С волнением я слушал тихую, спокойную речь ночного собеседника, и мне вдруг показалось, что я его уже давно знаю и он близок мне. Да это же Ахмед Ясави! Это его лик явился мне тридцать лет тому назад в Туркестане, подобно молнии пронеслось у меня в голове. Но этот человек с аккуратной бородкой и мудрым взглядом чем-то похож и на Николая Константиновича Рериха, который явился мне перед заходом солнца десять лет назад. От этой мысли у меня на душе стало светло. А мой собеседник продолжил: - Вот вы говорили: "Смотрю на небо, смотрю на звезды". А знаете, вы не случайно смотрите на небо, ведь каждая звезда и каждое созвездие имеют свой особый смысл и влияют на жизнь человека, потому что звезда не просто светит, а выходит на связь с человеком, и тогда происходит взаимопроникновение. Я уже оправился от удивления и спросил: - Что же в таком случае говорит вон та яркая звезда? - И я показал на светящуюся точку. - Это Сатурн. Это не звезда, это планета. Она, как и все планеты, влияет на судьбу тех, кто родился под ней. У каждого человека своя планета, а у каждой планеты своя магия. Мой собеседник в этом месте сделал небольшую паузу, а затем, мягко улыбнувшись, сказал: - Хотите я назову планету, под которой вы родились? - Пожалуйста, - охотно согласился я. - Ваша планета Меркурий. Вы появились на свет 30 августа, в пять часов утра. Меркурий был в созвездии Девы. Человек, родившийся под этим знаком, от всех требует честности, привержен точности, редко поддается страстям. Его действия всегда плод раздумий. Ему присуща любознательность, он также проявляет склонность к управлению людьми. Поэтому вас интересует космология, познание мироздания. Поэтому вам многое открывается. Я уверен, вам удастся проникнуть в тайны звезд, потому что вы проникнете в тайны души! На слове "душа" незнакомец сделал ударение, и от этого мне, честно говоря, стало страшновато. Я почувствовал, как по телу побежали мурашки. Я решил снять напряжение и спросил: - А вы можете по звездам предсказать, какой будет погода? - Пожалуйста, но только для этого не обязательно сверяться со звездами. Погоду планеты человек творит сам. Хотя и звезды могут помочь тому, кто умеет читать небо. Тебе, я вижу, этого очень хотелось бы. - Незнакомец вновь легко притронулся к моему плечу и продолжил: - Не волнуйся, все это у тебя впереди, повнимательней вглядывайся в душу и в небо. После его слов я еще раз посмотрел на небо, на те планеты и звезды, о которых говорил незнакомец, но когда я вновь хотел к нему обратиться, то почувствовал, что его со мной уже нет. Я обернулся и действительно увидел, как удаляется тот, кто только что со мной говорил. Еще мгновение, и его поглотила тьма. Как раз в это время из домика вышел мой товарищ, Сабитхон Курбанов, и направился ко мне. Подойдя, он спросил: - Евгений, кто это был? О чем вы с ним говорили? Оказывается, Сабитхон видел, как мы стояли и разговаривали. Я ответил, что это был незнакомый мне аксакал, внезапно появившийся и внезапно ушедший. Я сказал Сабитхону, что аксакал учил меня по звездам определять погоду. На что Сабитхон сказал: - Жаль, что мне не удалось с ним поговорить. Надо бы завтра попытаться разыскать его. Я согласился. Мы спустились к речке и, прогуливаясь там, то и дело возвращались в разговоре к незнакомцу. Этот вечер произвел на меня странное впечатление. На другой день, встретившись с жителями кишлака и руководителями района, мы с Сабитхоном стали выспрашивать о виденном вчера человеке. Я подробно описал, как он выглядит. На что первый секретарь райкома Султан Чигибаев ответил: - У нас такого здесь нет. Кроме женщины, в этом домике никто не бывает. А до кишлака два километра. В такую позднюю пору вряд ли кто сюда пойдет. Но я настаивал на своем, говоря, что такой человек здесь был и беседовал со мной. Сабитхон подтвердил это, сказав: - Я собственными глазами видел человека, стоявшего рядом с Евгением. Но когда я вышел и направился к ним, аксакал повернулся и пошел к дороге. Ничего нового не смогли нам сказать ни председатель кишлачного Совета, ни директор совхоза. Выслушав рассказ о приметах незнакомца, они категорически заявили, что среди селян такого нет. "И вообще в нашем крае такой не проживает. Это вам показалось..." - говорили они. Позже я узнал, что у местного населения есть поверие: такие люди являются