UCOZ Реклама

   Самые древние памятники истории человечества на территории Сибири созданы не менее чем за 300 тысяч лет до наших дней. С территории Сибири в древнекаменном веке шло заселение американского континента. Это одно из значительных событий мировой истории. Или еще: в глубокую древность северная Азия была колыбелью, зоной формирования многих древних народов, потомки которых сейчас живут как здесь, в Сибири, так и далеко за ее пределами. На крайнем севере с древнейших времен шел процесс формирования палеоазиатов. В центре Сибири жили кеты, самодийские племена. Кеты - народ загадочный, во многом связанный с древними индоевропейцами. Поэтому и в языке их много общего с языком иберийским и языком басков. В эпоху бронзы во II тысячелетии до н. э. южная, степная часть Сибири стала зоной, где развивалась культура древних индо-иранцев. Особенно высокого развития здесь достигла культура в I тысячелетии до н. э., когда сложилось удивительное единство от Причерноморья до Центральной Азии, так называемый скифо-сибирской мир. Потом обстановка изменилась, и со II в. до н. э. южная Сибирь стала зоной Великого переселения народов. Гунны положили начало этому процессу. И уже спустя несколько столетий южная Сибирь стала зоной развития культуры и хозяйства многочисленных тюркских народов мира.

   Еще в глубокую древность, в конце каменного века, значительная территория Западной Сибири и Урала была зоной первоначального формирования древнейших финно-угров. С этим древнейшим историческим пластом связано происхождение современных народов финно-угорской группы в Сибири, в Приобье. на севере Восточной Европы, в Поволжье. Несколько десятков больших и малых народов финно-угорской группы проживает сейчас в Европе и Азии. Мы не случайно остановились на этом. Дело в том, что многие изображения Томской писаницы имеют прямое отношение к древнейшей финно-угорской общности, к этим древним изображениям был проявлен большой и обоснованный интерес венгерских историков, и в 1983 году венгерским издательством "Корвина" был издан целый том, посвященный Томской писанице. С древнейшей финно-угорской общностью связаны образы лосиных самок, сцены оплодотворения лосих, звероподобные антропоморфные духи и рисунки, передающие фантастические превращения лосей в плывущие по волнам шкуры и возрождающиеся снова в лосей, солярные символы и многое другое.

   Вместе с тем рисунки Томской писаницы передают нам нечто гораздо большее: они, как впрочем и другие петроглифы, свидетельствуют о единстве духовной культуры человечества в глубоком прошлом, единых истоках человеческого интеллекта, разума, духовной направленности людей. Судите сами. Возьмем хотя бы художественную манеру изображения. На Томской писанице и других петроглифах звери изображены не как попало, а в определенной художественной манере. Здесь чувствуется своего рода стиль древнего искусства: плоскостное, профильное изображение животных, человеческие фигуры показаны в фас, а головы повернуты в профиль. Изображения на камне удивительно сочетают в себе реализм, жизненную правду и смелую условность. Но если посмотреть шире на эти приемы в искусстве, то без труда можно увидеть удивительное сходство искусства петроглифов с искусством Древнего Востока. теми его канонами, которые характерны для искусства древневосточного мира. Что же здесь близкого? Оказывается. много. Так же профильно изображали животных и целые сцены на стенах и колоннах храмов, папирусах, так же изображены с повернутой в сторону головой антропоморфные фигуры в Египте, в вавилонском и ассирийском искусстве. Для древнего искусства не характерно было передавать передний и задний план. его нет и здесь. Так же не обязательным во всем древнем искусстве было соблюдение пропорций. Конечно, и различия были значительными, но они касались, в основном, сюжетов искусства: древний египтянин, например, никогда не нарисовал бы лося. он его просто не видел. Однако важно другое - как изображали. А вот здесь-то мы и улавливаем поразительное единство художественной манеры, стиля древнего искусства, а это уже один из показателей единства культуры, ее изначальных форм.

   Еще более широкие аналогии имеют мировоззренческие аспекты изображений Томской писаницы. Мы уже убедились, что древние рисунки - это не просто набор изображений, неизвестно зачем нанесенных. В отличие от современных надписей, имен и дат в древних изображениях скрыт глубокий смысл. Иногда он конкретен, как, например, в показанных здесь сценах покола, загонной охоты и некоторых других, но чаще всего скрыт. В целом же в изображениях Томской писаницы прослеживается глубинная философская, мировоззренческая основа, характерная для значительной части, а может быть, и для всего человечества в древнем мире. Они нашли отражение в древнейших памятниках искусства. Как отмечалось, это сложившиеся в глубокой древности представления о трехчленной вертикальной структуре мира: верхний мир - небесная сфера, обиталище солнца, добрых духов, птиц; мир средний - земной, где живут люди. животные, и подземный мир - обитель злых духов, ночной темноты, отрицательных сил и духов предков. Эти три мира взаимосвязаны. Это та общечеловеческая философская основа всего мировоззрения, с помощью которой объяснялась смена дня и ночи, увядание и воскрешение природы, наблюдаемая ежегодно цикличность в природе, состояние жизни и смерти, движение солнца. До недавнего прошлого возникновение и развитие солярных культов и солнечной символики связывалось исключительно со странами древнего земледелия - Египтом и Вавилоном. И это не случайно, так как там оно нашло отражение в искусстве, где известны многочисленные изображения солнца Ра в Египте, Шамаша в Вавилоне, отразилось в эпосе и литературе. Да и по простой логике рассуждений этот культ должен быть связан со странами древнего земледелия. Ведь именно там, как мы знаем, возникли солярные и растительные мифы об Осирисе и Исиде, об их умирании и воскрешении. Так, по сведениям Геродота, раз в году устраивались в Нижнем Египте праздники инсценированного страдания бога Осириса. Люди рыдали, били себя в грудь. Из храмовых покоев выносили позолоченную статую коровы с золотым изображением между рогов. В корове олицетворялась жена Осириса Исида, которую часто изображали с коровьими рогами на голове или в образе женщины с головой коровы. С Осирисом египтяне связывали представления о вечной жизни в загробном мире, ему приписывалась животворная сила прорастания зерна, воскрешения природы, он был духом дерева и богом плодородия, богом подземного мира и солнца. В другом мифе о мироздании говорится о том, что солнце Ра на дневной лодке каждый день проплывает по небесным водам с востока на запад и каждую ночь с запада на восток в подвластном Осирису подземном мире в ночной ладье. Эту ладью с богом солнца охраняет Сет, чтобы вовремя поразить злого змея, нападающего на ладью. Эти мифы широко известны, так же, как и солярная символика Египта, Шумера, Вавилона, древних цивилизаций инков и ацтеков Центральной Америки.

   Конечно, было бы ошибочно видеть в Сибири те же культы, как и в земледельческом Египте или Месопотамии, но мировоззренческая основа, породившая в разных частях земного шара солярные культы, культы природы, - была единой, общечеловеческой. В основе ее лежали представления о вселенной, вечности жизни и различных ее проявлениях, древний рационализм и иррационализм различных представлений. И вот в Сибири мы видим солярные знаки в виде кругов на петроглифах, изображения солнца на крупах животных, сияющие лучами рога. Томская писаница здесь не одинока. Знаки солнца в виде диска или круга были в древности широко известны у охотников северной Азии. Нефритовые солярные диски известны в могильниках неолита и бронзового века в Прибайкалье. В эпоху бронзы и в раннем железном веке широко были распространены солярные бляшки в погребениях как символы возрождения жизни. Например, в могилах I тысячелетия до н. э., могильниках Серебряково, Некрасово и Шестаково в Кемеровской области на символах солнца изображены зерна ячменя, пшеницы, а с некоторыми бляшками были положены веточки проса. В этих обрядах запечатлена осмысленная в своей основе связь между солнцем и пробуждением живой силы роста в зернах. Символы солнца на Томской писанице - весьма важное свидетельство того, что культ солнца, представления о его животворной силе, вызывающей пробуждение жизни, существовал в Сибири задолго до возникновения здесь земледелия у лесных охотников на лосей. Значит, идея солнца и солнечного божества общечеловеческая и связана была не только с земледельческими районами. В своем развитии эта мировая идея прошла в Сибири два больших этапа: первый связан с древними охотниками, с циклами природы, таинствами рождения новой жизни. Этот этап и запечатлен на писанице в сценах размножения животных, таинства зарождения новой жизни. Второй этап связан с земледелием в Южной Сибири, распространившимся во II тысячелетии до н. э., и атрибутами земледельческого культа солнца и растительных сил природы в Сибири.

   Однако эта книга посвящена все же конкретному памятнику: Томской писанице. Думаю, что каждый, кто ее прочтет и посмотрит дошедшие до наших дней рисунки, нанесенные на скалу несколько тысяч лет назад, проникнется тревогой за этот неповторимый памятник человеческой истории, за его сохранение.

   Что же надо сделать нам, людям конца XX века, чтобы скала с рисунками сохранилась в том виде, как она есть, чтобы мы смогли эту реликвию истории передать потомкам?

   Мнений много, и они самые разные: вплоть до того, что скалу надо оградить забором и никого не пускать. Но не это нужно. Нужно пускать и как можно больше, показывать, разъяснять. Ведь это корни нашей истории, это частичка нашей Родины, ее вчерашний день, и прикосновение к тайнам прошлого способно обогатить человека, сделать его более знающим. Жестокость, разрушение, варварство всегда были связаны с невежеством, ограниченностью. И не надо впадать в заблуждение, что любой образованный человек достаточно интеллигентен, чтобы не портить, не разрушать памятник истории. Такой закономерности, к сожалению, нет. Совсем наоборот. Скажем, безграмотные и полуграмотные крестьяне в XVIII и XIX веках не портили скалу, относились к ней как к святыне.

   Поэтому и решено на Томской писанице создать музей необычный, неповторимый по своему набору зон показа, но очень нужный Кузбассу - Государственный музей-заповедник "Томская писаница". Фактически его уже давно начали формировать история и природа. Природа создала красивые скалы на берегу реки и чудесный парковый лес. А люди - наши древние предки - превратили скалу в святилище. Основу музея составит Томская писаница. Она будет дополнена выставкой по истории исследования памятника, материалами, разъясняющими древние изображения, рассказывающими о других святилищах на территории нашей страны и за рубежом. Со временем крайне необходим павильон показа камней с петроглифами - своего рода всесибирский музей древних петроглифов. Это надо сделать именно на Томской писанице. И вот почему. Томская писаница по своей зрелищности и монолитности - место уникальное, доступное, расположенное рядом с дорогой, на берегу судоходной реки и недалеко от города. В Сибири есть и другие петроглифы: их много на Енисее, на Алтае, но они значительно уступают Томской писанице. По доступности, концентрации изображений и сохранности всего интерьера Томская писаница - единственная. В других же местах разрозненные изображения гибнут безвозвратно, их надо спасать в ближайшее время, оставляя на месте только те, которые могут быть сохранены. Те, которые гибнут на глазах (а среди них есть и уникальные рисунки), надо собирать в одном месте, в музее на Томской писанице.

   Но неправильно было бы ограничиться только петроглифами. Место, где расположена Томская писаница, самой природой предназначено для музея под открытом небом. Такие музеи старинной архитектуры и быта уже созданы во многих местах: этнографический комплекс русской архитектуры и быта около Суздаля, этнографический музей около Таллина, музей древнего зодчества на Ангаре, в Улан-Удэ, объединенный музей архитектуры в Томске и так далее. Делается это не случайно, это не ностальгия по старине, нет! В наш век урбанизации, строительных стандартов просто все это исчезнет, и люди не будут видеть и знать своей истории в должной мере. Можно потерять свои корни, не с чем будет сравнивать зримо наш сегодняшний день, нашу жизнь и наши достижения. Вот в чем опасность!

   Особенно ярко это видно в индустриальном Кузбассе, где выше плотность населения, быстрее идут процессы урбанизации. Нам надо сохранить шедевры русского сибирского деревянного зодчества. Они есть в старых сибирских деревнях на Томи, в Мариинском районе и на юге Кузбасса. Будет правильно, если рядом с Томской писаницей возникнет зона русского деревянного зодчества, которая включит в себя типичную рубленую избу переселенцев, двухсвязную избу сибиряка, дом зажиточного крестьянина с надворными постройками, с показом предметов крестьянского быта внутри, кузницу, лавку, сибирские бани. В таком музейном комплексе история будет показана не по картинкам и описаниям, а зримая, живая. И это очень важно.

   В последнее время мы много говорим и пишем о шедеврах русского народного творчества - деревянной резьбе, которую образно назвали "деревянным кружевом Кузбасса". Этот вид народного творчества разнообразен, историчен. Это и украшенные резьбой ворота, кокошники, резные наличники, ставни и коньки, угловые декоры домов. Эти шедевры сибирского народного творчества составляют целую зону показа в новом музее-заповеднике естественной истории.

   Четвертой зоной будет нсторико-этнографический комплекс шорцев, телеутов и других тюркских народов южной Сибири: жилые и хозяйственные постройки, хозяйственный инвентарь и предметы традиционного быта. Все это будет не в стенах музейного показа, а в естественной природной среде под открытом небом.

   Для Кузбасса определенное значение имеет показ минеральных ресурсов края: это угли, рудные и нерудные минералы, строительное сырье. Такая зона естественного показа просто необходима. Где сейчас, скажем, можно увидеть все природное минералогическое богатство уникального в стране района - Кузбасса? Практически нигде. Разве только можно ознакомиться с небольшими образцами в краеведческих музеях Кемерова и Новокузнецка да музее геологии при объединении "Запсибгеология". И все! Причем эти образцы оторваны от природной среды, ничтожно малы. В новом музее под открытым небом на большой территории будут выставлены объемные крупногабаритные образцы нашего природного богатства общедоступно, понятно и убедительно!

   Эти пять зон показа, фактически пять отдельных музеев под открытым небом в лесопарковой зоне Томской писаницы, составят основу музея-заповедника естественной истории. Однако их можно пополнить еще двумя зонами показа. так называемыми тропами познания природы и детской зоны исторической сказки и эпоса народов Сибири. Они очень нужны детям. В районе Писаных скал чудесный парковый лес с большим разнообразием древесных, кустарниковых растений и трав, о которых интересно будет узнать, пройдя по тропе познания природы.

   Может быть, кому-то все это покажется выдумкой, пустой фантазией. Но ведь он уже есть - памятник мировой истории и культуры в Кузбассе есть люди, Которые знают, что и как надо сделать: археологи, энтографы. А лесопарковая зона Писаных скал уже давно, стала любимым местом кемеровчан.

Рисунок

  

Рисунок

  

  • К содержанию
  • В начало книги

  • К содержанию книги - "КУЗНИЦА СОБЫТИЙ"
  • В начало книги - "КУЗНИЦА СОБЫТИЙ"
  • На главную
    Сайт управляется системой uCoz