UCOZ Реклама

   Доклад академика МАФП Смагиля Каппушева "Контакты: от малых к большим"

   Человек, который перестаёт

   удивляться, начинает умирать!

   Хотите быть здоровыми, играйте регулярно!

   Современная жизнь предъявляет всё новые и новые требования к человеку разумному. И он, "человек разумный", делает всё от него зависящее, чтобы соответствовать этим требованиям. И через несчетное количество проб, ошибок, побед и поражений он понимает, что не всё от него зависит. Т.е., не всё зависит от его разума и желания. Даже в своей профессиональной деятельности, где у него набрался необходимый для успешной деятельности "багаж" знаний, умений, навыков. Даже в семейной жизни - где он набрался опыта, изучил все возможности стечения обстоятельств, вопросов, ответов и способов решения жизненных задач. Возникает осознание, что запланированные мероприятия, проверенные методы, и спланированные события не всегда имеют ожидаемый результат. Одной из важнейших причин, снижающих возможности проявления заложенных в человеке потенциалов и качеств, первопричиной его неудач, является отсутствие сбалансированного контакта. Контакта с мирами большими и малыми, с объектами простыми и сложными. Истинно реальным эталоном является контакт матери и ребёнка. Это чувствует любой ребёнок с ранних часов своей жизни на Земле. Это ощущает каждая мать, имеющая дух материнства.

   Между любыми двумя объектами возникают эксперт-операторные отношения. В отношениях "родитель-ребёнок" ребёнок выступает в роли эксперта, а мать - в роли оператора. Эти роли в процессе жизни всё время меняются в зависимости от того, кто задаёт действия, кто обучает, кто является транслятором жизни, эмоции, чувств. Как правило, контакт в начале устанавливается в одной модальности, а затем уже в других: вижу, слышу, чувствую, принимаю, ощущаю. Если в процессе жизни и обучения все модальности синхронизируются, возникает т.н. эмоциональный резонанс, открывается канал по которому передаются и отношения и чувства в этом случае и оператор и эксперт чувствуют одно и тоже. Иначе говоря, возникает синестезия. Когда такое происходит в отношениях мамы и ребёнка ребёнок от мамы получает всё, в том числе и расстройство, если мама себя не контролирует. Пример: ребёнку плохо он беспокоится - мать это чувствует, начинает беспокоиться, разгоняется в своем беспокойстве - ребёнку становится лучше через время, а если беспокойство мамы остаётся "она его не смогла сбросить или трансформировать", теперь уже спокойный ребёнок чувствует беспокойство и дискомфорт мамы (панику), и теперь он начинает беспокоиться и капризничать. Такое взаимодействие может "двигаться" по кругу, когда мать и дитя последовательно рестимулируют друг друга. Возникает т.н. "блуждающий" хаос, который может остановить или "сбросить" только третья сила. Если этого не происходит вовремя, заболевают и ребенок, и мать. Если своевременно не обратить внимания, если не тренировать и не синхронизировать, сбалансированный контакт в процессе жизни теряется, претерпевает изменения и заменяется стереотипами поведения, шаблонами отношения и роле-половыми формами поведения. К счастью, контакт поддаётся обучению и тренировке, здесь лежат резервы воспитания и обучения.

   Существенный вклад в развитие теории контактов внесла концепция эксперт-операторных отношений, описывающая технологическую составляющую контактов миров разной сложности. Огромный вклад в развитие концепции эксперт-операторных отношений и обогащения её новыми гранями, вносит Золотов Б.Е.

   Для того чтобы человек вырос полноценным и здоровым - физически, духовно, ментально и социально, необходимо сохранение контакта матери и ребёнка, человека и коллектива, без длительных перерывов и разрывов, до достижения совершеннолетия ребёнка. В течении этого времени ребёнок вначале копирует, а далее нарабатывает свой стиль, свои индивидуальные подходы, личный опыт и неповторимую особенность проявления реакции и отражения субъективной и объективной реальности, которая его окружает. В силу объективных и субъективных причин эта связь преждевременно прекращается, т.е. теряется или является недостаточной для растущего в сложном мире многогранного объекта - ребёнка. И как банально это ни звучит, начальной причиной конфликтов взрослых людей является последствие двух внешне безобидных воздействий взрослого на ребёнка. Это прерывание и подавление.

   Прерывание - когда теряется связь (контакт) матери и ребёнка (ребёнок это сразу чувствует), прерывание поисковой активности, или оборонительных действий и бегства от опасности.

   Подавление - когда не удовлетворяются жизненно важные процессы (вовремя не кормят ребёнка, когда не дают двигаться, когда его ограничивают).

   Есть и другие причины, мешающие человеку вступать в контакт. Основным из них является страх: страх непринятия, страх потери, страх непонимания, страх неудачи, страх потери границ личного пространства, страх открыться, страх принятия и отвержения. Сам страх находится в памяти как результат конкретного опыта, который человек реально пережил. Эта информация в человеческой памяти записывается на "нескольких дорожках", имеет несколько составляющих компонентов. Записывается: 1. чувство страха; 2. стереотип поведения; 3. стереотип восприятия; 4. симптом проявления. И всё это соединяется одной записью под названием "дистресс". В переводе с английского - страдание - это конкретная форма травмы, хранящаяся в памяти и представляющая некие нарушения психики. Все дистрессы автономны и хранятся бесконечно долго и регулярно рестимулируются. Думаю, многих удивит, что лень и скука являются дистрессом. Лень образуется при прерывании детской игры и попытки исследовать. Дистрессы бывают хронические и случайные. При дистрессе работает динамический стереотип - это пошаговое выполнение действий, запускающийся с любого шага и более неуправляемый из вне (динамический стереотип управляется только стереотипом). Со временем он не меняется. Если мы чего-то боимся, проявляется граница, ограничивающая наше пространство, мы приспосабливаемся к этому жизненному пространству. Но человек такому проявлению находит разное объяснение (мне на это наплевать, мне это не нужно, мне это не интересно). Дистресс - это то, что возникает в памяти при неудаче, неприятности или другом прерывании значимых для человека процессов. Он "тупой" и никогда не учитывает обстоятельства.

   Это "глубинная бомба", которая спит до времени и всплывает только на звонок и дезориентирует человека, состоящего из чувств - это не естественные чувства, эти чувства воспроизводятся из памяти, дистресс заставляет человека представить, что ситуация будет такая же неблагополучная (какая запечатлена в памяти). Дистрессовая запись - это инструмент управления и её с успехом используют в рекламе, торговле, массовой культуре и т.д. Стереотип восприятия - это когда по какой-то детали, хранящейся в нашей памяти, мы восстанавливаем реальность и живём в ней (квазиреальности). Это может быть восприятие людей, событий, предметов, животных и т.д.

   Хронический дистресс проявляется в разных ситуациях достаточно регулярно, рестимулируя собственное я. Он работает без деталей, включающих рестимуляцию, (работает всё время). Пример: боязнь опоздать, совершить ошибку, и т.д. Случайный дистресс воспроизводится в конкретных условиях, в конкретной ситуации (страх, возникающий при появлении собаки, при посадке в самолёт, при виде шприца, белого халата и т.д.). Дистресс работает вне зависимости от того, что думает и чувствует по этому поводу человек: он может существовать и как доступное памяти и осознанию, так и недоступное.

   Люди, не вступающие в контакт, ощущают беспомощность, около 20 % детей не вступают в контакт легко, это приводит к тревожности и другим проблемам, связанным с взаимоотношением с внешним миром, 5% детей не играют, 3% детей не играют и не вступают в контакт, они составляют большинство тех, кто приходит к наркотикам, это упущение взрослых.

   Игра - очень важная поисково-исследовательская деятельность. Игра - феномен, позволяющий производить изменения в душе с помощью символических изменений извне. Если ребёнок имеет 4-5 поддержек в день, он становится одаренным. Одарённый ребёнок от неодарённого отличается подходом и стратегией решения задачи. Благодаря поддержке извне ребёнок видит себя со стороны (ребёнку надо говорить что он хорошо делает), одаренный ребёнок, когда что-то не так делает, ошибается - радуется, а не огорчается. Радость даёт больше продуктивности, чем огорчение, радость является ресурсом, а огорчение - гирями. Если мы ругаем за неудачи, промахи, ошибки, мы воспитываем у человека "комплекс неполноценности". Если человек празднует свои победы, он становится победителем. Если человек боится побеждать, им легче управлять. В человеке сидит потенциальный победитель и в ребёнке его надо укреплять. 80% людей, имеющих неудачи и промахи в жизни, являются таковыми не по интеллектуальному компоненту, а по тому, что их создала такими среда обитания. Они все являются носителями выученной беспомощности и с этим, к сожалению, сам человек справиться не может, потому что его поведением управляет дистрессовая запись. И пока это не будет изменено, они своими руками, своими словами, своими действиями неосознано будут разрушать свою семью, свой бизнес, свои отношения, свои намеченные планы, без всякой логики и в самый неподходящий момент. Сами будут ставить "палки в колёса своей судьбы, будут усложнять свою жизнь", не понимая, почему это происходит.

   Для изменения этого "заколдованного" круга надо стереть (разрушить) старую запись и заполнить "свято место" новым содержанием, новым смыслом, новым позитивным опытом, новыми чувствами, иначе говоря, воспитать победителя. Ощущения чувства правоты может быть в любой ситуации, в любом месте. Оно не должно зависеть ни от каких бы то ни было условий. Право - это ресурс. Чем больше права - тем больше силы. Сомнения же, наоборот лишают человека ресурса. Если есть сомнения и они закрепляются, то это может привести к сбывшимся пророчествам. Выученная беспомощность возникает при прерывании бегства (попытки избежать) от боли, опасности. Проявляется, когда прерывают игру, поисковую активность и когда подавляют. Беспомощность является предиктором рака. Если беспомощности нет, то опухоль привитая крысе, отторгается. Рак возникает, когда возникает беспомощность и отсутствует интерес и поиск выхода. Беспомощность генерализуется, т.е. распространяется на всё остальное. Взрослым нелишне напомнить, что когда детей заставляют есть то, что они не хотят, появляется дистресс беспомощности.

   Социальная беспомощность - основа возникновения зависимости. Человек, управляющий своей жизнью, сам принимает решения. Если человек не управляет своей жизнью, он зависит от обстоятельств. Чем больше нами владеют эмоции, тем меньше работает интеллект, чем спокойнее эмоции, тем больше включается интеллект. Умение останавливаться - это навык, которому надо учиться. Алкоголизму обязательно предшествует беспомощность. Алкоголизм - расстройство психическое, связанное с постепенным разрушением ценностей и их заменой психоактивным веществом. Если у человека серьёзная проблема, то лекарством является действие. Любая проблема возникает, когда есть противоречие между взятыми обязательствами и возникшими препятствиями. Если у человека есть ожидание - конкретное, касаемо будущего, и оно не реализуется, происходит прерывание прогноза. В таком случае, что бы не было "травмы", надо переходить к Вере. Вера - то что мы принимаем. Вера имеет позитивный образ будущего. Вера - колоссальный мобилизационный ресурс, при этом не возникает противоречия. И даже если возникают негативные процессы, Вера парадоксально усиливается. Вера - здоровая часть человека.

   Любой человек с рождения имеет право на безопасность. Безопасность является базовой потребностью человека, и она для него наиболее значима. Безопасность обеспечивается правильным контактом.

   Всё выше изложенное говорит о том, что в нашем обществе очень много травмированных людей (подавляющее большинство) и чтобы общество было здоровым, а дети вырастали победителями, есть поле деятельности как для индивидуальной, так и для групповой работы и творческого поиска. Если всё время думать - то чувства подавляются. Чтобы вернуть чувство, надо дать себе право почувствовать и позволить себе не думать. При ненависти нет целостного чувства. Если ты делаешь то, что делал раньше, то будешь получать то, что получал раньше. Страх важен, если он нужен для жизни. Агрессивные люди в прошлом были жертвами. Опоздание - форма протеста. Когда человек говорит громко, он самоутверждается. Когда человек говорит тихо - он не имеет прав, он не может потребовать. Больные, не несущие ответственности за свое здоровье, не могут выздороветь. Семья структурирует проявление агрессии. У людей огромное количество травматической агрессии, т.е. после агрессивной травмы. У человека разные сигналы вызывают агрессию. Агрессия - это часто сигнал боли, человек реагирует агрессивно на незначительный сигнал боли, который к нему может не иметь отношения. Большинство причин агрессии - это семейные травмы. Симптом агрессии отражается на шее и крестце. После подавления гнева, вегетативная реакция организма не поддаётся подавлению и изменению. Спинной и головной мозг фиксирует положение. Женщина становится агрессивной только после травмы. Чувство вины - это аутоагрессия. Вина - это высокая ответственность, которую человек взял на себя. Военный посттравматический синдром и травмы детей алкоголиков одинаковы.

   Когда рожается недоношенный ребенок, первый год он живёт только благодаря контакту с мамой. Во время беременности и в первый год идёт передача состояния от матери к ребёнку, если ребёнок лежит неправильно в утробе матери, мать, войдя в контакт с ребёнком, может уговорить ребёнка и он перевернётся.

   Человеческое достоинство - это количество прав. И его проживание дает опыт ощущения своего достоинства, т.е. создается модель достойного общения. Отстаивать наши права мешает негативный опыт (его надо разрежать ). Ценности определяют будущее человека: если хотите ребенку хорошего будущего - позаботьтесь о качествах его ценностей. Чтобы ребенок быстро усвоил ценность, надо чтобы у него не было своей инициативы, а родитель или другой (Бог и царь) показывал ему пример. Только в игре ценность усваивается быстро. Феномен человеческой игры используется во всём (магазин, торговля, секс, биржа, спорт, крещение (чистый, нечистый)). Патологические игры разрушают ценности. Манипуляция разрушает ценность. Манипуляция - патологическая игра, потому что имеет скрытые ценности.

   Всё что нас окружает и мы сами - это энергии. Материя - тоже энергия, но более плотная, чем энергия мысли. Все мы являемся частью одного энергетического поля, все формы энергии взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Энергия же обладает магнетизмом. Подобное притягивает подобное. Т.е., то что от нас исходит, к нам же и притягивается. Если человек ощущает гармонию и покой - он притягивает к себе удачу, здоровье, любовь. Если же человек излучает тревогу, страх и всё что с ними связанно, к нему они и притянутся. Вначале появляется мысль, за ней идёт действие и только после возникает результат - материализация желания. Но для этого нужно усилие, сила воли и терпение. Вселенная настолько богата и щедра, что в ней есть всё для каждого из нас. Не ленитесь мечтать. Пусть новый свет ваших желаний освещает ваши мысли, управляет вашими чувствами, озаряет ваши лица, наполняет ваши сердца и управляет вашими действиями.

   21.12.04

  

  • Продолжение
  • К содержанию
  • В начало книги
  • На главную
    Сайт управляется системой uCoz