UCOZ Реклама

   3.2. АНАЛИЗ ГИПОТЕЗ ПГ

   Критическое рассмотрение всех гипотез заняло бы очень много места, и читатель не выдержал бы огромного объема этого раздела.

   Кроме того, большая часть гипотез очень слабо разработана. В них присутствуют или только источники ПГ, или средства его реализации, или только цель. Если в остальных гипотезах упоминается больше одного компонента, то глубина их проработки весьма мала. Это затрудняет их анализ.

   Поэтому мы выбрали для анализа лишь ограниченное число гипотез, причем наиболее распространенных представителей отдельных групп, что позволяет более детально и обоснованно провести их анализ.

   Изложение этого раздела дано в порядке, соответствующем их расположению в таблицах классификации гипотез, где указаны индексы пунктов, в которых в этом разделе проанализированы эти гипотезы.

   3.2.1. Гипотезы мифических существ Домовой

   Эта гипотеза появилась раньше всех других, когда ничем другим, кроме духов, люди еще не могли объяснить причины даже обычных природных явлений и поэтому для их объяснения одушевляли все окружавшее и все стихии, приписывая этим духам многие человеческие черты.

   Из 35 таких существ, приведенных в классе мифических сущностей части европейских мифологий и 14 русских их разновидностей, мы рассмотрим для примера только одного - домового. Это наиболее частый персонаж из мифических существ, упоминаемых в предположениях "простых людей" об источнике ПГ. К тому же и полтергейст в вольном переводе, на русский - это домовой. Да и в нескольких ПГ на фазе контакта ПГ сам выдавал себя за домового или соглашался с высказанным предположением, что он домовой.

   В литературе о домовых указывается, что представления о них возникли из дохристианских славянских культов, в которых "защитителями домов" и покровителями семей считались духи предков (ими до сих пор они считаются в Китае). У Гумилева ("Русь и Великая степь") упоминается о духах предков - навиях, живших по представлениям древних славян в банях, где им оставляли скромные угощения. Считалось, что это от них остаются на рассыпанной в бане золе куриные следы.

   После победы христианства навии постепенно перешли в положение разновидностей нечистой силы - домовых, как постепенно были переведены в категорию нечистой силы и все другие объекты утраченных дохристианских верований и культов.

   Рассказы о добрых духах - домовых или "домашних чертях" были в основном собраны этнографами и фольклористами в конце XIX - начале XX века (Максимов С. "Нечистая, неведомая и крестная сила". 1903 и 1989 гг.). Рассматривая их, современные этнографы (Померанцева Э. В. "Мифологические персонажи в русском фольклоре". М.: Наука, 1975) отмечают, что их образы, отсутствуя в народном изобразительном искусстве, в песнях, сказках и былинах, жили лишь в "деловой" прозе как информация об их существовании, поведении, отношении к скотине и людям. Это исключило романтические и поэтические преувеличения и значительно упрощает задачу сопоставления приведенной ниже обобщенной информации о них с особенностями ПГ.

   1. Домовой - это дух заложенного в фундамент дома животного, считали некоторые крестьяне, уже забывшие, что он был духом пращура.

   2. Домовой есть в каждом доме, но он неуловим и неуязвим и видеть его нельзя. Те, кто говорит, что видели его, лгут, считалось частью народа.

   3. Домовые бывают двух родов - добрые (домовой-доможил) и злые (домовые-дворовые, причисляемые к злым духам).

   4. По ночам домовой ходит в образе человека.

   5. Домового можно увидеть невзначай у скотины или лошадей, глядя через хомут или надев его на себя. При этом надо накрыться бороной и целую ночь просидеть меж лошадей. Но смотреть надо одному, да и то, рискуя рассердить его.

   6. Те, кто считал, что видели его, описывали его в виде седого старика, одетого в местную одежду, который круглый год ходит босой и без шапки. В праздничные дни приодевается. Тело его, кроме лица и рук (некоторые считали, что и руки), покрыто белой шерстью. Седая длинная борода. Лицом похож на хозяина дома, но уши - лошадиные. Есть и другие местные варианты. Например, черный, лохматый, страшный, здоровый, как медведь, на голове шапка. Или - невелик, немного больше кошки, и туловище, как у кошки, покрыто серой шерстью, а лицо и руки - человеческие.

   7. При встрече с людьми домовой может принять облик мужчины или женщины и вступить в беседу, но при этом его может видеть лишь тот, с кем он беседует, а другие его не видят.

   8. Услышать домового можно, не видя его. Слышат его тихий плач, глухие сдержанные стоны, мягкий и ласковый, а иногда отрывисто-краткий и глухой голос в виде ответов, когда умелые хозяева успевают спросить его в подходящих случаях. Но это опасно, можно и заболеть.

   9. Так как домовой - дух, а духи могут превращаться, домовой тоже может принимать облик свиньи, теленка, серого барана, собаки, черного зайца, черной кошки, крысы, гадюки, лягушки, прыгающего мешка с хлебом или кормом и даже охапки сена.

   10. Изредка считали, что по внешнему виду домовой близок к черту, что он черный, холодный, и, если его ударить, рука "разбивается"; у него чуть заметны рога и небольшой подогнутый хвост. Но черт он домашний и обрусевший.

   11. У домового есть жена (доминя, домаха, домовиха, иногда кикимора, которая ночью выходит из подпола и прядет). Рассказывали, что есть у них и дети.

   12. Домовой приходит на печку погреться, если озяб во дворе.

   13. Домовые ходят в гости друг к другу. Иногда ссорятся, даже с ожесточением дерутся, чаще всего из-за корма, который воруют у чужой и носят своей скотине. Но отличить шум их драки от лошадиного топота и шараханья овец могут лишь чуткие люди.

   14. Чужой домовой приносит вред. Но в Вологодской губернии считали, что домовой не вторгается в дома, занятые другими домовыми. Живут они в согласии и в зимние буранные ночи собираются на пляски в какой-нибудь нежилой избе на краю деревни. Из нее тогда слышатся топот, визг, вой, лай и мяуканье.

   15. Местом пребывания домового считали верх потолка, подволоку (чердак), темные углы, запечье, под шестком, в чуланах, под порогом входной двери, подполье, а чаще всего - хлевы.

   16. Домовой - покровитель скотины. Он подсказывает хозяину желательную масть, одобряет или не одобряет купленную лошадь и другую скотину. Если одобряет, то поит, кормит, холит и гладит ее, заплетает гриву косичками, хвост корове завязывает бантом. Если не одобряет - мучает животное по ночам, привязывает хвостом к яслям, отнимает корм, гоняет, забивает под ясли, добивается, чтобы его продали. Чтобы помешать конокрадам, он может, вырядившись в хозяйское платье, всю ночь расхаживать по двору с вилами в руках.

   17. Домовые принимали еду, и им на заговины оставляли накрытый стол или выносили часть кушаний на скотный двор, где ставили их на топор, врубленный горизонтально, плашмя в левую верею ворот.

   18. Домовой обогащает за доброе к себе отношение.

   19. Он предсказывает будущее. Когда наваливается на спящего, отвечает на вопрос: "К добру или к худу?". Часто гладит сонных мягкой лапой. Это к добру.

   20. Увидеть домового в шерсти - к богатству.

  21. Домовой шутит и проказничает: по ночам стучит в подзыбке, громыхает посудой, щекочет сонных.

   22. Домовой перед несчастьем стонет, плачет или воет под печкой или в переднем углу подпола и непременно басом (перед пожаром, смертью, рекрутчиной). Если у трубы на крыше запирает заслонку - будет суд, кого обмочит ночью - заболеет тот человек, подергает за волосы жену - не спорь с мужем, а то прибьет, загремит посудой - угроза пожара. Если домовой скачет, песни играет, смеется, подыгрывает на гребешке - быть свадьбе в семье.

   23. Как охранитель и вещун домовой очень ценился, и при переезде семьи его приглашали за собой рядом ритуалов. Считалось, что если этого не сделать, то не будет водиться скотина и ни в чем не будет удачи.

   24. Домовой-доможил заботился о поддержании мира, порядка и благополучия в доме и не считался страшным. Он не губил, как коварная русалка, не топил, как могущественный водяной, не утаскивал в чащобу, как злой леший, а, рассердившись на недостойное поведение, непорядок в семье или в доме, за неуважительное к нему отношение или за неосторожное слово, лишь ущипнет, насадит синяков, спрячет какую-нибудь вещь и этим ограничится.

   25. Ленивым и нерадивым он вредит и помогает запускать хозяйство: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину, забивает ее в угол яслей, кладет ее вверх ногами в колоду, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи или полатей на пол хозяина, хозяйку и детей их. Чтобы помириться с ним, достаточно положить под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник, подарить разноцветные лоскутки, старинную копейку с изображением Егория на коне или просто горбушку хлеба, отрезанную от непочатого каравая.

   26. На злых домовых-дворовых "списывали" серьезные несчастья. Он мучает тех домашних животных, которых невзлюбил. Дружит только с собакой и козлом. Путает гриву лошадям, обрезает и ощипывает хвост. Не любит сивых, соловых, буланых (т.е. светлых) лошадей, белых собак и кошек. Может задушить новорожденных телят и овец, и поэтому их поселяли в дом. В отличие от доможила дворовый домовой весь мохнатый и относится к недоброй категории нечистой силы.

   27. Дворовый домовой "водит", т.е. заводит человека в опасное место или туда, куда он не предполагал идти.

   28. Ночью домовой душит хозяев, не освятивших дом, в основном главу семьи. Сейчас разобрались, что это проявления апноэ (медицинский термин) - ощущение удушья от остановки во время сна на некоторое время дыхания, которое бывает редко или часто у детей и пожилых людей. Большинство смертей (около 80%) начинается с апноэ. Когда оно слишком (на 5-7 минут) затягивается, сон переходит в потерю сознания и смерть.

   29. Домовой наваливается на яблоню, и она сохнет, пока ее не освятят.

   30. Ночью домовой в доме разбрасывает неубранную посуду, ищет еду, прядет, шалит и даже наносит людям увечья, столкнув с печи или с полатей.

   31. Он прогоняет мужика, легшего спать на дороге.

   32. Домовой выживает хозяина и ходит к женщине.

   33. Домовой распространяет болезни, крадет детей.

   34. Воспользовавшись неосторожностью людей, домовой обращает их в домовых или обращает умершего в домового.

   Как видно из приведенной сводки особенностей домовых, занятия, приписываемые домовым, отражали чисто крестьянские мифы. В них практически нет ничего, соответствующего быту городского и ремесленного населения России.

   Из перечня признаков домовых видно, что феномены ПГ не схожи с действиями домовых. Из более чем 320 упомянутых этнографами особенностей, признаков, свойств и специфических действий домовых лишь несколько (1,3%), да и то не полностью соответствуя, имеют место в ПГ:

   - щипки невидимки и прятанье вещей за обиды, нанесенные ему (см. п. 3.2.1.24), но щиплет домовой только за дело, а не просто так, и не возвращает вещи, как это происходит в ПГ;

   - домового видит лишь беседующий с ним (см. п. 3.2.1.7), что соответствует демонстрации призраков-галлюцинаций, изображения которых передаются при ПГ прямо в мозг;

   - действия Гоши и вид его в ПГ совпадает с видом домового, но только по представлениям крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии (см. п. 3.2.1.6).

   Это дает основание считать, что ПГ, случавшиеся на Руси, лишь в малой степени формировали миф о домовых и что представления о домовых, сохранившиеся до сих пор в устной традиции в деревнях и у части населения, недавно переселившейся в города, не могли послужить базой для описаний событий, фиксирующихся при ПГ, т.е. что ПГ не были вымыслом, заимствованным из поверий о домовых. Нет оснований предполагать, что ПГ мимикрировал в прошлых веках под домовых, так как из приведенных в п. 1.30 сведениях о ПГ XIX века в России видно, что содержание и почерк ПГ соответствуют современным, т.е. практически не изменились с тех пор.

   3.2.2. Гипотезы суеверий

   В гипотезах, в которых источником ПГ считаются действия колдунов, шаманов, магов, знахарей и чернокнижников (далее - колдунов), принимается, что они с помощью колдовских или магических действий и предметов, движений, жестов, плясок (камлания), заклинаний, заговоров и наговоров могут вызвать ПГ (порчу, сглаз и т.п.) и создают ПГ по собственному желанию или по заказу врагов жертв ПГ.

   Согласие с этим означает признание того, что тысячелетия на Земле существует весьма сложная информационная система, которая:

   - непрерывно следит за словами и действиями не только колдунов, состоящих в ней на учете, но и всех остальных людей, из которых пополняются ряды колдунов;

   - дистанционно (телепатически?) принимает все их слова и анализирует их, а также все действия всех людей, выявляет среди обыденных слов и действий появление заклинаний или магических действий;

   - определяет соответствие эталону таких заклинаний и действий, являющихся на языке программирования паролями, шифрами или кодами для немедленного включения в действие каких-то программ-действий;

   - корректирует программы действий, набор которых имеется в памяти "машины для исполнения желаний", или создает новые в соответствии с теми условиями (о которых тоже необходимо иметь исчерпывающую информацию), в которых должно выполняться данное желание колдуна.

   Кроме того, должны существовать исполнительная система физических и других воздействий и управляющий ею интеллект, способные выполнить все, что бывает при ПГ, и создавать феномены ПГ в любой точке Земли, в любое время суток и года и самостоятельно проводить ПГ после получения первичного задания в течение дней, месяцев и даже лет, оперативно реагируя на изменение обстановки на месте и в мире. Иными словами, должна существовать безотказно принимающая и исполняющая команды "машина для исполнения желаний" или (если ее нет) кто-то либо нечто, эквивалентное ей по возможностям создания всех феноменов ПГ, приведенных в аналитическом обзоре, т.е. то "всеведущее" и "всемогущее", которое считали Богом.

   И такая сверхумная машина, эквивалентная Богу, а скорее всего (как это показано в разделе 7.5) превосходящая его, которая в силу ее сверхразумности и всезнания прекрасно понимает ничтожность по сравнению с ней малограмотных шарлатанов-колдунов всех видов, почему-то должна безотказно выполнять их приказы, поручения и прихоти. Впрочем, парадокс всех религий заключается в том, что их всемогущие великие боги управляемы людьми. Ими можно управлять или с помощью, грубо говоря, взяток (жертв, пожертвований, обетов и т.п.), или надоедая настойчивыми просьбами (молитвами, религиозными церемониями), или выполнением правил жизни, установленных религией. Легко догадаться, что противоестественные мифы об управляемости богов создавались служителями культов, небескорыстно присвоившими себе и монополизировавшими право быть посредниками между людьми и богами и манипулировать волей богов.

   Их конкуренты - колдуны и им подобные, объявляя себя способными выполнить свои и чужие желания, и в том числе создавать или прекращать ПГ, еще большие нахалы, чем служители культов, которые хоть только униженно просят богов, тогда как колдуны делают вид, что могут просто помыкать ими.

   Нам известен лишь один случай, кажущийся созданием ПГ с помощью магических действий. Московский исследователь ПГ инженер А.А. Шлядинский после посещения нескольких ПГ провел эксперимент с найденной в квартире с ПГ булавкой, которая, по его мнению, была заговорена и явилась источником энергии, способным творить чудеса, и в том числе ПГ. Он сообщил также, что ему удалось с помощью некоторых магически-религиозных ритуалов вызвать несколько полтергейстно-подобных явлений. Горящая свеча вылетела из подсвечника и, медленно облетев (с остановками в воздухе) комнату (при этом пламя свечи, судя по фотографии, почему-то не отклонялось), вернулась обратно в подсвечник. Загорелась также ни к чему не присоединенная 150-ваттная электролампа, повисшая в воздухе меж его ладоней, причем светилась не нить, а вся поверхность стекла. В течение получаса он мог творить чудеса и в том числе телекинетически поднимал, не прикасаясь, легкие предметы вплоть до транзисторного приемника.

   Я расцениваю это не как успешность использования магических действий и ритуалов, а как эксперимент, который был осуществлен тем, кто проводит ПГ, над Шлядинским. Это следует из того, что ПГ-явления на этом не кончились. Без каких-либо заклинаний, без участия булавки, которая перестала "действовать" после получаса "работы", и вопреки его желанию ПГ продолжался в течение еще нескольких дней. При этом часть фотопленки была испорчена и исчезла часть удачных кадров, зафиксировавших полет свечи. А для того, чтобы всем стало понятно, что это были очередные чудеса ПГ, а не просто утери и случайности, один из кадров сократил все свои размеры на 16%, что уже нельзя объяснить потерями и тому подобными реалистичными причинами.

   Получается, что ПГ проверил сначала реакцию Шлядинского на то, что его магически-религиозные действия, заклинания и вера в "энергию" булавки как будто блестяще подтвердились. А после этого ПГ проверил его реакцию на то, что ПГ-события идут у него дома и без магии, т.е. на то, что магия здесь ни при чем и его вера в нее ошибочна (впрочем, она у него от этого не пошатнулась). Ведь все ПГ проводятся, по существу, лишь для того, чтобы проверить, как присутствующие реагируют на необычное.

   Известен нам также случай, когда местная "колдунья" пришла в квартиру, в которой шел Заринский ПГ, и попросила продать ей ПГ. Ясно, что этим она хотела повысить свой авторитет, но в тоже время она расписалась этим в том, что она, хотя и "колдунья", сама вызывать ПГ не может.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz