UCOZ Реклама

   3.2.3. Религиозные гипотезы

   Вера в существование Бога и Сатаны (Дьявола) глубоко проникла в сознание и подсознание людей за тысячелетия господства религии. Религиозно настроенные люди, верящие в реальность чудес, которые лежат в основе всех религий, и в то, что чудо могут сделать Бог или Сатана (и уполномоченные ими), при столкновении с феноменом ПГ зачастую истолковывают его как подтверждение этой веры.

   Поэтому священник-магистр Г. Дьяченко в книгу с подзаголовком "Материалы для опытной психологии и естественно-научной апологии христианства" включил ряд ПГ, известных к началу XX века, рассматривая ПГ как реальные проявления деятельности Бога и душ, их способности создавать чудеса, а также и как доказательства их существования.

   Поэтому же в письмах по вопросу ПГ, полученных Комиссией по изучению полтергейста, на 20 писем с попытками дать научное объяснение, пришлось 30 писем, в которых безапелляционно утверждалось, что причина ПГ - это действия нечистой силы, бесов, чертей, дьяволов или самого Сатаны и предлагались традиционные средства борьбы с ними.

   В классификации гипотез ПГ, помимо гипотез с участием различных категорий нечистой силы (см. пп. 3.1.11.1-4), присутствуют и восемь их антагонистов (см. п. 3.1.11.3), начиная с самого Бога. Это связано с двумя обстоятельствами.

   Во-первых, первоначально, при зарождении религий, считалось, что чудеса может делать только сам Бог и ответственность за все происходящие чудеса в мире, и в том числе за ПГ того времени, возлагались на Бога и исполняющих его поручения духов, т.е. ангелов. Представления о демонах, Сатане и чертях, действующих независимо от Бога и вопреки ему, появились в христианской религии спустя сотни и даже тысячу лет после ее возникновения.

   Во-вторых, практически все чудеса, которые творились богами, входят, как следует из аналитического обзора феноменов, в перечень действий, возможных для техники, используемой в ПГ. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что создание религий с помощью чудес - это результат действий того же, кто проводит ПГ. Ведь до сих пор при проведении некоторых ПГ (см. п. 2.4.3 обзора) они проводятся так, что поддерживают и стимулируют религиозные представления. Не зря же Г. Дьяченко даже в конце XIX века возлагал ответственность за ПГ на Бога.

   В дореволюционных монографиях, в которых рассмотрено формирование догмы о Дьяволе, указывается, что представление о Сатане (в буквальном переводе - противодействующий), или Дьяволе, появилось в христианстве в IV-VI веках я было заимствовано у неоплатоников (III-VI веках н.э.), которые, в свою очередь, взяли из маздеизма (религии персидских магов в VI- IX веках до н.э.) идею противостояния добра и зла, олицетворением которых были в нем два одинаково сильных верховных божества: Ахурамазда - для добра и Анхра-Майнью - для зла.

   До XIII века церковь отрицала существование колдунов и ведьм. Колдовство и нечистая сила считались фантазией, так как вера в них была пережитком языческой религии. Но в борьбе за власть церковь перешла к террору. Папа Римский объявил, что "высшая ересь - не верить в колдовство", и стала создаваться демонология. В 1467 г. в Страсбурге вышла печатная книга Альфонсуса де Спины "Крепость веры" - первое руководство по борьбе с колдовством. А в 1486 г. в Кельне вышло первое издание "Молота ведьм" (до 1520 г. вышло 13 изданий, получивших силу закона). В этой книге подробно объяснялось, что надо делать с ведьмами и как добиваться их признания в том, что они ведьмы.

   В средние века сформировалась демонология, по которой ниже бесплотного и невидимого высшего существа существуют невидимые, но способные материализоваться бесчисленные духи или демоны, распадающиеся на два лагеря. Благодетельные духи, или ангелы (до VI века они не считались бесплотными), живущие на небе, посылают хорошую погоду, урожаи, знания и переносят хваления и моления от служителей церкви на небо, откуда приносят знамения и предсказания. Злые духи десяти категорий живут у земли и в аду, и они родоначальники всякого зла и бедствий. Они создают бури, засухи, голод и землетрясения. Они лгут и обманывают, толкают людей к грехам и создают насилие и предательство. Они служат магам и волшебникам, приносящим им за это кровавые жертвы. Их предводителем считался сначала Ариман (название, заимствованное у древних греков, его культ сохранился в Иране у иезидов - поклонников творца зла). Федор из Монсуэтии в писании против магов, говоря об Аримане, впервые назвал его Сатаной.

   В религиях семитского происхождения (иудаизм, христианство, ислам) Ариман (Сатана) сначала не занимал видного места. В книге Иова Сатана еще не враг Бога, а скептик, маловер, будущий Мефистофель. Власть его еще по доверенности от Бога и, следовательно, одного с ним характера. В бедствиях Иова он не более, как орудие. Он не носит еще клейма злого, темного, Дьявола и т.п. Он ангел, наряду с другими ангелами, избивавший египетских первенцев и выполнявший все кровавые и жестокие поручения Бога. В Коране - он также один из ангелов, отказавшийся преклониться перед Адамом - наместником Аллаха на Земле.

   Из толкований одного стиха у Исайи в Новом Завете было выведено, что часть ангелов, согрешивших с земными женщинами, в наказание была изгнана и обратилась в дьяволов, которые, продолжая размножаться, создали чертей и все разновидности нечистой силы или "тьмы".

   Из 15 вариантов гипотез ПГ, выдвигавшихся с позиций современного христианства, мы рассмотрим лишь гипотезы нечистой силы или чертей и гипотезу Дьявола, или Сатаны. Гипотеза инкубов и суккубов была рассмотрена в разделе сексуальных ПГ (см. п. 2.4.2 обзора).

   3.3.3.1. Гипотезы нечистой силы, чертей, бесов

   По определению, данному в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, нечистая сила - это эквивалент, синоним черта. Там же указано, что "черт - термин, употребляемый народом, как родовое название для объяснения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, диавола, искусителя и врага рода человеческого ("нечистая сила")".

   Черт - самый популярный персонаж русской демонологии. Его образ связан с христианским культом как на Руси, так и на Западе. Легенда о происхождении чертей восходит к апокрифической литературе о борьбе Бога и Сатаны, т.е. к христианским мифам, по которым черти были ангелами, изгнанными Богом с неба на землю за нехорошие поступки. Представления о чертях были принесены в Россию из Византии и Германии. Расцвет творчества представлений о чертях в немецком фольклоре был в позднем средневековье, а впервые упоминания о чертях появились только в XII веке.

   Образ черта на Руси иногда связывался с образом лешего, водяного, домового, но был менее специализирован и никогда не выступал, как они, в роли благодетеля. Черт считался сильнее этих и других духов. Обособлен был образ черта и от Дьявола. Считалось, что Дьявол - в религии, а в жизни и в быте люди встречались лишь с духами и чертями, более близкими к человеку.

   Обобщенная информация о чертях, по данным энциклопедии Брокгауза и Ефрона и работ Максимова и Померанцевой, изложена ниже.

   1. Черти живут в аду, где наказывают грешников, играют в карты и пьют водку, и могут появляться где угодно, но чаще в лесу, в поле, оврагах, болотах, трактирах, на ярмарках, на мельницах, в банях, овинах, гумнах, кузницах и даже в домах. В Орловской губернии считали, что старые черти живут в море, а молодые - в реках. А в Тульской - что на небе, но от ангелов отделены глухой каменной стеной.

   2. Внешне черти схожи с человеком, но покрыты черными волосами. Отличительные черты, привитые народу видом чертей на сценках страшного суда и ада, изображавшихся в церквях и на лубках, - копыта, небольшие рожки и хвост, который они с трудом скрывают. Считалось также, что у чертей нет ягодиц, спинного хребта и одного уха.

   3. Черт способен к мгновенным превращениям и может принимать вид человека: приходить к женщинам в образе уехавшей или умершей матери, к солдаткам и вдовам - в образе мужа, как и к женам мужиков, уехавших на заработки, а к девкам - в образе молодца или парня (но с когтями) при гаданиях. То он является в образе женщины, то обращается в двойника знакомого, родственника или даже двойника того, к кому явился, то в черного человека или попа.

   В житиях святых он принимает вид отшельника, человека и даже ангела. Считалось, что он может принять вид ребенка или великана ростом выше самых высоких деревьев.

   4. Многие были уверены, что все черти хромые, так как сломали ноги при падении с неба на землю.

   5. Но может черт принять и вид лошади, быка, кролика, барана, овечки, собаки, кошки, медведя, обезьяны, черного зайца, перебегающего дорогу, жабы, лягушки, ужа, вороны, сороки, филина, летающего дракона, таракана, мухи, бестелесной тени. Перевертывается он и в неодушевленные предметы: клубок ниток, камни, ворох сена и т.п. Не дерзает превращаться в коров, петухов и голубей.

   6. Вихри и столбы пыли, образующиеся перед грозой, - тоже черти. И во время грозы черти тоже превращаются в столбы пыли, так как боятся, что Бог поразит их молнией. При этом, также чтобы спастись, они или прячутся за спину человека, или превращаются в черного ягненка или котенка. Если бросить в столб пыли на перекрестке топор или нож, то появятся на том месте следы крови, а какая-нибудь ведьма или колдунья (невеста черта, встречавшаяся с ним на перекрестке) долго после того ходит перевязанная.

   7. Увидеть черта можно на перекрестках дорог, где они собираются и справляют свадьбы или дерутся на кулачках. Для этого надо, взяв черного кота, прийти туда, не оглядываясь (а то изорвут в клочья), в полночь. Там они купят этого кота за большие деньги. Другой способ связан с метелями, которые, как считалось, создаются чертями. Чтобы увидеть черта во время метели, надо встать на карачки и посмотреть промеж ног.

   8. Черти едят вместо хлеба листовой табак и запивают его водкой. После попойки пляшут и образуют вихрь. Появление табака, водки, чая и картофеля объясняли происками чертей.

   9. Черти собираются на колокольнях, вышках, чердаках, а в жару в тени больших елей. Летом собираются на берегах рек и озер в 12 часов дня. Собравшись, они нечестно и азартно играют в кости.

   10. Если во время возни или драки чертей выйти к ним с огнем, они превращаются в кошек и разбегаются. Другой способ разогнать чертей - "уматюкать" их.

   11. На Землю черти являются по повелению Сатаны с заданием искушать и соблазнять людей и причинять им зло. Плотники могут заселить построенный ими дом чертями, и поэтому во время строительства с ними нельзя было портить отношения.

   12. Черти залетают в человека через рот, если он зевнул и не перекрестил рот. При попадании таким образом или с неблагословенной едой и питьем чертей в женщин они превращают их в порченых или кликуш.

   13. Черти ответственны за некоторые болезни, в частности за проказу и душевные болезни, насылаемые чертями. Сумасшедшими управляют черти, напущенные кем-то. Считалось, что эпидемические болезни насылает сам Бог в наказание или вразумление, а некоторые болезни насылаются злыми людьми, колдунами, ведьмами в виде порчи. В некоторых местностях верили в существование своего духа - беса или черта для каждой болезни.

   14. По ночам черти приходят в дома и уносят то, что, не благословясь, положено. Иногда уносят и проклятых детей. Из мальчиков они воспитывают леших, а из девочек - русалок.

   15. Черти заводят мужика под видом подвыпившего кума или свата на обрыв или к проруби, в бадью, в печную трубу, на мельницу или под мост. Они наводят запой, водят пьяных, провоцируют их на драку и ругательства, толкают их в сугроб. Но иногда они покровительствуют и помогают пьяным. Ямщиков они водят, пугают, загоняют им лошадей.

   16. Черти выдают себя хохотом и очень громким с устрашающими интонациями голосом. Они каркают, стрекочут, стонут, визжат и хохочут в оврагах и болотах, играют на дудке и поют песни. Голоса у них грубые вследствие вечного горения.

   17. Молодые черти оборачиваются огненными змеями, влетают через печную трубу, рассыпая искры, к девкам, когда сожительствуют с ними.

   18. Женятся черти на ведьмах и колдуньях, а также на душах вдов, которые родят от них гномов.

   19. Черт-искуситель всю жизнь и всюду сопровождает человека, находясь с левого бока и шепчет ему в ухо о возможности злых деяний, и в том числе о поджогах, убийствах, самоубийствах. По правую сторону находится ангел-хранитель, который учитывает все добрые дела (а бес - фиксирует все плохие).

   20. В кузницах черти могут переделать старого человека в молодого. Но они подстрекают и к преступлениям. Участвуют черти в гаданиях, поисках кладов, изготавливают любовные напитки. Помогают они колдунам и ведьмам. Продав душу черту, колдун имеет в своем распоряжении нескольких чертей, выполняющих его задания, и может иногда показывать их. Считалось, что черт в услужении чрезвычайно трудолюбив и жаждет деятельности, непрерывно являясь к хозяину за новыми заданиями после выполнения предшествующих. Если же хозяин не может придумать подходящее задание, то черт расправлялся с ним.

   21. Черт карает за работу в праздник, он же насылает плохую погоду.

   22. Упоминание черта приводит к беде.

   23. Черти боятся молитвы, креста, святой воды, освященного воска, чертополоха, льна, лошадиного недоуздка, медной и серебряной пуговицы. Чтобы прогнать или не пустить их, пишут во всех углах мелом или дегтем кресты и курят ладаном или носят его зашитым в ладанку вместе с нательным крестом. Черти пугаются, если у озера вить веревку или "морщить воду на нем". Черта может убить молния при грозе, после чего дождь льет, пока не закопают труп черта. Но чтобы закопать его, надо возить землю на петухе или на детях.

   24. Черта можно победить хитростью с помощью крестной силы, ангела или Бога. Хотя черт - хитрый искуситель, но он глупый и постоянно попадает впросак. Черта можно "уматюкать".

   Приведенный выше перечень содержит 326 особенностей, свойств и занятий чертей, детально собранных этнографами и добросовестно перечисленных мной.

   Что же из них встречается при ПГ? Только то, что черти могут унести положенные вещи, но только ночью, а ПГ по ночам, когда все спят, не действует. Кроме того, ПГ возвращает большую часть вещей или в основном просто перемещает вещи с места на место, что за чертями не числилось.

   Таким образом, те, кто верил в существование чертей и дал информацию о них, доказали, что черти не имеют отношения к ПГ и ПГ не были источником мифов о чертях. Но и раньше (в 1666 г. в ПГ на Кулишках в Москве) и теперь ПГ иногда сам объявляет, что его проводят черти. В Заринском ПГ голос прямо заявил, что он "сделан" Толмачевой из деревни Гоношихи, у которой в услужении якобы находятся 30 чертей. Это означает только то, что ПГ использует те представления, какие есть у его жертв, в том числе представления о чертях, для более эффективного запугивания жертв ПГ.

   Попытки прекратить ПГ "верными" средствами, рекомендуемыми религией против чертей и нечистой силы, были почти во всех ПГ. Молились, крестились, рисовали везде крестики, срочно покупали и надевали нательные крестики, надевали освященные в церкви перевязи-помочи, клали на ночь под подушку Псалтырь (ПГ выжег часть его), кропили освященной водой (до трех ведер), ставили зажженные свечки (в Байкальском ПГ 1992 г. купили свечек на 3000 рублей и зажигали одновременно до 150 свечек), жгли ладан, каялись в грехах, ходили в церкви на текущие службы, молились дома и в церкви, заставили девочку - фокальное лицо два часа стоять на коленях в церкви перед священником, приглашали священников в квартиру с ПГ для проведения процедур изгнания бесов (кропление, специальные молитвы), срочно проходили обряд крещения. Все было бесполезно. Более того, эти попытки приводили к активизации ПГ, который всячески демонстрировал пренебрежительное отношение к этим мероприятиям. Освященная вода выливалась ПГ из бутылок и банок иногда с их разбиванием или даже взрывом, а однажды вылилась за воротник принесшей ее бабушки. Нательные крестики гнулись и ломались, свечи тоже, ладан разбрасывался, а на бумаге, в которую он был завернут, ПГ писал свои записки. В Байкальском ПГ были зажжены бумажные изображения икон, привезенные из Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры. В ПГ на 13-й Парковой улице икона в деревянной рамке была разбита при ее бросании полтергейстом (см. п. 2.4.3.15).

   В Липцовском ПГ 1853 г. после окропления приглашенным священником дома святой водой "невидимая сила бросила с чердака в сенях в двери топор с необыкновенной быстротой и шумом". На следующий день прибыл другой священник, и, когда он "все стал кропить с пением кондака, невидимая сила снова стала производить свои страшные действия". "Седьмого января уже трое священников с иконами и в облачениях начали молебствие. Но невидимая сила, посмеиваясь, продолжала бросать кирпичи и доски, а напоследок бросила в народ чугун с водой из печи. Когда священники начали читать заклинательные молитвы против нечистых духов, злая сила опять в погребе опрокинула кадки с продуктами". (Из дела Харьковского уездного суда на 208 листах "О явлениях, бывших в квартире начальника Липцовской конноэтапной команды капитана Жандаченко, и о пожаре, произошедшем вследствие оных 25 июля 1853 г. в слободе Липцах".) ПГ бывали и в домах священников. А в то же время в энциклопедии Брокгауза и Ефрона прямо указывалось, что черт "боится креста, святой воды, молитвы, освященного воска" и что он "пасует перед священными обрядами и знаками".

   Исходя из того, что лишь в одном случае феномен ПГ (да и то частично) совпадал с одним из 326 "свойств" чертей (нечистой силы, бесов, тьмы) и что ни один "классический" религиозный способ борьбы с ними не помог в ПГ, можно считать, что черти (нечистая сила) не являются причиной ПГ, а религиозные обряды не являются эффективными в случаях ПГ. Впрочем, это относится не только к христианским конфессиям. Такое же усиление вместо прекращения ПГ происходило и при чтении мантр в Индии (см. ст. 1.14), сур Корана в Египте и при использовании иных местных религиозных способов в других странах (см. п. 2.4.3.15).

   К сожалению, об этом, видимо, не будет известно значительной части жертв будущих ПГ, и они будут опять возлагать надежды на эти способы прекращения ПГ и пытаться их использовать, так как церковь продолжает поддерживать эти убеждения. В статье "Тайна полтергейста", помещенной в газете "Русский вестник" № 15 за 1992 г., в качестве примера эффективности религии священник Родион ссылается на ПГ 1666 г., в котором иеромонах Илларион якобы победил ПГ, так как через месяц его усилий ПГ, постепенно затихая, прекратился. Если тогда еще могли так считать, то сейчас, когда известны на сотнях примеров закономерности развития и окончания ПГ, совершенно ясно, что ПГ на Кулишках просто окончился сам собой. Тут современный "специалист" церкви по ПГ просто выдает желаемое за действительное и вынужден использовать этот древний случай только потому, что более современных случаев "победы" над ПГ у церкви нет, хотя обращений к ней по этому поводу было множество.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz