UCOZ Реклама

   ЧУДЕСНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

   В своей статье (По материалам С Я. Серова, Д. Мичелла и др (прим. автора) ) о чудесах в книге "Человек, миф и магия" А. Р. Г. Оуэн отмечает, что "чудесное кормление" Христом множества людей сегодня чаще всего рассматривается как притча о "духовном кормлении", нежели как отражение того факта, что пять хлебов и две рыбы смогли утолить голод большого числа страждущих. Такова современная тенденция для объяснения всего нерационального в священном писании, и нам остается только сожалеть об этом. Хотя детали и кажутся довольно большим преувеличением, само кормление не представляется исключительным в своем роде. Утоление голода очень многих весьма малым теологи называют чудом изобилия: ему посвящена целая глава в трактате папы Бенедикта XIV "De servorum beatificatione et canonization" ("О беатификации и канонизации рабов божьих") - этом "путеводителе" по мистическим феноменам. Отец Герберт Сёрстен рассматривает ряд такого рода чудес в своих "Физических феноменах мистицизма", приходя к заключению, что феномен этот не может быть отброшен как очередная легенда.

   Последний пример чудес такого рода связан, насколько нам известно, с именем индийского святого Саи Баба. В книге "Саи Баба: человек, дарующий чудеса" Говард Мерфет приводит описание трапезы после религиозной церемонии. Столы были накрыты на сто персон, но пришло в десять раз больше. В доме находился и Саи Баба, который спас положение, чудесным образом увеличив число порций в десять раз. Как пишет Мерфет, индийский святой мгновенно делал сладости и раздавал их еще горячими.

   Св. Анжиоло Паоли (умер в 1720г.) получал настоящее удовольствие, занимаясь "размножением" небольшого количества пищи, чтобы иметь возможность раздавать ее беднякам Рима, которым он почти никогда не отказывал в подаянии, если видел, что они действительно в нем нуждаются.

   Вето "Житии" (1756г.) Каччиари отмечает, что Анжиоло часто приглашали на трапезы, устраивавшиеся в кармелитских монастырях. Однажды жарким июньским днем святой отец привел группу людей на трапезу в сад, где обеспечил их салатом и редисом, не говоря уже о пироге и корзинке клубники на десерт, - все это в засушливое время года было настоящей редкостью. Каччиари приводит и другие подобные случаи могущества отца Анжиоло.

   Один из наиболее признанных случаев чудодейственного "размножения" пищи привел к причислению к лику блаженных Андрэ Фурне (умер в 1834г.), основателя "Дочерей креста" - общины для воспитания бедных девиц в Ля Пюи, Пуату. Однажды, в 1824 г., сестры в Ля Пюи были в отчаянии, так как в ларе у них оставалось очень мало кукурузы и не было денег, чтобы пополнить ее запас. Прочтя сестрам проповедь о чуде кормления Христом страждущих и попеняв им за неверие в возможность подобного чуда, св. Андрэ велел сестрам собрать всю кукурузу, которую они смогут наскрести, в две кучки и начал ходить вокруг них, произнося молитвы. Сестра-экономка в течение двух с половиной месяцев кормила двести своих товарок, причем количество кукурузных зерен в кучках заметно не уменьшалось. В представлении св. Андрэ к канонизации было сказано, что он являл это чудо несколько раз, что позволило снабжать общину кукурузной мукой с июля по декабрь.

   В "Житии блаженного Иоанна Боско" Оффре также ссылается на то, что в представлении к канонизации приводилось свидетельство явленного этим святым "чудо изобилия". Однажды в I860 г. Боско узнал, что в салезианском монастыре в Турине, где он остановился, не осталось еды на завтрак. Триста голодных ребятишек, живших в приюте при монастыре, жалобно смотрели на него. Тогда он приказал принести все хлебные крошки или корки, которые можно было найти в доме. Нашлось всего пятнадцать или двадцать маленьких черствых кусочков хлеба, которые положили в корзину; он прижимал ее к себе, шепча слова молитвы, и, обойдя всех, сумел дать каждому ломоть хлеба.

   Иногда приходится слышать о чуде, которое происходит с тестом во время приготовления хлеба. Например, суровой зимой 1845 г. монастырю Бон Пастер в Бурже надо было кормить ежедневно 116 человек. Между тем запасы зерна были на исходе. Мать Пеллетье вдохновила монахинь на то, чтобы они молились о заступничестве св. Жермене. Она была уверена, что скудный запас зерна будет пополнен. Сестры, занятые приготовлением пищи, по наставлению матери Пеллетье стали использовать примерно треть обычного количества муки. Уже через несколько минут тесто поднялось и стало убегать из квашни: его было более чем достаточно для выпечки хлебов, вдвое превышающих потребность монастыря. Подобное повторялось неоднократно в период между ноябрем 1845 г. и февралем 1846 г., во время которого монахиням не надо было заботиться о покупке муки. Эти чудеса, по мнению церкви, были достаточно тщательно документированы, чтобы канонизировать св. Жермену в 1854 г. и причислить к лику блаженных мать Пеллетье.

   Интересно отметить, что традиционные фольклорные рассказы о земных скитаниях Христа и св. Петра включают варианты этого же феномена. В "Народных преданиях Севера" (1903 г.). Г.У. Дасент рассказывает, как однажды Христос и его спутник зашли в дом пекаря и попросили у его жены, открывшей дверь, немного хлеба, так как были голодны. Она, решив, что перед ней обычные попрошайки, взяла самый маленький, какой только можно было положить на противень, кусок теста, но через минуту оно "убежало". Ей стало жаль тратить столько теста на каких-то бродяг, и она отщипнула кусочек еще меньше, чем первый раз, но тесто опять "убежало". Тогда жадная женщина вообще не стала печь для них хлеб из "волшебного" теста. Рассердившись, Христос превратил хозяйку в дятла.

   Впрочем, "чудо изобилия" восходит к временам гораздо более древним, чем христианские. Их отголоски слышатся в народных легендах о волшебных котлах и чудо-чашах практически у всех народов мира. Такие чаши, сколько из них ни пей, никогда не опорожняются, а каждый, кто отпил из них хоть глоток, уже не будет знать в своей жизни ни жажды, ни голода.

   Даже рискуя быть обвиненными в буквализме мы тем не менее считаем, что во всех этих рассказах есть доля правды. Вместе с тем мы полагаем, что чудесная "провизия" должна была откуда-то браться. Зная об эффекте телепортации мы подозреваем, что он использовался магами старой школы (как, впрочем, - пусть неосознанно - и святыми уже в более поздние времена). Вот почему, призывая это, мы стараемся во всех таких случаях найти и соответствующие сообщения о "провизии исчезнувшей". Если бы мы захотели, то смогли бы заполнить страницы этой книги случаями пропажи пищи, разных предметов и живых существ, которые, однако, пропав в одном месте, объявляются в другом. Мир полон до краев разного рода "встречными перевозками".

   Нам уже приходилось отмечать случаи выпадения семян одного вида на какой-то один определенный участок земли: эти "падения с неба" не только наблюдались очевидцами, но и фиксировались в документах. Представьте себе целинное поле, которое как бы жаждет семян, подобно "пустым" прудам, алчущим рыбы (см. главу "Дождь из лягушек и рыб"). А затем мысленно засейте его теми семенами, которые, как мы рассказывали, падают с неба. Тогда и произойдет то самое "чудо", которое отмечено (дважды!) в одном только 1919 г.

   Ко всеобщему изумлению люди видели поле, "самозасеянное" пшеницей. Сообщение об этом появилось, в частности, в газете "Кардифф ивнинг ньюс" от 1 июля. В нем рассказывалось, что одно поле в Линкольншире, остававшееся под парами в течение десяти лет (в последний раз его засеивали ячменем), принесло урожай прекрасной пшеницы, значительно превосходившей по качеству пшеницу на других полях этого района. О другом аналогичном случае сообщала лондонская газета "Санди экспресс" в номере от 24 августа. После того как засуха погубила пшеничное поле возле Ормскирка, Ланкашир, на следующий год, по словам местного фермера, с которым беседовал корреспондент газеты, на поле взошла великолепная пшеница, между тем как он его не пересевал!

   Правда, наши попытки найти относящиеся к тому же времени газетные сообщения о пропажах зерна в аналогичных количествах ни к чему не привели. Но это неудивительно: ведь подобными "не сенсационными" происшествиями пресса, как правило, не интересуется.

   В 1974 г. некоторые фермы в Вустере и Шропшире понесли большие убытки. Кто-то утащил с полей семена сахарной свеклы, и фермеры были убеждены, что виновато нашествие мышей. Разбросали яд, разровняли борозды - все напрасно: семена продолжали таинственно исчезать. Газета "Санди меркури" от 26 мая 1974 г. пишет, что приехавшие эксперты перепробовали все возможные варианты, но так и не смогли разобраться в этом головоломном деле. Мы, со своей стороны, не знаем, были здесь виноваты мыши или нет, но зато в нашем распоряжении имеется еще один рассказ, относящийся к недавнему прошлому о том, как неожиданно для всех выросла пшеница. Фермер возле Милана заметил превосходные всходы на поле площадью два с половиной акра.

   Как писала газета "Дейли миррор" в номере от 29 апреля 1968 г., подобное уже случалось несколько раз в предыдущие годы: при этом, едва лишь зерно поспевало, как весь урожай исчезал буквально за одну ночь, хотя на поле выставляли сторожей. Уж не появилось ли это зерно в амбаре какого-нибудь бедного монастыря, запасы которого были на исходе? Возможно, оно было уже обмолочено. Ведь у нас есть немало сообщений о странных падениях соломы с неба.

   Легенды о чудо-чашах, сказочных сосудах, в которых никогда не иссякает влага, вполне согласуются с рассказами о телепортации вина: таких историй немало в жизни святых. Рассказывают, например, что св. Доминик, умерший в 1221 г., благословил чашу вина, из которой испили двадцать шесть человек. Эту чашу затем перенесли в монастырь, и здесь из нее по глотку выпили сто четыре монахини. Когда чашу вернули святому, она все еще была полна.

   А вот мнение С. Я. Серова: "Еды человечеству всегда не хватало. Всю его историю можно представить как поиски способов более обильного и дешевого насыщения. "Голод - двигатель прогресса" - гласит популярная максима. Однако такое высказывание верно - да и то не абсолютно - лишь для более или менее ранних стадий развития человечества. Чем больше человек отрывался от животного, тем с большей силой появлялся и звал его к действию другой голод - духовный, тем больше мучила жажда неизвестного, того, что еще не познано и не сформулировано, не сформировано разумом и чувством - в слове, в искусстве. Поэтому пусть авторы книги "только сожалеют" о символическом толковании евангельского текста, рассказывающего о чудесном насыщении толпы идущих за Христом пятью хлебами и двумя рыбами Такое толкование, во всяком случае, не менее оправданно, чем буквальное".

   Разумеется, человек должен что-то есть. Даже пустыннослужители питались сушеной саранчой и медом (кстати, есть рассказы о том, что и им эту скудную пищу доставляли сверхъестественные силы). Потому неистощимые запасы в монастырях были мечтой монахов; слухи о чудесах изобилия широко расходились и, как любая мечта, не особенно нуждались в доказательствах. Они составляли особый жанр фольклора, неотъемлемый, например, от ирландских саг, где появляется бочонок с пивом, которое не иссякает, сколько его ни пей, где волшебница превращает воду в вино (мотив, попавший и в евангельский рассказ о первом чуде Христа на свадьбе в Кане Галилейской) или создает из папоротника свинью, правда, как и во многих таких легендах, обманную, так что гости, сытые на пиру, день ото дня слабеют, поедая таких свиней. Сюда же относятся и сказки разных народов о волшебном горшочке-самоваре, скатерти-самобранке. Да и в христианских преданиях, где, кажется, речь должна бы идти только о духовном, непременное человеческое начало не забывается. Рассказ о Граале - волшебной чаше, в которую, по средневековой легенде, тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский собрал кровь, пролитую Христом на кресте (более тонкий символ духовности, чем распятое на кресте тело Иисуса), и унес в тайное место, доступное лишь наиболее самоотверженным рыцарям - служителям Христа, - повествует о том, что вид Грааля не только приносит душевное и физическое исцеление, но и насыщает лучше любой еды. Имеется в виду не то, что, как пишут авторы, каждый "получил щедрую порцию своего любимого кушанья и вина", а состояние экстаза, в котором человек не нуждается в телесной пище.

   Вера в то, что запасы пищи могут умножаться чудесным образом и не иссякать, легла в основу многих фокусов, которые совершали перед толпой различные маги, иллюзионисты, шарлатаны. Толковать подобные фокусы можно было различно: одни приписывали это собственной силе, другие - духам, третьи, как Иоанн Боско, - божьему соизволению. Боско, насколько можно судить по его жизнеописанию, составленному аббатом Оффре, до того как стал священником, зарабатывал на жизнь как ярмарочный фокусник. Неудивительно, что до самой своей смерти в 1888 г. будущий святой не потерял способности к творению "чудес", подобных приведенным в главе, да и других, не столь благочестивых, но вполне безобидных. Недаром канонизированный в 1934 г. папой Пием XI Иоанн Боско стал покровителем профессиональных фокусников. В день семидесятилетия со дня его смерти, в 1963 г., в Барселоне (а среди испанцев и итальянцев у него много почитателей) состоялась торжественная поминальная месса, после которой члены основанного им ордена фокусников-католиков показали свое искусство, профессионально почтив память "коллеги".

   Что касается случаев, о которых рассказывается в этой главе, то они представляются сомнительными - причем даже просто по способу изложения "событий". Сообщая о появлении пищи неизвестным путем, авторы объясняют это пресловутой "телепортацией", к которой они прибегают почти во всех главах книги, рассказывая о совершенно различных происшествиях.

  

   ЗАГАДОЧНЫЕ ЛЮДИ

   В мифах разных народов имеется один и тот же сюжет о детях, вскормленных животными (По материалам В. А. Мезерцева, Е. А. Шервуд, Ф. Мичелла и др (прим автора).). Примером может служить сказание о критянине Милете, сыне Аполлона. В прежние времена верили, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены молоком волчицы. Однако в девятнадцатом столетии, когда ученые словно соревновались друг с другом в том, чтобы дискредитировать как можно больше народных преданий и сведений из древней истории, все сообщения такого рода стали рассматриваться как басни, годные разве что для детской забавы, но уж никак не для изучения взрослыми людьми. Однако странное дело: чем упорнее такие сообщения отвергались как невозможные с рациональной точки зрения, тем больше их поступало. И во всех речь шла о "приемных детях" животных. Несколько таких случаев были подкреплены свидетельскими показаниями, не вызывавшими сомнений. Наконец, в 1920 г. были найдены дети, вскормленные волчицей в Миднапоре. Что заставило всех, кроме разве что самых упрямых, признать: дети действительно могут быть взращены дикими животными.

   Особенно много в нашем распоряжении случаев, когда детей выкармливали волки и медведи, реже - леопарды, антилопы, козлы, свиньи, коровы и овцы. И во всех без исключения случаях дети усваивали их природу, привычки и особенности. Практически нет случаев, когда ребенок смог бы забыть о жизни среди диких животных и вновь привыкнуть к человеческому образу жизни. А в тех немногих известных нам примерах, когда ребенок научается говорить, пусть только несколько слов, он неизменно употребляет свое знание человеческого языка для того, чтобы выразить свою приверженность дикой природе и неприятие обретенного человеческого дома. В силу этого нам представляется куда более гуманным не вырывать таких детей из их звериного окружения и не стараться приучить их к условиям человеческой жизни, что зачастую делается по религиозным мотивам, для спасения души. Странно, однако, что почти не встречается рассказов об одичавших детях старше десяти лет: возможно, они просто не выдерживают посвящения во взрослую жизнь.

   Обычно принято считать, что воспитываемые животными дети были или украдены ими, или подобраны кормящими самками животных. Однако незаурядные физические данные, их быстрота и сила (соответственно у детей, воспитанных антилопами и медведями) заставляют подозревать, что это не так и что правы сторонники другой точки зрения: у животных рождаются человекоподобные детеныши, так же как у людей - звероподобные дети. И хотя такая точка зрения для большинства является сегодня настоящей фантастикой, в том числе и для нас, в ее пользу говорит и инцидент с детьми в Миднапоре: все, кто их видел, обращали внимание на их абсолютно нечеловеческие глаза, блеском напоминавшие волчьи.

   Несмотря на имеющиеся сведения, многие антропологи до сих пор упорно отказываются признать саму возможность выкармливания человеческого детеныша животными. И хотя в этом феномене остается множество необъяснимых аспектов, это вовсе не убеждает нас в правоте тех, кто считает, что речь во всех этих случаях идет об идиотах, которых находили возле жилищ животных только потому, что они туда забрели, а не из-за того, что были этими животными вскормлены. Кстати, дети, страдающие аутизмом, зачастую напоминают детей, вскормленных животными.

   Линней, стремившийся все систематизировать, назвал дикого человека в своей книге "Система природы" (1758г.) "Хомо сапиенс ферус", считая его подвидом человека. Он охарактеризовал его как "четырехногое тупое и волосатое существо", приведя в качестве примера девять случаев из истории, в том числе и следующий.

   Два маленьких мальчика были обнаружены охотником в литовских лесах среди медведей. Охотники поймали одного из детей. Девятилетний крепыш отличался не только завидным здоровьем, но и красотой и вскоре стал любимцем королевской семьи и знати в Варшаве, куда его отвезли. Однако как ни бились, его не смогли научить говорить или заставить отказаться от медвежьих повадок; при этом, правда, он выучился поднимать глаза и руки к небу при упоминании имени Иисуса. Несколько раз он убегал в лес, и однажды люди видели, как он нежно обнимался с диким медведем, которого охотники боялись после того, как он убил двух их товарищей. В то время в Литве, похоже, было особенно много случаев обнаружения детей среди медведей. Первый случай, о котором мы рассказали, относится к 1661 г., за ним последовали два других, отмеченных в "Истории Польши" доктором Коннором. Один из них, происшедший в 1694 г., он наблюдал сам. По его словам, ребенок был не в состоянии ни разговаривать, ни ходить прямо, хотя позднее он немного научился и тому, и другому. За несколько лет до этого другой "медвежий ребенок" был привезен в Варшаву, где его имел возможность наблюдать один из голландских дипломатов, оставивший письменное свидетельство об этом.

   Странно, что такое животное, как медведь, проявляет столько терпения и доброты к человеческим детенышам. Между тем именно медведю приписывается наибольшее, после волка, число "усыновлений". Самый свежий случай приводится в еженедельнике "Америкэн уикли" в номере за 5 сентября 1937 г. Автор статьи Джордж Маранц назвал ее "Воспитанная медведицей, украшавшей ее, когда она была младенцем". Он описывает свой визит в психиатрическую лечебницу в Турции, куда положили девочку, прожившую восемь лет в медвежьем семействе. Один из охотников в горах подстрелил медведицу, после чего на него накинулся маленький, но крепкий "древесный дух". Когда охотнику удалось с ним справиться, "дух" оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание. Когда девочку увидел Маранц, она была почти совершенно такой же, как при поимке, хотя врачам удалось сделать ее более ручной и заставить под угрозой голода есть вареную пищу.

   В 1767 г. охотники из Фраумарка в Нижней Венгрии, преследуя большого медведя, заметили на снегу той части гор, куда, как они считали, не ступала нога человека, человеческие следы, которые привели их к берлоге медведя. Здесь они и обнаружили настоящую златокудрую принцессу - девушку лет восемнадцати, высокую, здоровую и загорелую. Ее поведение отличалось "большой грубостью", и когда девушку поместили в приют, она отказывалась от всего, кроме сырого мяса, кореньев и коры деревьев. Другая "медвежья девочка", в возрасте примерно трех лет, была найдена в Индии в 1897 г., а в XVII столетии в Дании был обнаружен "медвежий мальчик".

   Ансельм Фейербах в своей книге о Каспаре Хаузере (1833 г.) приводит случай, когда девочку вырастили... свиньи:

   "Д-р Хорн... рассказывает, что видел в Зальцбургской больнице несколько лет назад девушку двадцати двух лет, довольно красивую, которую вырастили в своем свинарнике свиньи. Много лет она сидела там, скрестив ноги. Одна нога была совсем искривлена, девушка хрюкала, как свинья, и, одетая в человеческое платье, она тем не менее жестикуляцией и движениями походила на животное".

   Первый исторически достоверный случай с "волчьим мальчиком" зарегистрирован в Гессе в 1341 г. Ребенок, которого охотники нашли в стае волков, бегал на четвереньках и очень далеко прыгал; он умер оттого, что его заставляли есть человеческую пищу. Тремя годами позже в том же самом месте был захвачен другой волчий ребенок, судьба которого оказалась более счастливой. Он смог получить образование и дожил до восьмидесяти лет. По его словам, в трехлетнем возрасте он был похищен волками. Они кормили, укрывали и учили его своему образу жизни, так что ему было очень жалко с ними расставаться.

   Большинство волчьих детей, обнаруженных с начала XIX столетия, приходится на Индию, в основном на джунгли Бенгалии. Известна история с детьми, найденными в Миднапоре. Она описана Д. Сингхом, священником, не только нашедшим детей, но и ставшим их опекуном, в книге "Дети волков и дикий человек". В этой книге как раз и приводятся детальные описания многих из тех случаев, которые здесь упомянуты. Сингх, миссионер из детского приюта в Миднапоре, часто совершал поездки, выступая с проповедями перед жителями тамошних мест. Во время одной из таких экспедиций в 1920 г. он услышал от одного из членов местного племени о двух маленьких "привидениях с горящими глазами", которые появлялись на горе, где находилось логово волчицы, сравнительно недалеко от деревни.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz