UCOZ Реклама

   7.6. ДОГАДАЛИСЬ ЛИ МИСТИКИ И ОККУАЬТИСТЫ О РОЛИ ПРИШЕЛЬЦА

   7.6.1. По определению атеистического словаря (Политиздат, 1983, с. 559), "мистицизм (от греческого mistikos - таинственный) - широкое понятие, в котором объединены семь более узких понятий:

   1) признание сверхъестественной сущности у явлений природы и общества (например, объяснение событий в жизни человека предначертаниями судьбы, хиромантии, астрологии или кармы);

   2) такие религиозные, идеалистические и философские учения, как теософия (богопознание), антропософия (человекопознание) и т. п.;

   3) восточные верования и культы: Индии (буддизм, брахманизм, йога), Китая (даосизм), Японии (дзэн), Ирана (суффизм), иудаизма (каббала и хасидизм);

   4) пережитки первобытной веры в духов (спиритуализм и спиритизм) и в волшебные безличные силы в виде оккультизма, колдовства и т. п.;

   5) различные формы магии в быту (суеверные приметы, гадания, ворожба и т.п.);

   6) мистификация всех форм проявления жизни и деятельности людей (от мистической пищи до мистического секса);

   7) в период идеологической борьбы и "холодной войны" марксисты относили к мистицизму и изучение с позиций науки таинственных феноменов, яростно выступая против работ и открытий в этой области.

   7.6.2. В более кратком определении мистицизм - это вера в непосредственное сверхчувственное взаимодействие людей со сверхъестественным, не объясненное наукой. В большей или меньшей степени мистицизм входит в религии, в идеалистические и некоторые философские учения, сращиваясь с ними, пронизывая их, укрепляя их и, в свою очередь, поддерживаясь ими.

   7.6.3. По определению того же словаря "оккультизм (от латинского occultus - тайный) - антинаучное мистическое учение, рекомендующее изучать сверхъестественные безличные силы, которые якобы существуют в природе, персонифицируются в заклинаниях и обрядах и могут быть подчинены человеку. Это смесь магии древнего мира с фальсифицированными научными данными".

   7.6.4. Мистицизм и оккультизм, по-моему, возникли, как и религии, на почве тех же проявлений деятельности П, которые рассматриваются в этой книге. Но из-за того, что они возникли в древности с первоначально заложенными ошибочными предположениями о их источнике, их развитие шло в виде нагромождения все большего количества нелепостей. Груз старых ошибок не позволил и не позволит мистицизму прийти к правильной картине мира. Хотя, возможно, из лагеря мистиков и будут раздаваться по поводу некоторых идей, развиваемых в этой книге, заявления типа: "Мы же говорили! Вот видите, мы были почти на правильном пути!" Но это связано лишь с тем, что в мистицизме и оккультизме рассматриваются те же феномены аномалистики, которым посвящена эта книга.

   7.6.5. Однако эту книгу нельзя относить к современному развитию мистицизма или оккультизма. Я пришел в область "странного" из науки и материализма, чтобы найти научные материалистические объяснения тому, от чего до сих пор открещивалась ортодоксальная наука, не занимавшаяся этой областью фактически из-за неспособности ученых дать ей объяснение. При этом они делали вид, что аномалистика недостойна их внимания, хотя прекрасно знали, что исследование исключений из правил движет науку вперед. Объявляя еще не объясненное наукой паранаукой и отказываясь от исследований рассмотренных в книге феноменов, как от скомпрометированных религиями, идеализмом, мистицизмом и оккультизмом, ортодоксальные ученые отдали их на откуп тем, кто использовал реальные факты этих феноменов для поддержки давно устаревших заблуждений. Когда я своими глазами увидел НЛО, полтергейсты и феномены парапсихологии и убедился в реальности того, от чего сам открещивался когда-то вместе с ортодоксами, доверяя их мнению, что "чудес на свете не бывает", то я решил сам разобраться во всем этом. Как известно, с фактами спорить нельзя. Можно спорить только с трактовками фактов. Чем я и занялся, использовав обычные научные методы, подходы, знания, умения и способности, чтобы разобраться с "паранаукой". А так как при этом приходится вести бой с идеализмом, мистицизмом и оккультизмом на давно освоенных ими территориях, на которых они резвились тысячи лет, пришлось рассмотреть "навороченные" ими за это время представления, альтернативные моим объяснениям. И чтобы не быть обвиненным в том, что я откинул их объяснения, не познакомившись с ними, пришлось "проработать с карандашом" более 80 книг и несколько сотен статей.

