UCOZ Реклама

   ЗОМБИ

   Оживают ли мертвые? В наш просвещенный век это возможно только с легкой руки реаниматоров или чудотворцев из библейских сказаний. Однако...

   "Человек лежал на земле без признаков жизни. Я не заметил на его теле никаких следов насилия, кроме старой раны на теле. Вокруг него стояла толпа голых негров. Слышался равномерный шум голосов, шла подготовка к церемонии. Среди них был старик, главный жрец фетиша. Я, обратившись к нему, сказал, что как врач хотел бы осмотреть человека и убедиться в том, что он мертв. Приподняв покойнику веки, я проверил зрачковую реакцию. Реакции не было, как не было биения сердца и других признаков жизни...

   Мертвого окружала толпа из тридцати человек, и низкими голосами они запели свою мелодию. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрее и громче, переходя на вопли. Казалось, что звуки эти услышит мертвый. Каково же было мое состояние, когда именно так оно и случилось!

   Мертвец судорожно провел по груди рукой и откинулся на бок. Крики окружающих негров слились в сплошной вой. Наконец лежащий повернулся, поджал под себя непослушные еще ноги и медленно стал подниматься на четвереньки, его еще недавно закрытые глаза были широко раскрыты и немигающе смотрели на меня".

   Эта запись принадлежит американскому врачу-путешественнику, наблюдавшему некий ритуал воскрешения умершего, практикуемый неграми Дагомеи. Оказывается, в мистической практике народов невысокой ступени культуры воскрешение умершего чуть ли не в порядке вещей, но доверяется этот ритуал только знатокам своего дела - священнослужителям. Один из наших священнослужителей-соотечественников, работавший много лет в Индии среди племен, скрытых глазу стороннего наблюдателя, был свидетелем исполнения ритуала "рланга", цель которого - помочь душе в посмертном ее состоянии. Действие происходило в одном из тибетских монастырей бон (бон - система религиозных воззрений, бытовавшая на Тибете до проникновения туда буддизма). При большом стечении народа - жителей ближайших селений, монахов, родственников умершего - его принесли и положили на монастырском дворе. Перед ним в позе "лотоса" расположился лама. Все совершалось при полной тишине. Прошло некоторое время, и умерший медленно поднялся. Глаза его были все так же закрыты, лицо оставалось лицом мертвого человека. Двигаясь, как автомат, он трижды обошел по кругу место, где лежал, лег снова и замер, готовый к погребению.

   Однако такой проснувшийся покойник необязательно должен снова умирать после завершения сеанса воскрешения. Специальными приемами он может быть оставлен на некоторой ступени сознания и, исполняя простейшие жизненные функции, может действовать как робот, подчиняясь воле другого человека.

   Вот что рассказывают исследователи о практике использования "зомби", т.е. воскресших мертвецов, сложившейся на Гаити. Практика эта была когда-то завезена на остров жрецами "вуду" и потомками черных рабов - выходцев из нынешней Дагомеи. Состоит она из двух звеньев: сначала убийства, а потом возвращения к жизни. Жертве, которую намерены превратить в "зомби", подмешивают в пищу яд, приготовленный из рыбы двухзуб (дидонхистрикс - лат.). В мясе этой рыбы содержится очень сильный яд (тетродоксин), в 500 раз превышающий степень воздействия на органы цианистого калия. У жертвы сразу же прекращается дыхание, синеет поверхность тела, стекленеют глаза и наступает смерть.

   Охотники за "зомби", отравленным ядом, похищают тело умершего с кладбища с целью возвращения его к жизни. Так оживленный становится "зомби", однако осознание своего "я" не возвращается к нему вовсе. В рассказах видевших "зомби" говорится о них, как о людях, которые "бессмысленно смотрят перед собой мутными, мертвыми глазами".

   По наблюдению исследователя, проведшего на Гаити три года, для "зомби" заранее подбирают наиболее сильных и крупных людей для того, чтобы, вернув их к жизни, использовать в качестве послушных рабов. Страх местных жителей за превращение в "зомби" настолько велик, что похоронный ритуал на Гаити включает в себя ряд действий, гарантирующих исключение похищения умершего и возвращения его к жизни.

   Ритуал "зомби" на Гаити странным образом перекликается с магической практикой, по сей день бытующей у аборигенов Австралии. По рассказам, записанным этнографами, человека, заранее намеченного в качестве жертвы, похищают и, положив на левый бок, вонзают ему в сердце заостренную кость или палочку. Сердце останавливается. Спустя время с помощью определенных манипуляций тело возвращают к жизни, приказав забыть обо всем происшедшем. Внешне такой "зомби" не отличается от людей, но это не человек, а ходячее тело.

   Жители маленького гаитянского села были в ужасе: по улице шел Клервиус Нарсиз - тот самый, которого они восемнадцать лет назад положили в свежеструганный деревянный гроб и предали земле. И вот он - постаревший, поседевший, но живой, во плоти! О великий бог Вудун, на нашей улице зомби - воскресший покойник!

   Случаев, подобных этому, в истории Гаити не счесть, многие из них описаны исследователями и путешественниками, но объяснения феномену до сих пор не найдено.

   Новую гипотезу предложил американский этноботаник Вэйд Дейвис, опубликовавший недавно книгу о зомби.

   Дейвис, сравнительно молодой ученый и уже популярный писатель-популяризатор, убежден, что зомби не миф", не галлюцинация, не явления массового психоза и не фокусы, сродни йоговским. Причиной всему он называет вещество тетродотоксин, содержащееся в рыбе, обитающей в местной акватории. Рыба эта известна в Японии, там ее называют "фугу". Блюдо из нее готовят только очень опытные повара. Человек, в организм которого попал тетродоксин, впадает в состояние, похожее на то, которое бывает под сильным наркозом.

   Сам Дейвис, надо сказать, никогда не видел зомби. Но в течение почти двух лет он довольно близко общался с одним гаитянским колдуном, который поведал ему некоторые свои профессиональные секреты. В частности, что рыба "фугу" используется как важная составная часть при приготовлении специального "порошка зомби".. Этот порошок давали людям, "нарушившим священные законы бога Вудуна".

   Как считают опытные фармацевты, в частности, господин Као из Медицинского центра Нью-йоркского государственного университета, тетродотоксин может привести человека в состояние, близкое к смерти, а иногда к гибели. Кстати, тот же ученый считает, что блюда из "фугу" - причина, по крайней мере, сотни смертельных случаев отравления в Японии за год.

   У жертв, принявших смертельную дозу тетродотоксина, ослабевает дыхание, и вскоре наступает общий паралич. Более слабая доза отравы порождает сходные симптомы, но человек остается жить и даже находится в полном сознании, несмотря на паралич, но, естественно, не может вступать в контакты с другими людьми. После принятия противоядия он поправляется без видимого ущерба здоровью.

   Такова в общих чертах фармакологическая гипотеза о природе странного гаитянского феномена. Однако оппоненты Дейвиса считают ее недостаточно убедительной из-за отсутствия экспериментальных данных, подтверждающих верность этого предположения. В качестве ответного аргумента Дейвис привел сообщение (правда, ссылаясь на частную беседу) сотрудника одной из нью-йоркских больниц Леона Ройзина, который давно занимается исследованиями воздействия различных лекарств на нервную систему человека и животных. В 1982 году Ройзин проводил опыты на крысах и обезьянах с порошком, который отправил ему Дейвис. Некоторые из животных, принявших с пищею тетродотоксин, впали в коматозное состояние, оставаясь парализованными в течение суток, но потом поправлялись без каких-либо последствий отравления.

   "Очевидно, эффект зомби встречается не так уж часто, - считает Дейвис. - Колдунам Гаити требуется вносить точно определенное количество тетродотоксина, дабы довести жертву до специфического опьянения, но не до смерти. Таким образом, "оживления мертвецов" укрепляют влияние и власть местных колдунов".

   Автор гипотезы отмечает, что при приготовлении "порошка зомби" помощники колдунов предпринимают защитные меры: затыкают носы ватой, надевают плотные шапки и одежду из толстой мешковины. Если же ассистенты работают без защитных средств, то им дается противоядие.

   Таким образом, согласно гипотезе Дейвиса, "оживший" Клервиус Нарсиа, как и другие зомби, - лишь эпизод в гигантской скрытной работе по укреплению могущества "служителей бога Вудуна" на острове.

   Но оппоненты Дейвиса вновь настаивают на проведении экспериментов, в первую очередь фармакологических.

  

   ВАМПИРЫ

   Когда речь заходит о вампирах и вампиризме, то современная наука не может, как это было не так давно, отмахнуться без всяких комментариев. Все-таки этот феномен существует. Накоплено много фактического материала, да и многое на сегодня из этой многовековой тайны уже можно и убедительно объяснить. Например, поднимая вопрос о вампирах, мы всегда вспоминаем о Дракуле.

   Князь Дракула, о котором средневековая легенда рассказывает как об оборотне и упыре, - историческое лицо. Об этом свидетельствуют хроники. Но вот утолял ли он жажду человеческой кровью? Проще всего было бы отвергнуть такое предположение как фантазию темных и легковерных людей. Но вот канадские ученые утверждают, что вампиры вполне могли существовать. Наводящая ужас страсть - это болезнь, и причина ее - в дефекте генов. Поражает она не мозг, а кожу. Сбой в генетической программе нарушает естественный обмен пигмента порфирита, который есть у любого человека. Он скапливается под кожей и под воздействием солнца превращает обычный кислород в синглетный. Молекулы последнего разрушают клетки. Пораженные ткани могут изуродовать тело до неузнаваемости, исказить черты лица, сделать их пугающими. Таким больным дневной свет вреден, и они начинают его инстинктивно бояться - выходят только по ночам. Уменьшить страдания пораженных людей можно было бы с помощью гемоглобина, но кто знал о нем в средневековье? И снова действовали инстинкты. Человеком овладевала патологическая, непреодолимая страсть. Гемоглобин он добывал из крови и жаждал ее. Словом, превращался в вампира...

   По представлениям первобытного человека мир был заселен добрыми и злыми духами, каждый из которых воплощал определенное природное явление. Существовали различные ритуалы (в том числе и жертвоприношение), которыми человек приближал к себе добрых духов и заставлял их служить себе. Со злыми он вступал в противоборство, используя всевозможные заклинания и приемы.

   Логично предположить, что злые духи, изгнанные человеком, начинают мстить, и всевозможные болезни, таинственные исчезновения людей и животных можно объяснить именно "местью" нечистой силы. В этом случае суть идеи вампиризма.

   В своей эволюции человек делает шаги навстречу добру и находится в вечном, продолжающемся уже тысячелетия, конфликте со злом. Силы зла, действующие в природе, противостоят милосердию человеческого социума. Такой же диссонанс наблюдается и в психике человека - идет борьба сил Разума и Добра с силами инстинкта и жестокости.

   Принято считать, что пространство социума есть порядок и добро (конечно же, весьма относительное и соответствующее текущему дню), засоциумное пространство - зло. Смысл цивилизации людей, согласно концепции языческих религий, а позже христианства, - подчинить силы природы законам человеческого милосердия (также весьма относительным). Поэтому нашу жизнь можно трактовать как борьбу с энтропией мертвой части природы, соперничество организующей силы социума с дезорганизующей силой стихий.

   На ранних этапах человеческого развития было распространено верование, в соответствии с которым организующим элементом природы является душа - частичка божественного начала. Как только душа умершего лишается этой организующей силы, оно становится началом разрушительным; труп размещался в пространстве хаотических стихийных сил и существ (кладбище находилось обычно за границами города или деревни). Тело уже мыслилось чуждым, не принадлежащим социуму, посредником, стоящим на рубеже порядка и хаоса и тяготеющим к последнему. На этой почве возникло представление о демонах. Демон - еще не вампир, а злое стихийное существо, обитающее вдали людских поселений. Для того чтобы покойник стал воплощением сил зла и разрушения, требовались определенные условия. Человек, наделяемый после смерти качествами злого демона, должен был быть уродливым, умалишенным или, по крайней мере, иметь замкнутый характер.

   Вскоре возникли мысли о том, что отдельные демоны могут внедряться в социум, разрушать его и питаться выделившейся при этом энергией. Поверье о вампирах навсегда входит в арсенал суеверий человека.

   Первоначально в роли вампиров выступали тела умерших. Согласно легендам демоны приходят по ночам в селения. поедают детей, забирают жизнь взрослых, пожирают скот.

   По мере того, как человек познавал свою физиологию, основные жизненные функции, изменялись его представления о "рационе" вампиров. Кровь, второй по значимости энергоноситель человеческого организма после мифической души, становится целью вампира.

   Мистические философы, сочетающие идеализм и материализм, считают, что сознание - атрибут материи, и чтобы существовать в теле, оно должно потреблять энергию. Эту энергию и несет кровь живущих.

   Согласно древним мистическим учениям Австралии, Азии, Южной Америки кровь считалась как бы материализованным космосом в человеке, выражением "астрального", высшего мира.

   Итак, первоначальный образ вампира- это неизвестный злой дух, который захватывает чужую оболочку - мертвое тело и в таком виде нападает на людей и животных.

   Русский исследователь А. В. Трояновский упоминает о вампирах материализованных - "красных ларвах" - безобразных, полупрозрачных чудовищах красного цвета с большими толстыми губами, хищными глазами на выкате, длинными ногтями. По поверью, записанному исследователем, они рождаются и существуют "в местностях, где обильно пролита кровь человека или животных, в особенности во время больших войн, когда на поле сражения остаются окровавленные трупы". Питаются они испарениями крови, но могут нападать и на живых людей.

   Второй вид вампира - так называемый материализованный вампир. Это Дух человека, потребляющий кровь других людей, который, приобретая свое собственное независимое тело, становится осязаемой фигурой.

   Интересна фольклорная информация о вампирах-растениях и вампирах-животных.

   В легендах Мадагаскара рассказывается о деревьях-людоедах, растущих в глубине джунглей. Племя, поклоняющееся такому дереву-тотему, дважды в год приносит ему в жертву человека. Венки-щупальцы хватают несчастного, а листья-иглы впиваются в его тело... Из австралийского поверья узнаем о своеобразном перекати-поле, захватывающем человека длинными отростками, в результате жертва оказывается как бы внутри огромной бочки, в которой выделяется смертоносный сок.

   В глубокой древности возникли и представления о животных-вампирах. Это, прежде всего Минотавр, его славянский "родственник" Змей Горыныч; более мелкие - волки, кошки (преимущественно черные), летучие мыши.

   В книге В. Даля "О поверьях и суевериях русского народа" рассказывается о вампирах-детях. Игоша появлялся на свет от родителей, предавшихся греху, - не соблюдавших церковных постов, пьянствовавших и т.д. Рождался он уродливым, без рук и ног, умирал некрещеным. Его обычно вывозили за село и бросали в лесу. По поверью этот ребенок там оживал, в него вселялась злая сила, и он катался по лесу клубочком, хватая прохожих зубами за ноги...

   К вампирам относят русалок, т.е. мертвых особей женского пола, утонувших в реке или пруду. Русалки уже не пьют кровь, а вытягивают из людей "силу" - духовную энергию, благодаря которой и существуют. Человек, к которому русалки прикасались руками, т.е. "щекотали", терял силы и погибал.

   Таким образом, в фольклоре возникло понятие энергетического вампиризма. К таким вампирам относятся ведьмы, чьи образы ярко описаны в произведениях Гоголя, Квитки-Основьяненко и др.

   Современная экстрасенсорика утверждает, что энергетический вампиризм - это низшая степень вампиризма по сравнению с той, который питается кровью. По оккультной теории добрые духи начинают свой путь из материи, из вещества, направляются в энергетическое поле. затем в информационное, восходя, таким образом, к более высоким и тонким структурам; злые же силы идут в обратном направлении (эволюционируют): они рождаются где-то в центре Космоса и спускаются сверху вниз, т.е. энергетический вампир находится на пути к вампиру вещественному.

   И, наконец, существует особый вид вампира - вампир информационный, т.е. тот, кто похищает чужие идеи, мысли, жизненный опыт, переживания. Этот современный вид порожден веком нынешним, и многие информационные вампиры работают на ниве промышленного шпионажа. Эти вампиры действуют весьма изощренно, их цели сразу понять трудно, и об их присутствии можно догадаться лишь по вторичным признакам.

   Все поверья о вампирах объединяет и завершает миф о супервампирах - так называемых трансмигрантах. Это название, рожденное терминологией современной фантастики, присутствует и в современном фольклоре. Согласно поверью, которое возникло в результате анализа и обобщения массовым сознанием фактов, связанных с появлением НЛО, в глубинах Вселенной якобы происходит великая битва черных и белых сил. Аналогично тому, как ранее эта битва якобы происходила в "темных лесах" (в христианской религии - "на небесах"), теперь эта битва Добра и Зла из человеческого сознания переносится в Космос.

   Если вас интересует, кто такие вампиры, какие у них повадки и как с ними бороться, обращайтесь к всемирно известному специалисту в этой области, который живет в Голландии и работает компьютерщиком в банке, а в свободное время охотится на вампиров. О своих впечатлениях от знакомства с Робом Браутингамом рассказывает корреспондент агентства Рейтер Эшли Сигарт.

   - Ему 45 лет, из них последние 20 он изучает вампиров и все, что с ними связано. Он основал центр вампирологических исследований и два года назад начал издавать ежеквартальник на английском языке "Вампаер интернэшнл", большинство читателей которого, как утверждает Браутингам, англичане и американцы. Почему-то именно в этих двух странах, говорит он, тема вампиризма вызывает массовый интерес.

   В последнем номере журнала, который издает Роб Браутингам, расследуется одна современная легенда о вампире, по ночам на знаменитом лондонском кладбище Хайгет, причем, как правило, неподалеку от могилы Карла Маркса. Она, как известно, расположена в отдаленном углу, куда забираются ночью бродяги. И вот этот вампир в цилиндре и плаще подкрадывается к спящим и сосет их кровь. Поймать его с поличным так и не удалось. Но группа британских вампирологов обнаружила на кладбище могилу, обитатель которой не разложился. Такое бывает.

   Итак, обнаружив неразложившегося мертвеца, вампирологи вызвали священника и произвели над могилой ритуал изгнания нечистой силы. После чего труп исчез. Отважные охотники за вампирами отыскали его через несколько лет - он все еще не был тронут тлением. Тут энтузиасты - вампирологи поняли, что дело нешуточное, и поступили в соответствии с рекомендациями трансильванского фольклора, в котором и зародились легенды о вампирах; наелись чесноку, разбили сердце трупа осиновым колом и кремировали.

   "Верите ли вы сами в вампиров?" - спросили Браутингама. "Лично я ни одного ни встретил, - ответил он, - но и не исключаю вероятности их существования".

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz