UCOZ Реклама

   "Существование разумных существ, отличных от людей, имеющих совсем иной тип организации, чем человеческий, - это не только возможно, но и в высшей степени вероятно. Можно даже утверждать, что это достоверно. Абсурдно думать, что человеческий разум - единственный в природе и что всякая разумная сила непременно должна быть организована по типу человека и животных и иметь мозг, как орган мысли".

   "Если допустить, что во Вселенной, во времени и пространстве, которым подчинена наша рудиментарная психология, существуют одаренные разумом силы, вмешивающиеся иногда в нашу жизнь, то мы получим гипотезу для полного объяснения фактов, изложенных в этой (Шарля Рише) книге".

   С этими строками я могу только согласиться и заодно поздравить православную церковь, которая, издав в 1993 г. книгу Войно-Ясенецкого, не сильно отстала от католической церкви в признании множественности обитаемых миров. (Папа Римский отменил приговор Джордано Бруно только в 1990 г., а приговор Галилею-в 1993 г.)

   Однако из этих правильных итогов и Рише, и Войно-Ясенецкий, не имеющие в своем мировоззрении иного, кроме религиозного, объяснения, делают вывод, что "наиболее простой способ понять и разъяснить большую часть метапсихических явлений - "это признать существование не имеющих материальной формы мистических существ, ангелов или демонов, духов ". При этом, естественно, не объясняя, как и зачем они это делают.

   Как известно, с фактами не спорят, но можно спорить с выводами из них.

   С демонами мы разобрались выше (см. п. 3.2.3.2).

   Современная православная церковь, объявив всю аномалистику "делами тьмы", избавила меня от необходимости доказывать, что ПГ не делаются ангелами, являющимися исполнителями заданий и поручений Бога.

   Остаются духи или дух. Архиепископ Лука (в миру профессор хирургии) разъясняет, что "ум - принадлежность мозга", выходящего из строя при смерти вместе с душой. Но "ум, конечно, не дух, но лишь выражение проявления духа". В то же время "Бог есть дух" и "духовная энергия" истекает от "ДухаБожия". "Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах", "Дух (Бога) пребывает во всем", "При отнятии Духа (у Земли и всей Вселенной) погибла бы всякая жизнь, и человек обратился бы в прах".

   Все эти определения и формулировки можно свести или к признанию ответственности Бога через все проявления его духа за все происходящее во Вселенной, или к "гилозоизму", или к тому, что дух - это законы природы, установленные, по мнению религии, Богом.

   Христианство избавилось от парадокса ответственности Бога за все происходящее (и в том числе и за зло), постулировав свободу воли человека, являющегося источником зла. Но в данном случае этот прием не проходит, так как ПГ происходят не по воле людей, а вопреки их желаниям.

   Гилозоизм - это учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить. Гилозоизм вообще-то отвергается религией, но архиепископ Лука пишет: "И многие псалмы и песнь Анания, Азария и Мисаила полны духа гилозоизма. Во многих текстах Св. Писания вполне ясна мысль о всеобщем осуществлении и оживотворении Духом Божьим. Нельзя говорить о "мертвой природе". Нет четких границ между неорганической и органической природой. Такова точка зрения и современной науки". По справке, полученной от издателей этой книги Войно-Ясенецкого, он не относится к еретикам, и можно считать, что это еще одно противоречие религии.

   Если же предполагать, что дух - это законы природы, установленные и используемые Богом, то в этом случае нельзя считать, что можно объяснить ПГ действиями духа. Мы и так знаем, что все происходит только по законам природы, но хотим знать, какие из этих законов и как действуют, создавая феномены ПГ, кто или что способно их использовать для этого и с какой целью.

   3.2.5. Гипотезы природных источников ПГ

   Все эти гипотезы, приведенные в таблице 3.5, можно отвергнуть с порога, без глубокого анализа на основании того, что при ПГ явно заметно участие разума. Эта разумность несовместима с возможностью объяснения ПГ природными источниками. Не менее основательным доводом можно считать и то, что ПГ происходят в основном в жилищах людей, редко - в учреждениях, никогда - на производствах и в научных лабораториях и очень редко - в природе. Если бы ПГ были следствием природных источников, все было бы наоборот.

   3.2.6. Гипотезы ПГ, связанные с людьми

   Эти гипотезы весьма многочисленны и так же, как гипотезы природных источников, могут быть отвергнуты все сразу на основании того, что ряд феноменов ПГ (дематериализация, материализация, телепортация) не может быть осуществлен людьми даже с использованием самой совершенной современной техники.

   Но так как эти "суперфеномены" присутствуют не во всех ПГ, а некоторые ПГ, слабые и единичные ПГ-события, содержат только простейшие феномены, которые по силам человеку, мы рассмотрим наиболее часто высказываемые подозрения.

   3.2.6.1. Гипотезы забывчивости и воровства

   В случаях отдельных ПГ-событий и ПГ в форме исчезновения предметов всегда пытаются использовать эту гипотезу. В частности, временные или безвозвратные исчезновения вещей обычно объясняют тем, что их взял кто-то из семьи и (или) забыл об этом, или не хочет по каким-либо соображениям признаться в этом. Часто это считают результатом своей забывчивости при машинальных действиях (стереотипные машинальные действия не остаются в памяти), забывчивости или шуток близких людей, а иногда и воровством.

   В воровстве часто подозревают соседей. Так, в Бирюлевском ПГ, например, жена, после того как установили на двери три замка, а это не помогло, и вещи продолжали пропадать, ушла с работы и стала безотлучно сидеть дома. Так как, несмотря на это, вещи продолжали исчезать, она выдвинула гипотезу, что сосед по ночам проникает к ним через лоджию. Установили замок на двери лоджии, но и это не дало результата, и она обратилась ко мне.

   Судя по тому, что пропадали не ценные вещи, что часть вещей просто портилась (рвалось, прожигалось и пачкалось белье, еще находившееся в ящиках, не распакованных после переезда, или в шкафах, облысел ковер, висевший на стене), - это был ПГ, который, как ему свойственно, играл на, видимо, наиболее чувствительной струне хозяйки - бережливости.

   3.2.6.2. Гипотеза розыгрыша

   Боюсь, что публикация этой книги даст и вредные последствия, так как приведет к розыгрышам, при которых шутники будут имитировать наиболее легко создаваемые ПГ-явления (стуки или пропажи и появления предметов), чтобы напугать близких или знакомых перспективой начала ПГ, а потом посмеяться над их доверчивостью или пугливостью. Так, остряки и шутники уже используют ставшую широко известной тему НЛО. Мне уже пришлось слышать на улице разговор двух милиционеров, в котором, явно в шутку, предлагалось списать какую-то криминальную пропажу на ПГ.

   Пока же ПГ в нашей стране в шутку не разыгрывались. Если же такие розыгрыши начнутся, то определить, шутка ли это, можно будет или по отсутствию полевого следа НЛО у "появившихся" после пропажи предметов (см. п. 2.1.4), или по отсутствиюв ПГ не выполнимых для шутников феноменов. Следует иметь в виду, что в ряде случаев ПГ сам устраняет подозрения в естественных, тривиальных причинах загадочных событий, демонстрируя наряду с явлениями, которые можно как-то объяснить, такие (типа телепортации), которые явно в возможностях только ПГ (см. п. 2.1.1.10.3).

   Если же такое не произойдет, следует придерживаться презумпции естественности (если нет доказательств, что это ПГ, считать похожее на ПГ событие, имеющим естественное происхождение). Однако полезно будет подробно записать информацию о таком событии, чтобы в дальнейшем, если произойдут другие, однозначно отождествляемые с ПГ события, объединить их в общую картину ПГ. Иногда отдельные ПГ-события или их группа происходят за месяцы или даже за год до начала большого ПГ.

   3.2.6.3. Гипотеза тестов психологов

   Имитация некоторых феноменов ПГ проводилась психологами за рубежом для изучения реакции людей на них.

   Такие случаи у нас маловероятны по двум причинам. Во-первых, общественное сознание у нас еще не насыщено информацией о ПГ, которая за рубежом стала общеизвестной по мистическим фильмам и фильмам ужасов, в которых показывают легко создаваемые кинотрюками многие феномены ПГ. И, во-вторых, у нас слишком мало психологов и у них слишком много более актуальных задач, чтобы они могли заниматься такими исследованиями.

   По мере "просвещения" нашей публики, роста числа психологов и появления у них времени для таких исследований, что будет еще не скоро, возможно, и у нас появятся такие случаи - тесты психологов. Пока их у нас не было.

   3.2.6.4. Гипотеза фокусника

   Имитация ПГ молодым человеком, обучавшимся в школе фокусников, была в Англии. Он хотел убедиться в достаточности приобретенной им квалификации. Исследователи ПГ разоблачили его, но не сразу, а после затраты на это нескольких дней и с использованием скрытых видеокамер.

   У нас я пока встретился только с предложением со стороны президента Общества профессиональных фокусников России пригласить его на ПГ, чтобы он смог разоблачить семью, если она имитирует ПГ.

   3.2.6.5. Гипотеза детей-мистификаторов

   Дети-мистификаторы могут из озорства пугать своих родителей или друзей имитацией феноменов ПГ, о которых они прочитали или узнали по телевизору. Комиссия уже сталкивалась со случаем, когда девочка, взяв на себя роль голоса ПГ, запрещала отцу выпивать. Для убедительности она имитировала незаметным бросанием самополеты предметов. Разоблачить таких детей довольно легко, подсматривая за их действиями с помощью зеркал.

   Сталкивались мы и со случаем, когда юноша - фокальное лицо уже окончившегося ПГ стал имитировать его продолжение, вводя в заблуждение исследователя. При этом он использовал информацию об ожидаемых действиях ПГ, которую получал от исследователя, придерживавшегося мистико-оккультных убеждений. Такая тактика давала успех, пока не подключился исследователь-материалист, у которого мистический антураж, не встречавшийся в других ПГ, сразу же вызвал подозрение в обмане, подтвердившееся в дальнейшем.

   3.2.6.6. Гипотеза обмана

   Зарубежные исследователи ПГ жалуются, что у них от 50 до 95% сообщений по поводу ПГ являются обманом. Некому душу излить одинокой пожилой леди. Хочется получить новую муниципальную квартиру. Развлекаются подростки. Владельцу гостиницы требуется реклама его "дома с привидениями" и т.п.

   У нас появились лишь первые ласточки такого. Есть уже одна попытка ускорить переселение в новую квартиру жалобами на ПГ. При этом в качестве доказательства того, что у них в квартире идет ПГ, предъявляли дефекты на посуде, сколы на ее краях и т.п. Отсутствие полевого следа и наблюдений перемещений и других феноменов ПГ позволили установить, что эти жалобы на ПГ имеют корыстное основание.

   На две сотни ПГ этот случай плюс два случая детей-мистификаторов - пока немного.

   3.2.6.7. Гипотеза непроизвольного телекинеза

   Эта гипотеза возникла в США (д-р Стивенсон, 1972) и, до того как у нас появились отечественные исследования и гипотезы ПГ, была заимствована нашими парапсихологами из энциклопедии парапсихологии под названием "возвратного спонтанного психокинеза".

   Гипотеза предполагает возможность неосознаваемого непроизвольного телекинеза подростков, находящихся в периоде полового созревания (в так называемом пубертатном периоде). Она опиралась на то, что в ряде случаев фокальными лицами являются подростки, для которых характерно сильное неудовлетворенное желание самоутверждения и у которых возникают неадекватные реакции и аномалии поведения.

   Гипотезе противоречит ряд существенных фактов. Значительная часть ПГ (более половины) происходит вообще без участия подростков. Если они и есть в семье, то много событий в квартире, в которой идет ПГ, происходит без них, когда они в школе, на прогулке, у родственников или в другом городе. Если считать, что они способны телекинетически непроизвольно вызывать разнообразные ПГ-события на большой дистанции (наиболее известная Кулагина, например, могла двигать легкие предметы лишь на расстоянии 10-30 см от ее ладоней), да еще двигать предметы с огромной скоростью и весом в сотню килограмм, то следует считать таких подростков обладателями феноменальных способностей к телекинезу в миллион раз больших, чем у самых выдающихся в этом деле взрослых людей. Но проверки показали, что эти подростки (как и остальные участники ПГ) ни во время, ни после ПГ не обладают ни малейшей способностью к сознательному или неосознанному телекинезу. Не согласуется эта гипотеза и с тем, что подростки - фокальные лица, как правило, больше, чем остальные члены семьи, бывают жертвами ПГ и подвергаются пугающим и ужасающим воздействиям с применением сильной боли. Вряд ли, даже непроизвольно, они могут желать себе это. И, наконец, люди, действительно обладающие способностью к телекинезу вне связи с ПГ, ни разу не проявляли ее непроизвольно, а добивались телекинеза только после длительных тренировок, многократных попыток и предельного сознательного сосредоточения и напряжения способности к телекинезу.

   3.2.6.8. Гипотеза сумасшествия

   Во многих ПГ высказывалось подозрение, что его источником является психически больной. Ведь от сумасшедшего можно ожидать чего угодно: пиромании (как подозревали в Енакиевском ПГ и мальчика, и даже отца), бессмысленного бросания предметов, опрокидывания мебели (как считали в Измайловском ПГ некоторые психиатры) и т.д. и т.п.

   Однако ни в одном случае проверки психиатрами участников ПГ не дали подтверждения этой версии. И до, и после ПГ его жертвы были совершенно нормальными людьми. А по зарубежной статистике процент психически больных, способных на поджоги и другие действия ПГ, среди фокальных лиц даже меньше, чем в среднем по стране. Некоторые слабые нервные и психические аномалии среди них есть, как и у примерно 30% людей, есть и эпилептики, но это не те отклонения, которые нужно иметь, чтобы в приступе безумия разыгрывать события ПГ.

   Доводом против этой версии является и то, что "каждый по-своему с ума сходит", а ПГ имеет воспроизводимые во всех ПГ закономерности, чего не было бы при действиях сумасшедших.

   В случае же единственного "участника-наблюдателя" ПГ-событий не исключено (особенно если это контактер и нет характерных феноменов ПГ), что в данном случае имеет место проявление психической болезни у информированного о ПГ человека. Использование научных и т.п. представлений в маниях психически больных ("на меня воздействуют облучением", ультразвуком, рентгеном, радиоволнами и т.п. или гипнозом, или психооружием) - распространенное явление в случаях мании преследования. В этих случаях необходима проверка на наличие полевого следа ПГ в предметах, якобы перемещенных ПГ, если и так не ясно, что это психически нездоровый человек.

   3.2.6.9. Гипотеза коллективного психоза

   Подозревали и всех присутствующих в коллективном психозе, ссылаясь на случаи, бывшие в средневековье, когда "одержимость дьяволом" или кликушество охватывали группы женщин, а безумная пляска (тарантелла) захватывала сотни людей.

   По этой гипотезе вся семья - жертва ПГ и все, кто посещал ее и был наблюдателем ПГ-феноменов, по существу, объявлялись сумасшедшими. Правда, временно. У них якобы возникали галлюцинации, и эти события им только казались. В другом варианте - они коллективно делали все эти безобразия, а потом, очнувшись, не могли вспомнить, что все это они сделали сами, и свалили их на ПГ.

   В литературе по психиатрии указывается, что психические болезни не заразны, что галлюцинации индивидуальны и возникают независимо от других. Если в одной палате галлюцинации даже и возникают одновременно у группы пациентов, то у каждого они своего содержания. Поэтому, поскольку в ПГ все видят одно и то же и материальные следы соответствуют наблюдавшемуся, галлюцинацией ПГ не назовешь.

   Кроме того, "галлюцинации не возникают изолированно, они всегда лишь одно из проявлений психоза", указывают психиатры. Это означает, что здоровый человек не может просто прийти на место ПГ и, "прогаллюцинировав" за компанию вместе со всеми присутствующими, уйти по-прежнему здоровым. Как уже указывалось, все жертвы и наблюдатели ПГ ни разу после обследования психиатрами не были признаны сумасшедшими.

   3.2.6.10. Гипотезы гипноза

   Группа гипотез, связанных с гипнозом, была выдвинута начальником лаборатории, изучающей измененные состояния сознания, В.Г. Исаковым, которому было поручено провести изучение ПГ от имени современной науки.

   3.2.6.10.1. Гипотеза провокационного ПГ

   В этой гипотезе Исакова один из участников событий ПГ, используя свои гипнотические способности, сам совершает перемещения и тому подобные действия, внушая остальным присутствующим, что это происходит самопроизвольно.

   Как известно, гипнозу подвержено лишь 15% людей. Никто не отбирал по признаку способности гипнотизироваться ни в одном из ПГ приходящих на место ПГ родственников, соседей, милиционеров, пожарных, любопытных и исследователей. Поэтому разоблачение таких доморощенных гипнотизеров происходило бы в 85% ПГ, если бы был один случайный посторонний наблюдатель (предположим, что все генетически связанные члены семьи легко гипнотизируются). Если таких наблюдателей два, то разоблачение было бы в 97,5% случаев, если три - то в 99,95% и т.д. Однако среди тысяч литературно зафиксированных ПГ не было ни одного с таким исходом.

   Кроме того, даже профессиональные гипнотизеры затрачивают не менее минуты на введение в гипноз, в течение которой производят действия, остающиеся в памяти загипнотизированного после сеанса. А таких воспоминаний о характерных для введения в гипнотическое состояние действиях у жертв ПГ исследователи не встречали.

   Если бы эта гипотеза была справедлива, то чем больше посторонних наблюдателей присутствовало бы в эпизодах ПГ, тем реже могли бы происходить ПГ-события. И большая их часть была бы в тех случаях, когда в комнате или квартире оставался бы один такой злодей-гипнотизер, сознательно в одиночку причиняющий ущерб своей семье. И ПГ не был бы "спектаклем для зрителей", при котором максимум активности ПГ наблюдается при пяти наблюдателях.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz