UCOZ Реклама

   Когда мы стройной колонной идем в одном направлении и туда, куда надо - это универсальный способ управления, который может применяться в слаборазвитых системах: там, где множество само не может соображать. Было признано, что множество, общество, личности, т. е. мы - сами не можем соображать: что такое хорошо, что такое плохо, какую цель можно себе поставить как цель, а какую, в принципе, не стоило бы ставить. Доминанта-1 решает за всех. Понятие "должно" предполагает объект, кому это должно.

  Но в данном случае есть смысл поговорить о том, что такое свободная личность, потому что говорят: "Самое дорогое - это свобода!" - если следовать классикам. Свобода для человека, в принципе, это возможность получения необходимой ему лично и достаточной ему лично информации: необходимой и достаточной для его энергии, в этот момент в этой ситуации и то, что ему нужно. А вот то, что ограничивает личность - это уже формирователи чего-то другого. Значит, если мы говорим, что развиваться надо в сторону свободной личности, то нужно снимать ограничения.

  Идеология - это приведение в русло, в канаву, и все в этой канаве с высокими стенками, из которой не вылезешь, могут двигаться только в одну сторону. Почему? Потому что те идеи, которые кто-то выдвину, не являются идеями внутренними, врожденными в человеке. Они рождены, как говорится, гигантским умом каким-то. Это возможно тогда, когда множество не может выдвигать своих идей (т. е. у него нет развитости, нет философа, например).

   Свободы движения идей нет. Тогда, если идею выдвинут, начинается система зажимания тебя в колонну, которая идет в этом направлении в виде фракции, группировки, любительского объединения, партии, которая должна идти за кем-то: за лидером, за лидирующим большинством, за решениями, которые там приняты. Почему? Потому что тогда есть группа, она опередит остальных, и остальные должны будут идти за ней. Это будет власти я группа, определяющая порядок, направление, скорость движения. В этом случае не будет ни у кого возможности выйти из этого строя. Потому что группа будет формироваться только по одному принципу: будут подавляться отщепенцы. И будет граница разделения между входящим в группу и выходящим, или находящемуся за группой. Все время будут конфликтные отношения, не контактные, взаимообучающие, взаимообогащающие, взаиморазвивающие, а конфликтные, потому что, если это будут контактные отношения, тогда не будет границы группы, она все время должна как бы расширяться...

   Человек же априори - сложная система, он не делает за всю жизнь движения рукой одинаково, т. е. он неповторим в каждый момент; он все время самостоятельно индивидуален, он вроде бы неповторяем изначально, а мы все пытаемся провести рамки для общества, для группы, для города, для кого угодно: во столько мы встаем, чистим зубы, завтракаем, ходим на работу, потом обед, потом - с работы, телевизор и т. д. Все одинаковы. Но каждый человек индивидуален. Ему вроде бы и не хочется в это время этим заниматься, он более эффектно и результативно занялся бы чем-нибудь другим, но у него есть канавы, по которым идут все, и нет возможности. Почему? А это -ь требование научно-технического прогресса, ведущее к кретинизации личности, так называемой, т. к. человек требуется как узкий специалист, знающий досконально в идентичном себе месте, он должен обязательно крутить свою гайку. Это -требование научно-технического прогресса. А требование самой личности? Развиваясь гармонично, выбрать то, что сегодня интересно, быстро пойти вперед, обучиться и создать творческий продукт на благо себе и другим. Потом (когда он здесь выработался) или следующий скачок, или переход на другой вид деятельности и т. д. Но здесь свобода выбора предполагается, но технологические процессы не "предполагают" отойти от станка, а этот станок выпускает гайки, а дальше собирается автомобиль.

   Ты должен? Кому ты должен? Ты должен этому технократическому развитию общества, потому что в данном случае получается человек как придаток развития, не человек сам развивается, а развивается шагающий экскаватор для того, чтобы добывать руду и делать из нее шагающие экскаваторы, которые будут добывать новую руду. Это замкнутые циклы, в которых человек становится, собственно говоря, частью: не остальная часть его обеспечивает его развитие, а человек обеспечивает развитие этой части, а сам остается, как говорится, на третьих ролях.

   Это очень неверная постановка, в принципе, как концептуальная постановка развития. Почему она существует? Потому, что человек веками строил свои отношения по принципу "есть на горке кто-то": "вот приедет барин, барин нас рассудит", есть царь, а я буду стремиться и буду все равно маленьким. Когда залезу на горку, буду побольше, но там все равно кто-то будет больше. Есть иерархия, пирамида, и в этом случае подъем на горку должен выражаться в каком-то виде, и это будет выражение не внутреннего состояния человека, а внешних предъявлений, а внешние предъявл-ния - это всегда система потребительских отношений, т. е. какой у тебя сервиз, автомобиль, какая у тебя роль, есть ли личный шофер и т. д. То есть появляется предъявимость потребительской модели.

  Общество веками развивалось за счет потребительской модели, а следующая модель - модель творческого развития, модель творческой личности, но под нее нет никакого опыта, нет никаких технологий, нет предъявимых отношений, которые каким-то образом были бы рекомендованы, как это делать.

   Как вызвать у себя состояние гениального озарения? Хотелось бы, чтобы в это время у вас была самая высокая решабельность, самая точная формулируемость, самая точная выбираемость по теме или еще по чему. Как вам вызвать в своем организ-ме, в своем теле и душе, как говорится, те состояния, которые для вас являются состояниями наивысшей производительности труда, у вас как личности с точки зрения полюса.

   Это проблема не писателя, это проблема любого человека в любой ситуации, потому что это называется творческое отношение к жизни вообще - как принцип. Если вы таким отношениям обучаетесь, то проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, для вас не будут проблемами, они станут задачами с маленькими вопросиками. Потому что вы можете все время поднимать рамки своей решабельности: вы легко, быстро и точно формулируете в предлагаемой ситуации, т. е. решаете как бы задачу анализа, описывая ситуацию, потом задачу синтеза - как ситуация будет выглядеть улучшенная (т. е. какие критерии, что за показатели), а потом как технологически можно перевести ситуацию из этого состояния. И вы даете рекомендации, которым следуете сами и идете вперед - следуют другие и тоже идут вперед. Но другие, идя следом, нарабатывают собственные технологические способности принимать такие же решения - тогда ваша деятельность в этом смысле оправдана. Вы же не можете дать всем советы, чтобы стало хорошо. Это все равно, что дать советы, как стать миллионером, как стать мафиози; этих рекомендаций много. А вот каким образом вам стать творческой личностью, вот этих рекомендаций нет.

   Творческой личностью может быть конкретный человек, может быть малая группа, может быть творческим город, в котором атмосфера творческая, а это - отношения между людьми; это - отношения людей, инфраструктуры, и архитектуры; отн-шение людей и событий, которые происходят в городе, как задача, которая предъявляется людям, - отношения, как говорят, между исполнительской властью, которая обеспечивает более творческое существование. В этих отношениях каждый, если самостоятельно, - изнутри принимает те решения, которые нужны и ему, и другим. Но это - его потребность. Не его заставили пошлиной, налогами, а потребность его самого, которая сформировалась у него внутри.

  Но если эта потребность не сформируется, тогда не будет ничего.

   Поэтому развитие такой структуры как город является системой формирования ситуаций. Это традиции обязательно, это уклады, это отношения, это праздники, это определенные поощрения талантливых людей. Не восхваление, воспевание, раздавание значков и все остальное, а "выделение" им возможности создания творческой продукции большей значимости для общества.

   ... Ленин писал, что потеря каждого таланта - это потеря для всего человечества, и задача каждого партийца: всемерно поддерживать любой талант, который появляется, это - его первая задача как члена партии. У нас это получилось совсем со знаком наоборот, потому что каждый партиец почему-то не поддерживал талант, а старался его подавить. Почему? Потому что он был ему как бы конкурентом, и мог занять его место, а это не были отношения творческие, взаимообучающие: если есть у тебя что-то, чем я могу обогатиться как личность, то ты мне дашь, а я возьму, то ты в этом случае будешь как бы учитель, а я - ученик, но тогда у меня если что-то есть, я отдам, и ты возьмешь. Вот и произойдет взаимообогащение.

   У нас не произойдет взаимовыталкивание: кто сильнее тот и вытолкнет, и затем подавление. Почему? Потому что играет роль внешнее предъявление, ролевые массы и ролевые функции, из-за них складывается система распределения и обеспечения деятельности, система распределение жизненных благ; опять же создание вроде бы твор-еской атмосферы, но ведь если это так, то ведущие миллиардеры мира были бы самыми творческими людьми. Они - творческие люди, но в определенном виде деятельности, а в другом как? А если это не связано с бумажками?

   Как быть вам, если вы всю жизнь вынашивали вынашивали вынашивали и то, что выкристаллизовалось - в статье, в книге, в фильме, в музыке, в гайке, которая супер - сделана - вот где высшее качество сформированной информации, энергии и т. д. Вы внесете гармонию в мир через вот эти свои результаты, внесете гармонию в жилища, внесете гармонию в отношения, внесете гармонию других в себя, т. е. мир станет вокруг вас гармоничней, а это - среда, через которую в вас наработается новая гармония. Если вы наработаете и снова внесете, то опять вы преобразуете мир, мир опять преобразует вас - это и будет, собственно говоря, пульсация, но в этом случае вы приобретете как бы большую влиятельность на мир. Вы ее должны обязательно приобрести, потому что сначала вы в мире ученик, вы поглощаете, набираете, потом вы должны отдать, а иначе самое серенькое съест все ресурсы, а у нас ресурс ограничен.

   Значит, отпущено вам время для того, чтобы вы научились решать задачи класса перехода на следующий уровень, на качественно следующий уровень. Вы должны эту задачу успеть решить и переходить не через понятие "смерть", а через понятие "новое рождение". Это во всех смыслах: и в смысле движения по спирали развития, и в смысле движения творческой деятельности, и в смысле движения в своих интересах, которые сейчас в таком спектре, потом расширяются, разрастаются. И тогда у вас получается движение в сторону вашего совершенствования, недостижения совершенства как абсолюта, а совершенствования непрерывного. Вот это - коммунизм и есть.

   Но эта идея, как идея, была сформулирована неточно, она была искажена с самого начала, когда на всех углах написали закон нашей будущей жизни, который классик придумал умно. Но он не говорил никогда, что будущее наше - закон существования "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям, по труду". Он не говорил этой фразы никогда и нигде! Он не формулировал "от каждого", этой частички "от" - не было! Было написано "каждый", а каждый значит внутри него, значит, надо развивать каждого, развивать его, чтобы он сам принимал решения; а если "от каждого", значит, надо создать систему репрессивного выжимания, создать административно-командную систему, которая от каждого будет брать, а потом каждому будет распределять.

   Пожалуйста, две буковки, которые поменяли принципиально всю концепцию развития. Когда и кем они были внесены? Тем, кто стремился удержать власть, который, как бы став великим учителем, не хотел, пройдя определенный этап достижения уровня своими учениками, пропустить их вперед, а самому стать учеником. Он хочет оставаться на пирамиде, наверху, а это невозможно. Жизнь становится сложнее, а в этой сложности он не успевает разбираться, если он не будет обучаться. У тех, которые обучались и в результате прошли путь развития побыстрей чем он, у них на этом же отрезке появилась возможность пройти дальше, и тогда они новые, будут тянуть вперед. А если он это не понимает, то он будет на начальном этапе тянуть их вперед, поддерживать молодых генералов, а когда они достигнут определенной мощности и скорости, и за ними пойдут, то тогда им просто отрубят голову. Почему? Они становятся конкурентно опасны по предъявимости, своей значимости для общества. Нет - значит, я буду один, и мне будут приписывать все результаты, но эти результаты не будут делаться мной.

  Итак, очень легко проверить или провести анализ, насколько слова городских властей совпадают с делами. Не отчеты, не стенограммы, не хвалебные, не критические реляции, а - реально! Есть такой механизм оценки: каким образом жизнь становится лучше, каким образом изменяется человеческий фактор через эту жизнь лучшую, или она - не лучшая эта жизнь, потому что там нет изменений.

   Нельзя выходить в деятельность, будучи в ней некомпетентным, т. е. не обученным. Если вы хотите учиться за счет других, подумать, поразмыслить, принять одно верное решение, другое неверное решение, то эти решения вы можете принимать на компьютере, а не на живых людях, с помощью мутационного моделирования, которое сейчас уже прекрасно развито и умеет моделировать очень сложные системы. Надо обладать знаниями в этой области и умением ставить задачу и выбирать критерии.

  А если мы говорим: "Давайте развиваться и повышать эффективность". Но это же сразу понятно любому системщику, что это говорит человек некомпетентный. Почему? Потому что эффективность не является единственным критерием развития. Будет эффективность, не будет надежности, будет надежность, не будет социальной справедливости; будет социальная справедливость, не будет устойчивости. Это несколько параметров, и обязательно их нужно в комплексе рассматривать, но в этом случае нужно знать теорию компромисса. У нас не будет решений, ведущих к максимальной эффективности, к максимальной надежности, к максимальной социальной справедсправедливости, не будет их! Будет что-то поменьше, но будет вся группа идти устойчиво в мире. А если мы сегодня гонимся за одним, завтра - за другим, послезавтра - за третьим, то мы разрушаем все остальное и получается, что у нас от некомпетентного управления - все беды.

   Некомпетентное управление - это неумение создать творческую атмосферу, неумение создать личности условия для творческой деятельности, пусть управленческой, но которая развивала бы системы общих целей.

  Необходимо время для результативной деятельности. Почему? Потому что надо решить задачу анализа, задачу синтеза, потом задачу анализа, потом задачу нового синтеза, а кто даст время столько шагов сделать? Никто и никогда! Эти шаги делаются в голове, а не на людях. А на людях уже делается шаг, который дает за определенное время, определенный результат.

   Если ты сказал про результат - он должен быть сделан! Если ты не можешь дать результат, про который сказал, значит, ты некомпетентен в том, чем хочешь заниматься. Если говоришь "перестройка" надо знать: время -определяющее! Вот за это время нужно получить результат, который сформулировал, и он должен быть таким, не меньше! И на него надо кинуть обязательно все, потому что иначе - это не перестройка, а реформирование, а реформирование в системах, которые идут вниз с большой скоростью, невозможно, невозможно переломить характер кривой. А невозможно переломить почему? Потому что нет новых технологий, на старых уже ничего не сделаешь, система заилилась настолько, стала настолько жесткой, что она не успевает изменяться за сложностями со скоростью изменения жизни: когда крыло самолета стало не гибким, стало жестким - нажми посильней, и оно тут же сломается.

  Есть такая теория оптимальных решений, математическая. Каким образом ему принимать оптимальные решения, рациональные решения, если бы был он директором завода? Т. е. есть знакомые ему множество с объектами управляемости, с соответствующими функциями, а дальше иерархия множеств совсем другая, ему должны здесь помочь его человеческий дух, человеческий настрой, человеческое отношение к людям и опыт, "сын ошибок трудных", но там ошибки трудные были на меньших людях, тут ошибки трудные будут на больших людях. Если ему не будут давать рекомендации специалисты в области постановки задач, системного управления, он ничего не сможет сделать. Почему? У него нет материалов, правильно сформированных, чтобы он мог принимать решения. Если он будет сам заниматься формированием этого материала ..., но это же - целая наука!

   Институт системных постановщиков, был введен впервые при американском президенте, их спрашивают: "Что делать с малым бизнесом? Ответ - можно поднять налоги на 11,5%". Никто из наших управленцев, не скажет 11,5%; скажут 10, скажут 15, но не скажут 11,5 %. Почему? а потому что не считают, цифра берется с потолка, а там считают: это - околокритическая кривая, которая позволяет предпринимателю рисковать, и получать прибыль больше группы предприятий; и будут вкладывать дальше (понятие разумного риска). Это - расчетная кривая, а не случайно выбранная.

   Нельзя идти методом тыка: или чуть-чуть, или побольше: возьмем в Сбербанке и поднимем с 3% вклады до 7%. Ура! Но на три года. Какое "ура"? Это же - обдираловка! Это же - ясно: темпы инфляции - это кривая, идущая стремительно вверх, а другая - очень маленькая, это - зажимание. Ты не можешь сам самостоятельно пользоваться своими капиталовложениями, потому что тебя просто надули, тебе не показали, насколько обесценятся твои деньги. Если ты согласен их вложить, чтобы немножко устояло государство, то это должно быть сделано тобой добровольно, а не приемом обманывания тебя. И эти решения, которые ты должен сам принять, не должны нарушать свободы воли принятия решений! Ты должен принимать их самостоятельно без давления.

   Если этот принцип добровольности изначально не будет нарушаться, тогда возможен рост личности, рост творчества управленцев, компетентных специалистов и т. д.

   Если он будет нарушаться, если "ты - начальник, я - дурак", никогда этого не будет! А для этого есть методы уже хорошо отработанные: та же ротация - время, отпущенное тебе на то, чтобы показать, что ты созрел для более совершенного вида деятельности, управления, чего угодно. Ты, как более развитый специалист, будешь расти и тебе пора будет переходить - 6 лет, все, дальше в США нету: или верх, или вниз; сидеть вот на этой должности ты не можешь дольше. Почему? А у тебя уже началось заболачивание. Ты, что мог здесь выработать, выработал, приобрел за это время, прирастил, теперь тебе нужно дать более масштабную задачу, перевести на более, как говорят у нас ответственную должность ...

   Кривые изменения - это возможность учиться, потом возможность отдать долги, став обученным специалистом в своей области.

  • В начало книги
  • На главную
    Сайт управляется системой uCoz