ЛЮДИ-СТРАУСЫ Какие ассоциации (По материалам журналиста Н. Непомнящего (прим. автора).) возникают при этом словосочетании? Скорее всего рождается образ охотника-бушмена, который, мастерски имитируя гигантскую птицу с помощью перьев и походки, подбирается к группе страусов и метким броском закручивает бола вокруг шеи одной из птиц. Но речь вовсе не о бушменах. Истоки этого этнографического поиска уходят в глубокую древность. Еще Страбон и Мегасфен писали об апистодактилах, загадочных жителях Центральной Африки, у которых ступни "завернуты назад". Бесчисленные рисунки эпизодов, сатиров, чертей с раздвоенными копытами украшали произведения древних и средневековых авторов. Кто же был прототипом этих существ? Первым к разгадке приблизился, сам того не ведая, американский путешественник французского происхождения дю Шайю (кстати, он первым из белых охотников выследил и убил гориллу). В его книге "Путешествия и приключения в Центральной Африке" (1863) есть такие строчки: "Повсеместно, где я бывал в Северном Габоне, этим людям дают одно и то же имя - "сапади". Но увидеть их дю Шайю так и не удалось. Шли годы, десятилетия. В 1960 году в английской газете "Гардиан" выходит материал под заголовком "На поиски африканцев на двух пальцах. Таинственное племя. От нашего корреспондента. Солсбери, 4 февраля". И следует такая информация: африканское племя, члены которого передвигаются на двух пальцах, живет в труднодоступных районах долины реки Замбези. Местные жители рассказывают, что у этих людей обычные ступни, но только с двумя пальцами, один больше другого, и слегка искривленными. Никому еще не доводилось изучать этот феномен. Заметку не приняли всерьез, газете просто не поверили. Но заговор молчания был нарушен. Информация продолжала поступать. Людей с двумя пальцами на ноге, бегающих как ветер, видели в одном дальнем ущелье в долине Замбези. Они питаются дикими злаками, грибами. Некий Бастер Филипс видел их в ущелье Мпата, недалеко от городка Фейра. Рост мужчины достигал 1 метра 50 сантиметров. Они дикие и нелюдимые. Филипс сперва заметил нескольких человек, сидевших на ветвях, они что-то срывали с дерева. Но при его приближении стремительно убежали. Местные жители их соседи, боялись двулапых, считая колдунами... Спустя некоторое время - новые сведения. "Родижна геральд" публикует заметку "Новая теория по поводу двулапых". Известный американский палеонтолог Дж. Десмонд Кларк высказывает предположение, что речь идет об обычных местных жителях, которые носят сандалии, а их следы на песке создают впечатление, будто у них всего по два пальца на ноге. Кларк вроде бы успокоил ученых. Но тут, как назло, подоспели два снимка, правда нечетких, сделанных неким Оллсоном в местечке Хартли - двое африканцев со "страусиными лапами". Снимки сопровождались восклицаниями самого Оллсона: "Это просто фантастично, как высоко и ловко взлетают они на дерево, пользуясь этими пальцами!" Но ведь фото можно и подделать. Именно так и решили - мистификация! Следующая публикация заметно поколебала позиции скептиков. Она называлась "Х-лучи доказывают, что люди-страусы действительно существуют". Одного из членов загадочного племени удалось доставить в Солсбери и подвергнуть обследованию. По заключению врачей им еще не приходилось встречаться со столь ярко выраженным проявлением аномалии - синдактилией. Точная причина ее не ясна - то ли нарушенное питание родителей, то ли какой-то вирус Именно тогда, в середине 60-х, и родилось это определение - синдром клешни. Но видели-то всего одного человека, а о целом племени по-прежнему ничего не было известно. Пока наконец военному летчику Марку Маллину не удалось сделать хороший снимок одного человека из племени в окрестностях Каньембе к западу от Фейры. Маллин утверждал, что двулапые живут именно здесь, в междуречье Каньембе и Шеворе. Соседи называют их вадома. Обратились к знатоку местных африканских племен М. Гельфанду. Тот заявил, что ничего о них не слышал и поверит в двулапых, когда экспедиция вернется с результатами. В исследования включились другие ученые и выяснили, что речь идет не о вадома, а о ваньян, известных еще со времен ранних португальских путешественников, родиной которые является область, где ныне находится плотина и ГЭС Кабора-Басса в Мозамбике. По оценкам, их около 300-400, и каждый четвертый страдает синдромом клешни. В 1971 году наконец-то организовали экспедицию. Местный вождь, к которому обратились ученые, категорически заявил, что знает только одну такую семью, где из троих сыновей один умер, а другой живет неподалеку от полицейского участка Каньмбе. Зовут его Мабарани Каруме. Это был 35-летний мужчина, отец пятерых детей, и ни у одного из них не было нарушений строения ступни! Каруме родился у подножия горы Вадома. Отец ранее жил в горах, а мать была из племени корекоре. От их брака родилось пятеро детей (3 мальчика и 2 девочки) и еще пятеро умерли. Один из троих мальчиков был двулапым - Маборани. Такой же сын был и у сестры его матери, но рано умер. Маборани утверждал, что подобных ему детей в округе больше нет. Ступни его действительно заканчивались двумя пальцами - 15 и 10-сантиметровой длины, расположенными перпендикулярно друг другу. Маборани привезли в Солсбери и сделали рентгеновские снимки. Развитыми оказались первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый - неразвиты. При росте 1 метр 65 сантиметров он отличался заметными способностями в беге. Но как же быть с другими свидетельствами, где упоминались иные "двулапые"? Получалось, что и вождь, и Маборани не правы. Людей-страусов в Центральной и Южной Африке обнаружилось много - в Замбии, Зимбабве, Ботсване Они встречались еще в 1770 году среди маронов Суринама, вывезенных из Африки, и о них писал сам А. Гумбольдт. Ян Якоб Хартсингс в книге "Описание Гайяны" называл их "тувин-гас" - скорее всего от испорченного английского словосо-четания "Two-fingers" - "двулапые"... Были ли двулапые африканцы действительно прототипами странных сатиров и эгиподов, сказать сейчас трудно. Однако их могли привозить в Северную Африку и страны Средиземноморья как диковину из дальних экспедиций, и наверняка их рисовали египетские и греческие художники. Надо только внимательнее поискать...
Вот уже более столетия существует тайна Этьена Боттино, жившего на острове Маврикий во второй половине XVIII - начале прошлого века. Тайна пока неразгаданная Заветные документы раздобыли мои друзья в хранилищах столицы Маскаренских островов - городе Порт-Луи. До этого мне были известны только строки признания Боттино, процитированные южноафриканским писателем и историком Л. Грином в книге "Острова, не тронутые временем": "Если раздражение и разочарование станут причиной моей смерти, прежде чем я смогу объяснить свое открытие, то мир лишится на некоторое время познания искусства, которое сделало бы честь XVIII веку". Боттино, Этьен (1730-1813). Родился в Шантосо, департамент Риэн-э-Луар, Франция. Умер на Маврикии 17 мая 1813 года в возрасте 74 лет. Молодым человеком уехал в Нант, откуда и отбыл на острова. Это строчки из "Словаря маврикийских биографий", изданного в Порт-Луи небольшим тиражом. И самое главное: "В 1762 году на борту одного из судов королевского флота ему пришла в голову идея, что движущийся корабль должен производить в атмосфере какой-то эффект. Через некоторое время Боттино уже заключил пари. Он заработал много денег, так как за три дня до появления судна на горизонте, вовсе без трубы, предвещал его приход". Но только на время. В 1763 году он прибыл на остров и получил должность инженера. Хорошая погода большую часть года, а также то обстоятельство, что многие суда обходили Маврикий, не заходя в порт, позволили ему вволю упражняться. Через некоторое время Боттино уже заключал пари. В 1780 году Боттино написал о своих удивительных способностях тогдашнему министру морского флота Франции де Кастри. Тот распорядился в течение двух лет регистрировать все наблюдения безвестного служащего с Маврикия. Официально наблюдения начались 15 мая 1782 года. Боттино сообщил, что приближается три судна, которые и появились 17,1 8 и 25 мая. 20 июня он предсказал приход "многих судов", и 29-го числа показались первые корабли французской эскадры, задержанные штилем. Боттино потребовал от губернатора 100 тысяч ливров премии и ежегодную пенсию в 1300 ливров за то, что он раскроет свою тайну, напомнив, что с 1778 до 1782 год он предсказал приход 575 судов за несколько дней до их появления на горизонте. Но губернатор не спешил расставаться с деньгами. И вот обиженный Боттино едет на родину. За время плавания он "видит" 27 судов, которые действительно возникают вдали чуть позже, и заявляет, что "может предугадать и землю". Аудиенции у морского министра ему добиться не удается. Но зато Боттино добивается признания у публики города Лорьяна, показывая ей свои способности. Тогда же, в 1785 году, в газете "Меркюр де Франс" печатаются "Выдержки из воспоминаний Этьена Боттино о наускопии" - такое название дал он своему дару. Судя по сообщениям печати того времени, способностями колониального чиновника заинтересовался сам Жан Поль Марат, который тогда как раз писал трактат по физике. Но встретиться им, видимо, не удалось. Не удалось пока и обнаружить в работах и письмах Марата упоминаний о Боттино. В 1793 году Боттино возвращается на Маврикий и упорно продолжает свои опыты. 15 июня он заявил, что скоро появится 20 судов, однако ни одного из них не пришло. Над Боттино стали смеяться. Но вскоре насмешникам пришлось извиниться, ибо выяснилось, что адмирал эскадры решил не заходить на Маврикий и отправился непосредственно в Индию. Еще один штрих, ставший известным только недавно: какое-то время Боттино жил на Цейлоне, в Коломбо, там его видел один из редакторов книги "Новая биография современников", вышедшей в 1827 году. В третьем томе ее говорится, что Боттино изучал там "животный магнетизм". Добавим к этому: он учился в школе животного магнетизма, общался с индусами, которые "могли творить чудеса", - как пишет в своих воспоминаниях сам Боттино. Как выяснилось, у него были ученики! Некто Фейяфэ, служивший у Боттино, научился способностям хозяина. 22 ноября 1810 года с вершины Длинной горы он заметил английский флот, точнее - скопление судов, которые направлялись к Иль-де-Франс (старое название Маврикия). Потом уточнил, что суда идут в сторону острова Родригес. Фейяфэ поспешил к губернатору и заявил, что в последующие 48 часов или чуть позже британский флот покажется на горизонте. В городе начался переполох. Фейяфэ посадили за решетку - за распространение слухов. Однако губернатор все же послал на Родригес судно "Лютзн" посмотреть, что там происходит. Но было уже поздно. 26 ноября в 10 утра 20 кораблей британского королевского флота, а позже еще 34 обрушили на Маврикий огонь бортовой артиллерии. Фейяфэ освободили из-под стражи уже после того, как остров заняли англичане. И все же Боттино побывал во Франции не напрасно. Недавно в архивах разысканы его записки под общим заголовком "Секретные воспоминания, служащие для освещения истории республики с 1762 года по наши дни". Я нашел их в исследовании маврикийского ученого Л. Пито "Исторические наброски к 1715-1810 годам". Вот несколько горьких строк из воспоминаний самого Этьена Боттино, относящихся к 1795 году: "Публика может вспомнить о моих опытах, проделанных в июне 1793 года при большом скоплении народа, а также в мае 1794-го, организованных советом города (Порт-Луи. - Н.Н.). Это вовсе не уберегло меня от нападок и выходок отдельных лиц, а именно: надо мной насмехались тогда, когда я предсказывал наличие судов неподалеку от острова, а они вовсе не приходили. Разгадка проста: они направлялись не на наш остров! Эти люди, у которых нет ни проблеска мысли, не верили ничему, сомневались во всем, говоря, что я - шарлатан и что этого не может быть. Я вынужден жить среди этого глупого сброда, тупых и жестоких людишек, погрязших в рутине, в штыки воспринимающих любое открытие, хоть на йоту выпадающее из их собственного примитивного понимания мира". Вот еще один фрагмент: "Я стал очередной жертвой, погрязшей в затхлой атмосфере забытых богом островов, страдающих от деспотизма чиновников". Л. Пито, внимательно проанализировав все документы, пришел к выводу, что Боттино был в полном здравии, его убеждения - твердые, а написанное им явно говорило о том, что современники его не понимают. Что за дар был у Этьена Боттино? Сам он своей тайны так никому и не раскрыл. Разве что двоим ученикам, да и то не полностью. Но на Маврикии сохранилось его письмо к Ж. П. Марату, в котором, в частности, говорится: "Судно, приближающееся к берегу, производит определенное воздействие на атмосферу, в результате чего приближение может быть выявлено опытным глазом, прежде чем корабль достигнет пределов видимости. Моим предсказаниями благоприятствовали чистое небо и ясная атмосфера Я пробыл на острове всего шесть месяцев, когда убедился в своем открытии и оставалось только набраться опыта, чтобы наускопия стала подлинной наукой". Может, это связано с миражами, столь частыми на море? Да и не только на море. Французский астроном Камил Фламмарион в работе "Атмосфера" пишет о страшной фатаморгане, которая явилась жителям бельгийского городка Вервье 15 июня 1815 года - по воздуху мчалась кавалерия, беззвучно палили пушки, двигалась в атаку пехота. В тот день в 105 километрах от Вервье началась битва при Ватерлоо. Или это предмет сравнительно молодой науки - биолокации? Но историки ничего не пишут о том, были ли у Боттино какие-либо приборы. Он скончался в 1813 году, забрав с собой в могилу тайну наускопии. На Маврикии о нем помнят! Памятника, конечно, нет, но гора Монтань Лонг (Длинная), возвышающаяся над синей гладью океана, откуда производил свои наблюдения Этьен Боттино, напоминает сегодняшним ученым об их долге перед наукой - раскрыть тайну его дара.
Кто открыл Южную Африку? Согласитесь, вопрос звучит довольно непривычно. Действительно, открывали Америку, а в Южную Африку плавали, огибая ее у мыса Доброй Надежды и шли дальше в Индию и к островам Индонезии. Первым из европейцев, по официальной версии, это сделал португалец Васко де Гама. 25 декабря 1947 года он пристал к гористым берегам, там, где сейчас находится провинция Наталь, и сообщил потомкам, что жители тех мест строят дома из веток, травы, орудия труда изготавливают из железа, а украшения у них из меди, что они приветливы и гостеприимны А до португальского морехода? Неужели никто не побывал здесь раньше? Финикийцы обогнули континент в VI веке до нашей эры - это доказано. А другие? Вопрос остается открытым. Все началось с геодезической экспедиции Рейнхарда Маака в 1907 году. "В середине марта мы разбили лагерь в Брандберге и отправились осматривать ущелье Цисаб. И вот я сижу в тени гранитной скалы. Передо мной лучшие образцы наскального искусства. Не в состоянии оторвать глаз от цветного ансамбля на стене пещеры" Что же так поразило Маака? Первобытные художники "населили" пещеру охотниками, вооруженными луками и стрелами, и различными животными, обычными в тех краях. А в центре В центре экспозиции изображена удивительная Белая Дама. Ее костюм поразительно похож на одежду девушек-матадоров из дворца царя Миноса в Кноссе (Крит) - короткая куртка и нечто вроде трико, прошитого золотыми нитками. Сходны и головные уборы. Некоторые ученые, например, знаменитый французский археолог аббат А. Брей, написавший о Даме целую книгу, усматривают в изображении не только критские, но и древнеегипетские черты. Это и неудивительно, ведь культуры двух древних государств причудливо переплелись. Дама могла быть египетской Исидой или греческой Дианой. Фигура позади - Осирисом. Восемь десятилетий продолжается спор о таинственной незнакомке. Одинаково веские аргументы выдвигают и сторонники местного, протобушменского происхождения наскального ансамбля, ведь в рисунках много африканских элементов. Например, шлемы воинов могут быть не чем иным, как прическами или головными уборами людей племен гереро или овамбо. А луки, нарисованные на стенах грота, похожи на оружие воинственных метабеле. Может статься, разгадать тайну Белой Дамы из Брандберга поможет североафриканская наскальная живопись, ведь между сахарскими и южноафриканскими центрами примитивного искусства просматриваются интересные параллели. Может, именно выходцы с далекого севера и были запечатлены безвестным художником в забытом богом месте? Не так давно в Брандберге (кстати, на языке гереро этот массив называется Омукуруваро - Гора Бога) побывала экспедиция южноафриканских ученых. Они застали ансамбль в плачевном состоянии. Многие туристы, добравшиеся и сюда, желая получить контрастные снимки, то и дело протирали стену влажными тряпками, и отдельные рисунки можно различить сегодня лишь с помощью увеличительного стекла Археолог Дж. Хардинг внимательно изучил обувь Дамы и пришел к выводу, что она напоминает сандалии бушменов. А гигантская стопа, отпечатавшаяся в окаменевшей глине Высокого Велда в провинции Трансвааль, в 30 километрах от границы со Свазилендом? Впервые белые люди узнали о загадочном оттиске от жителей одной из деревень народности свази. Те рассказали о нем в 1912 году фермеру Стоффелу Коетсе, внук которого, Ян, стал сегодня хранителем следа. Оказалось, рассказы об этом "отпечатке ноги духа" переходили у свази из поколения в поколение, для них скала остается до сих пор святыней. След представляет собой точную копию, только во много раз увеличенную, левой ступни человека. При внимательном осмотре можно увидеть даже глину, проступившую между пальцев. Нужно добавить, что на острове Шри Ланка, в 44 милях к востоку от Коломбо, нашли точно такой же след, только от правой ноги. Там он тоже стал предметом поклонения. Специалист из Кейптауна, геолог А. Рейд, заявил: "Трудно найти достаточно логичное объяснение этому явлению. Одно очевидно - вырубить отпечаток ноги в такой скале практически невозможно". А может, это все-таки шутка природы, аналогичная той, что так долго сводила на нет все поиски путешественников и ученых в пустыне Калахари, искавших затерянный в песках легендарный город? Предприимчивый итальянец Фарини, вернувшись в 1885 году из Юго-Западной Африки, сделал доклад в Лондонском королевском географическом обществе о развалинах древнего города, который он открыл в песках Калахари. Его сообщение произвело сенсацию, и целые десятилетия не прекращались поиски затерянного города Фарини. И только в наши дни, похоже, нашлась разгадка. Экспедиция английского исследователя Клемента наткнулась в окрестностях Ритфотейна на гряду скал Айердонконниз. Ландшафт совпадал с тем описанием, которое Фарини оставил в книге "Через пустыню Калахари". Одна из глыб-плит походила на деталь развалин, изображенных на рисунке путешественника. Поверхность некоторых кусков породы можно было при желании принять из-за выветривания за рифленую. Поддавшись игре воображения, Фарини принял причуды природы за творение рук человека
Сайт управляется системой
|