5.3. В ЧЕМ МОЯ ВЕРА? Вера есть живая связь души с Богом, но не есть что-то неизменное, обретаемое в готовом виде. Александр Мень
Задавшись таким вопросам, я невольно повторяю нашего великого предшественника Л. Н. Толстого. Но, как и Лев Николаевич, я ни в коем случае не считаю себя вправе навязывать свою веру. Решающим фактором в символе веры должна являться основная мировоззренческая идея - для чего человек явлен на белый свет и какой мета-смысл этого явления. Я называю эту проблему основным вопросом философии жизни. Естественно, что бы я ни предложил, это остается моей рабочей гипотезой и не претендует на конечную истину, но, как и каждая гипотеза, моя должна проверяться на степень истинности лишь одним критерием - наличием четких соответствий в конкретной жизни человека. В своей предыдущей книге я много усилий затратил на доказательства оправданности наличия системы реинкарнации (перевоплощений) человеческого духа и души. Здесь я попытаюсь лишь в краткой постулатной форме изложить основные идеи. Прежде всего, уж коли я православный христианин, необходимо было разобраться в христианском догмате и попробовать понять, почему, как говорил мой духовный отец, "Святая православная троица не позволяет перевоплощения душ человеческих". А что же она позволяет? Вопрос этот может оказаться правомерным, если под идеей Бога понимать гармоническое единство мира. Тогда любое утверждение или идея проверяется на принадлежность вселенской гармонии, в противном случае - фальшь. Так вот оказывается, что два ключевых понятия христианского бытия "судьба" и "смерть" полностью выпадают из божественной гармонии мира и в конечном итоге полностью обессмысливают жизнь человеческую. Когда приходится присутствовать в церкви на процедуре отпевания усопших, то она сама по себе не вызывает никаких возражений. Но вот в церкви несколько гробов, и батюшка в заключение произносит примерно следующее: "Вот перед вами рабы божие - и старый, и малый, и праведник, и грешник, а перед лицом смерти они все равны". А почему? С этим я никак не могу согласиться. Да, конечно, если смерть - это конец активного бытия, а дальше или вечный Ад, или вечный Рай, тогда это заключение правомерно. Но символы вечного вступают в резкое противоречие с идеей вечного гармонического эволюционного движения материи во всех его проявлениях и формах. Значит, вечной статики ада и рая просто не существует. Также неприемлемо для меня и понятие "раб божий", то есть раб некоего персонифицированного божества. Нельзя быть рабом мировой гармонии, а можно и нужно (!) быть ее творцом. Богу нужны не рабы, а творцы - в этом великая суть понятия богочеловечества. Карма же есть долг пред космическим законом эволюции, и поэтому груз не выполненной ранее задачи реализации в себе богочеловека выливается в виде испытания в нынешнем воплощении. Хочу только предостеречь от увлечения выяснять свои предыдущие воплощения и тем более вмешиваться и что-то там корректировать. Карма - это космический закон, и никому не дозволено в него вмешиваться. В том-то и великая гуманистическая сила христианской этики, что, живя в смирении и недеянии, вы отрабатываете прежнюю карму (кару!) и не наращиваете новую. Вспомните еще раз Христа: "Птицы небесные не сеют и не жнут, и о завтрашнем дне не думают, но Отец небесный всем их снабжает". По Христу нет завтрашнего дня, каждый день живется как единственный день жизни, без оглядки, без загадывании. Живите по-христиански, и вам не придется диагностировать и корректировать карму. Реинкарнационная философия раскрепощает дух человеческий от оков судьбы и смерти. Судьба в такой системе оказывается кармой, некоей карой за неисполнение своего предназначения в предыдущих воплощениях. А смерть превращается из трагического конца просто в фазовый переход из одного воплощения в другое. Человек не умирает, а уходит, как принято говорить, "в лучший мир". Исчезает и мистическая неопределенность "того света", который в реинкарнационной системе просто необходим, чтобы не разрывать пространство для движения души и духа. И еще я верю, что реинкарнационная спираль в явленном мире должна отображаться в виде определенного пути, который я, возражая Екклезиасту, называю исповедимым. Верю, что на этом пути в жизни конкретного человека нет зла, что он от природы задуман быть счастливым, здоровым, наделенным какой-либо искрой божией, которая к исходу жизни должна разгореться в факел и одарить мир светом и теплом. Именно в этом безо всякой оккультной трескотни есть его истинно космическое предназначение. Когда идея исповедимого пути уже созрела и была написана книга, мне в руки пришла книга Николая Бердяева "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" [7]. Это одна из последних книг Бердяева, написанная в 1945 году в Париже уже после ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. В книге меня поразила одна фраза: "Зло - это небытие, в Вашем бытии зла нет". Один к одному принцип исповедимого пути. Естественно, мы с Бердяевым не общались. И еще, что, наверное, самое главное в моем символе веры. Человек оттого не испытывает воздействия зла на пути исповедимом, что над ним парит его ангел-хранитель, именно хранитель, гид, помогающий не сходить с пути, ибо вне пути защита снимается. Все дело, мне кажется, выглядит еще проще. Если жить по Христу в смирении (отрабатывая карму предыдущую) и недеянии (не наживая новой кармы), будешь пребывать в гармонии с бесконечным, то есть пребывать в Боге, сама гармония мира тебя защитит, и, повторяя Ф. М. Достоевского, "красота спасет мир". Это соображение не исключает наличия и необходимости ангела-хранителя как проявления некоего регулятивного начала в жизни человека. Я человек не верующий, а пребывающий в вере. Ибо я видел своего ангела-хранителя в ночь с 17 на 18 июля 1970 года в мои 33 года. Встреча с ним для меня была полным преображением моего существа. Это очень похоже на библейское преображение из Савла в Павла. После этого регулятивное начало стало настолько мощным, что не заметить его или усомниться в его существовании стало просто немыслимо. Исповедимый путь, помимо того, что дает альтернативу жизни в здоровье, радости, творчестве, достаточно четко дает понятие о предназначении зла. Это чрезвычайно сложная этическая и философская проблема. Я понимаю, сколь неблагодарна задача оправдания зла, и все-таки, как есть предназначение у добра, так есть оно и у зла. Давно поражаюсь древней восточной идее, что добро и зло есть два конца одной палки. Добро и зло дополнительны, причем где-то в интеграле их сумма всегда равна 1. Это прекрасно соответствует христовой заповеди "возлюби врага своего". Зло есть постоянное напоминание о необходимости вселенской любви. Когда же в конкретной человеческой жизни появляются признаки воздействия зла, это верный знак того, что человек сходит с пути. И благостность зла в том и заключается, чтобы вернуть человека на путь истинный. При естественном течении жизни действительно в конкретном бытии человека баланс добра и зла сохраняется. Но как только естественный ход нарушается, как только начинается абсолютизация добра или зла, сразу же начинается борьба двух начал. Конечно, я не впадаю в иллюзорное состояние, что не замечаю зла мирового, социального. Как же с ним быть? Мне кажется, разгадка предназначения и этого зла кроется в распространении закона кармичности с личностной кармы на карму семьи, коллектива, города, народа, страны, человечества, планеты Земля, Солнца, Галактики и т.д. Такие гигантские катаклизмы, как мировые войны, великие революции и прочие порождения теряющего разум человечества, являясь сами кармичными по сути, представляют собой некий промысел Божий, некое испытание человеческого духа, что при несовершенстве последнего неминуемо приводит к борьбе и наращиванию новой кармы, подчас еще более тяжелой, чем предыдущая. Да и в жизни реального человека атрибуты зла очень часто оказываются ситуациями. Никогда не нужно насиловать ситуацию. Она разрешится сама. Все это в точности соответствует все той же старинной притче о христианине, едущим на лошади зимой по степи. Начинается пурга, лошадь вязнет в сугробах. У человека есть две возможности: или впасть в панику, истерику и начать хлестать лошадь, или опустить поводья. Что же правильно? Ну, конечно, вы скажете, что второе. А теперь вспомните, что вы делаете в жизни? Вы хлещете лошадь! Когда же мы сталкиваемся с проявлением бытового зла, ну, например, грубости, хамства, то мы непременно расстраиваемся, то есть мы растворяем в себе эту вибрацию зла и тем самым как бы отравляем себя, а придя в таком состоянии домой, мы способны отравить дом. Но ведь злой человек того и добивался, чтобы вы расстроились, и вы просто оказываете ему услугу, при этом начинаете думать, что зло ненаказуемо. Оно потому ненаказуемо, что мы все не христиане по сути, ибо христианин должен искренне пожалеть злого человека. Ведь он же несчастен в своем зле. Тогда начинает работать принцип бумеранга. Именно в этом суть защищенности христианина, пребывающего в вере. Именно в этом высокий духовный смысл идеи непротивления злу. Мне даже представляется, что активизация криминогенности в нынешней ситуации перехода к дикому, нецивилизованному капитализму объяснима тем, что огромная масса людей в призрачной погоне за богатством, а другая масса растерянных и обозленных вкупе теряют полностью духовные ориентиры и все чаще сходят с правильного пути, где их обязательно подстерегает зло. К великому сожалению, зло становится организованным, что говорит о том, что само общество, сам наш этнос наращивает свою общую карму. Одновременно с ростом движения богоискательства растет и движение к демонизму. В настоящее время поднимает голову сатанинская церковь, совершаются черные мессы, все громче звучат голоса всевозможных патриотов: от "Памяти" до необольшевиков Нины Андреевой. Эти процессы едины по своей сути и естественны. Проявление национализма в любом этносе есть дикое извращение идеи богочеловечности. А уж о русском национализме и говорить нечего. Он ничего общего не имеет с истинно русской идеей. Когда-то Ф. М. Достоевский в своей великой речи при открытии памятника Пушкину в Москве сказал: "Чтобы стать по-настоящему русским, надо стать ВСЕчеловеком". Нашей молодежи надо внушать всечеловечность русского, а не демагогию таких лидеров толпы, как Жириновский и Ампилов. Возврат к этике Христовой, Нагорной проповеди, к живой этике Агни-йоги Елены Рерих, объединение всех под идеей Божественного гармонического единства мира на исповедимом пути космической эволюции - вот мета-цель человечества. Я еще раз хочу повторить, что я не воспеваю зло. Но я отчетливо вижу одну тенденцию, которая, с моей точки зрения, свидетельствует о нарастающей деградации "гомо сапиенс". Эта тенденция проявляется, прежде всего в том, что основная масса людей, человечества не удерживается даже на Колесе Сансары, а движется по скручивающейся, нисходящей спирали реинкарнации. Именно этим, а не алкоголем, объясняется глобально огромное количество дебилов, ибо дебил есть переходная стадия из мира людей в мир животных. Действительно, мы переживаем эпоху старчества нашего этноса, но это не значит, что нас ждет вымирание. В лоне нашей цивилизации уже нарождается новая, и надо помогать дать ей дорогу. Это, прежде всего наши с вами дети. Они несут в себе проблески космического сознания в процессе естественной эволюции суперэтноса - человечества. Возвращаясь в итоге к проблеме добра и зла, я в заключение хочу сказать, что не следует упиваться ни добром, ни злом. Никогда не будет мир только добра, никогда не воцарится для всех Царство Божие или коммунизм. Это утопии. Мир всегда останется двуединым, состоящим не из противоположностей, а из дополнительностей. Все равно он останется гармоничным, а, следовательно, божественным в этом своем двуединстве.
5.4. О МЕТОДОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ Человек должен проникнуться познанием того, что погоня за индивидуальным удовлетворением (эгоизм) есть безумие, и должен руководствоваться единственно задачей посвятить себя путем самоотверженной самоотдачи мировому процессу, избавлению Бога. Рудольф Штайнер
Пытаясь разобраться в первопричинах жизненных неудач, а вследствие этого болезненности и недореализации людей, я невольно прихожу к мысли о порочности самой методологии мышления. Конечно, мышление существует не само по себе. Нами управляет наше ЭГО. Существуют чрезвычайно опасные теории о необходимости уничтожения ЭГО. Но ведь ЭГО - вместилище нашей личности. Уничтожая ЭГО, мы уничтожаем личность, превращаясь в биоробота. Значит, ЭГО необходимо, только его нужно не уничтожать, а гармонизировать. То есть Я должно быть в союзе с нашим высшим Я. В том же случае, когда наше маленькое Я - хозяин в человеке, весь мир будет его обижать, а методология такого эгоцентризма оказывается технократичной. Говоря об эгоцентризме как некой болезни души, необходимо попытаться найти ее вместилище в триединой ипостаси человека: дух-душа-тело. Полагаю, что под душой необходимо понимать весь интеллектуально-эмоциональный комплекс человека, за который традиционно ответственен мозг. Существует огромное количество определений мозга как высшего достижения природы. Тем не менее, многочисленные примеры так называемого внетелесного опыта, элементарным из которых является медитация, позволяют усомниться в истинной роли мозга в процессе душевной жизни человека. Условно мне представляется мозг как великолепная двухкомпьютерная система с огромным количеством периферийных устройств. Если говорить о мышлении, присущем мозгу, так только о дискурсивном, логическом его аспекте. Это, безусловно, дискретное мышление, и, может быть, поэтому эту функцию человеческого сознания и удастся когда-либо смоделировать новыми поколениями ЭВМ. Однако дискретный разум не вмещает всего сознания человека. В. В. Налимов в своей книге [43] вводит понятие континуального сознания. Действительно, мы воспринимаем произведение искусства, не анализируя состав красок, материал скульптуры, частотный спектр музыкальной фразы. Все это мы воспринимаем интегрально, воздействие оказывается как бы на все тело. Чем ближе произведение к законам мировой гармонии, чем ближе мы к этим законам, тем глубже наши душевные переживания. Я уже не говорю о мире сверхчувственного восприятия действительности, об интуитивном сознании, которое вообще не имеет ничего общего с мозговой деятельностью человека. Когда же мышление замыкается на своей дискурсивной части, тогда и начинается его технократическая методология. В чем суть этой методологии и почему я считаю ее порочной? Вся техническая революция, а в нашей социальной системе еще и умноженная на командно-административный стиль управления, привела к колоссальной роботизации человеческого сознания. Все доведено до принципов работы по ТЗ (техническому заданию) во имя исполнения ТУ (технических условий). При внешней привлекательности этой методики наблюдается нарушение законов мировой гармонии, ибо человек, делающий пусть самую малую часть или деталь, не понимает, что это малое всегда входит в большое, большое в громадное, громадное в огромное, огромное в бесконечное. Именно поэтому не получается не то что громадное, но даже большое, а если и получается, то с таким отрицательным воздействием на бесконечное, что в тысячи раз перекрывает призрачную пользу громадного. Именно в этом заключен корень экологических катастроф, корень наших глобальных неуспехов во всех сферах человеческой деятельности. Порочность методологии технократического мышления просматривается не только в технике, но и в политике, в экономике, в педагогике, в медицине и т.п. Это глобальный порок мышления человечества. Я приведу несколько примеров. В брежневские времена печально знаменитая продовольственная программа, приведшая нас к полному краху с продуктами питания, породила целый ряд уродов - от интенсивного земледелия и тракторов-гигантов до комплекса по выращиванию дубленок. Идея технократа заключалась в том, что на входе комплекса - романовская овца, на выходе - дубленки и мясо. Забыли о малом, что овца - не свинья, овца должна ходить по степи, а в стойле она просто перестала плодиться. Но ведь комплекс-то построили, а значит, спроектировали, утвердили и т.д. Все очень просто - технократам в ЦК нужны были дубленки. Именно в силу технократичности мышления леспромхозы уничтожают леса, не заботясь о водоемах, гидростроители возводят плотины, не заботясь о людях и лесах, и т.д. и т.п.
Сайт управляется системой
|