UCOZ Реклама

   Журналистка Associated Press Рэйчел Золл в своем репортаже от 7 октября 2004 года сообщает, что большинство влиятельных лидеров африканской англиканской церкви, - а в Африке живет половина англиканцев мира, - настаивают на том, что, назначив епископом в Нью-Гемпшире гомосексуалиста, американская епископальная церковь основала "новую религию" и разорвала вековую связь между конфессиями, чьи корни уходят к английской церкви.

   Архиепископ Питер Акинола из Нигерии в эксклюзивном интервью для Associated Press сказал, что он не может больше доверять главе епископальной церкви, поскольку считает его защитником голубых и лесбиянок. Его высказывания по этому поводу были опубликованы менее чем за две недели до того, как должно было быть обнародовано заключение специальной комиссии по вопросу о том, может ли международное англиканское сообщество преодолеть наметившийся в его рядах раскол в отношении гомосексуальности. Епископальная церковь является американской ветвью англиканства; Акинола - лидер англиканской церкви в Нигерии.

   "Наше единство разрушено. Разбито, - сказал Акинола. - Узы, соединявшие нас до сих пор, больше не существуют". (Очередной раскол во имя Бога.)

   Рэйчел Золл в своем репортаже говорит, что, несмотря на свои яростные протесты против все более терпимого отношения к гомосексуальности, Акинола утверждает, что не испытывает ненависти к голубым. Однажды он назвал эти тенденции к терпимости "сатанинской атакой на церковь". Он заявляет, что не может принять попытки "навязывать" современные культурные нормы церкви, игнорируя библейские предписания против однополого секса.

   "Не я написал Библию. Она является частью нашего христианского наследия. И в ней сказано, как нужно себя вести, - отмечает Акинола. - Если в писании сказано, что гомосексуальность богопротивна, значит, так оно и есть".

   Далее Золл говорит, что церковные деятели, поддерживающие рукоположение гомосексуалистов, считают, что писание не запрещает гомосексуальные взаимоотношения и что в библейские времена люди еще просто не знали, что гомосексуальность представляет собой не предмет личного выбора, а врожденную предрасположенность - факт, доказанный ныне наукой.

   Тем не менее, многие люди во всем мире считают, что тех, кто потакает так называемым "противоестественным страстям", в загробной жизни ждут вечное проклятие и муки ада.

   Некоторые люди верят, что именно этого хочет Бог.

   Любовь

   Множеству людей постоянно твердили, что Бог хочет, чтобы любовь была обусловлена. Бог ясно сказал, что Он любит людей только в том случае, если они делают то, чего Он хочет. Если же они этого не делают, то на них обрушится Его гнев. Они подвергнутся вечному проклятию.

   Некоторые утверждают, что, осуждая людей на вечные муки, Бог руководствуется любовью. Эти утверждения направлены на поддержание образа любящего Бога.

   И вот результат этого учения: многие люди имеют весьма смутные представления относительно истинной природы любви. На глубоком интуитивном уровне человек чувствует, что вечная кара не может быть проявлением любви. Однако нам непрестанно твердят, что, наказывая людей, Бог демонстрирует именно чистейшую и высочайшую любовь. Это Божья любовь в действии.

   Поэтому люди нередко боятся любви, как они боятся Бога, являющегося источником этой любви. Их учили, что Божья любовь может в мгновение ока обернуться яростью и горе тому, на кого эта ярость обрушится. Это неразрывное единство любви и страха в человеческой теологии оказало самое непосредственное влияние на поведение людей.

   Выше мы говорили: "Человеческие представления о Боге формируют представления о жизни и людях".

   Это глубокая истина, и очень многие люди испытывают страх перед любовью и не менее сильную тягу к любви. Часто, прежде чем углубить свои отношения с другим человеком, мы думаем: "Что этому человеку от меня нужно? Чего он хочет и ждет от меня?" Ведь такова, в конце концов, природа наших любовных взаимоотношений со всемогущим Богом, и поэтому нет оснований ожидать чего-то другого от взаимоотношений с людьми, которые несравненно слабее.

   Кроме того, из такого подхода логично вытекает мысль о том, что партнеры во взаимоотношениях имеют право ожидать определенных вещей в обмен на свою любовь, - что любовь подразумевает некий обмен, что-то вроде коммерческого соглашения.

   Эти ожидания и страхи с самого начала лежат в основе многих любовных взаимоотношений.

   Поскольку любовь неразрывно связана в человеческом сознании с самыми ужасными карами, - ведь и то, и другое суть естественные действия Бога в отношении людей, - очень многие считают, что наказывать других людей за их поведение правильно и уместно. В конце концов, именно так поступает Бог.

   Возможно, самым выразительным проявлением такого мнения является весьма распространенная вера в то, что вполне допустимо убивать людей для того, чтобы показать им, что людей убивать недопустимо.

   Многие люди в мире верят, что именно этого хочет Бог.

   Деньги

   Многим людям непрестанно твердили, что Бог хочет, чтобы деньги считались корнем всех зол. Деньги - это зло, а Бог - это добро, поэтому Бог и деньги несовместимы.

   И вот результат этого учения: чем более благородную и полезную для общества работу выполняет человек, тем ниже должен быть его доход. Медсестры, учителя, социальные работники и люди подобных профессий, как правило, не могут претендовать на высокую оплату своего труда. Священнослужители и духовные наставники должны получать еще меньше. Ведущие дом женщины и матери, согласно этой логике, вообще должны обходиться без личного дохода. Если им что-то нужно, следует попросить у мужа несколько долларов или сэкономить немного денег на покупках.

   Основная идея такова: поскольку "презренный металл" - это зло, поскольку деньги по природе своей греховны, оплата труда должна быть обратно пропорциональна его подлинной ценности. Чем более благородно дело, тем хуже оно оплачивается. За добрые дела люди не должны получать много денег. А что-нибудь очень, очень, очень хорошее нужно делать вообще бесплатно.

   Люди категорически отделили друг от друга "добрые дела" и высокий доход. С другой стороны, менее полезные для общества дела могут приносить просто колоссальные прибыли. Например, разного рода противозаконная деятельность. Таким образом, бытующие в обществе ценности не поощряют благородные поступки, зато поощряют бесполезную и даже преступную деятельность. Вот наш девиз: за самые славные деяния - самая скудная награда.

   И многие люди в мире верят, что этого хочет Бог.

  

   10

   Ну, как настроение? Я знаю, что это может быть весьма неприятно, но периодически задумываться над такими вещами просто необходимо. Внушаемые с детства идеи о Боге оказывают глубочайшее влияние, как на наши философские представления, так и на многие практические аспекты жизни.

   Может показаться, что последние вопросы, которые мы здесь рассмотрим, сугубо абстрактны. Однако представления об этих абстракциях влияют на наш конкретный повседневный опыт - и даже формируют его.

   Свобода воли

   Многим людям постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди обладали свободной волей. Таким образом, они сами определяют и решают, какая участь их ждет после смерти - рай или ад. Люди сами выбирают, как им вести себя в каждый момент. Они никоим образом не ограничены в этом выборе.

   Людям говорят, что Бог дал нам свободную волю, чтобы мы могли сами сделать выбор в пользу того, чтобы подчиняться Богу, соблюдать Божьи правила и стремиться к воссоединению с Ним в раю. Иными словами, мы можем свободно выбирать путь праведности, и никто нас не принуждает к этому. Бог хочет, чтобы люди вернулись к Нему по собственному выбору. Нас не заставляют это делать.

   И еще, в рамках той же доктрины о свободной воле людям говорят, что они, конечно, могут действовать по собственному выбору, но, если они выберут не то, чего хочет Бог, за это придется заплатить вечными муками в аду. И в этом никто не видит принуждения. Просто так обстоят дела. Это справедливость на самом высоком уровне. Это Божья справедливость, которая восторжествует после того, как состоится Божий суд. Поэтому очень важно добровольно выбрать именно то, чего хочет Бог.

   И вот результат этого учения: человеческие представления о свободе формируются под влиянием того, что подразумевает под словом "свобода" Бог. Люди пришли к выводу, будто свобода - это вовсе не свобода, а способность выбрать действия, ведущие к желаемым последствиям. Это лучше, чем вообще не иметь выбора, и власть имущие научились использовать слово "свобода" для обозначения процесса, посредством которого они вынуждают граждан делать то, что им велено.

   Конечно, те не обязаны делать так, как им скажут. Но в случае отказа им придется заплатить определенную цену. Санкции разнятся от притеснений через налоговые органы до тюремного заключения на пару лет без предъявления обвинения на том основании, что данный человек якобы угрожает безопасности государства. При этом общества, использующие подобные методы, называют себя "свободными".

   Большинство людей, за исключением, пожалуй, наиболее упрямых апологетов такого образа действий, признают, что в этом подходе есть определенные противоречия. Они прекрасно понимают, что человек, которому угрожают страшными карами за ослушание, не свободен в своем выборе. Лишь лицемер или глупец может назвать такой выбор "свободным".

   Люди давно убедились, что лицемерие, - особенно лицемерие, преследующее "праведные" цели и направленное на торжество "правого" дела, - вполне приемлемо как на небесах, так и на земле. Политическая деятельность в большинстве случаев основывается именно на такой этике. Да и в любых сферах человеческой деятельности - в общении, в деловых отношениях - нередко считается, что цель оправдывает любые средства.

   На самом деле многие люди давно уже убедили себя в том, что описанный выше подход вовсе не лицемерен. Это просто вопрос интерпретации происходящего.

   И поэтому в наше время у людей отнимают свободу во имя самой Свободы. Миллионы людей охотно соглашаются с политическими заявлениями о том, что для того, чтобы гарантировать людям свободу, необходимо ограничить свободу; и с религиозными учениями, согласно которым мы делаем свободный выбор только в том случае, если ведем себя так, как нам велят, ибо этого хочет Бог.

   Страдание

   Многим людям постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди совершенствовались и очищали свою душу через страдания. Страдания - это благо. Они позволяют человеку обрести заслуги в Божьих глазах, - особенно если мы терпим их безропотно или даже предлагаем Богу в качестве "приношения". Страдание является непременным обстоятельством человеческого роста и обучения и - что особенно важно - средством, при помощи которого грехи человека могут быть искуплены в глазах Господних.

   Целая религия основана на веровании в то, что один человек умер за грехи всех остальных и своими страданиями спас всех. Говорят, якобы человечество "задолжало" перед Богом в силу своей слабости и греховности, а этот человек расплатился за всех. Согласно данной доктрине, Бог был глубоко оскорблен слабостью и греховностью человечества и для того, чтобы исправить положение, нужно было, чтобы кто-то подвергся страданиям. В противном случае примирения между людьми и Богом быть не могло. Таким образом, страдание было назначено в качестве искупительной платы.

   Что же касается случаев, когда страдания человека вызваны теми или иными "естественными" причинами, то нельзя допустить, чтобы они были прерваны смертью, которая наступила бы не "естественным" путем. Страдания животных могут быть милосердно прерваны до наступления "естественной" смерти, а человеческие страдания - нет. Бог и только Бог может решать, когда следует прекратить страдания человека.

   И вот результат этого учения: люди в течение длительного времени терпят невероятные страдания ради того, чтобы исполнить Божью волю и не навлечь на себя Божий гнев в загробной жизни. Миллионы людей считают, что даже если человек очень и очень стар и ему приходится испытывать очень и очень сильные страдания, - если, испытывая ужасную боль, он находится на самом пороге смерти, но не умирает, - то этот человек должен до самого конца терпеть то, что сулит ему жизнь.

   Есть даже законы, не позволяющие людям самостоятельно прервать собственные страдания, а тем более помогать в этом другим. Как ни ужасна боль, как ни безнадежно положение человека, страдания должны продолжаться.

   Этого хочет Бог.

   Мораль

   Множеству людей постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы в обществе царила мораль.

   И вот результат этого учения: люди на протяжении всей своей истории пытаются определить, что морально, а что нет. Проблема состоит в том, чтобы установить для общества некие неизменные стандарты, несмотря на то, что само общество непрестанно изменяется. В поисках этих "золотых стандартов" многие общества обращаются к Богу, Аллаху, Яхве, Иегове или божеству, нареченному каким-то другим именем, и формируют мораль, руководствуясь соответствующими представлениями о том, чего хочет Бог.

   Много столетий назад Божьи предпочтения в сфере морали были отмечены непререкаемым ярлыком: "естественное". Дело в том, что первые представления о Божестве созревали в сознании первобытного человека в процессе самых ранних наблюдений природы*. Природа представляет собой нечто большее, чем человек, нечто неподконтрольное ему, нечто, чьи деяния можно только пассивно наблюдать со стороны, надеясь на лучшее.

   "Надежда на лучшее" со временем превратилась в то, что мы ныне называем молитвой. С точки зрения первобытных людей, кем бы и чем бы ни было Божество, Оно непосредственно связано с Природой, и Природа является Его непосредственным проявлением. Поэтому люди придумали богов, представляющих Солнце, Луну, звезды, погодные явления, злаки, реки, землю и многое другое. С помощью этих богов люди надеялись контролировать окружающий мир. По меньшей мере, они пытались вступить в общение с силами, которые могли его контролировать.

   Итак, люди пришли к выводу, что Бог и природа тесно взаимосвязаны. Отсюда только один шаг к представлениям о том, что все вещи, связанные с божествами, "естественны", а вещи, не связанные с божествами, "неестественны". Когда человеческий язык сформировался, слова "Бог" и "природа" в нем оказались тесно связаны между собой. Определенные условия, обстоятельства и действия стали считаться "естестценными" или "неестественными" - в зависимости от того, соответствовали ли они текущим представлениями о том, в чем состоит Божья воля.

   Неестественное, в свою очередь, стали считать "аморальным", - поскольку оно не от Бога и не отвечает тому, чего хочет Бог. Таким образом, круг замыкается. То, что не считается "естественным", объявляется "аморальным". Сюда относятся все "неестественные" способности, действия, поведение и даже мысли.

   Идея, будто то, чего хочет Бог, естественно, а естественное - морально, не является идеальным мерилом нравственности, - но лучшего морального стандарта человечество не нашло. Именно поэтому человечество так неохотно меняет свои представления о том, чего хочет Бог. С изменением этих представлений приходится изменять золотой стандарт человеческого поведения.

   Поведение - это валюта человеческого взаимодействия. Верования о потребностях Бога придают ценность поведенческим моделям, как золото придает ценность листкам бумаги, которые мы называем деньгами.

   Таким образом, в большинстве человеческих обществ мораль определяется не реальным опытом индивидуума, а общественным определением этого опыта. Так обстоят дела в случае гомосексуальности. Так же обстоят дела со многими другими поведенческими моделями, включая проституцию, добрачный секс, откровенное графическое изображение полового акта, использование пейота, марихуаны и других психоактивных веществ, а также экстатические переживания, не вызванные внешними стимуляторами.

   Например, человек утверждает, что пережил опыт экстатического единения с Богом. Если такой опыт не соответствует современным представлениям о "естественном", его признают аморальным и предостерегают этого человека против дальнейшего обращения к подобным переживаниям. Если же он будет снова рассказывать об этом опыте, его проклянут, а в следующий раз покарают.

   Были времена, когда за такой опыт нередко наказывали пытками и даже смертью. История человечества знает массу случаев, когда, руководствуясь описанной выше логикой, святых, говоривших о своем экстатическом опыте, подвергали жесточайшим истязаниям.

   Эти святые погибли лишь потому, что убившие их были уверены, что этого хочет Бог.

   --------------------------

   *В английском языке слова "естественный" (natural) и "природа" (Nature) - однокоренные. Собственно, и русское слово "естество" означает "природа". - Прим. перев.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • К перечню книг - Беседы с Богом

  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz