ЛЮДИ-ЭЛЕКТРИКИ Один из самых первых случаев изучения учеными (1По материалам Д. Мичелла и др. (прим. автора).) так называемых электрических людей относится к 1846 г. 15 января Анжелика Котэн из Ля Перрьер, Франция, которой в тот день исполнилось четырнадцать лет, испытала странное состояние, длившееся десять недель. Стоило ей приблизиться к предметам, как они тут же начинали от нее отскакивать. Наилегчайшего прикосновения ее руки или платья бывало достаточно для того, чтобы даже самая тяжелая мебель принималась кружиться и прыгать по комнате. Совершенно невозможно было удержать что-либо, если это держала и Анжелика: предмет тут же начинал дергаться, и выскальзывал из ваших рук. Французская академия наук назначила специальную исследовательскую группу, одним из членов которой стал известный физик того времени Франсуа Араго. В февральском номере "Журналь де деба" за 1846г. опубликован его отчет о проведенном расследовании. По мнению ученого сила, которой обладала девочка, сродни электромагнетизму (в ее присутствии, например, компасная стрелка начинала настоящую пляску святого Витта"); она обыкновенно возрастала по вечерам и, казалось, концентрировалась в левой стороне тела Анжелики, точнее, в ее левом запястье и локте. Бедняжка, случалось, билась в конвульсиях, когда эта сила проявлялась с особой активностью: при этом частота ее сердцебиения составляла 120 ударов в минуту. Сама она так пугалась происходящего, что часто сломя голову убегала из дома. Не представляется возможным указать, сколько случаев, приписывавшихся воздействию "нечистой силы", на самом деле было прямым результатом проявления этого "высоковольтного" синдрома. Д. Дингуолл собрал целую коллекцию таких происшествий (отклонения магнитной стрелки компаса, "пляска" мебели в помещениях и т.п.) в своей четырехтомной книге "Необычные гипнотические феномены" (1967г.), причем первое такое событие датировано 1786г. Происшествия подобного рода продолжают освещаться в прессе и в наши дни. Так, сообщается, что Дженни Морган из Седалии, штат Миссури, в 90-х годах прошлого века обладала "высоким электрическим потенциалом": от нее во все стороны летели электрические искры, взрослые по возможности старались держаться от девочки подальше, тот же, кто по забывчивости здоровался с ней за руку или прикасался к ней, случалось, даже терял сознание от шока. Другой пример: Каролина Клэр, 17 лет, из Лондона, Онтарио, заболела в 1877 г. Она похудела до 90 фунтов, часто впадала в необычное состояние, находясь в котором рассказывала о странах, где никогда не бывала. Когда через полтора года девушка, наконец, поправилась, это не принесло ей радости: как и Дженни Морган, она начала излучать электричество, и жизнь ее превратилась в сплошное мучение. Предметы, соприкасавшиеся с ней, становились намагниченными. Ножи и вилки буквально прилипали к ее рукам, и их приходилось отрывать с большим усилием. Этот феномен изучали представители Медицинской ассоциации Онтарио летом 1879 г. Фрэнк Мак-Кинстри из Джоплина, штат Миссури, также явился объектом изучения медиков десятью годами позже, в 1889 г. Когда он ощущал в себе некую заряженность, он должен был во что бы то ни стало начинать быстро двигаться. В противном случае его ноги "приклеивались" к полу или земле и ему приходилось обращаться за помощью к прохожим с просьбой "отклеить" его и тем самым "выпустить из него заряд". В 1890г. врачами из Мерилендского колледжа фармацевтов изучался шестнадцатилетний Луис Гамбургер. Несчастный юноша так же как и его "коллеги", был настоящим человеком-магнитом; он мог, к примеру, заставить металлические предметы прилипать к коже своего тела. Кончиками трех пальцев ему удавалось поднимать в воздух стеклянную банку, заполненную до краев металлическими опилками, весом около пяти фунтов. Эти и ряд других случаев "электрического феномена" кратко описаны в работах Франка Эдвардса, Винсента Гэддиса и других исследователей. Гулд и Пайл в своей монументальной работе "Аномалии и странности в медицине" (1937 г.) тоже рассматривают случаи с "электрическими людьми". Всемирный совет физических исследований на своем заседании в Нью-Йорке предложил премию в 10 тысяч долларов тому, кто сумеет, не прибегая к фокусам, продемонстрировать необычные физические свойства. Одной из тех, кто откликнулся на приглашение ученых мужей, была миссис Антуан Тиммер. Эта пожилая леди показывала, как к ее рукам притягиваются ножи, словно она была сильно намагничена. Однако совет не нашел это убедительным. Дело в том, что на заседании присутствовал известный иллюзионист Джозеф Даннингер, который заявил собравшимся, что все показанное - чистой воды трюкачество, так как он сам во время своих выступлений перед публикой в цирке не раз проявлял подобное "умение", просто скрывая в рукаве магнит, притягивающий к себе металлические вещи. Вероятно, самым известным случаем подобного рода в Америке был случай с Лулу Хёрст, которая даже демонстрировала свои необыкновенные способности перед публикой. В 1883-1885 гг. она выступала как "Чудо из Джорджии", пока не ушла с подмостков, выйдя замуж за своего антрепренера. Свои способности она, как и положено в классическом варианте с "нечистой силой", начала ощущать в себе после 14 лет. В ее присутствии бились фарфоровые чашки, а ночью в спальне, где она находилась, начинали раздаваться непонятные стуки в дверь и тяжелые удары, которые до смерти пугали ее младшую сестру, с которой они спали вдвоем. На следующий день после того, как начались странные шумы, Лулу передала одному из родственников стул, который при этом начал вертеться в ее руках, явно не желая переходить к новому хозяину. Четверо мужчин не могли перетянуть его, в конце концов он рассыпался на куски, и все четверо полетели на пол. Подобно Анжелике, Лулу с криком выбежала из дому. По прошествии двух недель родные уговорили девушку превратить свой недуг в искусство. Номер, с которым она выступала, состоял в том, что Лулу должна была демонстрировать свое превосходство над несколькими взрослыми мужчинами. Скажем, девушка держала один конец биллиардного кия, а двое силачей изо всех сил безрезультатно старались вырвать кий из рук, пригнуть его к земле и т.д. Она поднимала троих мужчин, сидящих друг у друга на коленях на одном кресле, простым прикосновением ладоней к его спинке, слегка касалась тяжелого предмета - и он отодвигался, хотя до этого пятеро сильных мужчин не могли сдвинуть его с места. Эдварде в своей книге "Странные люди" (1961 г.) пишет о Лулу, что она, по свидетельству многих современников, подпускала к себе любых "проверяющих", которые могли убедиться, что свои номера она делает без всякого напряжения, не прибегая к трюкам и уловкам. Единственная известная нам аналогия с появлением и разряжением электрических высоковольтных зарядов в человеческом организме - биоэлектрические процессы, происходящие в теле животных, таких, как, например, угорь. Каждая клетка нашего тела в состоянии вырабатывать небольшой электрический заряд. Д-р Мэйн Р. Коу в журнале "Фейт" за июль 1959г. писал, что один кубический дюйм мускульных клеток человека теоретически в состоянии генерировать очень слабый ток. Однако для того, чтобы вызвать явления, рассмотренные выше, требуется неизмеримо более высокая сила тока, так что с физической точки зрения они все-таки остаются необъяснимыми. Другая теория, приписывающая все способности "электрических людей", в основном энергии полового созревания, не берет в расчет случаи, когда в них не замешаны подростки. Так, скажем, Гулд и Пайл упоминают шестилетнего мальчика из племени зулу, прикосновение к которому вызывало электрошок. Его демонстрировали в Эдинбурге в 1882 г. Можно в этой связи вспомнить и младенца, о котором рассказывает Фодор в своей "Энциклопедии психических наук". Он родился в Сен-Урбэн во Франции в 1869г.: разряды, исходившие от его тела, причиняли весьма ощутимую боль всем, кто к нему прикасался. От его пальцев шли светящиеся лучи, и когда он в возрасте всего девяти месяцев скончался, сияние вокруг его тела можно было наблюдать еще в течение нескольких минут. Кстати, это не единственный подобный случай с младенцем. Дуглас Хант в своей книге "Предсказание" (1953 г.) приводит, в частности, еще два случая "высоковольтных младенцев": один из них мог зарядить лейденскую банку, а другой - вызвать "вибрацию" в предметах, подносимых на небольшое расстояние к нему. Он же, по наблюдениям окружающих, испускал "нежное белое сияние". Дж. Б. Рэнсон в журнале "Электрический экспериментатор" за июнь 1920 г. сообщал о заболевании ботулизмом (пищевое отравление) сразу тридцати четырех заключенных в одной тюрьме. Один из отравившихся пытался выбросить клочок бумаги, но безуспешно - бумага как будто "приклеилась" к его ладони. Вскоре выяснилось, что все заболевшие находятся в таком же состоянии наэлектризованности: ее большая или меньшая степень была непосредственно связана с тяжестью самого заболевания. В присутствии больных компасные стрелки начинали вращаться в разные стороны, металлические предметы нельзя было вырвать из их рук; однако все эти явления прекратились, как только больные выздоровели. Исследование случаев, считавшихся результатом воздействия "нечистой силы", выявляет безусловное наличие в них электромагнитного вмешательства - начиная с гаснущих лампочек и кончая приборами, работающими без включения в сеть, как это произошло в получившем широкую огласку происшествии в Роэерхайме, Бавария, в ноябре 1967 г. Помехи в телефонных переговорах, колебания тока в электрической сети - все это связывалось с девушкой Анной Марией Шнайдер. Многие из таинственных явлений, происходивших в ее присутствии, входят прямо-таки в классический репертуар механических трюков, на которые так щедр их главный "виновник" - вездесущая "нечистая сила". Лампочки сами по себе вдруг вывинчивались из патронов, открывались ящики столов и комодов, на стенах начинали качаться картины и т. п.
В старых книгах то и дело встречаешь упоминания об идолах или иконах, которые плачут, потеют или кровоточат (По материалам Д. Мичелла и др. (прим. автора)). Подобные явления обычно истолковывались как знамения. Сообщается, например, что как раз накануне завоевательного похода Александра Македонского кипарисовая статуя Орфея в Либерте в течение трех дней изрядно потела. Однако прорицатель Аристандр ничтоже сомняшеся, объявил, что это счастливое предзнаменование, которое означает, сколь изрядно придется попотеть будущим историкам и пиитам, чтобы восславить подвиги великого полководца. Подобным же образом накануне разграбления Рима в 1527 г. статуя Христа так сильно увлажнялась слезами, что монахи в монастыре, где она находилась, должны были вытирать ее лицо, сменяя друг друга. Так же безудержно плакала и мраморная статуя св. Лючии во время осады Сиракуз в Сицилии в 1719г. Ливии пишет, что статуя Аполлона однажды проплакала трое суток. Овидий говорит о дубе, обители лесной нимфы-дриады, в Эресихтоне, который покрылся алой, похожей на кровь жидкостью, когда его срубили святотатцы. Все эти странные рассказы о "плачущих" и "кровоточащих" святынях могут казаться слишком фантастичными, чтобы принимать их всерьез. Тем не менее, подобные истории попадают на страницы печати и в наши дни. Приступая к написанию этой главы, мы получили сообщение о плачущей статуе Христа в Эддистоуне, штат Пенсильвания. За несколько недель до этого происшествия лондонская "Санди пипл" от 11 января 1976г. сообщила о деревянной статуе Христа, созданной 300 лет назад в бразильской деревушке Порту-дас-Кайшас, и о целительном действии на людей "крови", текущей из нарисованных ран. Авторитетная проверка показала, что это действительно кровь, однако кому она принадлежит - неизвестно. Для нас более интересно то, что несмотря на тщательные наблюдения и проверки, ведущиеся с 1968г., когда впервые были обнаружены следы кровотечения, их источник так и не был найден. В 1972 г. одно распятие из известняка также стало кровоточить, и привлекло такое большое количество паломников, что церковные власти вынуждены были заявить, что распятие официально не признано "чудом". Это небольшое распятие - собственность семьи Пицци в Сиракузах, Сицилия; капли крови появлялись там, где по преданию римский воин нанес распятому Христу удар копьем. По заявлению С. Роданте, президента католической ассоциации острова, сделанному в декабрьском номере журнала "Фейт" за 1972 г., выделявшаяся на распятии кровь тут же свертывалась, в отличие от крови, взятой у членов семьи Пицци (сравнительные анализы проводились для того, чтобы исключить возможность обмана со стороны кого-либо из домашних). Хотя слезы и кровь статуй и икон - явления сами по себе необычные, иногда им сопутствуют события не менее странные. Так, например, 21 августа 1920 г. все статуи и картины религиозного содержания, принадлежавшие Джеймсу Уолшу, набожному юноше 16 лет, начали кровоточить. В то время он проживал в доме Томаса Дуона в Темплморе, графство Типперэри, Ирландия; статуи, находившиеся в доме сестры Томаса, г-жи Маер, также начали кровоточить, после того как в ее доме побывал Уолш. Во время наблюдавшихся кровотечений статуй и картин в доме Дуона самопроизвольно двигалась мебель и другие предметы (в лучших традициях проделок "нечистой силы"). В последующие месяцы тысячи людей видели эти чудеса. Сначала Дуон и Маер пускали к себе в дома небольшие группы посетителей, но затем число желавших приобщиться к чуду достигло таких размеров, что брат и сестра начали выставлять статуи у себя в окнах, для того чтобы колонны паломников, прибывавших днем и ночью, могли их лицезреть. Это было странное зрелище для охваченной беспорядками Ирландии тех дней. Имеется множество заверенных под присягой показаний очевидцев "темплморского чуда", газета "Типперэри стар" редко выходила без очередного сообщения о нем. В этом деле есть и еще одно интересное для нас явление: в земляном полу комнаты где жил подросток было углубление в форме чаши, которое постоянно наполнялось водой. Тысячи паломников брали эту воду с собой. Но как бы часто углубление ни опорожнялось, вода в нем не иссякала. Не было найдено никаких следов родника под домом (кстати, вода никогда не переливалась через край), но, тем не менее, вода все время появлялась так же таинственно, как и кровь на статуях. Это обращает наши мысли к "святым колодцам", также почитавшимся как святыни: они всегда были заполнены свежей водой, обладавшей, как считалось, целебными свойствами. Иллинойская газета "Вустер телеграм" 10 мая 1970 г. сообщала, что в церкви св. Адриана в Чикаго из шеи, кистей рук и стоп тела св. Максимины сочится "водянистая кровь". Кости этой святой, которым более 1700 лет, вмонтированы в восковое тело, воссоздающее образ прекрасной женщины. Кости рук и ног демонстрируются отдельно. И "тело" и кости помещены в стеклянный гроб. Все это похоже на так называемые кровавые чудеса, ассоциируемые со сказаниями о святых, чья кровь долгое время спустя после их смерти оказывалась не только свежей, но и способной все еще течь в жилах, а тела оставались неразложившимися. В своей книге "Физические проявления мистицизма" Герберт Сёрстон уделяет несколько глав этим аспектам жизни святых, примером которых мог бы служить, в частности, св. Николай Толентинский в 1345 г., через сорок лет после смерти этого святого, один монах отрезал у трупа обе руки, чтобы отвезти их в Германию, и убедился, что он до сих пор не разложился. Подобное кощунство вызвало целый поток крови. Руки святого были возвращены и заключены в Толентинский реликварий. Говорят, что они кровоточат каждый раз, когда возникает угроза какого-либо несчастья. У Сёрстона, однако, были некоторые сомнения относительно этого предания, хотя он и считал "доказанными случаи периодического появления в семнадцатом-восемнадцатом столетиях на руках святого таинственной красной жидкости, определявшейся как "кровь". В 1699 году кровотечения продолжались с завидным постоянством целых четыре месяца". Достоверность "чуда" признавал и такой строгий критик и знаток по части таинств, как папа Бенедикт XIV. По контрасту с этим признанием церковь весьма неодобрительно относилась к использованию "кровотечения св. Януария" в Неаполе как символа удачи для города и его жителей. Ежегодно фиалы (сосуды) с высушенными частицами его крови, хранящиеся в базилике Санта Кьяра, во время службы в первую субботу мая, а также 19 сентября наполняются жидкостью, напоминающей пенящуюся кровь. Иногда "чудо" не срабатывает - и тогда склонные к фатализму неаполитанцы начинают ожидать какую-нибудь беду. В 1976 г., к примеру, два самых сильных землетрясения, когда-либо происходивших в Северной Италии, пришлись на время, отделенное всего несколькими днями от празднества св. Януария. Одно из них случилось в мае - на шестой день после того, как не состоялось очередное чудо; другое - в сентябре, за неделю до того, как чудо Св. Януария успешно завершилось, так что желающие могут выбрать то или иное в качестве подходящего предзнаменования. Самое первое из известных "кровотечений" имело место еще в 1329г.; с тех пор делались неоднократные попытки объяснить это необычное явление. Так, сэр Дэйвид Брюстер в "Естественной магии" выдвигает такую версию: в фиале находятся компоненты, которые тают при самой низкой температуре, и стоит, дескать, человеческой руке прикоснуться к сосуду, где они находятся, как под влиянием ее тепла они мгновенно разжижаются и начинают пениться. Впрочем, другие заявляют, что появление "жидкой крови" - не подделка, а истинный факт. Большинство как сторонников, так и противников разного рода чудес склонны, как правило, рассматривать те или иные случаи изолированно друг от друга. Форт и Сёрстон, со своей стороны, убеждены, что загадка может быть разгадана лишь в том случае, если явления подобного рода рассматривать в их повторяемости и взаимосвязи. Форт конечно же имел в виду случаи телепортации жидкостей, и мы, со своей стороны, могли бы расширить его определение, включив туда документально подтвержденные "непрекращающиеся влажные пятна крови", которые можно наблюдать в так называемых домах с привидениями. Еще одно проявление схожего феномена - плачущие статуи или картины. Совсем свежий пример - гипсовая мадонна, принадлежащая г-же Терезе Тэйлор из Уокера (Нью-Каслон-Тайн). Как писали в наши дни газеты, 10 октября 1955 г. г-жа Тэйлор молилась перед статуей девы Марии и вдруг заметила, что левый глаз мадонны приоткрылся и в нем показалась влага. Позднее соседи, как говорили, видели уже "поток слез". Последний случай такого рода на британской почве, зарегистрированный в нашем досье, - это "плачущее" распятие размером в 16 дюймов, принадлежащее Альфреду Болтону из Уолтамстоу, Лондон; оно "проливало слезы", по крайней мере, 30 раз с мая по июль 1966г. Как свидетельствует специалист по судебной медицине, слова которого приводит газета "Ньюс оф уорлд" от 24 июля 1966 г., он был абсолютно сбит с толку после тщательного исследования статуи. В марте 1960 г. г-жа Пагора Кацунис молилась перед изображением девы Марии в своей квартире в Айленд-Парке, в Нью-Йорке, и ей показалось, что глаза мадонны открылись и оттуда потекли слезы. То же самое показалось и ее мужу, после чего он вызвал священника из соседней греческой православной церкви св. Павла в Хемпстеде. Прибывший на место происшествия священнослужитель также обнаружил слезы под стеклом, прикрывавшим картину; они стекали в нижнюю часть рамки, и там таинственным образом исчезали. Описывая эту историю в журнале "Грит" в номере от 26 июля 1970г., автор статьи приводит и другие случаи плачущих картин. Так, в 1953 г. в Италии несколько икон с изображением мадонны "плакали" кровавыми слезами: в Сиракузах поток слез продолжался восемь дней, а в Меццоломбардо кровь появилась на газетной фотографии девы Марии. "После кончины настоятеля собора в Ландаф Вогана на стене собора неожиданно возникло влажное пятно - колония грибков в точности приняла очертания лица покойного" ("Ноутс энд куэриз", 8 февраля 1902г.). Рассказы о подобных явлениях часто встречаются в народных преданиях, идет ли, скажем, речь о пятне, якобы выжженном дьяволом на северной двери Блайтбургской церкви в Суфолке (см. главу "Черные собаки"), или о могиле в Пекине, штат Иллинойс, где похоронен убийца своей сестры; на ней не растет ни одна былинка, между тем как пустое пространство своими очертаниями напоминает портрет убитой ("Джентри джорнэл", 30 апреля 1897 г.). Характерно, что сообщения о появляющихся таинственных изображениях приходят как бы волнами. 12 марта 1872 г. на окнах многих домов в Баден-Бадене, Германия, появились изображения крестов. Власти тут же приказали их смыть, но они не поддались даже кислотам. Через два дня изображения крестов появились в Раштадте; на сей раз к ним добавились еще и изображения черепа. То же произошло и в Буллейе, после чего началась настоящая эпидемия. По всей стране, особенно в сельской местности, то тут, то там стали появляться на окнах изображения крестов, орлов, черепов, разноцветных полос и прочих религиозных и политических символов. Власти были особенно обеспокоены тем, что "эпидемия изображений" началась в тот момент, когда после недавно окончившейся франко-прусской войны страсти в народе были еще накалены. В одном месте взвод прусских солдат разбил окна в доме, где, как считали жители, на стекле появились несмываемые изображения французских зуавов с осенявшим их знаменем. Как писал "Религиозно-философский журнал" в номере от 29 марта 1873 г., "этих зуавов еще долго можно было видеть на осколках стекла вместе с порванным, но не склоненным знаменем".
Сайт управляется системой
|