UCOZ Реклама

   Я должен сказать, что границы пути жесткие только в начальной зоне. По-настоящему Исповедимый Путь выглядит вот так (рис. 54).
Рис. 54
Чем дальше вы проходите, тем шире раздвигаются границы, тем в большей степени ваша реализация, тем больше в вас раскрывается творческое начало, тем ярче разгорается искра Божия, тем больше вы начинаете отдавать, тем больше к вам возвращается. И жизнь, действительно, превращается в радостную, творческую, счастливую.

   К сожалению, люди очень часто не проходят дальше самого начального участка. Часто, свалившись в очередной кювет, человек не в состоянии самостоятельно выбраться из ямы. Тут нужна помощь автосервиса. Работа нашего оздоровительного центра очень напоминает автосервис. Мы вытаскиваем из кювета, рихтуем капот, крылышки, крышу, ремонтируем моторчик, на прощанье подольем бензина и подкачаем шины, но ехать человек дальше должен сам. Естественно, надо соблюдать правила движения, чтобы снова не оказаться в кювете.

   Так давайте поговорим об этих правилах. С моей точки зрения, все очень просто. Если человек хоть на время попытается остановить постоянное мельтешение мысли и установит в считывающем регистре своего биомкомпьютера нули (установит внутреннюю тишину, позволяющую правильно воспринимать мир и слышать голос ангела-хранителя), он неизбежно заметит, что жизнь его начала стелиться под ноги. Представляете, как можно жить?!

   Признавая определенную пользу описанных путей духовного восхождения, я, тем не менее, утверждаю, что у каждого человека свой, неповторимый путь. Искать его нужно внутри себя, и если и принимать чье-либо руководство, так только своего Гида, чье регулятивное начало всегда с вами в виде голоса интуиции. "Так подобает действовать свободному мужчине и свободной женщине, ибо истина делает нас свободными. Все другие остаются в путах, ибо истина не находит доступа к ним: она приходит лишь туда, где ее встречают. Там, где истине закрывают вход, не может пройти богатое благословение, которое она несет собой; напротив, она посылает посланника, который приносит захирение, болезнь и смерть, - телесную и духовную смерть.

   Больше, чем воров и разбойников, следует опасаться человека, который хочет запретить другому свободный и нестесненный поиск истины и который хочет сделать себя единым и постоянным толкователем этой истины, вместо того чтобы помочь ему дойти до свободного понимания. Такой человек действует хуже вора и разбойника, ибо он калечит жизнь своей жертвы. Где тот человек, кто бы он ни был, призванный быть хранителем и раздавателем неограниченной истины Бога?.. Есть многие, которые ощущают потребность быть учителем истины и имеют к тому призвание. Однако настоящий учитель не будет только толкователем правды для другого: он будет стремиться к тому, чтобы подвести ученика к истинному самопознанию и тем самым к познанию собственных внутренних сил, чтобы ученик стал своим собственным толкователем.

   Все учителя, которые поступают не так, действуют из личных соображений, ради чести и выгоды. И тот, кто претендует на обладание всей конечной истиной, тот либо фанатик, либо дурак, либо негодяй.

   Выход на свой путь возможен, если вы, освободившись от всего наносного, проявите, выражаясь словами Вл. Соловьева, свое богочеловеческое начало.

   Если не ортодоксально, а интегрально рассмотреть философские системы Востока и Запада, то начинаешь подниматься над их различиями и видеть их единый эзотерический корень. На этот уровень выходили такие великие умы современности, как Рамакришна и наш Николай Рерих.

   Признавая действенность и энергетичность приемов и упражнений, мантр и молитв, я хочу сказать, что нет такой практики, которая была бы приемлема для всех. Те из гуру, которые выплескивают на всех йогические знания и практику, творят откровенно черное дело, ибо человек в лучшем случае, идя мимо полосы жизненного пути, нарастит себе карму, в худшем же превышение грани дозволенности карается по законам высшей этики смертью. Основная задача человека, отрабатывая предыдущую карму, не нажить себе новую, а это удается, если вместо зигзагообразного движения вы пойдете прямо к великой цели - духовной свободе.

   Мне могут возразить: какая может быть свобода в условиях той или иной социальности, того или иного строя? Безусловно, духовная свобода не избавляет человека от обязанностей перед семьей, работой, страной, обществом. Я бы сказал больше. Человек, освобождаясь от своей кармы, не привязываясь, не соотнося себя с окружением, должен максимально отрабатывать карму своего народа: в этом его духовный подвиг. Непривязка же означает не равнодушное созерцание окружающего мира, а его страстное сопереживание как объекта приложения всех ваших творческих сил.

   Именно такой алгоритм помогает жить радостно в любых социальных условиях. А если учесть, что в светлом секторе бытия отсутствует зло как таковое, то исчезают и заусеницы, мешающие прямому восхождению.

   "Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъеме выйти из имманентного круга действительности, необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью (новое небо и новую землю). Творчество связано с воображением. Творческий акт всегда был для меня трансцендентным выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость. В творчестве есть эсхатологический момент. Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира" [8].

   Н. Бердяев, по словам В. В. Налимова, "бунтарь, но бунт у него не политический, а мировоззренческий: это бунт против незнания, которое властвует над космосом, это восстание против культуры, против самой природы власти, как противной духовной природе человека" [45].

   Мне близок этот бердяевский бунт. Фактически таким бунтом является и эта книга - "путь к Богу через творчество". Здесь, как и в других местах, под Богом я понимаю все высшее, всевышнее. И здесь я подхожу, может быть, к самому главному выводу: чем выше поднимаешься по ступеням духовного роста, тем яснее становится кристальная чистота истин. Начинаешь понимать всеобъемлющую простоту жизненной философии Иисуса. И внезапно открывается истина: все в мире является частью бесконечной гармонии мира. Весь умопомрачительный эзотеризм есть лишь учение о гармоничном единстве мира: пребывание в гармонии с бесконечным и есть реализация в себе богочеловечности.

   Пока человек не отделил себя от бесконечного, он был бессмертен. Сама идея первородного греха кроется в этом факте отделения человека от бесконечного, в выпадении из гармонического единства мира.

   "Бог есть дух бесконечного мира, и в тот миг, когда мы вступаем в гармонию с ним, в нас входит поток мира, ибо мир есть гармония. Глубокая внутренняя, правда в основе слов: "Быть духовно настроенным, значит жить в мире". Это, значит познать истину, что мы суть духа, и жить с этой мыслью; это значит жить в гармонии и мире. Ах, как много тысяч мужчин и женщин живут вокруг нас: уставшие телесно и духовно, они едут в чужие страны, они совершают кругосветные путешествия, они возвращаются, так и не найдя мира. Совершенно ясно, почему они его не нашли: они ищут его там, где его нет. Они ищут его во вне, а им следовало бы искать его внутри. Мир нужно искать внутри (в себе): тот, кто не найдет его там, тот не найдет его никогда. Вне нас нет мира, он в нашей собственной душе. Мы можем идти разными путями, чтобы найти его, мы можем искать его в телесных наслаждениях и страстях - он всегда будет ускользать от нас, ибо мы ищем его вне нас, где его нет. В той мере, как мы будем согласовывать наши телесные наслаждения и страсти с заповедями нашего духа, высшие формы счастья и мира будут наполнять нашу жизнь; если мы не будем этого делать, нашим уделом будут болезнь, страдание и неудовлетворенность.

   Кто пришел к пониманию своего истинного "Я", тот имеет в себе силу и излучает ее всюду. Он нашел свой центр. В большой Вселенной есть только один центр: бесконечная сила, действующая во всех нас и через нас. Следовательно, тот, кто нашел свой центр, пришел к единству с этой бесконечной силой, признает себя духовным существом, ибо Бог есть Дух" [71].

   Слова эти, изреченные Трине еще в конце прошлого века, так современно читаемы, заключают в себе такую величайшую мудрость, что они истинны, а истина вечна.

   Исповедимым может быть лишь личностный путь, ибо только через пережитый духовный опыт можно прийти к постижению высших истин. Научить кого-нибудь этому, я считаю, никто не вправе. Рабиндранат Тагор говорил: "Истинное воспитание это не то, что накачивается нам в голову, вдалбливается в нее из внешних источников. Цель подлинного воспитания - вывести на поверхность вашего существа бесконечные источники внутренней мудрости".

   Поэтому, чтобы путь ваш стал исповедимым, выводите на поверхность свое высшее "Я", а книги, как и другие знания, должны приходить к вам сами, когда вы окажетесь к ним готовы. Не нужно их искать: регулятивное начало - ваш Гид - всегда о вас позаботится, но чтобы его присутствие ощутить, надо стать достойным его внимания. Это достигается лишь внутренней духовной работой, а проще - праведной жизнью. Тогда вы неминуемо станете творцом, и пусть объектом вашего творчества будете вы сами, это не останется незамеченным в мире, ибо суммарная аура Земли и ее карма зависят от каждого из нас, Иисус сказал: "Спасись сам - вокруг тебя спасутся тысячи". Так что же мешает нам в трудные моменты нашей жизни сказать себе: "Да будет воля Твоя!". Ведь эта фраза может возникнуть, если мы обладаем Верой, отсюда снова стоит обратиться к вопросам религии.

   Если задаться вопросом, нужны ли религии и можно ли создать атеистическое общество, то ответ на эти вопросы однозначен, ибо если человек триедин, то областью его духа должен заниматься какой-то социальный институт. Таким институтом является Церковь в обобщенном значении этого понятия.

   Мне хочется повторить известный постулат - человек религиозен потому, что духовен. Все мировые религии, претендуя на обладание правом управления духом человека, подчас абсолютизируя сферу духа, как правило, вступают в противоречие с принципом мировой гармонии.

   Если посмотреть на историю последних веков, когда идеализм и материализм в своем непримиримом споре стали в буквальном смысле растаскивать человека на дух и разум, то отчетливо становится видно, что человека нельзя разорвать, не уничтожая в нем богочеловечное.

   Не всякий спор рождает истину. В споре двух догматов истина не родится. Это равносильно поиску точки пересечения двух параллельных прямых.

   Осенью 1990 года мне пришлось присутствовать на интереснейшей конференции в Дубне, где ставился вопрос о поиске точек соприкосновения философии, религии и науки. Конференция проходила в Доме международных встреч. Философскую сторону отражал Институт философии АН СССР, религия была представлена Загорской духовной академией, а наука - Объединенным институтом ядерных исследований.

   Очень любопытна была дискуссия директора Института философии и проректора духовной академии. Философ, обращаясь к оппоненту, сказал примерно следующее: "Уважаемый Владыко, нам сейчас отчетливо понятно, что мы пережили религию. У нас было все: мессия, апостолы, евангелие, иконостас, у насесть мощи. И мы понимаем, что пребывание 70 лет в догмате нас полностью разрушило и отгородило от мира. Поэтому мы и ищем с миром единства. А вам 2 тысячи лет, не надоело ли сидеть в догмате?".

   На это Владыко встал и сказал: "Мы не плюралисты! Вы хотите, чтобы мы расстались с хребтом и превратились с медузу? Это вы превращаетесь в медузу, а мы пребываем во Христе, в истине".

   Ко второму дню дискуссии оппонирующие стороны пришли к единству только в одном. Они договорились организовать крестовый поход против экстрасенсов. Гора родила мышь. Лично мне было и грустно, и смешно. Чем закончилась эта конференция, я расскажу позже.

   Если вернуться к теме повествования, то мне хочется высказать кощунственную мысль, что ни одна религия не является сама по себе Истиной, что Истину, очевидно, не знает никто.

   Так же, как нельзя завоевать свободу, так и нельзя познать истину. Как и в свободе, в истине можно только пребывать. И все великие религиозные учителя пребывали в истине.

   Истина сама по себе мне представляется неким кристаллом, грани которого и есть основные религиозные системы мира.

   Да, отражение граней великой Истины есть свет, который несут религии. И поэтому социальная значимость церкви огромна. Все, что сейчас делается для восстановления храмов и монастырей, можно только приветствовать. Но никогда не надо забывать, что свет религий есть свет отраженный, и потому дающий тень.

   Если идея Бога, как принципа гармонического единства мира, и есть суть эзотерических корней, то все церкви, как социальные институты, эзотеричны.

   И главное, наверное, в том, что, абсолютизируя имя очередного религиозного учителя, церковь доводит его до идолизации, скатываясь к примитивному язычеству. Уже одним этим служители культа опровергают своего Учителя, ибо "не сотвори себе кумира". Так в совершенное идолище коммунисты превратили Ленина.

   Почему же так получается, что замешанные на великих идеях религии доходят до паствы в их полнейшем извращении? Все дело в том, что, превращая любую идею в догму и уже этим помещая дух человеческий в клетку, пусть даже золотую, служители этой идеи или религии вступают в противоречие, как с самой идеей, так и с символом мировой гармонии.

   Я убежден, что богочеловек - это человек, пребывающий в состоянии полной духовной свободы. Но при этом человек пребывает в вере, обладая ясным пониманием своего назначения в мире. Только такой человек будет духовно здоров.

   А отсюда напрашивается вывод, что религиозный человек не обязательно духовный.

   Во все века как в раннем христианстве борьба за веру, затем крестовые походы, инквизиция, борьба с любым инакомыслием, обзываемым ересью, вытравляли из человека духовную свободу, превращая его в раба божия, так и в исламе неприятие иноверцев, кошмарные религиозные войны вплоть до наших дней подтверждают мою последнюю мысль.

   То же можно сказать и об иудаизме. Сама по себе "Каббала" имеет только светлые идеи типа "Возлюби ближнего как самого себя". Но в то же время иудеи отдали Христа на распятие фактически за то, что он заявил Кайафе: "Не человек для субботы, а суббота для человека".

   Здесь уместно поговорить о вере вообще. Душа и дух, по всей вероятности, и отличаются именно тем, что дух и духовность связаны не с интеллектом и чувством, а именно с атрибутами веры.

   К великому сожалению, смешение этих понятий полностью опровергает саму суть веры. То есть вера становится ментальной.

   Когда приходится в храме видеть богомольных старушек, а иногда и помогать им писать обращения к Богу, которые они потом несут к алтарю, невольно поражаешься этим текстам. Я не сомневаюсь, что такая бабуля соблюдает все посты и праздники, знает наизусть не только "Отче наш...", но и все псалмы. Она шикает на каждого, кто не так одет, не так стоит. И в то же время, она живет почти в животном страхе, прося всех защитить, оздоровить, сохранить. Становится непонятным, кто для нее Бог: вневедомственная охрана, медицина, президент? Мне кажется, если что и можно просить у Бога, так это - "Господи, помилуй!".

   Спрашиваю такую бабулю: "Вы действительно боитесь?" - "Ой, миленький, мир-то какой страшный!" - "А веруете?" - "Верую". - "Ангел хранитель есть?" - "Есть!" - "Тогда чего боитесь? Или он не хранитель, или Вы не христианка".

   В этом колоссальный трагизм России, которая была вся святая и верующая, а большевикам в два счета удалось перевернуть ее в атеизм. В том-то и дело, что существует огромная разница между двумя алгоритмами Веры: "Я верую" и "Я пребываю в вере".

   Истинный христианин всегда пребывает в вере, и никто его не может и-" этого пребывания вывести.

   Людей, пребывающих в вере, очень мало. Их, к сожалению, почти нет ни среди святых отцов, ни среди паствы.

   Это очень трудно словами объяснить, что такое "пребывание в...". Попробую привести ассоциативные примеры.

   У нас еще в Ленинграде было образовано "Общество милосердия". Во главе общества в то время был писатель Даниил Гранин.

   Смотрите, какая подтасовка. Мы создаем не милосердное общество, а общество милосердия. Такое общество будет творить милосердие, отсюда необходимость иметь генерала от милосердия. Не случайно, что однажды правление общества перебило друг другу морды: по всей вероятности, от избытка милосердия.

   Так вот, не нужно творить милосердия, нужно пребывать в милосердии. Всему миру была известна мать Тереза, она пребывала в милосердии. То же самое с добром. Сколько раз нас призывали: "Спешите делать добро!". Увы, это доброта танка.

   Вспомните старую русскую пословицу: "Не делай добра, не получишь зла". Не нужно творить добро, нужно пребывать в добре, просто быть добрым человеком. Самые страшные люди это те, которые убеждены в своей абсолютной доброте. Во имя этой доброты они кого угодно растопчут. Все та же "правда-матка"!

   Возьмите понятие - свобода. Вся история человечества - это борьба за свободу. Но ведь никогда не было свободы! Была фактическая смена клеток: железной на медную, медной на бронзовую, да хоть на золотую, однако, клетку.

   Это иллюзия, что можно завоевать свободу. В свободе можно только пребывать, это просто состояние человеческого духа.

   Так же и с верой. Только пребывание в вере приводит к царству божию, что внутри нас.

   Ментальная же вера часто заводит людей в откровенные тупики. Наличие духовного голода частенько подвигает людей к занятиям во всевозможных секциях, группах, школах. Мне приходилось видеть неоднократно, как все эти секции, группы, школы превращаются в секты. Люди попадают в паутину очередного гуру, учителя, и после этого им очень трудно помочь.

   Люди! Родители! Уберегите себя и своих детей от всяких оккультных занятий. Не меньший вред наносят и различные проповедники, как с Запада, так и с Востока. Это просто какое-то нашествие на нашу бедную Русь.

   Я побывал на одной конференции. К нам в Петербург приехала группа проповедников новой калифорнийской религии под названием "Science of minde" - наука сознания. Все происходило в центральном лектории общества "Знание" на Литейном проспекте. В группе проповедников 18 американских женщин и 2-е мужчин.

   Представление происходило примерно так: "Преподобная...", "преподобная..." и т.д. Какая-то женская религия. А суть этой религии заключается в том, что если вы будете бесконечно внутри себя произносить: "Money, money, money...", то материализуется мешок денег. Это говорилось всерьез. Нам раздавали молитвенники. 36 заклинаний типа: "Я знаю, что есть Бог", "я знаю, что меня создал Бог", "я знаю, что Бог создал все...". И так 36 раз "я знаю...", и это молитва?!

   В перерыве я подошел к одной преподобной и спросил ее: "Вы знаете, куда вы приехали?" - "Да, в Россию, в Петербург". - "Ну и зачем вы приехали?". - "Преподать вам первый урок".

   Это было уж слишком. За кого же нас в Калифорнии принимают? Мы что же, из детского сада, впервые за партой? И добрые пастыри из Америки дают нам первый урок? Мы что же, не понимаем, что такое вера, что такое религия, Бог? Все это неприемлемо нашей русской православной иррациональной душой, где чувство Бога есть внутреннее, интимное ощущение чего-то светлого и великого в мире. Да и о Боге всуе не принято говорить. Никакое это не христианство, это просто ментальный потолок. В сытой, довольной Калифорнии, где к тому же еще и тепло, может быть, и не хватает для благолепия, чтобы все друг другу улыбались. Можно поражаться, как легко попадают в эти и другие сети, легковерные россияне.

   Дорогие мои, будьте осторожны. Я убежден, что в недрах нашей русской Родины есть все необходимое для того, чтобы вы стали боголюдьми.

   В неспокойное наше время, когда рушатся устоявшиеся системы моральных и нравственных ценностей, людям нужна альтернатива мировоззренческая, которая обязана содержать в себе альтернативу религиозную.

  

  • Продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz