (мораль - это оценка с позиций добра и зла поведения, обычаев, характера, убеждений. В морали осознается смысл жизни и назначение человека). Бейли доказал, что атеизм содержит нравственные ценности, достаточные для существования порядка в обществе. 7.5.52. Наиболее известные шесть нравственных заповедей христианства не содержат ничего божественного и извлечены, как показал их анализ специалистами, из сочинений греческих философов и древних писателей или им подражают. Более широкий набор из 10 заповедей содержит такие давно устаревшие запреты, как: "не пожелай раба ближнего", "не пожелай его осла", "не делай литых богов", "не вари козленка в молоке его матери". Полный же набор библейских заповедей состоит из 24 запретов, о большей части которых современные священнослужители, давно их сами не соблюдающие, даже не упоминают. Да и шесть наиболее популярных заповедей ничуть не лучше запрета десяти "черных грехов" ламаизма: убийства, кражи, "неправильного совокупления", лжи, клеветы, злословия, пустословия, жадности, злобы и "ложных воззрений". А 613 предписаний Талмуда хотя и многочисленны, но гораздо хуже, бессмысленнее и бесполезнее, чем современные уголовные и гражданские кодексы законов. 7.5.53. Запреты создавали священнослужители. И как современная бюрократия, разрабатывающая законы и инструкции "под себя", к своей выгоде, так и религиозные деятели совершенствовали "техническую и нормативную документацию" религий так, чтобы человек всегда был вынужден нарушать ее, всегда был "грешен", вынужден был чувствовать себя виноватым и должен был откупаться, что-то или чем-то жертвуя для церкви. 7.5.54. При изучении мифологии и религий поражает разнообразие заблуждений, на которые оказались способны люди. Только в ведической религии было более трех тысяч богов! Философы давно заметили, что истина всегда одна и что, если бы хотя бы одна религия оказалась правильной, то она не за тысячи лет, а сразу бы победила остальные ошибочные религии. И если бы существовал хотя бы один настоящий бог, то он, несомненно, дал бы своим сторонникам доводы, позволяющие им однозначно доказать правильность своей религии и устранить все конкурирующие. Но этого не было и нет, а люди спорят тысячи лет, какой бог "правильный" и есть ли Бог или его вообще нет. Религиозные же люди почему-то не задумываются над этой очевидной истиной. 7.5.55. Видя наивность, искусственность и ложность религиозных построений, рассчитанных на некритичность и доверчивость 4-летнего ребенка, "впитывающего их с молоком матери", умные люди боролись с религией логикой и доводами разума. Но в пылу ожесточенной борьбы атеисты "вместе с водой, выплескивали и ребенка", отрицая реальные факты чудес в религиях, создававшиеся П. Мыслители, пытавшиеся трезво и без предубеждения оценить феномен религий, видели странность верований, но и замечали, что в их основах "что-то есть". Так, Вольтер, видя обман и социальный вред религий, нелепость Библии и церковных обрядов, писал: "У нас нет никакого точного понятия о божестве, мы только ощупью бредем от предположений к предположениям, от правдоподобия к вероятности. Мы приходим к очень слабой достоверности: что-то существует, значит, есть что-то вечное, ибо ничто не происходит из ничего. Вот несомненная истина, на которую опирается наш разум" (Ф. Вольтер. "Бог и люди"). Давая определение понятия "бог", Р. Декарт ("Размышления") указал, что это "субстанция бесконечная, вечная, неизменная, независимая, всеведущая, всемогущая, создавшая меня". Можно считать это хорошим определением Цивилизации Пришельцев, созданным еще 350 лет назад, хотя исходил Декарт не из тех данных, которыми мы сейчас располагаем. Что это? Совпадение или подсказка П, которую называют озарением или прозрением? 7.5.56. Как пишут В.Ф. Панова и Ю.Б. Бахтин в книге "Жизнь Мухаммеда" (М., 1991, с. 109-110), "по словам верующих убеждение в полнейшей, не вызывающей никаких сомнений реальности бытия божия возникает вдруг, неожиданно, как некое озарение. Из людей, не только заслуживающих доверия, но и способных проанализировать и описать подобного рода озарения, можно сослаться на Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Оба были людьми, в той или иной степени испытавшими колебания от веры к совершенному неверию, почти атеизму, отнюдь не наивными и хорошо знавшими, какие сюрпризы и искажения реальности может подсунуть человеку его разыгравшееся и болезненное воображение. По свидетельству обоих убеждение в реальном существовании Бога настигает человека (конечно, соответствующим образом воспитанного и настроенного) не в часы лихорадочной и напряженной работы ума, а в минуты свободного размышления, некоторой даже рассеянности и созерцательности (т.е. тогда, когда он способен услышать "шепот" П. - В. Ф.). Озарение же, собственно, состоит в том, что человек внезапно, т.е. совершенно неожиданно для самого себя, вдруг, казалось бы, без всякой причины и толчка извне, всем своим существом начинает чувствовать живое присутствие Бога в мире и в самом себе. От подобного чувства мир сразу же приобретает полноту и законченность, отсутствующую в нем гармонию, становится прекрасным, иногда невыносимо прекрасным. От гармонии и красоты мира человека охватывает острое ощущение радости и счастья бытия и вместе с тем непоколебимая уверенность в своем личном духовном бессмертии. В такие минуты критический голос рассудка умолкает. Однако озарение проходит, воспоминание о нем постепенно бледнеет, а разум со всем своим скепсисом мощно вступает в свои права, и у подавляющего большинства испытавших подобные озарения людей скоро от полноты веры не остается и следа, они опускаются на обычный для нормального человека уровень умеренной религиозности, с постоянными колебаниями от веры к неверию". 7.5.57. Озарение, как и религиозное прозрение, - это несомненная аномалия и поэтому это одна из улик проявления вмешательства П, часто фигурирующая в религиях всех видов. Оно встречается в разных формулировках в рассказах глубоко верующих о том, "как они пришли к жизни такой". 7.5.58. Можно считать это воздействием П, при котором или после которого человек, получив "установку", теряет здравый смысл и твердо закрепляется в религиозном убеждении с отключением способности критически рассматривать все то, что относится к сфере религии, и с отказом выслушивать и обсуждать ее критику. В какой-то степени это эквивалентно тихому (а иногда и буйному) помешательству параноидального типа или появлению навязчивой идеи (идефикс). 7.5.59. Членству в секте квакеров, например (а их 200 тысяч), и во многих других сектах предшествует такое обращение, создающее и гарантирующее верность секте. Известны такие случаи, когда такое "обращение" имеет признаки кодирования (религиозный экстаз вспыхивает, когда человек слышит определенную фразу или молитву) и даже психоза (см. п. 7.5.21). 7.5.60. Обычно такое "прозрение" происходит при выслушивании устной проповеди, что позволяет предполагать связь его с гипнотическим внушением, которое, как показано в п. 7.5.68, происходит с участием П. А отложенное или постгипнотическое внушение эквивалентно получению установки или кодированию. 7.5.61. Изучение сектантства психологами и психиатрами позволило выявить технику сильно беспокоящего сейчас родителей и общественность втягивания современной молодежи в религиозные секты (в конце 1995 г. в России было официально зарегистрировано более шести тысяч сект, в которые было вовлечено полмиллиона несовершеннолетних и миллион молодых людей в возрасте 18-25 лет). 7.5.62. Хотя все секты создаются их организаторами для обогащения элиты (за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов) и завоевания власти, но они крайне опасны, так как ряд их принимает изуверские и опасные для общества формы типа убийства более 900 членов секты "Народный храм" в Гайане ее руководителем или взрыва дома вместе с собой и сотней сектантов лидером секты "Ветвь Давидова", или коллективного самоубийства 39 членов секты "Врата рая", или вроде террористической секты Аум Синрике (к маю 1994 г. в нее были вовлечены 48 600 россиян). 7.5.63. Секты используют духовный вакуум и атмосферу отчуждения и эксплуатируют наиболее значимые духовные потребности религиозно настроенных молодых людей с характерным для молодости поиском любви и путей самосовершенствования, с поиском смысла жизни (об этом см. п. 7.8) и путей избавления от страданий, одиночества, с осознанием конечности своего существования ("никто меня не любит... скоро я умру...") и поиском надежды в виде веры в бессмертие души (см. пп. 6.14.2 и т.п. При вовлечении в секты используется стандартная, отработанная веками религиозной практики и сохранившая до сих пор высокую эффективность техника "обращения", обеспечивающая быстрое "промывание мозгов" и дальнейший контроль сознания. 7.5.64. Новичок попадает сначала под групповое давление сектантов, использующих склонность подростков к конформизму и инфантильность части из них. Ему твердят, что Бог его любит, что он избран им, что мир погряз в грехах и только в их секте ("семье") люди любят друг друга. При этом используются групповое пение, объятия, прикосновения, игры, подобные детским, и лесть. У новичка это создает потребность войти в "семью" (как замену семьи его детства и распавшихся семейных связей) и устраняет сомнения в правильности этого шага. Используется техника, останавливающая самостоятельное мышление и логику. Монотонное пение и повторяющиеся ритуальные движения и действия вводят новичка в состояние сильной внушаемости. Заставляя признаваться в былых грехах, делают новичка эмоционально уязвимым, создают у него сознание вины и страха. Духовными упражнениями сокращают его сон. Бедной диетой как частью ритуалов и постами питание делается недостаточным якобы для достижения высокой духовности. Максимально загружаются все каналы восприятия новичка. В результате за короткое время его прежние ценности заменяются на новые. Ему кажется, что он видит божественный свет, познает истину и даже получает откровение. 7.5.65. При этом с точки зрения медицины у него развиваются психические качества, называющиеся в международной классификации психических болезней "зависимое расстройство личности", при котором на других перекладывают право принимать решения, подчиняют свои потребности потребностям других людей, возникает страх одиночества и т. д. Проще говоря, человек впадает в детство. Он принимает предложенное ему мироощущение ребенка и полностью отказывается от собственной индивидуальности, от своего "Я" в угоду интересам секты. 7.5.66. Психологи, не подозревая о существовании и роли П, не оставили, естественно, ему места в переходе людей в деструктивные культы, которые в радикальных проявлениях более опасны, чем мафиозные кланы. Но мы, учитывая все вышесказанное, можем считать, что резкие аномальные скачки в мировоззрении, убеждениях и поведении попадающих в секты не могут быть вне наблюдения П и происходить без его активного участия, как это имеет место во всех других аномалиях. 7.5.67. Опыт человечества показал, что религиозная апологетика (см. пп. 6.14.4-6), обращенная к рассудку и логике, не дает такого результата, как грубое внедрение в сознание религиозных убеждений. Нет такого эффекта и в томизме (от Фомы Аквинского, жившего в 1226-1274 гг., - основателя раздела богословия, пытавшегося соединить науку и религию). Это неудивительно, так как в религиях эмоции преобладают над рациональным. Вера же не нуждается в логических доводах разума, так как в ее основе нет ничего, кроме потребности верить. Библия, Коран, Талмуд заполнены огромным количеством требований верить, обращенных к читателю, в то, что в них написано. Это основной прием воздействия на психику (многократно повторяемое требование - приказание), используемый в технике гипноза и в гипнофильмах, а также - основа рекламы.
Сайт управляется системой
|