UCOZ Реклама

   3.2.3.2. Гипотезы Дьявола и Сатаны

   Как уже указывалось, дьяволы или демоны эквивалентны ангелам - злым духам, а Сатана, называемый и Дьяволом, - их предводитель и владыка ада.

   У греков и римлян не было бога обобщенного зла, хотя были боги таких не менее обобщенных и абстрактных понятий, как Юности, Согласия, Лихорадки и т.п. Не было его сначала и в иудаизме, и в христианстве. В Ветхом Завете Вельзевул был божеством идолопоклонников, сосуществующим с Богом, но менее могущественным, чем Бог иудеев. Живя в пустыне, евреи придумали и специального злого бога Синайской пустыни - Азазела, в жертву которому выгоняли в пустыню "козла искупления", нагруженного грехами Израиля.

   Их Бог Ягве (Яхве, Иегова или Господь христиан) был сначала и белым, и черным богом, создававшим и добро, и зло. По Ветхому Завету Библии он ревнив, свиреп, неумолим и часто несправедлив. Его кары неадекватны поступкам, и месть его не разбирает виновных и невиновных, людей и животных.

   Будущий Сатана был в самом Яхве. Но постепенно, как и в других религиях, по мере усовершенствования христианства Бог очищается от функций зла, которые перекладываются на анти-бога, испортившего мир.

   Расцвет Сатаны в христианстве произошел в средние века, когда в принявшей жестокие формы борьбе с другими религиями и за власть над людьми был сформирован образ Сатаны. Его биографию создали те же авторы, которым церковь обязана своим расцветом.

   Видимо, не стоит использовать метод, примененный при рассмотрении гипотез домовых и чертей, - сопоставление приписываемых им функций и черт с феноменом ПГ. Литература средневековья, посвященная Сатане и его дьяволам, колоссальна. При знакомстве с ней бросается в глаза огромное число вариаций и явно фантастических событий, не повторяющихся ни до, ни после средневековья, что выдает их вымышленность.

   Прошу поверить мне на слово, что, как и в случаях с домовыми и нечистой силой, свойства и действия, приписываемые Сатане, не совпадают с феноменами ПГ.

   Достаточно одного, главного, самого веского доказательства ложности гипотезы Сатаны. Основной целью и завершением действий, приписываемых Сатане (Дьяволу), было получение души их жертвы немедленно (покупкой, обманом) или после смерти за счет введения человека в смертный грех. Если бы гипотеза участия Сатаны в ПГ была бы верна, то эти цели в виде требования или предложения продажи души или введения жертв ПГ в грех были бы заметны во всех ПГ. Однако ни в одном из ПГ, как описанных в литературе (и даже в старинной - см. ст. 1.28), так и в ПГ, изученных нами, не было никаких предложений со стороны ПГ по поводу покупки им душ жертв ПГ. Не толкал ПГ и на преступления или другие тяжкие грехи.

   Священник Родион в уже упоминаемой статье "Тайна ПГ" нашел лишь один близкий к этому случай, когда в общежитии Саратовского университета ночью в запертой комнате (утром она оказалась открытой, чего в ПГ при посещениях фантомами не бывает) появилась очень высокая женщина в длинном халате. Она присела на кровать и стала смотреть на девушку, которую уже разбирала злость и которая подумала: "Что им всем от меня надо?" Женщина немедленно отреагировала: "Отдай мне твое воскресение!". Но девушка ответила: "Ни за что на свете!".

   Во-первых, эти сновидческие контакты (две другие девушки ничего не видели и не слышали) относятся не к ПГ, а к контактерству, о видениях в которых, отражающих тезаурус контактеров, и не то еще рассказывают. Во-вторых, это не соответствует покупке - обычному способу приобретения души Сатаной и его подручными. "За так" сейчас ничего не получишь, и Дьявол должен об этом знать. В-третьих, не исключено, что предложение "отдать воскресение" относилось к какому-то "совместному" использованию этим привидением ближайшего выходного дня, а не к душе. Поэтому заключение священника Родиона, что "эту же цель преследуют демоны при своих контактах с людьми", "какой бы облик они ни принимали и в какие бы одежды ни рядились", следует признать не соответствующим истине.

   В полночь 29.01.93 мне позвонил муж жертвы Беломорского ПГ с просьбой помочь его жене. В нее "вселился дьявол" и мучает ее. Плачущим голосом она рассказала, что обращалась ко мне по поводу ПГ год назад. Три дня назад с ней в полусне произошел секс-ПГ (см. п. 2.4.2), при котором она не сразу поняла, что это был не муж. Телепатически ПГ объяснил ей сначала, что это был контакт с инопланетянином, а через короткое время "сознался", что он Дьявол, вселившийся в нее. За несколько часов он обучил ее телепатическому разговору с ним, так как она сначала отвечала голосом, вслух. Обучал терпеливо, начиная со слогов. Потом начались телепатические разговоры, в которых он выглядел веселым, но назойливым собеседником. Не давал этими разговорами ей спать, и за несколько суток ей пришлось поспать лишь два раза по часу.

   Телепатическое общение продолжалось и вне дома - на улице, в автобусе, в метро. Но в тот вечер, когда она позвонила мне, Дьявол стал требовать, чтобы она родила девочку, которую он заберет, чтобы воспитать из нее дьяволицу. А пока не дает ей ни есть, ни что-нибудь делать (трясет руки), заставляет петь песни и т.п., командует ею и подсказывает ей ответы.

   Через несколько дней они с мужем приехали ко мне. Нормальные, но сильно испуганные люди. Рассказали окончание этой истории. В конце ее телефонного разговора со мной "он" сказал, что уходит, так как она связалась со мной. Но "ушел" лишь на 15 минут. А потом у нее начались вызываемые ПГ непроизвольные "схватки". (У них уже есть двое детей, третьего не ждали. Опыт родов был.) "Он" комментировал ход "родов". ("Показалась головка" и т. п.) Когда ночью "роды" закончились, "он" забрал якобы рожденное, но еще некоторое время продолжал ее запугивать. А потом все кончилось.

   И во всей этой истории с участием "самого Дьявола" с его стороны не было никаких требований отдать или предложений продать ему душу этой женщины, ее мужа, детей и мысленно "рожденной" девочки.

   3.2.4. Оккультно-мистические гипотезы ПГ

   Сложность рассмотрения оккультно-мистических гипотез ПГ, как и всего, что связано с оккультизмом, в неопределенности и размытости их положений. Практически каждый оккультист имеет свой набор догматов и по-своему дает объяснение, как делается полтергейст и каковы его источники. Это связано с отсутствием в оккультизме общих для всех оккультистов концепций (парадигм).

   Современные и старые источники, из которых оккультисты получают эзотерические (тайные) знания, противоречивы, так как в отличие от религий оккультизм не имеет исчерпывающих канонических источников, а опирается на множество различных толкований, иносказаний и символов, сохранявшихся тысячелетия в непрочной памяти людей при устной передаче (ввиду тайности) ряда неоднозначных положений, создававшихся и эстафетно передававшихся "посвященным". Эти толкования в значительной части противоречат друг другу и продолжают размножаться с возрастающей скоростью при модернизации их в последние сотни лет с целью приспособить слишком уж архаичные представления к пониманию современниками и сделать их более правдоподобными.

   Положения и толкования оккультизма полагается принимать на веру без критического анализа, так как доказательствами и логикой оккультизм, как и религии, принципиально не пользуется, требуя слепой веры от своих сторонников. Это создает отбор, формирующий особый контингент людей, воспринявших оккультизм.

   В результате в зависимости от того, на какие источники в значительной степени случайно набредет человек в период освоения оккультизма, от того, что из них он воспримет в соответствии со степенью его доверчивости, а также от того, чем пренебрежет в меру сохранившегося скептицизма, у каждого оккультиста оказываются свои индивидуальные представления о духах, душах, психической энергии, астрале и тому подобных категориях, черпаемых из литературы или воспринимаемых на слух в платных кружках, в которых импровизируют на темы оккультизма "учителя", "лекторы" и "знатоки". То, что оккультизм считает свои утверждения недоступными научному познанию, позволяет его сторонникам свободно фантазировать, не заботясь о соответствии своих трактовок научным критериям познания: опоре на бесспорно проверенную научную базу, взаимоувязанности отдельных положений, внутренней непротиворечивости, логике доказательств, соответствию экспериментальным проверкам и т.д.

   Современный оккультизм в России включает в себя сформированные в древности и в средневековье разделы и трактовки герметизма, нумерологии и иероглифики, алхимии и метафизики, друидизма и каббалы, а также средневековую черную и белую магию, чародейство, колдовство и заговоры, герметическую медицину, всеобщую симпатическую связь или трансцендентальную связь, связь с загробным миром, духами и душами, культ мирового зла, сатанизм, объекты суеверий, ведьм и ведьмаков, оборотней, вампиров, таро, прорицания, некромантию и прочие виды гаданий для предсказания судьбы и хиромантию, физиогномику, астрологию, графологию, снотолкование - для того же. Кроме того, он включает в себя появившиеся в прошлом веке и позже спиритизм, теософию Е. Блаватской, А. Безант и Е. Рерих, антропософию Р. Штейнера, элементы христианства и его отдельных орденов, сект и ересей и в то же время элементы восточных культов, йоги, интегральной йоги Ауробиндо и... науки (точнее, наукообразной терминологии, применяемой не в том смысле, который вложен в эти термины наукой). В последнее время оккультисты присвоили себе и почти всю аномалистику, т.е. такие феномены, как парапсихологию, уфологию и даже традиционную (т.е. народную) медицину в том числе, а также полтергейсты, телекинез, аппорт (повреждение предметов "воздействием психики"), левитацию, вне- или сверхчувственное восприятие и познание, медиумизм, материализацию духов и медиумов, запись голосов "духов" на магнитофон и их текстов на компьютере, материализацию, дематериализацию и телепортацию предметов и людей, телестезию (ясновидение, яснослышание и передачу ощущений и чувств на расстояние), гипноз, мысленное внушение и чтение мыслей, прекогницию (знание будущего и вещие сны), знание прошлого, ряд феноменов уфологии, в том числе контакты с гуманоидами и телепатически или во сне с населением других планет, звезд и созвездий и даже галактик, с Богом и Мировым Разумом, контакты с посетителями - привидениями из Космоса, контакты с помощью автоматического письма, диагностику болезней по биополю, ксеноскопию (видение внутри тела человека), видение ауры, иридодиагностику (диагностику болезней по радужке глаза), диагностику по биолокационным рамкам, биолокацию, радиоэстезию (диагностика при помощи маятника), диагностику по информации из "Поля Всезнания". Оккультизм считает своими и целительство хиропрактикой (наложением рук или биополем рук), т.е. "магнетическими флюидами", остеопатию (мануальную терапию), натуропатию (камнелечение, траволечение), нашептывание, заговоры, опрыскивание наговоренной водой, окуривание, логотерапию (внушением, самовнушением), амулеты, обереги, передачу жизненных сил или биоэнергии, экзорцизм (изгнание дьявола или бесов из одержимых) и т.п.

   Как видно из приведенного перечня, оккультизм считает своей вотчиной все, что осталось вне науки, и в том числе всю "паранауку". По мере того как наука признает реальность и находит объяснение отдельным феноменам, они уходят из сферы оккультизма. Так было, например, с алхимией, превратившейся в химию и физику, с гипнозом, ставшим психомедициной, и рядом других разделов оккультизма, присвоенными им. Естественно, что перечисленные выше феномены, объяснить которые пока было не по силам науке, не могли получить надлежащего объяснения и в рамках архаических представлений оккультизма. Но "природа не терпит пустоты", и оккультизм, хотя и неправильно, но смело дающий хоть какие-то объяснения, занял экологическую нишу, в которой должна развиться наука аномалистика, что приводит к необходимости борьбы этой науки с оккультизмом.

   Из 21 гипотезы ПГ, указанной в энциклопедии оккультизма, мы рассмотрим лишь одну, наиболее распространенную, - гипотезу душ спиритуалистов.

   3.2.4.1. Гипотеза душ (духов) спиритуалистов

   В статьях оккультиста А. Приймы "ПГ - это дети, мертвые дети" и в его книге "Вести с того света" ("Мистерия", 1992 г.) утверждается, что ПГ производят или "психические сущности" умерших детей, или души детей, проклятых матерью, т.е. просто "посланных ими к черту". Основание? Очень простое. "Поведение всех ПГ - типично детское. Ребенок скучает, ему хочется пошалить. Вот он и шалит, по-детски радуясь, быть может, недоумению, даже страху хозяев дома". "Шутки" эти, как видно из аналитического обзора, носят подчас страшноватый, а то и откровенно устрашающий характер, что не очень-то похоже на нормальных детей.

   Эта точка зрения, объяснение и обоснование типичны для современных оккультистов. Доказывать, что ПГ не всегда выглядит как детское хулиганство, прочитавшим предшествующую часть этой книги мне кажется излишним. Легковесность же позиции Приймы очевидна каждому.

   Из приведенного рассказа-былички, записанного этнографами в Забайкалье, об исчезновении (при сохранении идущего из пустоты голоса) ребенка, сгоряча посланного его матерью к черту, выводится, что душа ребенка отделилась от тела и стала источником ПГ-явлений (голоса ниоткуда). Но это же означает, что тело стало мертвым, оставшись без души. Куда же оно делось? Почему тело стало невидимым? И почему же всем не известно о смертельной опасности одного из самых распространенных ругательств? Ведь все, что угрожает жизни людей, немедленно становится общеизвестным, и все опасное избегается.

   Объяснять ПГ действиями не душ, а психических или духовных сущностей (в формулировке оккультизма) умерших детей, тоже нет никаких оснований. Духовная сущность имеет несколько значений. В философии - это невещественное начало (в отличие от материального вещественного начала). В религии - это один из основных объектов веры ("бог-дух"). В идеалистических учениях - это первоначало мира. Ясно, что эти сущности не могут заниматься шалостями в стиле ПГ. Если же Прийма подразумевает под духовной сущностью душу человека, то почему ни в статьях, ни в книге Приймы не нашлось места, чтобы объяснить, каким образом "бестелесная", по определению, душа может совершать то, что описано в аналитическом обзоре и в приведенных в разделе "Свидетельства" статьях.

   Имеются также представления о духах, являющиеся пережитком первобытных верований, когда на почве бессилия против стихийных природных событий и невозможности их понять и объяснить у первобытных людей создались представления о действующих против них сверхъестественных силах. Тогда люди одушевляли явления и предметы окружающего мира, приписывая им по аналогии человеческие свойства, способности, желания и поведение. Они населили природу человекоподобными духами, управляющими ею. "В первобытных представлениях дух мыслился как невидимое, тонкое, "воздушное" существо; действия его уподоблялись дыханию или дуновению, - указывается в БСЭ, - что и дало ему название дух". Естественно, мы так далеко ушли от духов предметов (деревьев, источников, рек, леса, гор и т.п.) древних греков, от духов Солнца и Луны первобытных племен, от духов болезней человека шаманов, что не стоит тратить время на опровержение этих представлений и возможности их участия в ПГ. Однако отзвуки этих представлений вошли в религии и оккультизм.

   Единственное "свойство" души, подходящее для проведения ПГ, - это ее невидимость. Остальные "свойства" (впрочем, такие же вымышленные, как и невидимость) не совмещаются с возможностями создания феноменов ПГ. Душа свободно выходит из тела и проходит через стены при смерти, следовательно, все материальное проницаемо для нее. Как же она может двигать предметы, в том числе и тяжелые?! Она не дышит, не обладает телом и легкими, так как улетает "на небо", т.е. в космос, где нет воздуха, и может находиться там. Как же она тогда и чем может разговаривать?! Как она зажигает предметы и даже сжигает негорючие?! Как телепортирует воду и вещи?! Откуда душа ребенка, да и любая другая, знает все о всех людях? Оккультизм не дает и не может дать ответы на эти вопросы.

   Часть оккультистов считает приемлемыми религиозные представления, умудряясь как-то совмещать их с оккультистскими, хотя обратное отсутствует (все религии считают оккультизм не совместимым с религией).

   В иудаизме, христианстве, исламе душа - это особое нематериальное начало, противопоставляемое телесному, но связанное с жизнью, особенностями личности и способностями человека. Она бесплатно даруется при рождении богом и отторгается от тела при смерти. Она, как считают многие "простые верующие", бессмертна и ни в чем не нуждается: не пьет, не ест, не дышит, не имеет одежды и т.д. Чем после смерти занимается душа по представлениям западного христианства, хорошо описано в рассказе Марка Твена "Путешествие капитана Стормфилда на небо", к которому можно отослать желающих убедиться к непричастности души к ПГ в рамках религиозных и оккультно-религиозных представлений.

   С позиции православного богословия проблема душ наиболее подробно рассмотрена в книге архиепископа Луки Войно-Ясенецкого "Дух, душа, тело", написанной им в 1945-1947 гг. и опубликованной в 1993 г.

   Вопреки всеобщему убеждению, что душа есть только у людей, что она бессмертна и уходит из тела при смерти, архиепископ Лука доказывает на основании, правда, во многом неясных и противоречивых цитат из Священного Писания и других канонических источников, привлекая к тому же и некоторые логические и научные доводы, что души есть не только у людей, но и у всех животных, растений и даже у одноклеточных.

   Душой он считает "комплекс восприятии, мыслей и ощущений, пережитых живым существом". У человека она находится в мозге и погибает вместе с телом при физической смерти организма. "Душа - синоним жизни". Упоминания же в Священном Писаний о выходе души из тела при смерти человека - это оговорка, считает архиепископ, когда слово "душа" употреблено в общепринятом смысле как совокупность душевной и духовной деятельности.

   Исходя из этого можно отвергнуть гипотезу А. Приймы, что ПГ устраивается душами умерших детей.

   Однако надо разобраться с духом, остающимся после смерти, так как в религии он бессмертен и, возможно, может, по мнению верующих, что-то делать и после смерти человека.

   Дух у человека, как доказывается в книге Войно-Ясенецкого многими цитатами из Священного Писания, обретается в сердце, и он нечто большее, чем душа, так как душа - это лишь часть духа. По мнению архиепископа Луки, дух и духовная энергия - это источник и движущая сила всей органической и неорганической материи.

   Может ли дух умерших функционировать и тем более осуществлять воздействия типа феноменов ПГ, он, конечно, не объясняет. Логически, отделившись после смерти человека от погибших ума, души и сердца, дух теряет знания и специфику его личности и не должен нести печать того, что он при жизни был в нехорошем человеке.

   Но архиепископ Лука утверждает в своей книге, приводя факты чудесных исцелений и проявлений телепатии, ясновидения и других феноменов аномалистики, которые он заимствует из книги Шарля Рише и вслед за ним называет метапсихологией, что все они - проявления действий мифических существ, присоединяясь в этом к мнению Ш. Рише.

   В приводимом архиепископом Лукой заключении книги Ш. Рише "Трактат метафизики", изданной в 1908 г., многое звучит весьма современно. Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать его.

   "Самым вероятным объяснением несомненных метапсихических фактов надо считать существование иных, чем человек, разумных существ, которые окружают нас и могут вмешиваться в нашу жизнь, в наше развитие, хотя они чужды механическим, физическим, анатомическим и химическим условиям существования".

   "Почему бы не признать существование разумных могущественных существ, не принадлежащих к доступному нашим чувствам миру? По какому праву мы, с нашими ограниченными чувствами, нашим несовершенным разумом, нашим научным развитием, едва исчисляющимся тремя веками, смеем утверждать, что в неизмеримом космосе человек - единственное разумное существо, что всякая мыслящая реальность всегда нуждается в нервных клетках, окрашенных кровью?"

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz