UCOZ Реклама

   Что еще совершенно необходимо, так это отказаться от какой-либо политизации процесса обучения студентов и учащихся школ. Идеология здравого смысла, умноженная на философию богочеловечности, уважение к учителю, завоеванное, а не декларированное, школа, как продолжение дома-храма - таким мне видится будущее педагогики.

   А пока кризис доверия к школе, кризис отцов и детей нарастает, и мы рискуем иметь для общества уже четвертое поколение рабов социума.

   Если мы потеряем это четвертое поколение, то начнутся необратимые процессы, и тогда уже никакой Моисей не выведет нас из пустыни.

   Главная беда школы, на мой взгляд, заключается в том, что, получив по окончании "фиговый" листок аттестата зрелости, выпускники никак не защищены и не готовы войти в жизнь. Нынешнее поколение выпускников вообще вступает в жизнь "без царя в голове". Идеалом для них маячит символ вашего дикого рынка - ларек. Рынок не может быть целью, он лишь средство цивилизованного бытия. Не имея никакой мировоззренческой основы, они подчас мечтают получить в жизни "бабу и мерседес", а это уже страшно.

   Над разрешением именно этой проблемы должны работать все, кто понимает опасность такого процесса.

   В августе 1993 года в Москве, в ДК "Меридиан" состоялся международный конгресс по проблемам народного целительства. Мне просто не давали прохода люди, приехавшие из разных, порой очень далеких, уголков России. Все благодарили за книгу "Исповедимый путь". Собравшись в одном из помещений, они предложили мне на базе идей книги разработать пособие, чтобы внедрить в школах факультативный предмет с условным названием "Философия жизни".

   Уже сейчас отдельные педагоги включают в список рекомендованной литературы "Исповедимый путь". Конечно, такое пособие должно быть транспонировано для детского восприятия и, конечно, оно должно быть богато иллюстрировано. Необходимо также организовать подготовку и педагогов, способных донести этот материал.

   Я уже начал в Санкт-Петербурге регулярные циклы из 7 бесед, адресованных ученикам, родителям и учителям. Я понимаю, что мне не объять необъятное. Я много езжу по России, но все равно это капля в море. Пора, по всей вероятности, было создавать просветительское объединение, которое будет решать эту задачу.

   Это и было осуществлено осенью 1996 года. При ДК работников связи, где проводятся регулярно раз в квартал мои циклы мировоззренческих бесед, было учреждено Общественное объединение гармонического развития личности "Исповедимый путь". На учредительной конференции 2 октября я был избран президентом объединения. Это не коммерческое, а чисто просветительское объединение. Предполагалось создать секции медицины, педагогики, философии и общенаучную секцию. Кроме этого должна была быть создана и молодежная секция для непосредственной просветительской деятельности. Что касается разработки учебного пособия, то оно предполагалось в рамках учебника по валеологии, т.е. науки о здоровом образе жизни. Я уже ознакомился с предыдущим изданием и лишний раз убедился, что ни одна мировоззренческая книга не рассматривает причинный уровень проблемы, а занимается лишь устранением следствий.

   Я обращаюсь ко всем власть предержащим, ко всему наробразу и просто к заинтересованным людям, коммерсантам с призывом проникнуться проблемой спасения четвертого поколения. Именно сюда нужно вложить все возможные средства, а главное - весь жар сердец отдать преображению России.

   Я призываю всех поразмыслить об этом.

  

   5.7. ОБЩЕСТВО - ПОЛЕ ЖИЗНИ

   Живу привольно и кудряво,

   поскольку резво и упрямо

   хожу налево и направо везде,

   где умный ходит прямо.

   Игорь Губерман

   Конечно, можно много говорить о медицине и педагогике, об их несовершенстве, но обе они - лишь часть нашего общества. Если болеет общество, больны и его составляющие. Я уже достаточно сломал копий, порицая глобальный эгоцентризм общества и некое его производное - технократизацию общественного сознания. Когда задумываемся, из чего же он проистекает, где главная причина глобальной фальши, то невольно начинаешь понимать, что все в бытии человека и общества определяет некая мировоззренческая система ценностей.

   Система ценностей нашего социума в течение последних 70 лет формировалась партийной демагогией. Политика всегда есть демагогия и фальшь, ибо отстаивает лишь частные интересы, а потому насквозь пронизана групповым или классовым эгоизмом. Отсюда проистекают дикие идеи вроде диктатуры пролетариата, общенародного государства. Любой общественный организм, в том числе и государство, должен иметь "голову", "тело", "руки" и "ноги". Только такой организм, где все четыре его части в равной мере дополняют друг друга, может безболезненно существовать. В Индии эти части зовутся браминами, кшатриями, вайшерами и шудрами. Это и есть составляющие кастового деления индийского общества. Там это деление доведено до абсурда. И, как сказал отец кришнаитов, беда Индии в том, что дети браминов возомнили, что они брамины.

   У нас же ленинская идея о диктатуре пролетариата в этой концепции выглядит как некое чудище, у которого громадные хапающие руки с огромными кулаками при маленькой голове, щуплом теле на хилых ногах. И это превозносилось как самая передовая идея, как самое справедливое общество.

   Но еще больший маразм - это брежневско-сусловское общенародное государство. Этому монстру даже не найти зрительного подобия. Какая-то амебоподобная мерзость.

   Я просто поражаюсь, за что цепляются нынешние апологеты марксизма-ленинизма, "не желающие поступиться принципами".

   Еще в 1918 году, в январе, Ильич беседовал с престарелым Плехановым, который, критикуя идею диктатуры пролетариата, высказывал сомнения по поводу способности пролетариев управлять государством. На что Ленин ответил, что у пролетариата есть его передовой отряд-партия. Последовала бесподобная реплика Плеханова: "Тогда вы получите диктатуру партии!". Он был глубоко прав.

   Если проанализировать эволюцию партийной демагогии только за последние 30 лет, то мы обнаружим, что основным лозунгом партийных съездов, начиная с XX, было благосостояние общества. "Все для человека, все во благо человека". В результате мы пришли к пустым магазинам, к карточкам, к грани жуткого голода.

   Но ведь иначе и быть не могло. Совершенно бессмысленно осуждать маразматических лидеров партии. Порок кроется в самой идее, ибо благосостояние не может быть целью, которая бы объединила общество философией общего дела, общей веры, что и создает ту общественную силу, которая на Руси называлась соборностью, порождая силу духа.

   Благосостояние всегда личностное, оно никогда не создает соборности, именно поэтому карточный домик нашего общенародного государства просто рассыпался в прах, доведя страну до нищенского, полуживотного состояния.

   А если посмотреть еще глубже, то наша система фактически превращала человека в социальное животное, послушное жесту очередного генерального секретаря. И никакой мировоззренческой идеи эта импотентная идеологическая система не могла родить.

   Естественно, что люди смотрят за бугор, за море и видят, что весь мир живет в довольстве, сытости, и хотят понять, отчего же так. А просто весь мир живет по идеологии здравого смысла, в основу которого положен бизнес. Ведь здравый смысл бизнеса в том и заключается, что выгоден он всем: и заказчику, и исполнителю, и государству. Отсюда и гарантия благосостояния общества и богатство отдельных его членов, причем богатый человек, как правило, человек душевный. Мы же 70 лет боролись, чтобы не было богатых, и довели страну до всеобщей нищеты, лишив людей не только душевности, но и духовности.

   Но удивительное дело, в странах полной сытости, при всеобщей душевности присутствует то, что мы называем духовным голодом, и оттого там проблемы духовности стоят еще серьезнее, чем у нас, при нашем всеобщем голоде. Именно поэтому великие умы на Западе и Востоке понимают, что судьба мира решается здесь, в России. И становится ясным, что в мире людьми не владеет основополагающая мировоззренческая идея богочеловечности. Глобальное стремление к потреблению во имя ублажения потребностей тела лишает эту жизнь высшего смыла бытия.

   Мне приходилось бывать в Италии, трижды в Германии, в Израиле и США, в Мексике, и у меня составилось представление о западных людях. Что касается Европы, особенно Италии, меня просто поразил примитивизм мышления современного итальянца. Еще более примитивной выглядит религиозность этой самой католической страны мира, имеющей, к тому же, и Папу Римского. Все доведено до полного абсурда, когда итальянец всю неделю занимается бизнесом, с пятницы вечера до утра субботы мужчины в Италии совершенно свободны, в субботу они отсыпаются, а вот в воскресенье ("доменика" по-итальянски) отец семейства с женой и детьми садятся в свой лимузин и едут до ближайшего храма. Там семья усаживается на скамеечку католического храма, и пастор, через микрофон и колонки, оглушительно читает очередную главу из Евангелия. Я попал в Италию на Пасхальную неделю, так в алтарной части храмов разыгрывались театральные сцены с Пилатом, Каиафой, Иудой и Христом. И это называется религиозная страна.

   В Германии все немножко по-другому. Там мне попадались духовно ищущие люди. Но их тяга к духовности, умноженная на немецкий жестко-логический менталитет, тоже доводит эти поиски до окультного абсурда.

   И я подумал: бедный наш народ, на который выплеснули три составных части марксизма - классическую немецкую философию, английскую политэкономию и французский утопический социализм. И это на нашу-то иррациональную русскую душу. Это принц датский мог задавать вопрос: "Быть или не быть?", а русский человек всегда вопрошал: "Кто виноват?" и "Что делать?" У меня есть четкое ощущение, что западная Европа вообще импотентна в области духа. А у нас в России, при всем маразме нашей жизни, сохранилась потенция духовности. Сберечь бы ее и развить, тогда действительно из России может прийти преображение мира, погрязшего в философии потребительства и наживы.

   Такая система ценностей в корне противоречит тому гармоническому единству мира, которое я почитаю за Бога. Альтернативой этому должна быть степень реализации человеком его богочеловечности, причем в полном соответствии с мыслью Христа о том, что нет высоких и низких, важно только то, насколько человек раскрыл свое жизненное назначение, точнее, даже само движение к этому раскрытию ценится выше, чем статика наивысшего достижения.

   В этом величайший гуманизм христианского понимания человека. В связи с этим, обществом должны руководить не рыцари имущественной, родовой или партийной аристократии, а рыцари духа. Тогда и общество должно ценить человеческую реализацию, а не социальную. Другими словами, акцент должен быть на человеке, а не на плане, тогда будет и человек, и план. При обратном нет ни плана, ни человека.

   К великому сожалению, нынешнее демократическое руководство России не отличается космизмом мышления, что неминуемо несет в себе технократическую разрушающую силу. Подчас огульный перенос на нашу русскую почву восточных или западных идей не дает позитивных всходов. Мы все-таки и не Восток, и не Запад.

   Одно совершенно ясно, что нельзя решать стратегические задачи, жертвуя стариками и молодежью. В этом состоит главная уязвимость нашего курса реформ. Но очень важно не поддаться на дешевую демагогию коммунистов и либерал-патриотов. И еще важно, чтобы мы не скатились лишь к обеспечению благосостояния народа, а создали общество, где приоритет духовной реализации был бы несравненно выше реализации социальной. Это и было бы не перестройкой, а преображением России.

   Именно тогда реализация богочеловечности в каждом ребенке, юноше, зрелом человеке разрешит основные проблемы и вылечит основные социальные болезни - преступность, наркоманию, алкоголизм и др.

   Поле жизни должно стать полем творческой деятельности каждого. В каждом человеке есть искра Божия, и ее нельзя погасить. Должно быть общество духовной свободы, ибо только свободный в духе человек может быть творцом. Это и есть христианское спасение. Это и приведет человечество к истинному здоровью тела и души.

   Я хочу добавить, что для христианского спасения не нужно уничтожать человеческое "это", ибо оно вместилище личности человека, и его необходимо гармонизировать в богочеловечность. Для этого у человека всегда все есть. Здесь вообще не нужны деньги. И христианское спасение возможно в любом возрасте.

   Но я еще раз хочу повторить, что, возможно, это будет лишь тогда, когда человечество разрешит для себя основной вопрос философии жизни, который немыслим без здоровья духовного, опирающегося на символ Веры.

   Об этом, может быть, самом основном в бытии человека, мы поразмышляем в следующей главе книги. А пока поговорим, что называется, "за жизнь".

  

   5.8. ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ

   Каждый из нас приготовлен к здоровью и болезни, и богатству и бедности, и свободе и рабству. Только мы сами отвечаем за это, и больше никто.

   Ричард Бах

   Я представляю, что обыватель, в руки которого попадет эта книга, неминуемо упрекнет меня в утопизме. Действительно, о какой мировой гармонии можно говорить, когда совсем недавно мир буквально качался на грани мировой ядерной катастрофы. О какой гармонии говорят нынешние локальные военные конфликты как между странами за нашими границами, так и межнациональная бойня внутри. И уж тем более не похожа на гармонию система межличностных отношений на работе, дома в семье, на улице, в общественном транспорте. Более того, большинство людей живет в состоянии постоянного психологического стресса. Отсюда ощущение бесконечного дискомфорта жизни. Другими словами, жизнь есть сплошная фальшь. Вот уж действительно: "Сатана там правит бал".

   Чтобы почувствовать гармонию жизни, нужно попытаться применить к себе какую-либо из вселенских жизненных философий. Мне очень близка философия жизни Христа.

   Я не собираюсь писать богословскую книгу, но попытаюсь показать, насколько справедлива жизненная философия Христа. Прежде всего попробуем разобраться, в чем суть христианского спасения. Она в том, чтобы человек из эгоцентрика превратился в человека духовного.

   Чтобы почувствовать справедливость необходимости христианского спасения для конкретной человеческой жизни, посмотрим, в чем же корень всех человеческих бед. Мы уже отмечали, что эгоцентрик не может аккумулировать энергетику за счет замкнутости на себя, и отсюда необходимость энергетического вампиризма.

   Вторая проблема эгоцентрика в том, что он всегда уверенно знает, как все должно быть. Поэтому его внутренняя "правда-матка" все время наталкивается на несоответствие событий жизни, поступков людей неким установкам. Отсюда постоянный стресс.

   Если посмотреть в разрезе день человека, то он состоит из двух занятий: человек строит замки на завтра, которые непременно рухнут потому, что построены на песке, а это всегда очень обидно, и он разгребает обломки предыдущего замка, и так изо дня в день. А каждый день дается от Бога, как день единственный, и прожить его надо нараспашку, без оглядки отдавая себя людям, делу, космосу, природе и т.д. Человек при этом даже не замечает, куда девался день.

   Чтобы жить день по Богу, надо пребывать в христианском мировосприятии, по которому мир есть данность, он такой, какой есть, и надо уметь его принимать. И в этом случае христианское "да будет воля Твоя!" - полностью оправдано.

   Настоящего христианина невозможно обидеть, ибо обижается в человеке его маленькое "эго". Надо, прежде всего, наверное, понять, что все ситуации жизни не накатываются на человека, а он сам в них влезает.

   Посему, столкнувшись с неким сопротивлением, христианин всегда останавливается, в точном соответствии с притчей, когда едут на лошади по дороге зимой, начинается пурга, пути не видно, и чтобы не сбиться с пути, надо отпустить поводья, тогда конь сам вывезет на дорогу.

   К великому сожалению, мы обычно впадаем в панику и начинаем хлестать лошадь, все глубже увязая в снегу. В жизни никогда не надо насиловать ситуацию, она всегда разрешится сама.

   Наконец, третья проблема - это проблема любви. Эгоцентрик всегда сначала любит себя, а, следовательно, когда и создает семью, то по-прежнему любит не партнера, а себя в партнере. Если же в семье оба эгоисты, то это напоминает двух пауков в одной банке. Отсюда бесконечные семейные проблемы. Люди даже не понимают, что любовь- это и есть Христос, это и есть защита от зла.

   Когда меня спрашивают, как защититься от злого дурака-начальника, я всегда говорю, что начальника надо полюбить по-христиански и искренне его пожалеть. Он же несчастный, вынужден быть начальником и вынужден ругаться. Если полюбите, удивительным образом сработает защита против любого зла.

   Мы же считаем, что зло не наказуемо, ибо очевидно же, что, столкнувшись со злом, мы обычно расстраиваемся, то есть, растворяем в себе эту вибрацию зла. Но ведь этого и добивался злой человек, а мы, отравив себя, приходим домой и отравляем дом.

   Если бы вы пребывали в христианском состоянии духа и возлюбили бы врага своего, то тогда вибрация зла отразилась бы от вас и со страшной силой ударила бы человека, испустившего зло. Именно поэтому защита не в акте крещения, а во внутреннем состоянии духа, которое немыслимо без пребывания человека в вере.

   В конечном итоге вера в человеке является решающим фактором. Человек без веры превращается просто в социальное животное. Вера всегда укрепляет человека в духе.

   Конечно, существенным является понятие, что есть атрибут веры? Скажем, вера в победу мировой революции была настолько сильна, что позволила совершить революцию и победить в Гражданскую войну. Надо признать, что большевики первого поколения были людьми высоко-духовными. Таким был и мой отец. Но если цель, идея фальшивы и не соответствуют принципам мировой гармонии, неминуемо эта духовность окажется демонического типа, а не божеского.

   Также и вера христианская. Если она не была наполнена светом мировой гармонии, а шла просто от великих книг, от церковного догмата, она не раз приводила к инквизиции, крестовым походам, к анафеме инакомыслящих.

   Сферу веры человеческой стоит, очевидно, отнести к области бытия духа.

   Так как же сделать жизнь в счастье и радости? Как научиться ладить со старшими, не "терять" детей, а самое главное, жить в гармонии с самим собой, ибо гармонически развитый человек будет в любых жизненных ипостасях жить и вести себя гармонично.

   Все определяет состояние внутренней духовной свободы. К ней приводят два правила христианской жизни - смирение и недеяние, то есть умение принимать испытания жизни и "не совершать деяния, противные природе вещей".

   Внутренний покой немыслим без покоя разума - это альфа и омега духовной свободы. Я не могу дать какие-то рекомендации, пригодные для всех. Просто я обычно прошу людей вспомнить атмосферу в храме, где тишина или благостное пение, горят свечи... Вот это состояние и нужно культивировать внутри себя.

   Действительно, прекращение блуждания разума сразу производит удивительный эффект в жизни человека. Возникает ощущение плавности хода, умиротворенности жизни, везения. При этом ни в коем случае не надо приходить в состояние волнения, просто храните внутри чувство благодарности Богу.

   Хорошие взаимоотношения со старшим поколением всегда можно поддерживать путем элементарных уступок в мелочах. Примерно так, как поступают умные солдаты, которые на любой приказ офицеров отвечают: "Есть", а потом делают по-своему.

   Что же касается детей, то их и наша нервные системы будут сохранены, если вы постараетесь выполнить просьбу ребенка, когда она не грозит здоровью или жизни, и никогда не будете исполнять детский каприз.

   В результате, если исчезнут стрессы и конфликты, их место займут радость и любовь, а, следовательно, вместо болезней придет здоровье. Не в здоровом теле здоровый дух, а наоборот!

   И последнее: что правильнее - брать или отдавать? Парадоксально, что люди стремятся иметь как можно больше вещей и ценностей. Но чем больше имеешь, тем становишься беднее, ибо больше привязываешься к тому, что имеешь. В то же время, чем больше себя отдаешь, тем больше тебе и возвращается, тем богаче становится твоя жизнь.

   В установке брать от жизни как можно больше кроется глубочайшее мировоззренческое заблуждение человечества.

   Очень красиво это противоречие разрешено в еврейской Каббале. Каббала утверждает: "Изначальное абсолютное желание отдавать есть только у Бога". Человек же сосуд, изначальное желание которого получить, но чтобы была завершена гармония, сосуд получает, чтобы отдать своим ближним" [4].

   И последнее. Я напомню Ауробиндо, который говорил, что все принадлежит Матери Мира. Поэтому совершенно не важно, в какой ты семье воплотился - в богатой или в бедной. Все зависит оттого, кто ты есть. Если ты собственник, ты употребишь богатство для себя и во вред Матери Мира, а если ты попечитель, ты употребишь, что имеешь, на благо Мира. Давайте будем попечителями в этом мире.

  

  • Продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz