UCOZ Реклама

   - 9 -

   Я готов двигаться дальше. Ты обещал побеседовать о некоторых более крупных аспектах жизни на Земле. С тех пор как я услышал Твои комментарии о жизни в Соединенных Штатах, мне хочется поговорить об этом больше.

   Хорошо. Я хочу, чтобы во второй книге были затронуты более масштабные вопросы, имеющие отношение к вашей планете. Нет вопроса более крупного, чем воспитание ваших детей.

   У нас с этим не все в порядке, не так ли...

   Все, конечно, относительно. Относительно ваших слов о том, что вы пытаетесь делать, - да, у вас это не получается.

   Все, о чем Я здесь говорю, все, что до сих пор обсуждалось и послужило поводом для этого документа, должно рассматриваться в этом контексте. Я не сужу о "правильности" или "неправильности", о том, что "хорошо" или "плохо". Я просто делаю замечания насчет эффективности того, что вы, как вам кажется, пытаетесь делать.

   Я это понимаю.

   Я знаю, что на словах это так. Но может подойти время - еще до того, как этот диалог завершится, - когда ты обвинишь меня в том, что Я осуждаю вас.

   Я никогда не стал бы винить Тебя в этом. Я знаю лучше.

   Это "знание лучше" никоим образом в прошлом не помешало человеческой расе считать, что Бог судит.

   Со мной такого не будет.

   Увидим.

   Ты хотел поговорить об образовании.

   В самом деде. Я вижу, что многие из вас недопонимают роль, цель и назначение образования, не говоря уж о том, как его лучше организовать.

   Сказано слишком широко, и я хотел бы в этом разобраться.

   Большая часть человеческой расы решила, что роль, цель и функция образования в том, чтобы передавать знания, что обучать кого-то - это означает давать знания. По большому счету, имеются в виду знания какой-то конкретной семьи, клана, племени, общества, нации, мира.

   Но образование имеет очень отдаленное отношение к знаниям.

   Неужели? Ты водишь меня за нос.

   Я выразился точно.

   Тогда с чем же оно связано?

   С мудростью.

   Мудростью.

   Да.

   Ладно, сдаюсь. И в чем тут разница?

   Мудрость - это примененное знание.

   Выходит, мы должны стараться дать своим детям не знания, а мудрость.

   Прежде всего, не надо "стараться" что-то делать. Просто делайте. Во-вторых, не пренебрегайте знаниями в угоду мудрости. Это может стать роковым. С другой стороны, не пренебрегайте мудростью в угоду знаниям. Это тоже может оказаться роковым. Это погубит образование. На вашей планета это уже происходит.

   Разве мы пренебрегаем мудростью в угоду знаниям?

   В большинстве случаев - да.

   Как такое может быть?

   Вы учите своих детей что думать, вместо того, чтобы учить как думать.

   Объясни, пожалуйста.

   Конечно. Когда вы даете своим детям знания, вы учите их, что думать. Это значит, вы говорите им, что все, что, по вашему мнению, они должны знать и понимать, - истинно.

   Когда вы даете своим детям мудрость, вы не говорите им, что именно знать и что верно, а скорее как добраться до своей собственной правды.

   Но не бывает мудрости без знаний.

   Согласен. Вот поэтому-то Я и сказал, что вы не должны пренебрегать знаниями в угоду мудрости. Определенный объем знаний должен перейти от одного поколения к другому. Это очевидно. Но как можно меньше. Чем меньше - тем лучше.

   Пусть ребенок постигает сам. Знай это: Знание утрачивается. Мудрость невозможно забыть.

   Получается, что в школах надо обучать как можно меньше?

   Вашим школам надо сменить приоритеты. Сейчас все внимание сосредоточено только на знаниях, а мудрости уделяется очень мало внимания. Занятия, где учат мыслить критически, проблемное обучение, логику родители воспринимают с опаской. Они считают, что этому не место в обучении. Им хотелось бы защитить свой образ жизни. Ведь может случиться так, что дети, которым дозволено развивать свое критическое мышление, могут отвергнуть мораль, ценности и весь образ жизни своих родителей.

   Чтобы защитить свой образ жизни, вы придумали систему образования, в основе которой лежит развитие памяти детей, а не их способностей. Детей учат запоминать факты и вымыслы - вымыслы, которые каждое общество о себе придумало. В них не развивают способности находить и создавать правду о самих себе.

   Те, кто думают, что они знают, что нужно знать ребенку, громко высмеивают программы, которые направлены на развитие у детей способностей и навыков, а не на механическое заучивание. Но то, чему вы учили, привело ваш мир к невежеству, а не увело от него.

   В наших школах не учат вымыслам - там учат фактам.

   Вы лжете самим себе и лжете своим детям.

   Мы лжем своим детям?

   Конечно. Возьми любой учебник истории и почитай. Вашу историю писали люди, которые хотели, чтобы дети увидели мир в определенном свете. Любая попытка расширить исторический анализ более широким обзором фактов отвергается, ее называют "ревизионизмом". Вы не расскажете своим детям правду о своем прошлом, пока они не увидят вас такими, какие вы есть на самом деде.

   История в основном пишется исходя из воззрений той части вашего общества, которую вы называете белыми, англосаксами, протестантами, мужчинами*. В то время как женщины, темнокожие или представители других меньшинств могут сказать: "Эй, постойте! Все было не так. Вы многое не учли". Вы морщитесь, кричите и требуете, чтобы "ревизионисты" оставили свои попытки изменить ваши учебники. Вы не хотите, чтобы ваши дети знали, как вы оправдывали то, что происходило, исходя из собственной точки зрения. Тебе нужен пример?

   Да, пожалуйста.

   В Соединенных Штатах вы не учите своих детей всему, что им необходимо знать о решении вашей страны сбросить атомные бомбы на два японских города, убивая и калеча сотни тысяч людей. Вы предпочитаете давать им факты в том виде, в каком они, по вашему мнению, должны их воспринимать.

   Когда делается попытка привести эту точку зрения в равновесие с другой точкой зрения (в данном случае - японцев), - вы визжите, гневаетесь, произносите целые речи, беснуетесь, вскакиваете, бегаете туда-сюда и требуете, чтобы школы и думать не смели о том, чтобы раскрыть данные в своих исторических обзорах этого важного события. Получается, что вы учили не истории, а политике.

   История должна быть точным и подробным анализом того, что произошло на самом деде. Политика никогда не связана с тем, что в действительности случилось. Политика - это всегда лишь чья-то точка зрения по поводу произошедшего.

   История раскрывает факты? - политика судит. История разоблачает, говорит все как есть. Политика скрывает, рассказывает только одну сторону.

   Политики ненавидят правдиво написанную историю. Любая история, написанная правдиво, также не слишком хорошо отзывается о политиках. Но на вас новый наряд короля, потому что дети видят вашу наготу. Если научить детей критически мыслить, то они посмотрят на вашу историю и скажут: "Надо же, родители и взрослые так заблуждались". А этого вы не потерпите, и не допустите, чтобы такое пришло им в голову. Вы не хотите, чтобы ваши дети располагали самыми основными фактами. Вы хотите, чтобы у них был ваш взгляд на вещи.

   Я думаю, Ты здесь немного преувеличиваешь. Ты далековато зашел с этим аргументом.

   Неужели? Большинство людей в вашем обществе даже не хотят, чтобы их дети знали самые основные факты жизни. Люди пришли в ужас, когда в школах стали учить, как функционирует человеческое тело. Теперь говорят, что детям нельзя рассказывать о том, как передается СПИД и как сделать так, чтобы этого не происходило. Разве что вы обстоятельно расскажете о том, как избежать СПИДа. Тогда это нормально. Почему бы просто не дать факты и не позволить им самим решать за себя? Ни за что в жизни.

   Дети еще не готовы решать такие вещи за себя. Их надо тщательно наставлять.

   Ты наблюдал за тем, что происходит в мире в последнее время?

   Ты о чем?

   О том, как вы раньше воспитывали своих детей.

   Нет, мы только вводили их в заблуждение. Если мир в таком ужасном состоянии - и во многих отношениях, - то это вовсе не потому, что мы учили детей старым ценностям, а потому, что мы позволили обучать их всем этим "последним крикам"!

   И ты в это действительно веришь?

   Ты чертовски прав. Я действительно верю в это! Если бы мы ограничились в обучении чтением, письмом и арифметикой вместо того, чтобы перекармливать их всякой всячиной типа "критическое мышление", то мы бы сегодня жили намного лучше. Если бы мы выдворили так называемое "сексуальное просвещение" из классов, то нам бы не пришлось сейчас видеть подростков с собственными детьми, и матерей-одиночек, которые в свои 17 лет претендуют на специальное пособие, и того, как мир просто выбивается из-под контроля. Если бы мы настояли на том, чтобы наша молодежь жила нашими моральными нормами, если бы мы не позволяли детям отступать от них и создавать свои собственные, то мы бы не превратили нашу когда-то сильную, жизнеспособную нацию в свое жалкое подобие.

   Понимаю.

   И еще. Не настаивай и не говори мне, что мы должны вдруг признать себя "неправыми" за то, что совершили в Хиросиме и Нагасаки. Ради Бога, мы ведь покончили с войной. Мы спасли тысячи жизней. С обеих сторон. Мы заплатили за это ценой войны. Никому не нравилось это решение, но его надо было принять.

   Понимаю.

   Да уж, Ты понимаешь. Ты как все эти розовые коммунисты-либералы. Ты хочешь, чтобы мы пересмотрели нашу историю. Ты хочешь, чтобы мы все изменили и сами сжили себя со света. И тогда вы, либералы, наконец-то добьетесь своего, завладеете миром, - создадите свои декадентские общества, перераспределите богатства. Власть народу и всякая подобная чушь. Только это нас ни к чему не привело. То, что нам нужно, - так это возврат к прошлому, к ценностям наших предков. Вот что нам нужно!

   Больше сказать нечего?

   Нечего, я сказал все. Ну и как?

   Ты хорошо сказал. Действительно хорошо.

   Когда годами слушаешь радио, это не трудно сделать.

   Так думают люди на вашей планете. Да?

   Можешь не сомневаться. И не только в Америке. Я хочу сказать, что можно сменить название страны, название войны, вставить любую военную вылазку наступательного характера любой нации, в любое время в истории. Это не имеет значения. Все считают, что правы они. Всякий скажет, что именно другой человек "неправ". Забудь про Хиросиму. Возьми вместо этого Берлин. Или Боснию.

   Каждый знает, что именно старые ценности были действенными. Каждый знает, что жизнь скатывается в ад. И не только в Америке. Повсюду. Раздаются возгласы протеста за возвращение старых ценностей и за возвращение к национализму на всей планете.

   Я знаю, что это так.

   Я просто попытался сейчас изложить эти чувства, озабоченность, негодование.

   У тебя это хорошо получилось. Ты почти убедил Меня.

   Ну как? Что Ты скажешь тем, кто действительно так думает?

   Я скажу, вы что, действительно думаете, что 30, 40, 50 лет тому назад дела обстояли лучше? Я говорю, что память слепа. Вы помните лучшее и забываете все самое плохое. Это нормально. Только не обманывайтесь. Поразмыслите немного критически, а не старайтесь запоминать то, что хотят от вас другие.

   Говоря снова о вашем примере, ты действительно считаешь, что сбросить атомную бомбу на Хиросиму было совершенно необходимо? Что говорят ваши американские историки о тех многочисленных сообщениях, сделанных теми, кто хотел знать больше о том, что произошло на самом деде? Японская империя конфиденциально выразила перед Соединенными Штатами свою готовность прекратить войну до того, как была сброшена бомба! Какую роль желание отомстить за ужасы Перл-Харбора сыграло в принятии решения о бомбардировке? И если ты допускаешь, что бомбовый удар на Хиросиму был необходим, то зачем тогда понадобилось сбрасывать вторую бомбу?

   Конечно, может быть, твое собственное мнение обо всем этом и правильное. Возможно, и американская точка зрения на этот счет отражает все именно так, как это было на самом деле. Не в этом суть обсуждения. Главное здесь в том, что ваша система образования, но существу, не допускает критического осмысления этих и многих других вопросов.

   Ты можешь себе представить, что будет с общественными предметами или с учителем истории в штате Айова, который задает классу вышеперечисленные вопросы, побуждая и стимулируя своих учеников изучить и глубоко понять эти вопросы, а потом сделать свои собственные выводы?

   Вот в чем суть! Вы не хотите, чтобы ваши молодые люди приходили к собственным заключениям. Вы хотите, чтобы они пришли к тем же выводам, что и вы. Таким образом, вы обрекаете их повторять те же ошибки, к которым приведи вас ваши заключения.

   А как насчет утверждений, высказанных столькими людьми о старых ценностях и разобщенности нашего общества в наши дни? Как относиться к невероятному росту рождения детей у подростков или к большому количеству оставивших учебу юных мам, живущих на детское пособие, или к тому, что мир становится безумным?

   Ваш мир стал неуправляемым. С этим я соглашусь. Но ваш мир выбился из-под контроля не из-за того, что вы разрешили школам учить своих детей чему-то. Он стад неуправляемым из-за того, чему вы не разрешили учить.

   Вы не разрешили своим школам учить, что любовь - это все, что есть. Вы не разрешили своим школам говорить о бескорыстной любви.

   Черт возьми, мы бы даже нашим религиям не позволили говорить об этом.

   Это так. И вы не позволите, чтобы ваших детей учили радоваться самим себе и их чудесной сексуальной природе. Вы не позволите своим детям знать, что они, прежде всего, духовные существа, находящиеся в теле. И вы не воспринимаете, что дети - это души, вошедшие в тела.

   В обществах, где о сексуальности говорят открыто, свободно обсуждают, с радостью объясняют и узнают о ней по опыту, практически нет сексуальных преступлений, - есть только незначительное количество неожидаемого появления детей на свет и нет "незаконных" или нежелательных родов. В высокоразвитых обществах каждое рождение является счастьем, обо всех матерях и обо всех детях заботятся. В таком обществе иначе и быть не может.

   В обществах, где история не подвержена влиянию взглядов наиболее сильных и властных, ошибки прошлого признают открыто и никогда их не повторяют. Достаточно один раз допустить промах, чтобы ясно понять его вред для самого человека.

   В обществах, где учат критическому мышлению, решению проблем и навыкам для жизни, а не просто механическому запоминанию фактов, даже так называемые "освидетельствованные" действия в прошлом тщательно изучают. Ничто не воспринимают на веру по первому впечатлению.

   И как это действует? Давай возьмем наш пример из Второй мировой войны. Как был бы рассмотрен исторический эпизод с Хиросимой в школьной системе, где учат навыкам жизни, а не голым фактам?

   Ваши учителя точно описали бы все, что там произошло. Они обязательно включили бы все факты - именно все, - которые предшествовали этому событию. Осознавая, что всегда существует не одно мнение на любой счет, они попытаются найти взгляды историков от каждой стороны. Они не будут просить учеников запомнить факты. Вместо этого они будут побуждать класс усомниться в услышанном. Они скажут: "А теперь вы уже все слышали об этом событии. Вы знаете, что было до него, что было после. Мы дали вам столько "знаний" об этом событии, сколько нам удалось раздобыть. Итак, исходя из этих "знаний", какую "мудрость" вы почерпнули для себя? Если бы вам пришлось решать проблемы, которые предстояло решить тогда и которые были решены путем сбрасывания бомбы, то как бы их решили вы? Можете ли вы придумать решение лучше?

   --------------------

   *WASP - те, кого в Соединенных Штатах считают "чистыми" в расовом отношении.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • К перечню книг - Беседы с Богом

  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz