С этого момента, отмечает Форт, сообщения об изображениях на оконных стеклах регулярно публиковались в американской печати вплоть до 1890 г. Причем нельзя сказать, что американская публика всего-навсего получала в редуцированном виде то, что происходило в Европе, так как спорадические "вспышки" отмечались и в самой Америке. Следует отметить, что такого рода изображения отмечались задолго до изобретения фотографии. Следующая волна началась с появления изображения, "как две капли воды похожего на покойного настоятеля Лиддела", умершего в 1898 г. Оно возникло на стене церкви Христа в Оксфорде в середине 1923 г. Прошло три года, и еженедельник "Т. П. Энд Кассел" в номере от 11 сентября 1926г. писал: "Не нужно напрягать свое воображение, чтобы распознать голову человека. Она сразу видится на спине, как бы нарисованная уверенной рукой мастера. Это не гравировка, не рисунок и не скульптура, однако его нельзя не заметить". Позднее, в том же 1926 г., сообщения о таинственных изображениях пришли из Бристоля и Апхилла, Соммерсет. А в старом аббатстве в Бате на одной из колонн поблизости от памятника в честь Соммерсетского полка можно было ясно видеть изображение старого вояки с вещмешком, "нарисованное уже поблекшими красками". Местные теософы, по словам журнала "Бат уикли кроникл", считали портрет воплощением мысленного образа, созданного воображением благочестивых посетителей. Критики обычно подвергают сомнению такого рода сообщения на том основании, что человеческому глазу, дескать, свойственно видеть воображаемые "портреты" в случайных сочетаниях пятен, линий и т.д. Толчком для этого, по их утверждению, служит "напряженное эмоциональное состояние смотрящего". Такая точка зрения, без сомнения, имеет свой резон. Подобный процесс с успехом используется, в частности, в психоанализе и искусстве. Нас, однако, интересуют явные изображения, не связанные с самовнушением или особенностями эмоционального состояния человека и не нуждающиеся в какой-то особой интерпретации, т.е. изображения вполне узнаваемых объектов или - в некоторых случаях - символов. Например, яйцо, снесенное в Канзасе, с явно видимым числом "6" на одном конце ("Дейли мейл", 14 декабря 1973 г.) или котенок, родившийся в Ницце в 1921 г.,- на его белой шерстке ясно читались цифры: "1921" ("Дейли экспресс", 14 мая 1921 г.). Подверженная стигматам Мари-Жюли Жахени из бретонской деревушки Ля Фродэ в дополнение к обычным для таких лиц "метам" носила на своем теле изображения цветка, креста и слов "О Crux Ave" ("Славься, крест"). Анбер-Гурбейр наблюдал ее свыше двадцати лет, и все эти годы изображения оставались видимыми. В своей книге "Стигматизм" (1894 г.) он объясняет это явление тем, что у его пациентки кровь, дескать, свернувшись, в виде мельчайших капель проступает через эпидерму и остается под кожей. Но, как и почему она принимает вид определенных изображений? Об этом у почтенного доктора мы не находим ни слова. Как известно, всякое знание основывается на опыте и ощущениях. Однако так уж заведено, что мы скорее сочтем себя сумасшедшими, чем решимся идти против научных авторитетов, даже если сталкиваемся с явлениями, которым наука не дает объяснения. Мы имеем в виду такие случаи, как, например, свидетельство одного паломника, посетившего в апреле 1872 г. в Италии "стигматика" Пальму Матарелли. В книге "Физические феномены мистицизма" приводится его рассказ: "Ей принесли белую тряпицу, чтобы вытереть кровь, сочившуюся из ран на лбу. Когда она промокнула лоб, на тряпице остались не просто следы крови, но ясные изображения пламенеющего сердца, гвоздей и мечей. Это было чудо, и я лицезрел его собственными глазами". Время появления таких изображений заставляет думать о том, что они часто каким-то таинственным способом связаны с теми или иными социальными причинами. Так, например, в первой половине декабря 1680 г. Рим был потрясен зрелищем "странной и прекрасной кометы", видимой невооруженным глазом на фоне созвездий Весов и Девы. В 8 часов утра 11 декабря по городу прокатилась молва о том, что "молодая курица снесла чудотворное яйцо, на котором было изображение кометы и окружающих ее звезд". 2 апреля 1681 г. журнал "Лояльный протестант и настоящий домашний информатор" уточнил, что изображение было "не на скорлупе, а в самом яйце - и весьма четкое". Следующее происшествие является уникальным, с какой бы точки зрения ее ни рассматривать: речь идет о падении с неба вместе с градом изображений девы Марии. Сообщение об этом случае мы даем по журналу "Английский механик" от 12 июня 1908 г., ссылающемуся на французские источники, которые приводят рассказ очевидца этих событий аббата Генио из церкви в Ремиремоне. В тот день, 26 мая 1907 г., аббат сидел у себя дома и читал (по странному стечению обстоятельств это был трактат о формировании ледников), когда прибежавший сосед срочно позвал его лицезреть "чудо": на падавших градинах, по его словам, было послание небес. Аббат прервал чтение и, выйдя с соседом на улицу, действительно увидел весьма необычное явление: на "лицевой стороне" градин можно было явственно различить поясной портрет женщины в одеянии, напоминавшем ризу священника, подогнутую снизу. Генио заметил, что все градины по форме были почти идеальными сферами, причем каждая имела своего рода "шов", как если бы их сваривали. "Отпечаток на двух из них, которые я исследовал особенно тщательно, был столь правилен, что это два ли могло быть делом слепого случая", - прибавляет он. Вполне логичная, казалось бы, гипотеза о том, что изображение девы Марии сделано человеком, была также отброшена на том основании, что градин с изображением выпало очень много, и не только у церкви, чему в округе были свидетелями множество людей. Проведя специальное расследование, епископ из Сен-Дье заслушал показания 107 свидетелей, выступавших перед учеными знаменитостями того времени: все они ручались за подлинность происшествия. Разногласия начинались лишь тогда, когда речь заходила о причинах этого явления. Для этого града характерно то, что он выпал на сравнительно небольшом участке - полосе земли в три четверти мили в ширину и несколько миль в длину; и хотя кое-где сила удара градин была довольно большой, что нанесло урон посевам и разрушило теплицы, в отдельных местах свидетелям казалось, что "град падает с высоты не более нескольких ярдов. Поскольку не существует оснований для того, чтобы подозревать кого-либо в мошенничестве, здесь можно говорить о той категории странных историй, о которых уже рассказано в других главах настоящей книги. Что касается аббата Генио, то у него имелась своя теория, объясняющая падение с неба градин с изображением девы Марии. За неделю до описываемых событий был праздник этой святой, но его не отмечали. Аббат пишет: "Муниципалитет Ремиремона, руководствуясь всякими причинами, о которых я не намерен здесь распространяться, запретил проведение пышного шествия, которое долго готовилось. На следующее воскресенье, в тот же час, когда должна была состояться процессия. Она на самом деле состоялась: только уже не по земле, а с неба на землю. Небесная артиллерия добилась того, что отменить праздник никто уже не мог".
Имеется немало свидетельств о том, что люди неожиданно, и при самых таинственных обстоятельствах, исчезают (По материалам Д. Мичелла и др. (прим. автора).). Если проанализировать эти исчезновения, то можно прийти к выводу, что во всех свидетельствах о них нет логического завершения. 30 июля 1889 г. английская газета "Дейли кроникл" сообщила, что 13 июля этого же года мистер Макмиллан, принадлежавший к семье владельцев знаменитого издательства "Макмиллан", поднялся на вершину горы Олимп. Видели, как он махал рукой с вершины, после чего исчез. Несмотря на тщательные поиски и предложенную награду, найти его не удалось. В 1809 г., пишет Сабина Баринг-Гулд в книге "Исторические странности", господин Батхерт, выйдя из немецкого пивного погребка, направился к своей карете. "Он подошел к лошадям, и больше его никто не видел". В декабре 1900 г. с острова Льюис, Гебриды, на Фланнанские острова приплыл пароход, для того чтобы сменить работников отдаленного маяка, но их там не оказалось. Пилоты королевских воздушных сил Дэй и Стюарт совершили вынужденную посадку в Иракской пустыне в 1924 г. Их следы были отчетливо видны на песке на некотором расстоянии от самолета, а затем обрывались, и больше никто летчиков не видел. Когда невозможно дать какого-то рационального объяснения происходящему, как в вышеописанных случаях, неизбежно рождаются суеверные представления. Говорят о дьявольских проделках, особенно когда исчезает человек, который живет нечестиво. Так, например, исчезновение Оуэна Парфита в 1769 г. объяснили так: дьявол взял то, что принадлежит ему. Парфит был некогда пиратом и доживал свои дни в Шептон-Маллет, местечке в графстве Соммерсет. Он был разбит параличом. Однажды родственница, которая за ним ухаживала, завернула его в плед и усадила в кресло у входа в дом, чтобы он подышал свежим воздухом, а сама отправилась по каким-то делам. Когда она вернулась, то кресло, подушка, которая была подложена под спину, и плед находились на своем месте, а старик исчез бесследно. Недалеко от дома находились в это время косари. Они были уверены, что никто не проходил мимо этого одинокого дома, и ничего необычного не слышали. Проделками дьявола не объяснить исчезновения людей, которые вели добропорядочную жизнь, и появляется другая версия: "Их унесли ангелы прямо на небо". Однако большинство из исчезнувших "недостаточно хороши" ни для ангелов, ни для дьявола, поэтому трудно предположить, что их призвал к себе бог или дьявол. Поэтому такие исчезновения приписывают некоей волшебной таинственной силе, о которой никто ничего толком сказать не может. Мы уже говорили о бытующей вере в то, что людей похищают различные сверхъестественные существа. Однако многие таинственные исчезновения нельзя объяснить и этим. Доктор Мур, например, приключения которого изложены в нашей главе "Похищенные и возвращенные", был притянут какой-то невидимой силой, которую никто не видел, но которая ему предстала в виде некой группы людей. В те времена, когда большинство людей верили в волшебство, подобная сила отождествлялась с волшебниками; если бы подобное произошло сегодня, а не в 1768 г., те, кто отдают дань суевериям, возложили бы вину за случившееся на летающие тарелки и на тех, кто ими управляет. Правда, в наше время люди, которые неожиданно исчезали, а затем возвращались, часто рассказывают истории о какой-то неопределенной силе, вовсе не обязательно связанной с волшебниками, феями, богами или даже НЛО. Описание подобного исчезновения приводились в "Обозрении НЛО" в ноябре 1975 г. Случилось это недалеко от аргентинского города Пахиа-Бланка. Молодой официант по имени Карлос Диас шел домой рано утром 4 января 1975 г. Неожиданно он был парализован сильным лучом света, который струился откуда-то сверху. Воздух вокруг него начал густеть и вибрировать, и он почувствовал, что его неведомой силой приподняло примерно на три метра, потом он потерял сознание и больше ничего не помнил. Примерно через четыре часа он очнулся, лежа на траве у дороги. С ним был его саквояж с рабочей одеждой и газета, которую он купил утром в своем родном городе. Однако как потом выяснилось, Диас находился в 500 милях от дома, на окраине Буэнос-Айреса, где его госпитализировали и оказали первую помощь. Для того чтобы объяснить, где он был все это время, которое прошло между его исчезновением и возвращением, Диас поведал историю, которую легко найти как в литературе мифологической, так и в литературе, связанной с НЛО, хотя в его рассказе были свои специфические детали. После того как он потерял сознание, он находился в прозрачной сфере в компании трех странных существ, которые напоминали людей, но были зеленого цвета; они легко, без боли выдергивали у него волосы. В больнице, где Диаса обследовали, пришли к выводу, что действительно он потерял немного волос, которые выпали, хотя их корни остались нетронутыми. Никто не видел, как исчез Диас. И лишь только потому, что он вернулся, история получила известность. (Интересно, что могли бы рассказать те, кто, как считают, исчез при таинственных обстоятельствах и никогда больше не вернулся.). Описано несколько случаев, когда люди исчезали почти так, как Диас. Ну, например, можно привести рассказ о необычном случае с французскими детьми из местечка Клаво, о которых писала 13 января 1843 г. английская газета "Тайме". Две маленькие девочки были подняты на воздух, словно попали в воздушную воронку. На родителей, находившихся неподалеку, этот воздушный поток не подействовал, и они притянули девочек обратно на землю. Некий Брэд Стайгер в 1966 г. описал в своей книжке "Пришельцы с неба" исчезновение одиннадцатилетнего Оливера Томаса из городка Райадер, Уэльс. Был сочельник 1909 г. Празднество было в разгаре. Оливер Томас вышел из дома, и тут раздался его крик о помощи, исходивший откуда-то сверху. Обыскали весь район. Родители Оливера и их гости обнаружили на снегу следы мальчика, которые обрывались в 75 метрах от дома. Больше о нем никто никогда не слышал. В газете "Тайме" от 11 декабря 1873 г. сообщалось о престарелой паре Камстон, остановившейся в отеле города Бристоля. Ночью они услышали какие-то звуки. Господин Камстон встал с постели и начал искать ночные туфли на полу, который вдруг как бы разверзся, и он начал падать в черную пустоту, но жена успела схватить его и втянуть в комнату. В панике они вылезли из комнаты через окно; их обнаружили на железнодорожной станции в ночных рубашках, когда они искали полицейского. Есть описание целого ряда событий, которые когда-то случались часто: о том, как феи похищают детей и подменяют их какими-то странными младенцами. Прежде, когда повсеместно бытовала вера в реальное существование фей, подобные рассказы распространялись довольно широко. Сейчас в фей мало кто верит. В книге Вальдрона "История острова Мэн", на которую ссылается Халивелл в "Иллюстрациях к волшебной мифологии", изданной в 1845 г., приводится история одной женщины, у которой дети исчезали вскоре после рождения. После того, как у этой женщины исчез третий новорожденный ребенок, она рассказала, что видела, как его подняла какая-то невидимая сила, она закричала, вбежал ее муж и показал ей, что ребенок находится около нее, но это был не ее ребенок, это было какое-то странное сморщенное существо, напоминающее младенца. Неизвестно откуда взявшийся ребенок прожил несколько лет; он не говорил, не ходил и ничего не ел, кроме трав. Некий Бирт Сайке приводил еще одну историю, ссылаясь на книгу под названием "Английские привидения". Дженет Франсис, жившая в долине Эбви-Фор в Уэльсе, проснулась однажды ночью и почувствовала, что у нее отнимают дитя. Она закричала, начала молиться, и ребенок остался с ней. В этой истории есть одна деталь, которая представляет интерес. Говорят, что те, кто подвергается телепортации, т.е. переносу из одного места в другое какими-то неведомыми силами, будет особым образом "отмечен". И в самом деле, когда этот ребенок вырос, он стал знаменитым проповедником. В более ранние времена, когда феям, волшебникам или ведьмам приписывали способность похищать живые существа, указывали и средства противодействия им. В народных сказаниях сохранилось множество рецептов для вызволения похищенных или подмененных детей. Старое поверье о том, что исчезнувший или похищенный человек может вернуться в годовщину исчезновения, заставила вспомнить история, описанная в газете "Скотиш дели экспресс" от 27 декабря 1971г. Ранним новогодним утром 1966г. девятнадцатилетний Алекс Клегхорн шел по улице Гованроуд в Глазго с двумя старшими братьями. Неожиданно Алекс исчез, и они его больше никогда не видели. 1 января 1972 г. оба брата решили снова пройти по той же улице, как и шесть лет тому назад, и пройти мимо того места, где исчез Алекс, "в надежде, что, может быть, он вернется". Мы не знаем, оправдались ли их ожидания. Люди не перестают исчезать. Одни исчезают раз и навсегда по своей или чужой воле, другие неожиданно возвращаются. И конечно, те, которые возвращаются, считают своим долгом объяснить свое исчезновение. Однако некоторые из этих объяснений не только не проясняют обстоятельств исчезновения, но и задают новые загадки. Вот стандартные объяснения, которые давались прошлом и даются сейчас: "Похищен феями", "Пошел за пачкой сигарет и больше не вернулся", "Похищен пришельцами с "летающих тарелок". Объяснения, как видим, зависят от того, какие суеверия в ходу. Знакомство с историей права показывает, что нельзя казнить за убийство, если труп не был найден. История знает слишком много юридических ошибок. Известный юрист и писатель сэр Эдвард Коук в третьем томе книги "Институты" рассказывает об ужасном случае, когда восьмилетняя девочка неожиданно пропала без вести. Эта девочка была сиротой и воспитывалась у дяди. По достижении шестнадцати лет она должна была унаследовать родовое имение. От дяди потребовали представить племянницу, он не смог этого сделать и в панике нарядил в одежду племянницы другую девочку. Его уличили в подлоге, обвинили в убийстве племянницы, приговорили к казни через повешение и привели приговор в исполнение. Спустя несколько лет, когда девочке исполнилось шестнадцать, она неожиданно явилась и потребовала свое имение. Девочка рассказала, что сбежала от дяди и все это время жила у добрых людей в соседнем графстве. В трудах по фольклору XIX в. можно найти описание нескольких случаев, когда неожиданное исчезновение человека могло иметь фатальные последствия для других. Как правило они связаны с феями, вера в которых в прошлом бытовала в европейских странах. Т. Ч. Крокер в третьем томе своей книги "Легенды о феях" пересказывает историю об исчезновении в Южном Уэльсе некоего Риса. Однажды вечером Рис и сопровождавший его Луэллин возвращались верхом на лошадях на ферму, где вместе работали. По дороге Рису послышались звуки музыки и он сказал Луэллину, чтобы тот ехал дальше, так как сам хочет задержаться на некоторое время и здесь потанцевать. Луэллин поехал домой и лег спать, думая, что Рис пошел в кабачок. Когда на следующее утро его друг не вернулся, он был удивлен. После того как все поиски не дали результата, Луэллина стали подозревать в убийстве своего товарища. К счастью, местный фермер, который знал все поверья этого края, убедил правосудие, самого Луэллина, а также и того, кто пересказал этот рассказ Крокеру, вновь отправиться на то самое место, где Рис сошел с лошади. Когда они приехали туда Луэллин услышал музыку. Его нога наступила на край "круга феи". Он обратился к тому, кто пересказал этот случай Крокеру, сказав: "Дэвид, поставь свою ногу на мою". Тот исполнил просьбу Луэллина, все другие сделали то же самое, и все они услышали музыку и увидели толпу маленьких фигурок, которые танцевали в кругу, и Риса вместе с ними. Луэллин с трудом вытащил Риса из этого круга и силой заставил его отправиться с ними. Рису казалось, что он танцевал всего лишь каких-то пять минут, и этот случай так опечалил его, что он вскоре умер. Имеются также другие рассказы о похищении людей феями, приведенные Халивеллом в книге "Иллюстрации к волшебной мифологии", выпущенной в 1845 г. Все примеры он почерпнул из книги некоего Дж. Котама, напечатанной в 1768 г. и хранящейся в Британском музее. Это, пожалуй, самый интересный из известных нам документов, так как в нем приводится много подробностей, рассказы похищенных и свидетелей как похищения, так и их возвращения. За три недели до того, как была написана указанная книга, некий доктор Мур с двумя приятелями путешествовал по Ирландии и остановился на ночь на постоялом дворе в местечке Дромгреах, недалеко от Балтингласа. Мур завел разговор о феях и сказал, что, когда он был ребенком, его несколько раз похищали феи, и тогда его мать призывала местных знахарок, которые использовали различное зелье для того, чтобы его возвратить. В то время рассказал, как он сам позже говорил, ему показалось, будто в комнату вошла группа людей. Они схватили его и потащили. Приятели Мура, находившиеся в этот момент рядом, увидели, что какая-то невидимая сила влечет его из комнаты. Они попытались задержать его, но он исчез, и они вынуждены были забить тревогу. Владелец постоялого двора, который, очевидно, был привычен к таким вещам, послал за какой-то старухой, которая сказала, что доктор Мур находится в лесу примерно в миле отсюда с феями и что если с помощью магии она помешает ему съесть или выпить что-либо, то он вернется в добром здравии, иначе заболеет чахоткой и вскоре погибнет. Рано утром на следующий день доктор Мур вошел на постоялый двор, голодный и измученный жаждой, так как провел ночь, путешествуя с феями с одного места на другое, где они пировали и предавались наслаждениям. Каждый раз, когда похитительницы предлагали ему поесть, непонятная сила выбивала у него пищу из рук. Как видно, действовали чары этой доброй женщины. Когда рассвело, он увидел, что стоит один недалеко от постоялого двора.
Сайт управляется системой
|