Некоторые страны даже не пытаются скрывать религиозные законы под маской гражданских. Примером может послужить пакистанское постановление Этрам-э-Рамазан (Уважение к Рамазану). Согласно этому декрету, во время священного месяца Рамазана (или Рамадана) запрещается подавать или есть пищу и курить в общественных местах" а также предписывается раньше обычного прекращать работу кинотеатров, театров и подобных заведений. "За нарушение данного запрета... полагается лишение свободы сроком до трех месяцев, или штраф размером до пятисот рупий, или обе меры пресечения" - так предписывает правительственный декрет. Запрет на еду и питье в общественных местах, распространяется как на пакистанских мусульман, так и на немусульман, а также на иностранцев. Это одно из нескольких постановлений, изданных в 1981 году тогдашним диктатором, генералом Мо-хаммедом Зия-уль-Хаком в ходе его непоследовательной "исламизации" Пакистана. Другие законы того периода включали в себя побитие камнями за супружескую измену, отсечение рук за воровство и порку за употребление спиртных напитков. Эти и другие декреты опираются на нормы шариата, который является одновременно законодательным и моральным кодексом ислама. В ряде мусульманских стран вся законодательная система основана на шариате. А это - религиозный закон в чистом виде. Такую же роль выполняла в первые века нашей эры Халака - корпус неписаных традиционных законов иудаизма. Влияние этих постановлений до сих пор ощущается в гражданском законодательстве Израиля. В других странах, например в США, провозглашен принцип отделения гражданского законодательства от религиозного влияния, но это отделение в значительной мере носит формальный, а не функциональный характер. С функциональной точки зрения, законы склонны отражать религиозные взгляды общества на любые сферы жизни, где замешаны вопросы морали. Так из верований рождается ваша культура. Человеческие представления о себе происходят от человеческих представлений о Боге и о Жизни, - а эти последние идут от самых главных поставщиков идей человечества. То есть от религий. Даже сейчас, когда человечество сетует на влияние других поставщиков идей - кино, телевидение, видеоигры и другое, - религия остается единственным поставщиком идей, чьи посылки обладают моральным авторитетом. Поэтому лишь немногие решаются сетовать по поводу влияния религии, хотя именно ее влияние привело к таким бедствиям, как 200-летняя эпопея Крестовых походов или падение пассажирских самолетов на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне. Никто не станет всерьез утверждать, что кино, телевидение, видеоигры или комиксы обладают моральной властью, - а религии такой властью обладают. Хотя некоторые священные тексты уже изданы в виде комиксов... Да, но это совсем другой разговор. Я здесь говорю о том, что моральный авторитет религии оказывает огромное влияние на ваше общество. Когда правительство велит тебе идти на войну, ты можешь сказать, что это противоречит твоим религиозным убеждениям. Но если идти на войну или на священный джихад велит сам Бог, кто станет опорой твоих антивоенных настроений? Никто. У тебя нет никаких моральных оснований не идти на войну, если тебе говорят, что Сам Бог санкционировал подобное поведение по отношению к другим людям. Как мы помним, в начале 2003 года США объявили упреждающую войну против Ирака на основании утверждений, будто Ирак разрабатывает и хранит оружие массового поражения, являющееся угрозой безопасности для США и всего мира. Вторя заявлениям американского правительства, преподобный Чарльз Стэнли из Института Христианской Жизни обратился к своим последователям по национальному телевидению и по Интернету со следующим обращением: "Бог ведет сражение с людьми, которые противостоят Ему и воюют против Него. Поэтому, хотя Бог ненавидит войну, Он не против войны. В Ветхом Завете есть множество примеров того, как Бог использует военную силу для осуществления Своих замыслов". И еще преподобный Стэнли сказал: "У Бога есть высшие причины выбрать войну в качестве средства для исполнения Его воли". И на случай, если кто-то отважится спорить с этим утверждением, преподобный продолжает: "Каковы бы ни были разнообразные суждения и философские концепции в отношении войны, мы отдаем предпочтение точке зрения Бога. В Священном Писании мы находим множество свидетельств тому, что Бог благоволит войне из высших соображений и иногда использует ее во исполнение Своей воли". Когда эти цитаты впервые попали мне в руки, я был изумлен. Я предположил, что кто-то вырвал их из контекста, исказив точку зрения самого автора. Мои сомнения не оправдались. Я заказал видеозапись и текст этой проповеди. Каждое слово в речи преподобного Стэнли несет угрозу и недвусмысленно подтверждает верования миллионов людей о Вчерашнем Боге. Для всех нас поучительно послушать, что говорил этот христианский священнослужитель в своем обращении к пастве 17 февраля 2003 года. Я всем советую ознакомиться с этим страшноватым документом. Для того чтобы бесплатно получить копию этого удивительного текста, достаточно отослать запрос по электронному адресу: spm111@yandex.ru И ведь не только христианам говорят, будто Бог одобряет войну. Вне всяких сомнений, именно эта идея вдохновляла тех мусульман, которые 11 сентября 2001 года с криками "Аллах акбар!" направили пассажирские самолеты в здания, обрекая на смерть себя и еще тысячи людей. Карен Армстронг, религиевед и известная писательница*, отмечает в своей книге "Битва за Бога", что "в 1980 году рабби Израэль Гесс опубликовал в официальном издании университета Бар-Илан статью под названием "Геноцид: заповедь Торы". В этой статье он заявляет, что палестинцы по отношению к израильтянам - то же самое, что тьма по отношению к свету, и они заслуживают той же судьбы, которая постигла соратников Амалика". И что же это за судьба? Читаем Первую книгу Царств 15: 2-3: "Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он протестовал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла". Тогда Саул собрал людей, "двести тысяч Израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина", и пошел исполнять повеление Бога. До ты привел прекрасные свидетельства того, как религиозные учения влияют и на нерелигиозных членов общества - вплоть до того, что им приходится идти на войну. Однако вернемся к последнему примеру. Вы свято верите, что у вас нет выбора, что вы должны непременно поддерживать свое правительство во время войны, - даже если вы не одобряли эту войну, когда ваши лидеры ее планировали. То есть вы думаете, что обязаны поддерживать эту войну, поскольку >так велит Бог. Самое грустное, что именно из-за недостатка инакомыслия человечество может предпринимать подобные саморазрушительные действия. И люди, не способные на инакомыслие, этого не понимают... ...или понимают, но предпочитают игнорировать. Но если человечеству предстоит изменить свои самые священные верования и если, как ты говоришь, многие из этих верований принесены в культуру религиями, значит, нет необходимости ставить под сомнение Самого Бога? Многим религиям будет на руку, если люди станут думать именно так. Тогда они смогут назвать соответствующие виды поведения непозволительными и повесить на них ярлык "ересь". Что в некоторых странах и культурах карается смертью. Точно. Итак, люди верят, что им не следует ставить под сомнение Бога. Люди верят, что им не следует ставить под сомнение свои верования. И, возможно, это - самое сильное их верование. Знаешь, что? Люди верят, будто обязаны верить в то, но что они верят, даже если то, во что они верят, невероятно. Хорошо сказано. И это кредо многих: не ставь под сомнение свои верования и преследуй всякого, кто попытается поставить их под сомнение. Но не пора ли нам заявить, что король голый? Когда мы наконец признаем, что верим в необычайно противоречивого Бога? Мы говорим, что Он любит, и мы говорим, что Он же убивает; мы говорим, что Он создает, и мы говорим, что Он же разрушает; мы говорим, что Он принимает, и мы говорим, что Он же отвергает; мы говорим, что Он награждает, и мы говорим, что Он же карает; мы говорим, что Он несет нам добро, и мы говорим, что Он же насылает на нас напасти; мы говорим, что Он - Все во Всем, и мы говорим, что Он отделен от всего; мы говорим, что Он Вездесущий, и мы говорим, что Он не присутствует в нас и мы не являемся Им. Это - Вчерашний Бог, божество, ничуть не похожее на того Бога, Который есть на самом деле. Эти совершено противоречивые верования считаются священными, они содержатся в писаниях большинства мировых религий. Если бы мы хотели создать обобщенный вариант священных писаний крупнейших религий мира, основанных на теории исключительности их пророков, его можно было бы озаглавить так: "Доброжелательный Бог/Недоброжелательный Бог". А какой-нибудь ушлый нью-йоркский издатель предложил бы озаглавить эту книгу "Наш двуликий Бог". Это привлекло бы внимание читателей. Пока вы верите в двуликого Бога, экстаз и ужас в вашей жизни всегда будут идти бок о бок. Вы выдумали Бога, который олицетворяет и то, и другое. А поскольку люди считают, что созданы по образу и подобию Божьему, они дали себе моральное право проявлять обе эти ипостаси. Во имя Божье вы и любите, и ненавидите. Вам было бы полезно увидеть тут противоречие и остановиться. Во имя Божье вы и созидаете, и разрушаете. Вам было бы полезно увидеть тут противоречие и остановиться. Во имя Божье вы принимаете и отвергаете, награждаете и караете. Вам было бы полезно увидеть тут противоречие и остановиться. Если вы действительно хотите, чтобы на земле воцарился мир, вам было бы полезно прекратить все это. Ибо Я говорю вам: Бог ничего не разрушает, ничего не отвергает и никого не наказывает. Вы отказываетесь в это верить, поскольку если поверите, то сами потеряете моральное оправдание всего этого. Стабильность социальной структуры вашего вида зиждется на моральных оправданиях ваших установлении и на утверждении, будто это моральное оправдание дал вам Бог. Вы просто не представляете себе другой жизни. Однако вам все же следует представить, что может быть и иначе, иначе вы вскоре вообще лишите себя жизни. Я уже говорил это и повторю еще раз: вы убиваете себя собственными верованиями. А теперь Я скажу вам то же самое в других словах, - более выразительно, более прямолинейно. Возможно, вы наконец услышите: Ваш Бог убивает вас.
----------------------- *В 2004 году "София" издала книгу Карен Армстронг "История Бога". - Прим. ред.
Сайт управляется системой
|