   7.6.6. В генеральном каталоге Российской государственной библиотеки карточки книг по оккультизму заполняют целый ящик. Почти все они переводы и относятся к дореволюционным изданиям. Можно представить, какое огромное количество книг было выпущено за рубежом после 1917 г., не говоря о статьях, выходивших в десятках стран (в Италии, например, сейчас выходит 20 оккультистских журналов). Поэтому обозреть, тем более детально, весь массив этой литературы невозможно, да и не нужно для этой книги. Остановлюсь, причем кратко, лишь на основных направлениях и вехах развития мистицизма и оккультизма, что позволяет понять, какова цена их базы.

   7.6.7. Некоторые читатели не захотят утруждать себя ознакомлением с критикой оккультизма, оценив его с первого взгляда как "чушь собачью". Но книгу эту будут читать в основном люди, интересующиеся необычным, среди которых много уже "заразившихся" оккультизмом. На оккультистские писания наталкиваются большинство людей, стремящихся самостоятельно и поглубже разобраться в таинственном, которые ищут ответы в литературе или посещали оккультистские (так как других нет) лекции и кружки. Этих людей следует убедить в ошибочности оккультизма. А те, кто еще не заразился этим вирусом, нуждаются в профилактической прививке от него. Поэтому я рекомендую им прочитать этот раздел.

   7.6.8. Как уже упоминалось, реальные корни у мистицизма и оккультизма общие с рассмотренными в п. 7.5 религиями. Это сновидения, парапсихологические феномены и "чудеса" вмешательств П в дела людей. Часть мыслителей древности, желавших понять (а понять - это значит найти объяснение) окружающий мир, пошли не по пути придумывания богов или одухотворения и антропоморфизации сил природы, а оставили источник сил в природе безличным и внешним по отношению к природе и человеку. Поражаясь наличию порядка в окружающем мире, заставляющем думать о его разумной организованности, если не кем-то, то чем-то, люди искали источник этого в наличии сверхъестественного мирового порядка или некоего мирового разума, организующего мир. Платон, например, считал, что независимо от человеческого ума существуют некие "идеи", которые, располагаясь в потустороннем "умном месте", служат образцами вещей, являющихся их неисчислимыми копиями.

   7.6.9. Пытаясь как-то обойтись без конкретных человекоподобных богов, неприемлемых для критического разума, философы-мистики искали, естественно без каких-либо доказательств, объяснение мировому порядку в аниматизме (наличии безличной силы, действующей в природе и влияющей на жизнь людей), в пантеизме (в котором бог слит с природой) и панентеизме (мир пребывает внутри бога, а бог проявляет себя в мире), в гилозоизме (вся материя, вплоть до отдельных атомов, способна ощущать и мыслить), в деизме (бог - только безличная первопричина мира, находящаяся вне его, который, установив свои законы, уже не вмешивается ни в развитие природы, ни в дела людей). В этих захватывающих дух при их сотворении поисках модели мира и переборе всех возможных вариантов предположений еще в период античности появился и материализм (природа и материя никем не сотворены, первичны и самодостаточны, а человек с его сознанием - это продукт развития материи).

   7.6.10. На фоне борьбы философских мистических идей возник и развился и оккультизм, поглотив почти весь мистицизм (исключая ранее рассмотренные в п. 7.5 религии). В оккультизме существующие в природе силы якобы могут быть подчинены человеку с помощью заклинаний и обрядов или в состоянии транса и экстаза. Оккультизм возник из первобытной веры в колдовство и магию (см. пп. 7.5.7-8) и поэтому сохранил все направления магии - вредоносное (черная магия для насылания "порчи" врагам) и полезное (белая магия) со своими подразделениями: лечебная магия (связанная с народной медициной - траволечением, психотерапией - заговариванием и биополевым лечением), защитная (амулеты, заговоры и т.д.), промысловая (для поиска, приманивания, убийства или поимки зверя), любовная (привораживание и т.п.), аграрная магия (колдовские приемы воображаемого воздействия на урожай, домашних животных, вредителей, вызывание или прекращение дождя) и т.д.

   7.6.11. Оккультизм делят также на экзотерический, изучающий внешнюю форму явлений, и эзотерический, который относится к внутренней их сущности и декларируется как доступный только посвященным в тайные знания, получаемые после прохождения неких обрядов. Правда, посвященные оказались довольно болтливыми и стали излагать "тайны" на папирусах, пергаментах и бумаге. Зафиксированное письменно, в отличие от устно передаваемого, с одной стороны, долго и без искажений сохраняет информацию (все, что не записано, забыто!), но с другой - все записанное рано или поздно становится доступным для чтения и переписывания теми, кто не заинтересован в сохранении тайны. В результате уже не одну тысячу лет все желающие могли читать о "тайных" знаниях оккультизма.

   7.6.12. В начале XX века оккультисты Европы разработали следующую общую схему разделов "тайных наук" оккультизма.

   7.6.12.1. ОТДЕЛ ОБЩЕГО ОККУЛЬТИЗМА.

   7.6.12.1.1. Герметическая философия, или философия оккультизма.

   7.6.12.1.2. Метафизика, или философия физики.

   7.6.12.1.3. Каббала, наука о Боге, Вселенной и человеке во всех их соотношениях, гематрия и нотарикон.

   7.6.12.1.4. Тора, или сотворение форм.

   7.6.12.1.5. Пифагорейство, или сотворение знаков.

   7.6.12.1.6. Иероглифика.

   7.6.12.1.7. Наука о числах.

   7.6.12.2. АСТРОЛОГИЯ ОБЩАЯ.

   7.6.12.2.1. Астрология, или определение судьбы человека на основании расположения планет в момент его рождения.

   7.6.12.2.2. Физиогномика, или определение характера и судьбы человека по чертам лица.

   7.6.12.2.3. Хиромантия, или определение характера и судьбы человека по линиям руки.

   7.6.12.2.4. Книга Тота, или символы Таро - свод главнейших положений древнего оккультизма.

   7.6.12.3. ПСИХУРГИЯ.

   7.6.12.3.1. Медиумизм, или постижение сверхчувственного мира при посредничестве медиума, лица, одаренного способностью выделять без участия воли астральное тело.

   7.6.12.3.2. Магнетизм, или учение о флюидах, пронизывающих живую и неживую природу.

   7.6.12.3.3. Психометрия, или способность воспринимать картины прошлого, связанные с теми или иными предметами.

   7.6.12.3.4. Сомнамбулизм или гипноз, включая летаргию и каталепсию.

   7.6.12.3.5. Телепсихия, или ясновидение.

   7.6.12.3.6. Телепатия, или способность выделять усилием воли астральное тело, которое может быть направлено в любое место.

   7.6.12.4. АЛХИМИЯ.

   7.6.12.4.1. Алхимия, или герметическое искусство превращения элементов посредством "философского камня", дарующего бессмертие и высшие магические способности.

   7.6.12.5. МАГИЯ.

   7.6.12.5.1. Белая, или благодетельная, магия, управляющая астральными силами.

   7.6.12.5.2. Черная магия, или колдовство, включая некромантику.

   7.6.12.5.3. Герметическая медицина, низшую ступень которой представляет натуропатия, а высшую - священная терапевтика.

   7.6.12.6. ТЕУРГИЯ.

   7.6.12.6.1. Теургия, или божественное чудо, с помощью которого удается изменить ход событий и предназначенную человеку судьбу, заклиная духов.

   7.6.13. Приведенный выше перечень заметно отличается от более старых перечней "тайных наук". В частности, в нем отсутствует мантика - древние способы гаданий: вызовом душ из ада, кристалломантия (по зеркалу), геомантия (по воде, огню), лекомантия (по кипящему в котле маслу), тиромантия (по дырочкам в сыре), дактиломантия (по магическим перстням), ониксомантия (по ногтю юноши-девственника на ноге, смазанном маслом с сажей), омфаломантия (по форме пупка), арифмомантия (по цифрам), рапсодомантия (по старинным стихам), по фимиаму, золе, по расплавленному воску и олову, по полету и крику птиц, гаруспиция (пророчества по внутренностям животных), цефаломантия (по голове осла, зажаренной на горящих углях), острагаломантия (с помощью "бабок" и других костей жертвенных животных), скалуломантия (по лопаточной кости животного) и т.п.

   7.6.14. Отличается этот перечень и от перечней, создаваемых современными оккультистами (см. п. 3.2.4). Их стремление не отстать от жизни привело к включению в оккультизм всей аномалистики, и в том числе НЛО, а также элементов йоги, кармы и ряда других компонентов восточных культов.

   7.6.15. Оккультизм претендует по формулировке, приводимой Папюсом Пиоббом в кратком введении к "Древней высшей магии", на то, чтобы считать себя "стройной философской системой, имеющей целью систематизировать знания, чтобы установить законы, управляющие всеми явлениями видимого и главным образом невидимого мира. Он состоит из группы наук и знаний, изучающих невидимый мир и его проявления в видимом мире".

   7.6.16. Главнейшей задачей оккультизма Пиобб считает "познание сокровенных тайн мироздания, жизни и смерти". И далее: "В противоположность материализму, признающему лишь одно начало - материю, оккультизм признает три начала и три плана существования:

   1. Мир духовный или божественный, поддающийся исследованию с помощью аналогии. Представителем его является дух.

   2. Мир духовный или астральный, доступный наблюдению лишь при известных условиях. Представителем его является энергия или сила.

   3. Мир физический, познаваемый внешними чувствами. Его представитель - материя.

   Предания оккультизма, - продолжает Пиобб, - ведут свое начало из глубокой древности. Сокровенные тайны оккультизма ревниво оберегались египетскими жрецами и индийскими браминами и передавались частью устно, частью письменно только посвященным. Письменные сочинения оккультного характера написаны символически и условно и доступны пониманию лишь посвященным".

   7.6.17. Рассмотрим эту заявку. Во-первых, оккультизм не может считаться философской системой. Философия (в переводе - любовь к мудрости) когда-то в древности относилась к тому, что сейчас называют "разговором про жизнь", что видно при чтении собрания сочинений Аристотеля и Диогена Лаэртского ("О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"). Но сейчас философия уже стала наукой о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, бытие, мышление и процесс познания. А оккультизм не может быть отнесен к науке, так как ни одно из его положений не обосновано научно, ибо не отвечает критериям истинности, разработанным в науке, и не подтверждено воспроизводимыми в разных лабораториях и условиях экспериментами.

   7.6.18. Во-вторых, никакой стройности в слагающих оккультизма нет, так как он по своему происхождению и содержанию полностью эклектичен (собран из кусков, взятых из разных культов и учений), что видно из перечня его разделов (см. п. 7.6.12) и из истории его развития (см. пп. 7.6.22-41). Нет системы и упорядоченности в приведенной в п. 7.6.12 классификации разделов оккультизма. Манипуляции со словами и числами включены несколько раз и в каббалу, и в пифагорейство, и в иероглифику. Физиогномика и хиромантия отнесены к астрологии (хотя общее с ней только их назначение для предсказаний "судьбы"). Но ни в астрологии, ни в оккультизме нет никаких упоминаний о результатах проверки, обязательной для научного подхода, сходимости предсказаний, полученных астрологией, физиогномикой, хиромантией, гаданиями и ясновидением, включаемыми в оккультизм. Если бы была система, то проверка сходимости и ее наличия как обязательные в научных системах была бы проведена и всячески использовалась бы сторонниками оккультизма для его рекламы. Этого нет.

   7.6.19. Оккультизм, в-третьих, не создал и не порождает полезные знания. Результаты материалистической науки и техники дали все то, что нас окружает и чем мы пользуемся ежеминутно и всю жизнь. Материализм поднял человечество из дикости до современного могущества и комфортного уровня. Ни тайные знания оккультистов, ни религии ничего подобного не дали. Им нечем отчитаться. Более того, они только мешали развитию науки и прогрессу.

   7.6.20. В-четвертых, синтез знаний, якобы проведенный оккультистами, тоже не родил ничего. Горы того, что они навыдумывали, насочиняли и нафантазировали, не помогают им достичь даже личного благополучия, хотя по их словам они могут даже " изменить ход событий и предназначенную человеку судьбу". Те из них, которые смогли заработать на "тайных знаниях", добились этого обманом (аферисты типа Калиостро, придворные алхимики, астрологи и гадатели). Обманом легковерных простаков занимаются и современные оккультисты-профессионалы. В Париже, например, в 1980 г. было 50 тыс. астрологов и гадалок и 3700 только официально зарегистрированных кабинетов ясновидения.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz