Существуют и специальные методы развития астрального тела. Одним из самых перспективных, на наш взгляд, является концентрация внимания на том или ином вкусе, запахе, ощущении холода или тепла. При ежедневном сосредоточении в течение месяца на кончике языка, практикующий начинает ярко чувствовать любой желаемый вкус, а при длительной практике можно почувствовать вкус любого предмета, находящегося на расстоянии. Такой же эффект обнаруживается при длительных концентрациях внимания на кончике носа, но тут все связано с запахами. Главными элементами такой практики является расслабленное состояние, прямой позвоночник, отсутствие мыслей и ежедневная практика без пропусков. Детально разработанную практику сосредоточения на кончике носа или языка можно найти в книге Б. Сахарова "Третий глаз". Еще более эффективным средством является практика ощущения вкуса, запаха и температурных изменений одновременно, только следует учитывать определенное соотношение между параметрами этих ощущений (табл. 3) Таблица 3
Заканчивая обзор методов развития астрального тела, коротко остановимся на экономии эмоциональной энергии. Большие утечки этого диапазона энергий происходят при переедании, сексуальных излишествах и переохлаждении. Но самым большим врагом астрального плана является депрессия, которая может уничтожить человека за несколько дней. Всего известно пять видов депрессивных состояний, и к каждому существует свой особый подход. Так, например, если депрессия связана с потерей веры в себя, то необходимо тут же заставить себя что-то делать. ( При небольших усилиях в течение 40-60 минут открывается кармический центр Вишудха, появляется уверенность и снимается депрессия). Если депрессия имеет ноогенный характер (т. е. отсутствует смысл существования), то следует учиться находить смысл жизни при любых жизненных ситуациях. При эндогенной депрессии обычно используют прием отстранения, а при психогенной - метод парадоксальной интенции. Интересующимся этими методами советуем обратиться к современной науке - логотерапии, основоположниками которой являются В. Франклин и Э. Фромм. Опережая анализ приемов развития ментального тела, мы вкратце остановимся на следующих важных аспектах разделений, которые в эзотерических учениях известны как личность, душа и дух. Согласно имеющимся у нас данным, личность - это тела теплых тонов: коричневого, красного, оранжевого, желтого и 3/4 зеленого. К душе относятся тела холодных тонов: голубого, синего, фиолетового и светло-зеленого. Понятие духа связано не только с объединенными действиями души и личности, но и в большей мере - с сознанием. Самым мощным телом личности является ментальное тело (зеленый цвет), а вершиной души - тело Нирваны (фиолетовый цвет). Левая половина коры головного мозга связана с телами личности - женским принципом Инь, правая сторона - с качествами и свойствами тел души - мужским принципом - Ян. Целостную же работу коры можно соотнести с духом (Инь и Ян = Дао). Наиболее доступным видом космического развития для людей является развитие в интеллектуальном плане. Ментальное тело, также как и ментальный мир во Вселенной - центр оси космического тела. Современное человеческое существо привыкло использовать в качестве основной опоры в своих действиях и поступках прежде всего ментальное тело. Услугами других тел человек почти используется. При таком положении слабость ментального тела крайне нежелательна - можно оказаться во множестве жизней, вне эволюции. Интенсивность ментального развития изменяется в зависимости от возрастных категорий. Особенно быстро и эффективно интеллект человека развивается от двенадцати до семнадцати лет, далее развитие ментального тела замедляется, а в более позднем возрасте становится затруднительным. В связи с этим особое внимание подросткам следует уделять своему интеллектуальному развитию, чему способствует качественная учеба в средней школе, чтение художественной литературы, размышление и различная умственная нагрузка. Ментальное тело имеет в своем строении тринадцать энергетических подцентров, и каждый подцентр по-своему вносит свою лепту в укрепление ментального тела. Наибольшее влияние на тело интеллекта оказывает подчакр Нирваны или, другими словами, интеллект синтеза. Привычка и стремление объединять самые отдаленные знания, видеть единство любых противоположностей, уметь восхищаться красотой логики и самыми различными философскими знаниями будет способствовать развитию вышеуказанного подцентра. Вторым по важности в интеллектуальном развитии является земной подчакр ментального тела. Тут требуются основы земных знаний в объеме средней школы, в частности, знание своего родного языка и элементов физики, математики и других дисциплин. Сюда также относится информация о текущей политике, искусстве, науке, медицине, и так далее (на уровне популярной литературы). Важное влияние на развитие этого подчакра оказывает знание психологии человека. Почти такое же по силе воздействия на развитие ментального тела оказывает его ментальный подчакр. Развитие его зависит от мастерства в манипулировании информацией (интеллектуальная оперативность). Тут главное точность и быстродействие в решении тех или иных логических проблем и задач, которые в основном решаются с помощью методов формальной логики (дедукции и индукции, синтеза и анализа). Умение решать логические задачи, к примеру, в математике или за шахматной доской, требует постоянной практики и опыта. Примером стопроцентного развития логической способности может послужить искусство логически мыслить Шерлока Холмса (герой произведений Конан Дойля). Для приобретения предварительного опыта в освоении приемами формальной логики советуем обратиться к популярной литературе по логике, например, к книгам А. А. Ивина "Искусство мыслить", "Логика". Кроме одномерной формальной логики существуют и многомерные логики, овладение которыми требует длительной тренировки и психологической перестройки. Наибольшие трудности обычно возникают в овладении двумерной-диалектической логикой* *(С точки зрения этимологии, взятое на вооружение марксистами понимание диалектики как бионарного принципа неуместно, поскольку диалектика включает в себя тезис, антитезис и синтез.) и парадоксальной - трансцендентной логикой. Главная трудность в овладении диалектической логикой заключается в психологическом неприятии человеком объединения двух исключающих друг друга противоположностей как двух сторон одной и той же медали. Например, свет и тьму как две стороны одного и того же явления освещенности. То есть больше света, больше и освещенности, больше тьмы - меньше освещенности. А полная тьма - это всего лишь очень малая освещенность, поскольку даже физический вакуум порождает элементарные частицы и потоки фотонов света. С этой точки зрения тьмы вообще не существует. Аналогичную методику рассуждения можно применить к любой паре противоположностей: например, холод - жара (температура), любовь - ненависть (страсть), пространство - время (движение), бог - дьявол (два крайних уровня бытийности или жизненности), первичность материи или сознания, т. е. противопоставления материализма и идеализма, и так далее. (Мы предполагаем, что у некоторых читателей уже возник психологический протест неприятия предложенного совмещения пар противоположностей). Для освоения трансцендентной логики читателю для начала можно обратиться к логическим основам бесконечных величин. В математике основоположниками такой логики можно считать Г. Кантора, К. Геделя, Гаусса и т.д. В философии уроки трансцендентной логики преподали Г. Будда, М. Экхарт, Н. Кузанский. Неплохо также познакомиться с древней китайской философией. Примером трансцендентной логики может послужить известный парадокс, взятый нами из буддийской логики: а) часть больше целого, б) часть равна целому, в) часть меньше целого. Все три положения одновременно справедливы!.. Большую пользу для интеллектуального развития может оказать повышение мастерства в написании книг, статей, сочинений и т.д., что влияет на суперментальный подчакр ментального тела, являющегося одним из важнейших. К функциональным обязанностям этого подчакра можно отнести чистоту, четкость и правильность речи, что вызывает соответствующие изменения в структурах многочисленного пространства. Человек со слабым интеллектуальным развитием не в состоянии выразить в словах свое понимание и переживание, что, разумеется, ограничивает его возможности и реализацию индивидуальной неповторимости. А костная, вульгарная речь надолго заражает пространство своими вибрациями. Что касается остальных подчакр, то они оказывают сравнительно меньшие влияния на общее состояние ментального тела, однако полное игнорирование их развития может привести к атрофии некоторых его органов. Приводим основные функции этих подчакр. Энергетический - знание о здоровье, медицине, спорте. Астральный - знания, касающиеся остроумия, юмора, сообразительности, живости мышления. Кармический - юридические знания, знание законов общежития и поведения, знание законов Кармы (причин и следствий), знание техники самоконтроля и развития воли, знание путей и приемов духовной реализации. Интуитивный - теоретические знания из различных областей искусства. Знание законов гармонии. Немаловажное значение для развития ментального тела имеет умение распоряжаться мыслями по своему усмотрению. Другими словами, быть хозяином в своем доме. Для этого неплохо упорно и систематически практиковаться в трех направлениях: 1) учиться держать голову пустой, не впуская туда ни одной мысли; 2) наблюдать мысли с позиции беспристрастного наблюдателя; 3) длительно удерживать мысли на одном объекте размышления. Но научиться властвовать мыслями еще мало, следует позаботиться о качестве мысли. На что справедливо указывает учение "Агни-йога", написанное Е. Н. Рерих. С точки зрения этого учения, мысли - это живые сущности, имеющие свою форму, окраску, мощность излучения, заряд и т. д., и вносят в окружающий мир соответствующие их качеству созидание или разрушение. В Агни-йоге приводится наименование деструктивных мыслей: мысли-блохи, мысли-насекомые, агрессивные мысли. Самые разрушительные из них эмоционально-окрашенные, четко направленные агрессивные мысли, которые вызывают катастрофические разрушения в Ноосфере Земли, надолго заражая ее коричневым газом. В заключении обзора об интеллектуальном развитии кратко остановимся на устранении камней преткновения. К существенным врагам данного плана бытия следует отнести интеллектуальное самомнение (гордыню ума), непродуманное питание, умственное переутомление. В подавляющем большинстве случаев с накоплением знаний и развитием интеллекта человек начинает замечать свое превосходство над другими, что приводит к чувству собственной интеллектуальной значимости, то есть рождается "гордыня ума". Он становится безоговорочным "знатоком" истины, что делает его "глухим" к противоречащим его истинам взглядам и другому видению мира. В такой ситуации интеллект прекращает развиваться в направлении гибкости, расширения и очищения. На наш взгляд, нет таких абсолютных иерархически расположенных истин, из которых можно построить здание до небес. А если это и возможно, то каждый кирпичик этого здания для данного времени, индивидуальности и возникшей ситуации может оказаться на вершине такого строения. С другой стороны, интеллектуальные знания это только семантическое отражение той или иной относительной реальности. "Палец, указывающий на Луну, не есть Луна", справедливо утверждает учение "Дзен". Другими словами, для того, чтобы познать яблоко, мало изучить его строение, а нужно быть яблоком, посмотреть на мир глазами яблока, ощутить его через яблоко. В древности мудрецы прекрасно понимали, что сколько бы человек не знал, все равно это будет капля света в океане незнания. Это правило, по-видимому, относится к любому воплощенному и не воплощенному существу. В противном случае жизнь была бы мертва! По этой причине Сократ взял себе за руководство к действию принцип: "Я знаю, что ничего не знаю!". Н. Кузанский называет этот принцип приемом "ученого незнания". В своих трактатах он писал примерно следующее: "Если мы используем прием "ученого незнания", то этим знаем хотя бы степень нашего невежества, что само по себе дает многие преимущества". И. Ньютон также пользовался этим приемом и часто говорил по этому поводу, что представляет себя мальчишкой на берегу океана знания, отыскивающим красивые камешки. В нашей практике мы иногда прибегаем к следующему. Как только появилось ощущение "знатока", идем в хорошую библиотеку и делаем попытку прогуляться возле стеллажей с мириадами книг. Сразу все становится на свое место. Нежелательным явлением для интеллектуального развития является умственное переутомление, которое подкрадывается весьма незаметно. Перетренированный и уставший шахматист теряет свои ментальные качества и слабость его игры становится очевидной. Постоянное умственное переутомление при недостаточной энергетической подготовке может привести к психическому заболеванию, при котором дальнейшая эволюция человека становится невозможной. Отрицательное влияние на интеллектуальное развитие оказывает переедание, в результате которого появляется сонливость и умственная работоспособность снижается на несколько часов. Что касается спиртного, тут дела будут еще хуже, даже при употреблении пива умственная работоспособность снижается более чем на сутки. Кармическое развитие (голубой цвет) - вид космического развития, в котором человеческое существо особенно отстаёт от необходимых норм. Одно дело - знать, что нужно делать, как нужно делать и зачем нужно делать. Совсем другое дело - приложить необходимые усилия для реализации знания. От знания до реализации этих знаний очень далеко. Для реализации знаний нужны постоянные усилия. П. Д. Успенский доказывал, что знания должны расти параллельно с бытием. Поэтому он считал, что нет смысла давать знания, которые человек не может реализовать в данном состоянии бытия. Человеческое существо не любит усилий, оно всегда действует по линии наименьшего сопротивления. Мало того, человек стремится создать себе условия, в которых усилия отсутствуют. Почти каждый человек знает, что необходимо делать утреннюю зарядку, соблюдать режим дня или выполнять те или иные обязательства, но, увы, ввиду нехватки кармического развития он не способен реализовать совершенно необходимого. Теперь становится понятным призыв некоторых психологических учений - "...идти в жизни по линии наибольшего сопротивления!". Совсем не напрасно природа поставила реализационные усилия более тонким качеством, чем интеллектуальные знания. Длина волн голубого цвета короче длины волн зеленого цвета, а кармический мир утонченнее и динамичнее ментального. Важнейшее свойство голубого тела - это управление почти всеми функциями различных отделов и подотделов целого космического организма. Чем больше развито кармическое тело, тем более управляем наш космический организм. "Причинное тело имеет контроль над другими телами и над самим "собой". (П. Д. Успенский "В поисках чудесного") . Нет никакого смысла заниматься поднятием Кундалини без соответствующего развития кармического тела, восприятия будут смешаны и неуправляемы, и мы не сможем вынести и обработать информацию. В связи с этим почти во всех системах магического искусства развитию кармического тела придается решающее значение. К таким системам относятся: факиризм, герметизм, система Гурджиева-Успенского, система индейца Дона Хуана, Раджа-йога, Карма-йога, Кундалини-йога, Агни-йога, Шива-йога, черная и белая магия, Конфуцианство, Зоро-Астризм, Джайнизм и др. Сила кармического развития связана с качественным управляемым вниманием. А внимание тесным образом связано с сознанием. Попытаемся кратко рассмотреть взаимосвязь внимания и сознания. Для того, чтобы понять механизм функционирования внимания, необходимо направить энергию внимания в данный момент на шум, идущий с улицы. Сделав это, вы связали между собой звуки и шум улицы, слуховой аппарат и соответствующие клетки мозга. Все это вам удалось с помощью энергии внимания. Таким образом, энергия внимания (то самое освещение темного объекта) и есть часть сознания. Чем ярче вы осветили объект восприятия, тем лучше он зафиксируется в сознании. Что, значит, иметь большой объем внимания? Это значит уметь одновременно осветить много объектов восприятия и зафиксировать их в сознании. (Большим объемом внимания обладали Наполеон, Ю. Цезарь и другие). Однако объем внимания и расширенность сознания не всегда тождественны, так как под расширенностью сознания понимается совокупность объектов, категорий, энергий и т. д., на которую потенциально может быть обращен луч внимания. Ввиду того, что понятия сознания мы исследуем в дальнейших изложениях материала, сейчас лишь кратко укажем на то, что некоторым количеством сознания обладает каждое из тонких тел. Общая энергия и материя сознания складываются из сознания отдельных тел, причем сознание личности складывается из сознаний тел теплой цветовой гаммы. Ранее, исследуя развитие ментального тела, мы указывали на то, что интеллект является вершиной личности, но он не является управляющим сознанием личности. Управлять вниманием (а это всего лишь маленькая частица сознания) можно только некоторым усилием, другими словами, кармическим телом. Так что мы видим прямую зависимость между развитием тела причинности (голубого тела) и степенью управления сознанием личности: чем более развито голубое тело, тем динамичнее и оперативнее сознание. Каждый из нас практически не может существовать изолированно от человечества, общества, государства и т. д. Мы всегда будем являться малой частью каких-то систем: космических, экологических, социальных. Многие указанные структуры являются, вопреки нашим представлениям, живыми совершенствующимися космическими организмами. Например, планета Земля или государство, в котором мы живем. У каждой такой структуры есть своя цель и задача существования, и каждая переживает свой период рождения, зрелости и смерти. Условием существования государства или другой структуры является выполнение тех или иных норм и законов. Нарушение этих законов отравляет организм государства, на что этот организм вынужден реагировать соответствующим образом. Поэтому первейшим законом кармического развития является четкое и безотказное выполнение всех норм и законов тех структур, частью которых мы являемся. Как было показано ранее, нам необходимо отдать долги перед уходом из одной структуры в другую, причем, желательно, отдать больше, чем мы взяли.
Сайт управляется системой
|