UCOZ Реклама

   Местный фольклор повсюду полон описаний подобных случаев, и тема эта продолжает бытовать и в наши дни. Иногда, как в случае с доктором Муром, имеются свидетельства очевидцев. Так, например, газета "Дейли экспресс" в номере от 15 ноября 1975 г. напечатала интервью с молодым американским лесником, по имени Травис Уолтон, который за десять дней до этого ехал на грузовике по лесу на работу вместе с пятью своими товарищами недалеко от местечка Сноуфлейк в штате Аризона. Неожиданно над макушками деревьев они увидели яркий свет (подобные же явления описаны в главе "Таинственные огни"). Травис Уолтон подумал не об ангелах или феях, а о летающих тарелках (в наше время суеверия приобрели совсем иной вид, чем в прошлые века). Когда он и его брат были совсем маленькими, за ними, как он помнит, следовала летающая тарелка. Они решили тогда, что не должны бояться этого предмета. Водитель фузовика, Майк Роджерс, остановился на обочине дороги, а Уолтон выпрыгнул из грузовика и побежал по направлению к источнику света. Увидев яркую вспышку и обнаружив, что Уолтон упал, его спутники в панике уехали. Когда они вернулись, они не нашли ни следов Уолтона, ни следов летающей тарелки, а пятидневные тщательные розыски и прочесывание леса никаких результатов не принесли. Спутники Уолтона подверглись допросу с помощью детектора лжи в полицейском участке, но шериф, который проводил дознание, не сумел уличить их во лжи, и поэтому обвинения в убийстве им предъявлено не было. На пятый день Уолтон снова появился в местечке Хебер в нескольких милях от Сноуфлейка. Он подробно рассказал о летающей тарелке, в которой он себя обнаружил после того, как потерял сознание от яркой вспышки света, и описал тех, кто его пленил. По его словам, это были крохотные существа, напоминающие плод из чрева матери.

   Подобных случаев в последние годы рассказывалось много. Во многих книгах о НЛО вы найдете схожие описания. В основном это повторение одних и тех же историй, ибо в переписывании и плагиате авторы, которые пишут о летающих тарелках, не уступают фольклористам. Ничего удивительного в этом нет, потому что они имеют дело с одним и тем же материалом. Рис из графства Уэльс, о котором шла речь, был воспитан на сказках о феях, Уолтон начитался научной фантастики и наслышался о летающих тарелках. И те и другие якобы были похищены "неизвестной силой" и, конечно, обо всем этом поведали в рассказах, соответствующих духу своего времени.

   Опасность оказаться обвиненным в убийстве, которая подстерегает свидетелей похищений, стала реальностью в 1660 г. 16 августа некий Вильям Гаррисон, семидесяти лет, который много лет служил доверенным лицом леди Кампдэн из Чиппинг-Кампдэн в графстве Глостершир, направился собирать налоги. Когда наступила ночь и он не вернулся, на поиски был отправлен слуга леди Кампдэн, Джон Перри, но Гаррисона он не нашел. Позже искавшие Гаррисона люди обнаружили лежавшую на дороге шляпу, сломанный гребешок и окровавленный шарф. Возникло подозреподозрение, что Перри убил Вильяма Гаррисона, и его взяли под стражу, где он во всем признался, причем назвал свою мать и брата соучастниками убийства. И мать, и брат отрицали это, но Перри настаивал, и на следующий год, несмотря на то, что труп не был найден, всех троих судья приговорил к казни через повешенье. Полгода спустя "убитый" Вильям Гаррисон вернулся в Чиппинг-Кампдэн и рассказал фантастическую историю. В ночь, когда он исчез, на него якобы напали два вооруженных всадника, которые саблями ранили его. После этого они отправились с ним в путешествие по Англии, в городе Дил сели на корабль, который был взят на абордаж турецкими пиратами. Пираты продали Гаррисона в рабство старому турку в Смирне. Уже находясь на смертном одре, этот человек даровал Гаррисону свободу и в придачу серебряную чашу, которую тот продал. После многих приключений Гаррисон вернулся в Англию, в Чиппинг-Кампдэн. Судья же, сэр Роберт Хайд, приговоривший к повешенью семейство Перри лишь на основании единственного ложного признания, умер в почестях, и ему был воздвигнут памятник в соборе в Солсбери.

   Ни один комментатор никогда всерьез не воспринимал рассказ Гаррисона. Но подумайте: зачем старого человека будут похищать, причем без попыток ограбить его? Суждение на этот счет, которое выражено в одном из современных источников, а также документы и мнения, собранные в сборнике под названием "Кампдэнское чудо", составленном сэром Джорджем Кларком в 1959 г., сводятся к тому, что какие-то неизвестные силы перенесли Гаррисона в Турцию, причем очевидно, что это была работа какой-то ведьмы, а именно матери Перри, т.е. матери того, кто признался в совершении убийства.

   А вот мнение А. Р. Ратинова: "Необъяснимые исчезновения людей, описываемые в книге, выглядят таинственными только в освещении так называемых "очевидцев". Жизненная практика и специальные исследования давно уже доказали, что доверие к подобным источникам очень часто бывает неоправданным и является причиной возникновения коллективных заблуждений, ложных слухов и суеверий.

   Надо иметь в виду, что подавляющее большинство историй с исчезновениями людей просто вымышлено. А те, которые имеют реальную основу, подчас сознательно мистифицируются.

   Прежде всего многочисленные факты свидетельствуют о том, что сами "очевидцы" бывают заинтересованы в искаженном освещении того или иного факта. Заведомая ложь порождается необходимостью оградить себя от подозрений, объяснить выгодным для себя образом пропажу человека, о котором в силу разных причин данное лицо должно быть осведомлено, проявить о нем заботу, нести за него ответственность. При этом лжец в меру своего разумения правдоподобным для окружающих образом извращает происшедшее событие, приноравливаясь, с одной стороны, к общеизвестным фактам и обстоятельствам, а с другой - используя обыденные представления своего времени, распространенные в определенной среде предрассудки и суеверия. Этим, в частности, обусловлены разные варианты объяснений в средневековье, в новое время и в современных версиях исчезновения людей ("козни дьявола", "похищение феями", "телепортация", "захват инопланетянами" и т.п.).

   Вместе с тем более распространенным, нежели ложь, источником рассказов о странных исчезновениях являются добросовестные заблуждения людей, в связи с чем уместно вспомнить поговорку: "Врет, как очевидец". Наряду с патологическими случаями бреда, галлюцинаций, истероидной псевдологии, болезненное происхождение которых не всегда распознается окружающими, известно, что люди зачастую являются жертвами собственных иллюзий и самообмана, порожденных своеобразным протеканием психических процессов.

   Сказанное главным образом относится к процессу восприятия и интерпретации происходящего, когда люди видят и слышат не то, что происходит на самом деле, а то, что они хотят, ожидают, опасаются увидеть или услышать, к чему они предрасположены прошлым опытом, личными установками, социально-психологической атмосферой и воздействием других людей. Этому способствуют неблагоприятные условия восприятия, сильные эмоциональные переживания, состояния аффекта, страха, паники, крайнее переутомление, ослабленность организма, алкогольное опьянение и прочее.

   Влияние слухов, сенсаций, внушения, самовнушения и иных факторов, решительно деформирующих материал показаний свидетелей, очевидцев и потерпевших, - хорошо изученная область судебной психологии, не оставляющая места для мифологических толкований, приведенных в настоящей книге.

   Возвращение человека после длительного и безвестного отсутствия, подобно исчезновению навсегда, постоянно служило предметом мистификаций, с той лишь разницей, что их первоисточником были, как правило, не сообщения очевидцев, а рассказы самого субъекта, якобы похищенного какой-то чудесной силой и необъяснимым образом вернувшегося назад.

   История права действительно, как упоминают авторы в главе "Похищенные и возвращенные", изобилует трагическими судебными ошибками, в результате которых невиновного осуждали за убийство пропавшего человека, много лет спустя оказавшегося живым. Именно такие случаи безвестного отсутствия, впоследствии ставшие предметом тщательного и объективного расследования, решительно опровергают легенды о таинственных потусторонних или внеземных силах. Каждый раз оказывалось, что ничего фантастического в исчезновении и возвращении пропавших нет.

   Во избежание судебных ошибок современным гражданским законодательством во всех цивилизованных странах установлен особый порядок признания лица безвестно отсутствующим, а при многолетнем отсутствии - умершим. По уголовным делам установлена система правил, обеспечивающая розыск пропавших, и гарантии от необоснованного обвинения и осуждения за убийство при отсутствии трупа, если на самом деле "жертва" может быть жива.

   Нельзя не заметить, что за последние полвека в странах, где господствует научно-материалистическое мировоззрение, а религиозные предрассудки носят пережиточный характер, не зафиксировано ни одного случая подобных чудес, которые в других странах будоражат общественный интерес, подогреваемый средствами массовой информации.

   Это ли не подтверждение того факта, что всякие истории с таинственными исчезновениями возникают там, где для них есть питательная почва: мистицизм и суеверие людей?

   Питательной почвой для возникновения такого рода невероятных историй служит и потребность обыденного сознания в ярких впечатлениях, нарушающих скучное течение малосодержательной повседневной жизни.

   Не случайно жертвами чудесных похищений чаще оказывались люди ничем не примечательные, заурядные и даже в чем-то ущербные. В их свидетельствах о случившемся сказываются и психические отклонения, на почве которых происходит измышление различных небылиц, и так называемые пограничные, почти болезненные черты характера этих людей: неумеренное и неудовлетворенное тщеславие, неконтролируемая фантазия, хвастливость, тяга к сенсациям, стремление к сверхкомпенсации своей мнимой или действительной неполноценности, недостаточности, неустроенности.

   Измышления всяческих чудес, объясняющих безвестное отсутствие, подчас далеко не бескорыстны. В конечном счете они приносят моральную и даже материальную выгоду, служат средством сокрытия подлинных событий и поступков, огласка которых желательна для субъекта. Что же касается причин "ухода" таких лиц в неизвестность, то они могут быть самого различного свойства: это и роковое стечение тех или иных жизненных обстоятельств, и несчастный случай, и личные мотивы, например стремление изменить условия своей жизни, уклониться от ответственности, и жажда острых ощущений и т.д. Естественно, что, вернувшись, "исчезнувшие" не всегда склонны раскрывать, что с ними происходило на самом деле во время отсутствия, и они, вместо признания в совершении ими подлинных и, может быть, предосудительных поступков, прибегают к измышлениям историй, способных удовлетворить падкую на сенсации публику. За их фантастическими объяснениями стоят довольно тривиальные факты.

   Учитывая множество вполне земных и тяжких переживаний, зачастую выпадающих на долю человека во время безвестного отсутствия, нужно ли удивляться, что он возвращается "странно изменившимся"?

   Во всех случаях, когда рассказывается о "таинственных" исчезновениях людей, надо исходить из того, что ничего таинственного тут нет. Есть или откровенные сказки, будоражащие фантазию лиц, находящихся в плену суеверий и мистицизма, или же вполне естественные случаи, приобретающие сверхъестественную окраску. Конечно, через многие годы, десятилетия, столетия трудно реконструировать случаи, описанные в литературе, отделить правду от вымысла. Вот, например, история детей из французского местечка Клево, которые были якобы подняты в воздух, словно попали в воздушную воронку. Такое могло произойти на самом деле. Дети могли попасть в область действия проходившего мимо воздушного смерча, способного поднять человека. А вот то, что родители "притянули детей обратно", - такого случиться не могло. Вполне возможно, что реальное событие получило мистическую интерпретацию.

   Во всех случаях, знакомясь с подобными историями, мы должны прежде всего задать вопрос: "А было ли в действительности то, что описывается в них, или это вымысел?"

   Выслушав мнение А. Р. Ратинова, мы все таки продолжим разговор о телепортации и тайнах чудесного перемещения людей и предметов.

   Телепортация - слово, которое ввел в обиход Чарльз Форт для того, чтобы описать явление переноса предметов из одного места в другое без видимого применения или участия физической силы. Очень большой материал собран в течение столетий о том, как люди, другие живые существа и предметы иногда переносятся на большие расстояния, как говорится, в мгновение ока.

   Мы хотим рассказать о происшествии, описанном в испанских источниках, причем юридических, которые были разысканы неким М. К. Джессупом, одним из первых начавшим писать о неопознанных летающих объектах. Речь идет о суде инквизиции над солдатом, 25 октября 1593 г. неожиданно появившимся в городе Мехико, хотя его полк был расквартирован в десяти тысячах миль от Мексики - на Филиппинах. Он мог рассказать только, что за несколько мгновений до своего появления здесь он нес караульную службу при дворце губернатора в Маниле (столице Филиппин), который только что был предательски убит. Как он сам появился в Мехико, солдат понятия не имел. Несколь-ко месяцев спустя люди, прибывшие на корабле с Филиппин, подтвердили известие об убийстве губернатора и другие детали рассказа солдата.

   В своей книге "Бесшумная дорога", опубликованной в 1962 г., специалист по черной магии, ныне покойный Уэллсли Тюдор Поул рассказал о случае телепортации, происшедшем с ним. "В декабре 1952 года я сошел с поезда на пригородной станции примерно в полутора милях от моего дома в Сусексе. Поезд из Лондона прибыл с опозданием, автобус уже ушел, а такси не было. Дождь лил не переставая. Было пять часов пятьдесят девять минут пополудни. В шесть часов мне должны были звонить из-за границы, и это был очень важный звонок. Ситуация казалась безнадежной. И что совсем было плохо, так это то, что телефон на станции не работал, ибо на линии было какое-то повреждение, и я не мог им воспользоваться.

   В отчаянии я сел на скамейку в зале ожидания и начал сравнивать показания времени на своих часах и станционных. Учитывая, что на станции часы всегда идут на пару минут вперед, я решил, что точное время было 17 часов 57 минут, то есть, иначе говоря, оставалось еще три минуты до 18.00. Что потом произошло, не могу сказать. Когда я пришел в себя, я стоял в холле своего дома, который находился на расстоянии добрых двадцати минут ходьбы. В это время часы начали бить шесть. Минута в минуту зазвонил телефон. После того как я закончил свой разговор, я понял, что произошло что-то очень странное, а затем, к своему великому удивлению, увидел, что туфли мои были сухими, на них не было грязи и одежда была также абсолютно сухой.

   Следует предположить, что майор Поул каким-то таинственным образом был перенесен к себе домой, ибо очень желал быть дома и ему необходимо было быть дома, причем он никакого сознательного усилия для этого не предпринял. Если это могло произойти вот так спонтанно, то почему телепортация не может произойти по волевому приказу? Тут на ум приходят ведьмы, спириты или следующий случай, вызывавший в свое время насмешки. Медиум г-жа Гуппи, весившая примерно сто килограммов, мгновенно была перенесена 3 июня 1871 г. из своего дома в Хайбэри в Лондоне в дом на Лэмэ Кондуит-стрит в трех милях от первого. Причем приземлилась она в неглиже прямо на стол в момент спиритического сеанса. А теперь мы переходим от этого довольно пикантного эпизода к рассмотрению самого замечательного подвига в области телепортации, который когда-либо совершал христианский мистик.

   Преподобная Мария никогда не покидала своего монастыря Иисуса в Агреде, Испания. И, тем не менее, в период между 1620 г., когда ей было всего восемнадцать лет, и в 1631 г. она, по официальным данным, совершила более пятисот путешествий в Америку, где обратила в христианство индейцев племени юма в Нью-Мексико. Этот факт был признан далеко не сразу. Католические власти, которым уже не раз приходилось сталкиваться с ложными утверждениями людей, склонных к религиозной истерии, всячески пытались заставить сестру Марию отказаться от утверждений, будто она действительно совершила свои трансатлантические полеты. Однако свидетельства миссионеров, побывавших у индейцев Мексики, заставили их признать, что полеты действительно были. В 1622 г. отец Алонсо де Бенавидес из миссии Исолито в Нью-Мексико в письме папе Урбану VIII и Филиппу IV Испанскому просил объяснить, кто до него успел обратить индейцев племени юма в христианскую веру. Сами индейцы заявили, что знакомству с христианством они обязаны "женщине в голубом" - европейской монахине, оставившей им кресты, четки и потир, которым они пользовались, когда служили мессу. Позднее было установлено, что этот потир принадлежал монастырю в Агреде.

   Отец Бенавидес узнал о сестре Марии и услышал о ее фантастической убежденности в том, что это она обратила индейцев юма в христианство, лишь в 1630 г., по возвращении в Испанию. Он получил разрешение посетить монастырь и расспросить ее, что и сделал со всем усердием, получив от нее подробные отчеты о визитах к индейцам юма и детальные описания их обычаев и одежды. Сестра Мария вела дневник, но сожгла его по совету своего исповедника. В этом дневнике она описывала свои путешествия, включая свое видение планеты Земля в виде шара, вращающегося вокруг своей оси, что в то время считалось ересью.

   В "Житии преподобной Марии из Агреды" Джеймс А. Каррико делает следующий вывод: "То, что сестра Мария действительно многократно посещала Америку, подтверждают документы испанских конквистадоров, французских исследователей и абсолютно идентичные рассказы различных индейских племен, живущих друг от друга на расстоянии многих тысяч миль. В любой фундаментальной книге по истории юго-западной части США можно найти упоминание об этом мистическом явлении, беспрецедентном в истории мира".

   В одной из записок Марии есть деталь, которая приведет в восторг любого исследователя необычного. Так же, как и в фольклоре, где путешественников в царство фей предупреждают, чтобы они не принимали от них даров, не ели пищу и не желали их женщин, Мария получила повеление бога, чтобы она без его воли "ни в мыслях, ни словом, ни делом не показывала желания своего и ни до чего не дотрагивалась".

   За последние годы было много сообщений о непроизвольной телепортации, в основном связанной с НЛО. Многие из них приводятся в работе Джона Кила "Наша посещаемая планета" (1971 г.). Так, например, Херальдо Видаль ехал на машине со своей женой в районе Баиа-Бланка в Аргентине в мае 1968 г. Неожиданно они очутились в Мексике на расстоянии многих тысяч миль от того места, где были всего сорок восемь часов. Они понятия не имели о том, где находятся и как они здесь очутились. Единственным признаком того, что с ними что-то произошло, был опаленный кузов их автомобиля.

   Другой случай, описанный Кларком и Коулмэном в книге "Неопознанные", произошел с Жозе Антонио да Силва двадцати четырех лет, который 9 мая 1969 г. оказался неподалеку от города Витория в Бразилии в состоянии шока, в порванной одежде, на расстоянии 500 миль от Бебедоуру, где он находился четыре с половиной дня назад. Его рассказ о том, что он был пленен существами ростом в четыре фута, перенесен ими на другую планету, а затем возвращен на Землю, звучит фантастично, но этот случай, так же как и многие подобные происшествия, был тщательно расследован, и после этого не оставалось сомнения, что да Силва верит в то, о чем говорит. Важной чертой всех случаев телепортации, связанных с НЛО, является возвращение жертвы в состоянии шока, транса и полуамнезии, что полностью совпадает с историями, где речь шла о похищениях людей феями в более давние времена.

   Как видим, одни случаи телепортации происходили спонтанно, без очевидного постороннего влияния, другие же, наоборот, были явно управляемы, пусть и бессознательно, волею тех или иных людей с высокой нервной организацией. К ним следует причислить сестру Марию и майора Тюдора Поула - двух совершенно несхожих типов людей. В средние века никто не сомневался в существовании оккультных сил, и, чем дальше мы заглядываем в глубину веков, во времена ведьм и шаманов, вплоть до всесильных магов древних цивилизаций, тем больше подтверждений получаем о якобы имевших место случаях управляемой телепортации и волшебных полетов. И хотя это явление не признано, оно тем не менее то и дело происходит, но вместо летающих мистиков и переноса по воздуху многотонных каменных колонн мы слышим о летающих автомобилях или о ничего не понимающей паре, которая оказывается в Мексике в то время, когда она должна была быть в Аргентине.

   А вот мнение С. Я. Серова: "С древнейших времен живет мечта о быстром перемещении в пространстве без особых усилий. Мировой фольклор полон таких рассказов о полетах на ковре-самолете, в вихре, на джинне, на бесе или еще на чем-нибудь "со скоростью ветра", "быстрее ветра" или просто и недвусмысленно - "в мгновение ока", "не успев оглянуться".

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz