UCOZ Реклама

   1.14. ОГОНЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ САМ СОБОЙ...

   Ох и досталось бы мифическому Прометею, укравшему с Олимпа огонь, попадись он сейчас в руки жителям небольшой индийской деревни Наангхи Бад, которая расположена в 20 километрах от крупного туристического центра - города Джайпура. "Негодяй стащил его слишком много, - мрачно сказал мне один из них, 33-летний Панчу Рам, которому я вкратце изложил прометеевы похождения. - Он, видишь ли, украл, а мы расплачивайся за его щедрый "дар" людям..."

   Отнестись к древней легенде проще, с юмором, который так часто выручает индийцев в самых запутанных ситуациях, Панчусам не может. Ведь он - первый, кто пострадал от загадочного пламени, испепелившего большую часть домов деревни Наангхи Бад.

   Как возникает пламя и почему, никто не знает. Местные жители боятся гадать на этот счет, а о самих мистических случаях самовоспламенения предпочитают рассказывать шепотом. "Когда ранним утром 21 января загорелась внутренняя стена моего дома, - вспоминает Панчу Рам, - я сразу смекнул, что дело нечисто. Это был необычный огонь. Он появился сам собой. Семья еще спала, очаг не топился, да и не курит у нас никто. Словом, от случайно упавшей на циновку искры дом загореться не мог. Не было огня в доме. И все же он полыхнул как свечка. Еле успели выскочить. Ну а потом такие же случаи произошли и у соседей. И всегда пламя разгоралось только в дневное время суток".

   Сейчас деревня представляет собой странное зрелище: выжженные изнутри коробки глиняных и каменных домов без кровли, почерневшая земля. Кое-где остались нарисованные на стенах бурой краской какие-то неведомые мне мистические знаки, которые якобы отпугивают злых духов. Но, кажется, в их силу никто особенно не верит. По крайней мере люди боятся возвращаться в уцелевшие от огня дома и не спешат восстанавливать сожженные. Больше того, почти две трети жителей деревни поспешили вовсе убраться из этих мест, а оставшиеся, собрав нехитрые пожитки - матрацы, кухонную утварь, сельхозинвентарь, - живут прямо в поле, подальше от проклятого места.

   Более подробно о загадочном феномене рассказал 45-летний крестьянин Пратап, дом которого сгорел две недели назад. По его словам, он сидел на лавочке возле входной двери, когда увидел, что на стене дома сама собой возникла небольшая яркая искорка. Она тлела и вдруг взорвалась подобно бомбе. После этого пламя охватило хижину за считанные секунды. "Я глазам своим не поверил, думал мерещится или снится, - говорил он. - Ущипнул себя, - нет, явь. Тогда бросился гасить пламя, благо под рукой стоял здоровый кувшин с водой. Его-то мне не поднять, так я из черпака плеснул в то место, где видел искру. И хорошо воды на пламя вылил совсем немного - вспыхнула она как керосин. Пожар разгорелся с большей силой".

   Судя по рассказам местных жителей, это - еще одна характерная черта мистических пожаров в Наангхи Бад. Все, кто пытался залить огонь водой, отмечали, что он лишь сильнее разгорался. Эмпирическим путем выяснили, что погасить пожар можно иногда только одним способом - отлупить пламя палкой. А забрасывание его землей или песком оказалось менее эффективным. А что вы хотите, это ведь не обычный огонь, говорили мне. Спасибо хоть никто из людей от него не пострадал...

   Наряду с самовозгоранием предметов в деревне происходила и другая "чертовщина". Начали исчезать и появляться в самых неожиданных местах различные предметы - книги, одеяла, посуда. В давно запертых комнатах вдруг обнаруживаются пропавшие электролампочки, а обычный школьный учебник, исчезнувший из дома Джамиа Деви, случайно нашелся на ветвях высоченного дерева, что растет на околице деревни. Сначала думали, что ребята проказничают, но те сами напуганы происшедшим не меньше взрослых.

   Да и как тут не испугаться, если, скажем, у любимого всеми трудяги Бхагвана в доме начали твориться странные вещи. То сама собой сгорала лежанка, то тяжелая деревянная дверь, ведущая в одну из комнат его дома, пропала. Впрочем, ее быстро нашли. Она была аккуратно снята с кованых петель и перенесена метров на 5 от входа, на задний двор. При этом была опущена наземь так бережно, что оказавшиеся под ней несколько тонкостенных глиняных горшков остались целыми.

   А что было, когда староста решил бросить вызов загадочному огню и начал усмирять его молитвой! "Ничего хорошего, поверьте, - говорит Джамиа Деви. - Когда он начал читать мантры, пламя полыхнуло у него под ногами; и никто не мог ничего сделать".

   Сам староста, Хари Рам Нараян Шарма, покачивая головой, подтверждает эту немыслимую историю. "Лет 30 назад, - шепотом сообщает он, - нечто подобное уже происходило в округе. Точнее, в местечке Палера. Но тогда через неделю после начала событий все само собой улеглось, а у нас в Наангхи Баде к концу второй недели положение только ухудшилось. И кто знает, чем бы все кончилось, если бы не пришел на помощь садху Гопал-джи. Он построил посреди деревни небольшой алтарь и с божьей помощью усмирил пламя. Да вы его сами спросите, он здесь живет неподалеку".

   Садху Гопала мы нашли в соседней деревне. Согласно расписанию, им же учрежденному, он прибирался в своей обители. Несмотря на высокий авторитет и сан, Гопал-джи истово выметал веником пыль за пределы оккупированной им площадки, обнесенной высоким каменным забором. Прервав свое богоугодное занятие, он охотно рассказал: "Деревню покинул дух жизни. Но молитвами мне удалось вернуть его, и теперь эти случаи не должны повториться".

   Из объяснений старца стало ясно, что в деревне создался вакуум какой-то энергии, или, по его словам, нарушилось равновесие сил добра и зла. Поняв это после медитации, садху сконцентрировал энергию своего ума и воли и восстановил гармонию.

   Конечно, трудно принять на веру подобные объяснения. Проще было бы предположить, что из земли здесь, скажем, вырывается природный газ, который, воспламеняясь, стал причиной загадочных пожаров. Однако эту доступную сознанию версию пришлось отринуть, после того как рабочие из Департамента здравоохранения и общественных работ официально заявили, что бурили в Наангхи Бад ряд скважин, в которых была только вода. Газа не было и следа.

   Так и остался необъяснимым феномен деревни Наангхи Бад. А что местные жители? Да ничего. Они получили по 2700 рупий в качестве компенсации за нанесенный пожарами ущерб, но, как говорят, рады были бы отказаться от этих денег и еще приплатить, лишь бы ничего подобного не повторялось...

   Артем ЯРИКОВ, корр. ТАСС, Дели Аномалия, июль 1990, № 0

   Сообщение нашего делийского корреспондента комментирует Валентин ФОМЕНКО, кандидат технических наук, один из старейших в СССР исследователей аномальных явлений.

   Самовозгорания и самодвижения предметов в индийской деревне Наангхи Бад относятся к давно известному во всем мире явлению, которое называют полтергейстом. При полтергейстах происходят также самолетания и саморазрушения мелких предметов, непонятным образом появляются струи и лужицы воды, мгновенно исчезают (дематериализуются) предметы, проникают иногда через любые стены, не разрушая их, различные вещи (телепортация), сами срабатывают выключатели и регуляторы электронной и электроаппаратуры. В половине случаев возникают не имеющие видимых причин стуки и другие звуки. Они исходят от стен, дверей, бытовых предметов и просто из какого-либо объема воздуха. В некоторых полтергейстах слышен человеческий голос, произносящий монолог или участвующий в диалогах с присутствующим. Причем этот голос проявляет поразительную осведомленность о всех свидетелях и часто выдает компрометирующую их информацию. Иногда демонстрируется голографическое "кино", при котором наблюдаются фигуры людей, не являющиеся препятствием, скажем, для руки. Порой такое "кино" видит лишь один человек, как сны наяву или галлюцинации. В полтергейстах осуществляются и другие воздействия на людей - их сгибает, толкает, бьет невидимым кулаком или чем-то твердым, но невидимым. Что-то щиплет, царапает, колет и щекочет их.

   Изучив литературу о полтергейстах (описано более 1000 случаев) и их проявления, которые имели место в Москве и Подмосковье с 1982 года, я пришел к гипотезе о том, что их проводит зонд высокоразвитой внеземной машинной цивилизации, очень давно находящийся на Земле. Цель демонстрации материализации, дематериализации, телепортации и прочего - глобальное слежение за мыслями и воспринимаемой людьми информацией. Это возможно лишь при использовании еще неизвестных нам законов природы. Такой вывод опирается на ряд фактов-улик, позволяющих понять "запредельность" для нашей науки и техники механизма перемещений предметов, воды, воздуха и оценить, какие силы при этом используются. Полтергейсты - тест для изучения эмоциональной реакции людей на необычные события, в которых нарушается здравый смысл.

   К сожалению, средств борьбы с этим явлением пока никто не нашел, за исключением бегства, которое помогает примерно в половине случаев. Мне кажется, для остальной половины его не существует. Полтергейст сам прекращается на время (бывают перерывы от нескольких дней до года) или совсем. Попытки его остановить обычно ни к чему не приводят. Так что, думаю, не садху Гопал-лжи остановил полтергейст в Наангхи Бад, а просто его попытка - видимо, одна из многих - совпала с моментом завершения теста.

   1.15. ПОЛТЕРГЕЙСТ "ГОША"

   Под полтергейстом мы условимся понимать процесс самопроизвольного перемещения предметов, включающий материализацию, дематериализацию, телепортацию и деструкцию, в том числе самовозгорание предметов, а также самопроизвольные акустические явления с элементами разумности и целеполагания.

   Первой особенностью красноярского полтергейста является то, что с самого начала наиболее активных событий он находился под постоянным контролем исследователей, занимавшихся изучением этого явления уже более пяти лет. Я имею в виду сотрудников СибНИЦАЯ, которые в конце мая этого года прибыли в Красноярск с целью поисков мест воздействия НЛО на поверхности Земли (мест посадок).

   Случилось так, что в этих поисках нам помогал сотрудник Красноярского УВД майор Тарасов. Мы находились в его машине, когда по рации поступило сообщение о том, что в одной из квартир города летают предметы. Через полчаса мы вошли в трехкомнатную квартиру на первом этаже крупнопанельной пятиэтажки в районе предмостной площади.

   Вся семья была в сборе. В квартире проживали Людмила Васильевна Гончаренко 42 лет, врач, Зинаида Николаевна Сидорова 72 лет, ее мать, Миша 13 лет, сын, Оля 7 лет, дочь, Марина 15 лет, племянница. Все имена по понятным причинам изменены.

   Еще в квартире была собачка Джулия, реакция которой на полтергейстные события представляют определенный интерес.

   Ситуация в квартире показалась нам не очень напряженной, несмотря на очевидные следы довольно сильного погрома. Погром продолжался и в нашем присутствии, на наших глазах. Летали посуда, одежда, обувь, газеты, бытовая химия, велосипед, телефон, магнитофон, стиральная машина, ковер, пирожки и т.д. и т.п. Одним словом, легче перечислить то, что не летало. Фарфоровая солонка разбила внутреннее стекло в кухонном окне, тарелка, стакан и кружка одновременно прилетели со стола в голову Мише, но он не упал, зато упал с полки "Панасоник", у которого сильно потрескалась панель. Но не только в виде баллистических бросков перемещались предметы. Когда Зинаида Николаевна вошла в свою комнату - о, ужас! - ее ветеранский пиджак, позванивая медалями, сорвался с вешалки и стал надвигаться на нее.

   На кухне несколько раз самопроизвольно отключалась газовая горелка. Эти шутки с газом вызвали ассоциацию с взорвавшимся домом, и сразу стало не до шуток.

   В некоторых случаях перемещения предметов являлись реакцией феномена на мысли того или иного человека. Так, Людмила Васильевна, размышляя обо всем этом, подумала, что ведь не может же обычная ваза поехать по столу... И как бы в ответ на эту мысль ваза медленно заскользила и, доехав до края стола, упала на пол. Вода вылилась, цветы рассыпались.

   Я участвовал в изучении этого полтергейста до 10 июня, хотя он продолжался до конца июля. Надо сказать, что характер процесса не был постоянным во времени, он менялся, и это позволяло выделить в ходе полтергейста 4 фазы развития. Повторение одинаковых фаз во времени послужило основанием для периодизации красноярского полтергейста.

   Первый период включал две фазы развития: фазу появления - в ночь с 10 на 11 мая слышались звонки и стуки в дверь и окна. Вторая фаза - фаза активных перемещений - началась на утро 11 мая. Вылетела вся одежда из шифоньера в комнате Людмилы Васильевны, падала неразобранная мебель в большой комнате, велосипед в коридоре, посуда на кухне и прочее. Фаза активных перемещений продолжалась два дня и прекратилась 12 мая сама собой.

   Второй период начался в ночь с 18 на 19 мая и включал лишь одну первую фазу. Похоже, что развитие второго периода было активно прекращено Зинаидой Николаевной. Стуки были настолько громкими и настойчивыми, что терпение Зинаиды Николаевны лопнуло, она сорвала со стены двухстволку, оставшуюся от покойного мужа, выставила ее в форточку и закричала, что перестреляет всех... Каково же было ее удивление, когда стуки сразу прекратились и полтергейстные явления в этот период не возобновлялись.

   Третий период развивался наиболее полно. В нем выделено четыре фазы развития. Первая происходила вечером 24 мая и утром 25-го. В эти дни звонки, стуки в окна и двери слышали все соседи. Три раза приезжал наряд милиции - никого. Наутро началась фаза активных перемещений, которая продолжалась до 30 мая, а затем характер полтергейста резко изменился, и процесс вошел в третью фазу развития - фазу пассивного перемещения. Активные действия прекратились, создалось впечатление, что полтергейст кончился, даже зеваки разошлись.

   Однако полтергейст на этом не кончился, он приобрел другой характер. Стали исчезать предметы, бумажные и металлические деньги, одежда, обувь, золотые сережки, фотоаппарат, фонендоскоп и... сырые яйца. Большая часть этих предметов через какое-то время обнаруживалась в других местах, но одно яйцо и 15 гривенников исчезли безвозвратно. В связи с этим вспоминаются эпизод появления металлического рубля в кармане Виктора Ивановича (московский полтергейст Савиных, 1982 г.) и известный случай телепортации монет в неразрезанные фрукты.

   Логично допустить, что полтергейсты, происходящие в разных местах, могут быть связаны между собой некоей нам пока неизвестной общностью, проявлением которой является дематериализация вещи в одном месте и материализация в другом. В первую очередь такое предположение распространяется на полтергейсты, происходящие синхронно. По сообщению И.В. Мирзалиса, 12-14 февраля 1987 г. полтергейстные события происходили синхронно в г. Гжели, деревне Никитское и в Москве, нечто подобное происходило в Красноярске в конце мая - начале июня 1990 г. Предположение о связи разных полтергейстов требует изменения подходов к их изучению. С 8 июня развитие полтергейста вступило в новую фазу, которой трудно подобрать название.

   Я ее называю предварительной фазой подстановки. У нее нечеткие размытые временные границы, т.е. элементы подстановки проявлялись и до 8 июня. Суть подстановки вот в чем.

   Как всякий мелкий пакостник, феномен пытается свалить свою вину за безобразия на какого-либо конкретного человека, чаще всего на фокальное лицо. Эпизоды происходят таким образом, что у исследователей создается впечатление, будто их производит фокальное лицо, либо другие члены семьи. Это впечатление мешает в работе, поскольку фокусирует на себя все внимание исследователей. В этот момент крайне требуется объективизация феномена, для чего производятся опечатывание квартиры, дактилоскопия, применяются спецсредства и т.п. Кроме описанных, выявлены следующие особенности, отличающие красноярский полтергейст "Гоша" от общего стиля полтергейстов:

   - доброжелательность феномена. В ряде эпизодов подмечено, что они являются как бы реакцией феномена на желания людей, причем эти эпизоды по характеру таковы, будто феномен стремится услужить людям. Таковы были две вспышки проявлений, связанные с желанием хозяев напиться чаю. К столу полетели чашки, ложки, чайник со свежей заваркой, нож и т.п.;

   - отсутствие событий по выходным, когда происходит большинство эпизодов в других полтергейстах. Здесь же большинство уикэндов прошло спокойно.

   Из других результатов, отвечающих полтергейстному паттерну, отметим следующее:

   - выявлено фокальное лицо, при котором происходило большинство эпизодов и за которым феномен следовал и в другие дома. Но ряд эпизодов свидетельствует о том, что здесь мы имеем дело с фокусировкой в целом на семью;

   - установлены так называемые стабилизирующие лица, при которых эпизоды не происходят. Первым из них является, видимо, Людмила Васильевна, поскольку во всех трех периодах первая фаза полтергейста разворачивалась в ее отсутствие. Она была на дежурстве. Стабилизирующими лицами также являются представители власти и исследователи;

   - реакция животных: поведение собачки Джулии служило исследователям своеобразным барометром, поскольку она убегала на свое место перед каждым полтергейстным эпизодом. Котенок же реагировал резким увеличением сонливости;

   - реакция людей заключается в увеличении заболеваемости простудного характера. Кроме того, прожив в очаге полтергейста две недели, я отметил у себя значительное снижение энергичности и волевых качеств;

   - проведены обширные геофизические наблюдения. Получены любопытные результаты.

   Биолокационные исследования: В. Г. Прохоров первым отметил связь зон биологического дискомфорта с трассами перемещения предметов в полтергейстных эпизодах. Одна из гипотез объясняет динамику дискомфортности в очаге наличием вихрей пресловутого псиполя;

   - получены убедительные данные в пользу разумности полтергейстных проявлений феномена: его реакция на угрозы, на приезд милиции, на стабилизирующих лиц, на намерения хозяев, его желание им услужить и т.д.

   Многие допускают возможность полтергейстов на уровне аномальных полей, приводящих к тем или иным перемещениям. Однако при личном участии в расследовании полтергейстных эпизодов на "месте преступления" устанавливаются черты разумности и целеполагания.

   Начиная с изучения кемеровского полтергейста "Паша", изучавшегося томскими исследователями В.Н. Сальниковым, Ю.А. Рылкиным и Г.Г. Токаренко, зародилась традиция присваивать наиболее "громким" полтергейстам имена собственные. В отличие от разрушительных ураганов, которым даются нежные женские имена, их принято называть мужскими именами. Я познакомил Людмилу Васильевну с этой идеей, и в момент ближайшего затишья она предложила подобрать "имя" собственное: "Если ты не возражаешь, то мы назовем тебя Гошей. Если согласен - постучи или мигни светом". Прошло две минуты, и очень плавно мигнул свет. Таким образом состоялось присвоение этой загадке имени собственного.

   Н. НОВГОРОДОВ Мир неизвестного, 30.10.90

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz