UCOZ Реклама

   Человеческий фактор

   Человеческий фактор как комплексный показатель количественно-качественных изменений в развитии личности и общества.

   Понятие человеческий фактор относится к понятию и реальному критерию, которым можно оценивать какой-то процесс. Давайте посмотрим как, собственно говоря, человек изменяется, что происходит.

   Предположим, в какой-то момент времени, какая-то личность, с какими-то имеющимися у нее жизненным опытом, способностями, талантами, отношениями, знаниями, умениями, которые выражены какой-то комплексной величиной ‘человеческий фактор’ (f1). В этот момент времени мы начинаем рассматривать, что происходит с личностью. Т.е. мы описали состояние в системе личности через какой-то комплексный показатель f1. Давайте рассмотрим время от t1 до t2 и нарисуем здесь условную модель под названием ‘поле событий’. Что это такое?

   За время от t1 до t2 вот этот конкретный человек, который живет в данном конкретном территориальном месте (мы будем рассматривать свободное время, поскольку занимаемся досуговой сферой), в этом месте имеются общественные формирователи событий под названиями: клуб, кинотеатр, театр, библиотека, любительские объединения, клуб по интересам, пивной ларек, компания, семья, ВЛКСМ и т.д. Вот, есть масса организаций, которые занимаются формированием условий, в которых будет происходить какое-то событие, т.е. они занимаются организацией массовых или индивидуальных событий (рис). Длительность дня мы не будем брать как 24 часа в сутки. Мы рассмотрим определенное свободное время после работы. Во сколько обычно работа заканчивается? У тех, кто работает не в системе - в 5. У тех, кто работает в системе - 24 часа в сутки, даже если нет ... Но мы будем рассматривать нормальных людей.

   Значит, с 18 до 23 есть 5 часов - один интервал. В 23 обычно ложатся те, кто серьезно работают. Дай бог и пораньше упасть.

   Например, клуб, который находится в нашем условном городе под названием Урюпинск, с населением 50 000, из них в социальную категорию: 18-22, неженаты (урюпинцы, они такие), их тут всего 5 человек. Остальные все бабушки и дедушки или у них есть дети маленькие, т.е. остальная категория от нуля до пяти и от 80 до 85 - белобилетчики (?). Мы не будем говорить об этой многочисленной группе, чтобы нам было проще разобраться.

   Вот для этой категории мы можем выбрать из всех событий массового характера, которые происходят в городе, события, куда может пойти товарищ в рамках добровольного выбора. Для него клуб организует с 18 до 23 (больше нельзя потому, что (?)), во всем интервале, первый день по понедельникам, мы его пометим квадратиком, он организует еще по пятницам и по воскресеньям (клуб по воскресеньям тоже работает). Вот, у нас, клуб организует 3 события, которые имеют определенную продолжительность во времени и определенную вместимость в людях, скажем, 300 мест. Этот масштаб мы можем сделать вместимость в людях, а этот длительность события. Вот здесь у нас зал на 10 человек, ну средний клуб для Урюпинска. 10 человек зал и продолжительность 5 часов. Значит, клуб дает подготовленное событие: 5 на 10 - это 50; 50 на 30, на выходе 150 часов организованного досуга.

   Дальше мы можем для каждого из формирователей нарисовать событийный ряд, который он организует. Сделаем хотя бы несколько и по одному. Например, театр драмы организует всего один спектакль, обозначим так... Пивной ларек, он работает круглосуточно и вместимость его 50 тысяч человек, на всех хватает. Урюпинск, в нем один завод, пивной завод, и на нем работает все население. Он обеспечивает пивом весь Советский Союз. Почему? Потому, что пиво настолько дрянное, его нигде не пьют, значит, его всем хватает. Производительность завода - одна бутылка в год. Ну, ВЛКСМ какую-нибудь маленькую штучку организует, минут на 10 так, вместимость - человека на 2. Совещание у первого секретаря для приглашенного товарища из народа. Есть возможность попасть. Семья тоже, после 23, обычно к утру и выпимши. Семья организует для товарища торжественную встречу в субботу вечером. Жена приходит с гулянки после надели запоя... Не его жена к нему приходит в субботу. Так бы мы каждый день жену нарисовали с утра до вечера в бигудях и вот таком халате.

   Вот, имеется поле событий, в которые наш товарищ имеет возможность попасть. Но, есть события, вместимость которых достаточная, и туда всегда можно попасть, даже если все придут, а есть вместимость недостаточная. Вот здесь, скажем, не достал ты брони на встречу с первым секретарем, по блату. Нарисуем границу, что это событие недостаточное, дефицитное по вместимости. Большой заборчик нарисуем вокруг него. И в театр тоже не достал билет. В театре всего три кресла и один актер, да и тот в запое, поэтому спектакль снимают, т.е. событие неопределенное. Нарисуем границу неопределенности - красную линию. Остальные события более или менее регулярные, на них можно попасть.

   Рассмотрим поведение товарища в течение недели. У него есть несколько вариантов выбора, т.е. траекторий прохождения через данное событийное поле. От чего зависят эти траектории? От его потребности в настоящее время, плюс возможности. Вот личностные интересы, вот общественно предоставленные (?) или личностно выраженные качества. Исходя из этого, нарисуем траекторию прохождения товарища в течение недели. В клуб он идет, потом он все-таки попал в театр, потом сюда, потом попал в пивной ларек, там гулял вплоть до субботы, потом попал сюда и вышел отсюда. Вот простейшая событийная траектория данного товарища. Так и пишем ‘событийная траектория’. ‘И т.д. ’ - это телевизор, это стоять в очереди, это транспортное время, много чего еще можно написать.

   Мы нарисовали одну из траекторий, траекторию 1. Видим, что возможны и другие траектории. Но, мы должны оценить, какая траектория, будет траекторией максимального приращения этого товарища, пройдя через какие события, он преобразуется максимально. Он может зайти в пивной ларек и провести всю неделю, используя эти семь дней и все время для своего развития около пивного ларька, с любимым другом Васей, обсуждая проблемы про политику, про женщин, про собак, ну в общем, все интересное. Что угодно! Ну, как у пивного ларька люди разговаривают: об этом, о том, обо всем мнения есть, разные мнения и споры. Когда ты выпил пива, у тебя снята кастрюля, ты не боишься общаться, не боишься показаться смешным потому, что ты всегда можешь защитить себя пивной кружкой. Знакомо? ...

   Т.о. есть траектория оптимальная с точки зрения развития. Например, она выглядит так. Вот тут надо с работы идти отдыхать, вот тут надо попасть к товарищу первому секретарю и скорее выполнять. Потом его назначают начальником. Начальником он имеет возможность попасть везде на следующем, повторном шаге. Эта траектория будет рациональная или оптимальная, а эта траектория - реальная. С нашей точки зрения желательно, чтобы товарищ по этой траектории пропилил. Но у него свои заботы, свое состояние, свой уровень культуры, свой человеческий фактор, и он пошел по другой траектории. Разница в приращении в том и в этом случае очевидна! Здесь на выходе товарищ, который каким-то образом изменил свой человеческий фактор. В этот момент времени t2 он уже в другом состоянии. У него появились определенные новые знания, определенные новые умения, определенные потребности, и отношение к возможностям изменилось. Он изменил свой статус общественный, он изменил свои личностные характеристики. Он изменился. Он мог бы измениться в состоянии f3 оптимально, т.е. взять все приращения, которые мог бы взять на этих формированиях, и отклонение стрелочки будет еще больше (у нас отклонение стрелочки показывает приращение). Одну часть он набрал как пассивный зритель, другую как активный участник. Есть время tбазовое (не нарисовано). Если у нас все события были бы базовыми, t2 стало бы базовым.

   На следующей неделе, если бы ничего не изменилось, а это он уже видел, или сложность событий осталась прежняя, хотя они и были разными, у него нет приращения. Если сложность событийного поля по воздействию была такой же, то он в следующий шаг свой получил точно такое же приращение, точно такое же D (дельта). Вот был первый шаг, одна неделя прошла. Вот вторая неделя прошла. Здесь с такого состояния он поднялся до такого, получил приращение D. И здесь он пошел по траектории такой же мощности воздействия и получил точно такое же приращение. Прямая линия. Эта D и эта - они одинаковы. Если сложность событийного поля была такой же, то он получил точно такое же приращение, т.е. он набрал количественное приращение. Происходит ли с данным товарищем какая-то перестройка? Если он набирает приращение, то происходит перестройка. А происходит ли эта перестройка с ускорением, согласно духу времени? Нет. На каждом следующем шаге D должна быть больше, приращение должно быть больше. За счет чего? За счет того, что он совершенствует свою самость, т.е. свою самостоятельность, становится активным участником поля формирователей, начинает сам влиять на систему. За счет того что набирает, он начинает отдавать долги. Ему дают и он дает. Если он будет только брать, то естественно приращения нет. Нет приращения событийного поля, он выйдет на себя, а дальше ничего не даст. Он начнет деградировать, и понятно почему.

   Так, после прохождения одной траектории он научился выбирать траектории более грамотно. Он планирует себе неделю через оптимальное событие: достает туда билеты, распланирует свое время, т.е. занимается саморазвитием. У него это стало потребностью. Он не абы как живет, надеясь на случайные события. Он начинает ориентированно проходить событийное поле. Начинает в результате на каждом шаге получать приращение. Давайте посмотрим на графике. Вот прошел - один, потом изменился угол наклона - второй, и еще приращение... Он начинает за одинаковые отрезки времени проходить все большие и большие участки нарастания своего человеческого фактора. Он начинает развиваться с ускорением. Он становится более активным формирователем поля событий, которое начинает влиять на других, живущих в этом городе. Активно формирующееся поле событий начинает активно изменять других и обеспечивает события, которые идут по максимально возможной скорости развития для всех. Цепная реакция или тот идеальный случай, когда событие распространяется с максимальной скоростью преобразования.

   Для этой территории, для этого времени, для этого народонаселения, для этого кадрового состава, материальной базы, всего остального он достиг такого уровня, дальше он уже не может (?). Он выбрал все, здесь уже нет ни новых знаний ни новых умений, ничего, он все съел. Насыщение. Никакого приращения нет, ни за какой отрезок времени. Никакая событийная база, никакое событийное поле ему приращения не дает. Значит для того, чтобы ему расти дальше, ему надо выезжать с этой территории или выходить на новые информационные каналы.

   Вы могли бы идти по такой траектории развития - по чуть-чуть прибавлять. Или по самой скоростной, у нас есть различные альтернативные варианты развития данной личности. Они зависят от наработки личностных качеств и от наработки системы. Это значит, что если эта система, как система-формирователь социально-культурной сферы (СКС) на следующую неделю предложит той же сложности событийное поле, то она по возможному приращению ничего не дала. Она должна изменить программу и дать более интересное, более сложное поле событий открытого типа (в которых он может участвовать), т.е. она должна изменить свою деятельность в сторону улучшения качества организации событий.

   Каким образом она может это изменить? Создавая события, которые являются событиями более активного типа. События активного типа - это события, активно воздействующие на человека. Человек активно изменяется только тогда, когда ему предоставлена возможность самому участвовать в событии: получать знания и реализовывать их в реальной деятельности, получать конкретный личностной опыт проб и ошибок, приращения конкретных, реальных качеств и т.д., т.е. по мере развития данного товарища должна нарастать группа событий активного типа. Мы можем выделить такие события, которые относятся к этой группе. И вот, события такого толка открытого ранга должны нарастать: должна нарастать информационная обеспеченность товарища, должна нарастать возможность создания им событий, потому что тогда они будут поддерживать его, если у них не хватает собственных кадров или еще чего. Вот эта сфера должна втянуть его, как организатора в свою деятельность. Тогда можно сказать, что кривая, по которой обеспечивается событийное поле, будет иметь характер такой же, масштаб и (?) другие, а характер - такой же. И только в этом случае, у вас товарищ пойдет по такой кривой развития, когда общественные интересы будут идти навстречу интересам личностным. Это будет максимальная скорость развития личности и максимальная скорость развития общества, потому что общество состоит из конкретных людей.

   Скажем, ни у одного человека вот здесь не вызывает интереса коллекционирование собачьих ошейников, а вот у этого товарища вызывает. Общество говорит: ‘А мне плевать. Ты - единственный. И что? Для него это глубоко личностное. Он от этого хорошо отдыхает, он от этого потом лучше работает. Если общество относится к нему: плевать мне на тебя, то ему плевать на общество. Если мы его не поддержим в этом вопросе, дав возможность информационно получить материалы по своему увлечению; у нас есть выход на внешнюю информацию, где какие клубы, любительские соединения существуют; есть тоже еще, где-то там, любители собачьих ошейников. Он через нас, через наш информационно-обеспеченный центр был связан с ними, получил поддержку от системы и стал работать на систему. Потому что он видит, что система ему отдает, и он ей отдает.

   Т.е. если она работает как система открытого типа, как система поиска талантов, способностей, возможностей реализации человека, то она работает именно так. Она стремится раскрыть каждого и включить в деятельность не через навязывание интереса, а через его интерес. Тогда нам понятна стратегия, тактика, оперативный характер решений, приемов, которые мы должны применять, действуя в досуговой сфере. Мы должны каждого из индивидов тащить по цепочке максимально-скоростного развития. За счет чего? - За счет правильной организации событийных полей, поскольку мы занимаемся событиями.

   Но пока мы занимаемся мероприятиями. Мероприятие - это жестко ограниченное событие программностью и невозможностью включения в него товарища ни в дособытийной зоне, ни в событийной зоне, ни в постсобытийной зоне. Он не может влиять на характер события. До него и за него решили, что ему нужно. До него и за него составили программу. До него и за него после программы его выкинули ничего не спросив. - Потребительская модель отношения к товарищу тем, кто организовал такое мероприятие. Т.е. традиционная модель целеуказания, по которой организуются традиционные мероприятия - как раз такого характера, когда невозможно попасть ни в дособытийную зону, ни в событийную зону, ни в постсобытийную зону. Система работает отрывно от товарища. Ей плевать какой товарищ, потому что она никак внутри своей деятельности не имеет с этим товарищем обратной связи. Ей все равно кто пришел, потому что кто бы ни пришел, он выйдет и будет потерян. Понятно?

   Система должна действовать как гибкая перестроечная система, которая имеет необходимый запас мощности по организации условий для развития каждого человека. Вот и все, а дальше развивайте общество как хотите, с любой скоростью.

   Можете вы решить задачу информационного обеспечения, энергетического обеспечения? Энергия - это встреча (взаимодействие) его в реальных событиях с какими-то людьми, с какими-то знаниями, с какими-то способностями. Есть необходимая плотность событийная, т.е. необходимая энергетика преобразований. Есть необходимая информация: здесь, здесь, здесь и здесь... Все. Пожалуйста. Мы едем. Доехали мы здесь, перешли на качественно новый уровень. Не доехали - не доехали. Почему? Нас как формирователя не хватило. У нас мощности не хватило, у нас чего-то еще не хватило. Мы кинули на производство каких-то железяк на гусеницах с пушками впереди. Мы не сюда кинули, где решается развитие общества, а кинули туда. Ну и что получили? - Ничего не получили. Приращения нет - этот все съел. Мы ресурсы тратим - приращения нет. Значит, идет загнивание. Идет загнивание - нам нечего беречь гнилой товар. Незачем!

   Получается, что те ребята, которые гибли в Сиваше в свое время - отдавали жизнь за светлое будущее. А если бы они сейчас пришли и посмотрели, как жирные барчуки живут поливаючи обыкновенных, простых людей, воруючи, они бы сказали: ‘Мы не за это свою жизнь отдавали, и не о таком светлом будущем мечтали. ’. И потери предыдущих поколений не оправданы жизнью последующих поколений. Почему? Потому что последующие поколения не развиваются.

   Эта система, которая обеспечивает жизнедеятельность, событийные ряды для всех граждан страны, она не ориентирована на развитие людей. Не произведено необходимое моделирование процесса. Непонятно где, чего и как. Непонятно куда, что и сколько, когда, почем. Ничего непонятно. Процесс не определен анализом и в результате не определена система синтеза, которая приведет к преобразованию товарища. Т.е. цепочки по управлению раз-ор-ва-ны. Именно по управлению. Менеджерская задача не решена - задача развития, задача маркетинга, задача чего хотите... На самом деле задачи управления не решены. Мы стараемся описать реально существующий объект, и потом говорим: ‘Нам бы отсюда вот туда, вот по этой траектории.’. Но мы не описали законов существования того и законов существования этого. Ни законов экономических, ни социальных, ни психологических, ни каких хотите. Мы написали здесь кодекс строителей коммунизма, взяв десять заповедей, которые написаны гораздо раньше и гораздо точнее. И сказали, что это идеально, и мы будем сюда стремиться вести вот этого. А кто вот этот? Мы не описали какими качествами он обладает; чем он отличается вот от этого; что нам нужно изменить, через какие события и благодаря какой технологии. Мы ничего не написали, и говорим: ‘Ура. Давайте развиваться.’. - Развиваемся. Тратим деньги неизвестно куда, силы - неизвестно куда, время - неизвестно куда, вот их - неизвестно зачем, вот это - неизвестно где (рис.).

   Вопрос:

   Ответ: Как это! Голь на выдумки хитра. Вот у этой системы, как таковой, его интересов нет, есть система под интересы вот этих, отсюда денежки берут.

   Вопрос:

   Ответ: Почему? Потому что мы можем решать коллективные задачи, не только индивидуальные, но и коллективные, потому что ресурсы этой системы не могут быть подчинены интересам одного человека.

   Вопрос:

   Ответ: Хороший вопрос. Когда мы рассыплемся?

   Вопрос:

   Ответ: Почему они должны отдавать. Здесь нет этого. Здесь есть нормальные объективные законы: экономические, социальные, какие хотите. Здесь нет закона, что нужно отдать, потому что товарищ к этому не готов. Он не принадлежит к тому знаменитому тибетскому племени, которое каждый год спускается в долину и отдает все, что наработали за год. И уходят назад пустыми, но счастливыми.

   Вопрос:

   Ответ: Значит, что скорость у них больше, как падения так и подъема, за то же время. Не обязательно ты получишь ... (шлепок, свист), чтоб ты поднимался. Ускорения может и не быть. Система может не обеспечить тебе условия для того, чтоб ты развивался (?). Совпадают с моими необходимыми и достаточными интересами - идет учеба в этой деятельности. Дальше я реализую эту деятельность, творческую, личностно-значимую, общественно-необходимую. Дальше я перехожу на систему самообеспечения этой деятельности за счет развития. Все. Вот цепочка преобразования по задачам для любой личности.

   Если мы знаем задачу, мы должны организовать условия последовательно для решения каждой из этих задач. Не решив задачу учебы, мы не можем (?)овать зону реализации. Не решив задачу пробы, мы не можем на учебу... Есть последовательная цепочка задач. Вот эта схема, по которой строится досуговая деятельность относительно товарища. Сегодня в событийном ряду для него должно быть достаточно событий, в которых имеется решение программы поиска, он же добровольно выбирает события, у него же должна быть альтернатива выбора, перебора различных видов деятельности. Сначала он посмотрел в демонстрационном режиме достижения в этой области, потом попробовал себя в этом не на большой аудитории, не на большой сцене. Нет, он сперва пошел туда, где учат играть на гитаре, где поют в маленьком кругу, потом он начал реализовывать себя, петь. Поет, ему есть возможность состязаться сперва с плохо поющими, потом с более и более (?)..., потом стал реализовывать себя - стал писать песни, еще чего или исполнительских (?). Так вот, последовательно, в долях событий, у нас были проработаны события, которые решают эту задачу, решают эту задачу, решают эту задачу, решают эту ...

   Например, самодеятельная песня, это система творческой деятельности. Там можно вложить свою мысль, можно вложить свою душу, можно вложить свое мастерство, все что угодно. Деятельность в этом направлении имеет активно выраженный характер. Развивая, например, в Дальневосточной зоне или в масштабах Союза это направление. Сначала надо было придать социальный статус этому явлению, поэтому мы организовывали фестивали по масштабам все долее и более значимые, до фестиваля, который признали все. Что это значило? В результате были даны инструкторы, разрешено было через комсомол поддерживать это дело, вышли в прессу и т.д. Хотя пинков получили в свое удовольствие.

  

  • Продолжение
  • К содержанию
  • В начало книги
  • На главную
    Сайт управляется системой uCoz