избранными и зовутся они хизирами - посланниками пророка. Вот такая странная история со вторым предсказанием судьбы. Следующая встреча произошла в 1981 году. В это время я работал в Шахрисабзе первым секретарем горкома партии. Как-то летом в город проездом из Карши в Самарканд прибыла высокая иностранная делегация. Я пригласил делегацию в городской комитет партии, рассказал об истории города, потом приехавшие отправились осматривать Шахрисабз. В городе много исторических памятников: знаменитый дворец Ак-сарай, соборная мечеть Кок-Гумбаз, которую построил внук Тимура, выдающийся астроном и правитель Самарканда Улугбек. Вечером, за ужином, в соответствии с протоколом я встретился с иностранным гостем и сопровождавшей его переводчицей. Молодая женщина, невысокого роста, смуглая. У нее были грустные глаза, и казалось, что каждое слово она отдает неохотно. И вот во время ужина речь зашла о ней самой. Гость на ломаном русском языке сказал: - Наша Елена очень интересный человек, она не только знаток многих языков, но и знаток душ, может предсказывать судьбу. Хотите, она погадает вам? Я отшатнулся: - У меня все угадано. - Не скажите, я думаю, что вам будет интересно узнать кое-что из вашего будущего, - вдруг вступила в разговор молчаливая Елена. - Нет-нет, я не верю гаданиям, - решил я завершить разговор. И все-таки на следующий день, когда утром я стоял на улице, чтобы попрощаться с гостями у машины, Елена подошла ко мне и сказала: - Евгений Ефимович, а все-таки я хочу вам погадать. - Ну что ж, если вы настаиваете, пожалуйста. Не могу же я отказать даме. Елена легким движением руки развернула мою левую ладонь, мельком посмотрела на нее и с удивлением произнесла: - Вы интересный человек! Я, конечно, допускал, что она от работников горкома могла узнать, что я опубликовал роман, занимаюсь живописью, но эти слова Елена произнесла с какой-то открытостью. - Вы знаете, - продолжала она, - несмотря на то, что свою жизнь вы, видимо, строите на успехах в партийной работе, через три-четыре года вы с ней расстанетесь. - Неужели? - с иронией спросил я. - А причина? И что будет потом? - Не могу сказать все в деталях, знаю только, что будет еще одно продвижение по служебной лестнице, а затем вы покинете партийную работу. - Тут Елена несколько помедлила, затем сосредоточилась и продолжила: - После ухода с партийной работы вы уединитесь и станете знаменитым человеком. Да, да. Всемирно известным человеком. Последние слова я серьезно не воспринял. И даже в глубине души обиделся на гадалку. И чтобы не подать виду, с иронией спросил: - И где же я уединюсь? - Точно не знаю. Но вас ждет всемирная слава, это уж я вам говорю определенно. - Елену задел мой насмешливый тон. В это время гости вышли на улицу, и наш странный диалог прервался. Все направились к машине. Гости уехали, и больше я ни с кем из них не встречался, но вспоминал я Елену часто. Прошло полтора-два года. Предсказание не сбывалось: моя партийная карьера не прервалась, напротив, мне предложили стать вторым секретарем Самаркандского обкома партии. Правды ради следует отметить, что это предложение я встретил без особой радости, потому что искренне полюбил Шахрисабз и у меня были большие планы по реконструкции города. Кроме того, мы распрощались с рядом руководителей промышленных предприятий и городских организаций, о которых шла слава как о нечистых на руку людях. Обстановка в городе стала спокойнее, и все это чувствовали. Когда я попытался отказаться от нового назначения, Рашидов, а он тогда был первым секретарем ЦК партии Узбекистана, сказал мне: "Ну что ты цепляешься за Шахрисабз, даже великий Тимур переехал из Шахрисабза в Самарканд, а ты не хочешь". Этой шуткой наш разговор и закончился, но Рашидов не стал дожидаться моего согласия. Меня вызвали в ЦК и утвердили на секретариате. В январе 1983 года я переехал в Самарканд, но в связи с тем, что квартиры еще не было, я временно поселился в гостинице. Первые месяцы работы на новом месте оказались трудными. Новая большая область, почти два с половиной миллиона населения. Область - и промышленная, и аграрная, много районов, часто приходилось ездить в командировки. Нужно было знакомигься с новой обстановкой, с новыми людьми. Я с головой ушел в дела. Приходилось работать ежедневно по 14-16 часов. Обычно уходил я на работу в девять утра, а иногда и того раньше: в шесть-семь часов (если выезжал в сельские районы) и возвращался в семь-восемь часов вечера, ужинал, смотрел программу "Время" и вновь шел в обком партии, где просматривал документы (а их в то время было огромное количество) до 12 ночи, а иногда и дольше. Несмотря на то, что в Самарканде я испытывал большие перегрузки, именно здесь я почувствовал новый импульс космической энергии. Я получал информацию, которая будоражила, иногда даже ошарашивала. Если раньше видения появлялись периодически, то теперь они шли почти беспрерывно. Видимо, Самарканд, как и Рим, Гиза, Лхаса, имеет свою магию, являясь точкой подключения наибольшей силы энергии космоса. Далеко не случайно, что к этому городу стремились Александр Македонский, Дарий I, Чингисхан, Тимур. И, как указывают летописцы, все они получили в Самарканде самые сильные видения. С новой силой в этом древнем городе проявились видения и у меня. Не могу сказать, что в них являлись только отвлеченные сюжеты, напротив, все чаще являлось именно то, что волновало меня в реальной жизни. Болью, незаживающей раной души была война в Афганистане. Все годы, пока там шли бои, мне казалось, что от каждого погибшего советского солдата ко мне поступал посмертный импульс. Это побудило меня написать картину "Плач по убиенному". На зеленом поле лежит юноша, смерть уже кружится над ним, в груди у него - огромный меч. Лицо юноши спокойно, а недалеко - тонкий побег деревца со склоненными ветвями, будто сама природа скорбит. Этой теме я посвятил еще несколько картин. Одна названа "Оплакивают": на столе лежит покойник, около него - несколько монахинь в черном. Атмосфера картин наполнена трагичностью, в ней осознание бессмысленности принесенных жертв, горечь от перенесенного за годы афганской войны. Но не только тема Афганистана волновала меня. Однажды я увидел картину, которую назвал "Звездный мир. Дума о вечности". Я написал человека, думающего о своей судьбе. Голова его - земной шар, на ней - континенты, вокруг него - космос, а человек обеспокоен тем, чтобы сохранить данное ему природой, сделать так, чтобы его жизнь входила в состав вселенского бытия. Эта картина была опубликована во многих изданиях, обошла страницы многих журналов. Человечество, обеспокоенное судьбой планеты, вышло наконец на дистанцию духовного марафона, иначе не назовешь постоянные глубокие раздумья о жизни, о том, что делается вокруг. В центре еще одной картины - человек, сидящий на земле. Он обхватил руками колени, опустил голову. Над человеком - изогнутое дерево, на котором сидят птицы. Я назвал эту картину "Слушающий птиц". Птицы разные: от колибри до ворона. В центре, над головой человека, на самом изломе ветви сидит птица мудрости, его покровительница. Что я хотел сказать этой картиной? Человек должен уметь слышать и видеть природу, слышать других людей, слышать Вселенную, слышать, в конце концов, свою душу, самого себя. Мы не так часто обращаемся к своей душе, к самим себе, чтобы соизмерить внешний мир с внутренним. Постепенно картина "Слушающий птиц" для меня стала своего рода ключом, при помощи которого я открывал дверь, ведущую к глубоким душевным размышлениям. Наступило время, когда раздумья стали приходить все чаще. Может быть, потому, что рядом с Самаркандом действует гигантский комбинат по производству суперфосфатных удобрений, отнюдь не способствующий расцвету древнего города. Но химически вредные выбросы губят не только природу, необдуманные действия человека сказываются и на многом другом. Промышленные отходы загрязняют землю, делают жизнь невозможной. Неужели и с природой человеку придется проститься, как он уже простился с малыми ее частицами. Эти мысли я вложил в картину "Прощание с природой", изобразив на фоне космоса животное, напоминающее одновременно и верблюда, и осла, и лошадь. Задние конечности животного превращены в механические рычаги, на которые надеты колеса, а круп, похожий на лошадиный, тоже состоит из механизмов и блоков: какие-то передаточные валы, шестеренки, а к ним уже подключена целая энергетическая система. Восседает на этом чудовище человек-покоритель и преобразователь природы. Животное, склонив шею, поедает последнюю травинку, на много метров вокруг - ни капли зелени, а человек, как бы ничего не замечая, склонился к своим приборам, которые уже стали и частью животного, и частью самого человека. Продолжал я эту тему и в других картинах. Одна из них называется "Горящий волк". На спине у бегущего зверя полыхает пламя, оно уже выжгло ему бок, и спасения ждать неоткуда, человек обложил его, как флажками на охоте, городами, стройками, электролиниями, лесоразработками, и он, гонимый страхом, бежит куда глаза глядят. Животное, когда-то сильное и красивое, в ужасе. Таким же предупреждением людям является картина "Идут кислотные дожди", где из квадратных туч падают, выжигая все живое, кислотное дожди. Все это, увиденное в жизни, тревожит и на картинах, волнует до глубины души, так и хочется крикнуть: "Человек, остановись! Опомнись!" Конечно, все сказанное о вредной деятельности человека не соотносится с непознанным, о котором я веду разговор. Это в первую очередь касается нас, потому что мы натворили на Земле столько, что наконец прозрели и зовем на помощь. Но помочь можем только мы сами. Правда состоит в том, что одни стараются что-то придумать, а другие все еще делают свое дело, извлекают прибыли из экологически опасного производства. Я думаю, что придет время, когда Организация Объединенных Наций, как самый гуманный форум, придет к созданию Всемирного Экологического Комитета. Этот комитет будет иметь право судить государства за содеянное с природой и определять, может ли страна приступать к осуществлению того или иного проекта. На самый активный период моих размышлений о месте человека в природе приходится одно из сильных видений - явление птице-человеков. Они явились мне, когда я однажды вечером в воскресенье (другие вечера у меня, как правило, были заняты работой), перед заходом солнца, почувствовав достаточную энергию, решил подключиться к каналу космического видения. После нескольких минут "настройки" я увидел птице-человека. Я понял, что это не рядовое видение, оно вошло в меня и начало управлять моим сознанием. Птице-человеки появились группой, состоящей из нескольких пар. Меня они близко не подпускали, между нами была незримая граница. Сделав попытку приблизиться, я почувствовал сильный поток энергии, который меня остановил. Внешне птице-человеки казались намного мощнее людей, и вместо пальцев у них были перепонки. Они занимались каким-то своим делом, а я наблюдал за ними. Впрочем, возможно, они наблюдали за мной. Но вот птице-человеки словно собрались на совет, и, побыв вместе некоторое время, они вдруг исчезли. Остался только самый крупный из них. Он поманил меня к себе, взмахнув конечностью, которая заменяла ему руку. Я приблизился. Глаза у него были крупные, он спокойно смотрел на меня. Я не почувствовал ни холода, ни тепла. Созерцательное спокойствие - так можно охарактеризовать настроение птице-человека. - Передайте людям, что мы им напоминаем, - проговорил он ровным, как бы усиленным микрофоном, голосом. - О чем? - Напоминают тогда, когда забывают что-то очень важное. С этими словами он исчез, оставив мне сильный импульс энергии, которую я тут же решил израсходовать - запечатлеть свою встречу с птице-человеками на холсте. На картине я изобразил их, идущих к солнцу. Два существа идут по склону, а между ними - солнце. У горизонта - второй склон, уходящий ввысь, и по нему тоже идут два птице-человека, а под ними - раскаленная магма. На переднем плане - саркофаг, а в нем еще два больших птице-человека. Эту картину я писал почти всю ночь, не чувствуя усталости, не замечая времени. Я ее так и назвал: "Напоминают". И вот когда утром я взглянул на ночное творение, то подумал: может быть, птице-человеки - это наше второе "я", и они предлагают нам задуматься, кто мы и зачем пришли на землю. Вспоминая Самарканд, я понимаю, что тогда я вел двойную жизнь. Днем находился в круговороте событий, дел, а в предутренние часы появлялись видения и начиналась вторая, тоже очень интенсивная жизнь. И опять стали появляться существа с черным ореолом. Несколько раз я ощущал присутствие Хранителя, но он ко мне не приближался. Я видел его в отдалении, чувствовал, что он чем-то обеспокоен. Видимо, это происходило потому, что в реальной жизни назревали большие изменения. После видений я старался каким-то образом соединить увиденное с той жизнью, которая была вокруг. Сейчас я подхожу к самому сложному из всех своих ощущений. Сайт управляется системой
|