UCOZ Реклама

   Изображения лосей Тутальской и Томской писаниц похожи. Все животные нарисованы в одной специфической для искусства той отдаленной поры манере, в одном стиле: короткое массивное туловище, узкий сухой круп и мощная горбообразная передняя часть туловища. Удивительно лаконично, живо очерчены морды животных. Нарочито выделено утолщение тяжело нависающей мясистой верхней губы, отмечена мягкая расщелина рта и миндалевидный выразительный глаз. У всех лосей вырисованы настороженно поднятые вверх уши. Древний художник рисовал не только форму зверя, но и внутренности животною. На одной лосиной фигуре в области груди изображена стреловидная фигура. Очевидно, так были переданы сердце и аорта зверя. Это своего рода рассказ о внутренностях зверя, которые хорошо были известны древним людям. Сердце, по их представлениям, было источником жизненной силы. Очень тонки вычерчены на каждой фигуре подгубные "шишки", или "серьги". Их изображению придавался особый смысл: но старым поверьям сибирских народов в "серьге" лося была заложена его жизненная сила и способность размножаться.

   У первобытных художников сложились определенные взгляды на изображаемое, своего рода стиль искусства. Своеобразие чувствуется во всем, и прежде всего в материале, на котором выполнены рисунки. Они нанесены на камень и в большинстве своем при помощи камня. Очевидно, специальными каменными резцами - метчиками сначала прочерчивался контур будущего рисунка, а уже потом отбойником "прорисовывался" весь рисунок. Он выбивался мелкими ударами. При этом использовались два приёма: в одних случаях выбивался только контур фигуры, в других - снималась вся поверхность камня. Обычно голова животного выбивалась сплошь, а туловище обрисовывалось контурно. Глаза и разрез рта, как правило, не выбивались. Оставаясь выпуклыми, они придавали рисунку особую выразительность.

Шагающие лоси, знаки солнца и антропоморфное существо

   Типичной чертой этого искусства является строго профильное изображение животных. Выразительна с этой точки зрения композиция большого верхнего камня Томской писаницы. Лоси идут сплошной массой, как бы поднимаясь вверх слева направо. Все рисунки выполнены одинаково. У некоторых животных выбит весь профиль, у всех особенно тщательно вырисована голова. Туловище же показано контуром.

   Лоси другого камня нарисованы идущими снизу вверх. У них вытянуты головы, натужены шеи, на которых показаны даже складки кожи, а у некоторых животных изображены и ребра. Следует заметить, что перерезывающие грудь и шею поперечные линии - это манера, очень характерная для рисунков Томской писаницы, подчеркивающая мощную высокую грудь этих лесных гигантов. Мастерски выписаны тонкие, длинные, но не лишенные огромной мускульной силы ноги. На многих рисунках показаны раздвоенные копыта на ногах, выпирающие немного назад кости на коленях. Лоси предстают перед нами как бы в легком беге. Это передано не только умелым размещением рисунков, но и вытянутой вперед и приподнятой головой, легко раскинутыми в беге ногами зверя, причем задняя нога всегда заходит за переднюю.

   В то же время на рисунки людей эта традиционная манера - профильное реалистическое изображение не распространяется: человеческие фигуры в большинстве своем выбиты в фас, с повернутой в сторону головой. Такая манера характерна для древнего искусства вообще. Именно так рисовали людей древние египтяне, вавилоняне, ассирийцы, обитатели древней Европы. Интересно в связи с этим, что изображению самого себя неолитический человек придавал гораздо меньше значения, чем окружающим его животным. Рисунки передают в большинстве своем даже не людей, а антропоморфные существа, только отдаленно похожие на человеческие фигуры и обязательно наделенные какими-то звериными чертами, изображенные очень схематично, условно. Иногда они выполнены даже с подчеркнутой небрежностью. Рисунки лосей на их фоне по праву можно назвать шедеврами древнего неолитического искусства. Образы животных отличаются удивительной точностью изображения, передают жизненно важные и наиболее существенные признаки. В них сквозит глубокая наблюдательность, знание повадок и особенностей зверя.

   Еще одной характерной чертой этого стиля и художественного мироощущения является динамизм. Все лоси, несмотря на незначительные различия в деталях, объединены одним порывом движения: быстро шагают или бегут, вытянув вперед головы. Их тела до предела напряжены. Здесь нет ни одной неподвижно застывшей фигуры.

   Стремясь передать и даже усилить восприятие движения, древний мастер применял простой и вместе с тем чрезвычайно эффективный прием. Он располагал фигуры не горизонтально, а слегка наклонно, приподняв переднюю часть тела животного. Многие звери как бы неудержимо стремятся вверх, упрямо преодолевая все препятствия на своем пути.

   Говоря о рисунках Томской и Тутальской писаниц, можно сказать, что в целом перед нами - великолепные полотна подлинно реалистических произведений древних художников. Изображения объединяются монументальностью формы, единством техники и приемов изображения, общим смысловым содержанием. Господствующей является фигура лося - подлинного хозяина тайги.

   В таких же реалистических чертах изображены на писаницах медведи. Правда, рисунков медведей значительно меньше. Древние художники мастерски передают мешковатое, несколько неуклюжее туловище и короткие толстые ноги зверя. У местных народов Западной Сибири и Урала медведь издавна занимал видное место в мировоззрении и верованиях. С ним связывали свое происхождение многие народы Сибири, он считался божеством, которому посвящались праздники.

   Стремясь возможно точнее передать облик зверя, древний мастер иногда создавал настоящие шедевры искусства, полные очарования и своеобразной красоты, передающие не только формы тела животного, но и значительно большее - звериную душу, пугливую настороженность, настроение. Некоторые рисунки так совершенны, что заслуживают особого внимания. На Томской писанице это, прежде всего, скачущая в галопе лань. Этот рисунок можно, пожалуй, сравнивать только с лучшими образцами древнего переднеазиатского ассиро-вавилонского искусства. А по лаконичности, грациозности и экспрессии ему нет равных в первобытном искусстве северной Евразии. Необыкновенно изящна маленькая безрогая головка, тонкая шея, устремленное вперед вытянутое легкое туловище, красивые тонкие ноги с маленькими копытцами. Вверху над спиной животного прочерчена линия. Возможно, это настигший зверя гарпун.

   Несколько уступает по силе реализма и художественного мастерства рисунок умирающего лося. Но и здесь со всей глубиной передана драматическая предсмертная сцена. Животное присело на задние ноги, в последней судороге запрокинута вверх голова, разинут искаженный болью, ревущий рот, в спине торчит поразивший животное дротик. Перед нами потрясающая своим драматизмом сцена лесной жизни, которую не раз наблюдал первобытный художник.

   Полон драматизма еще один рисунок Томской писаницы, изображающий лося, попавшего передней ногой в петлю. Особое внимание здесь обращено на передачу состояния зверя. Изображены передняя часть туловища и петля. Но и этого достаточно, чтобы понять внутреннее состояние зверя: голова у животного запрокинута, рот широко раскрыт - зверь издает последний, предсмертный рев.

   А сколько жизненной правды в изображении убегающего лося и длинной тощей собаки, которая настигает животное и хватает его за ноги! Острая наблюдательность охотника сквозит в каждом таком рисунке.

   Необыкновенно искусно на Томской писанице изображены птицы: сова и журавль. В виде мелких треугольных выбоин передано, оперение совы. Не менее выразителен и изящен - журавль. У него ювелирно тонкий, длинный нос, такие же тонкие, немного согнутые в коленях ноги, красиво изогнутая шея, волнистая линия спины, передающая оперение птицы. Эти изображения, несомненно, удачи древних художников. Интересен рисунок утки: голова с характерным клювом, вытянутая шея, немного приподнятое вверх туловище и вскинутые крылья. Она изображена в момент взлета - птица отчаянно машет крыльями, как будто стремится оторваться от воды.

   Но древнего художника покидала уверенность, когда он отходил от традиционной манеры и пытался нарисовать, например, оглядывающегося назад лося. Повернутая голова получалась неуклюжей, а шея и вся фигура уродливой. Есть ли более определенные доказательства неолитической принадлежности рисунков лосей и медведей? Оказывается, есть. Еще в конце прошлого века в Базаихе около Красноярска вместе с останками человека неолитической эпохи были обнаружены вырезанные из кости фигурки лосей: отдыхающий лось, только что вставший на ноги молодой лосенок и еще несколько фигурок. В Яйском могильнике найдены маленькие костяные фигурки летящих птиц. Известны многочисленные фигурки медведей из могильников неолитического времени. Рисунки лосей и медведей на писаницах и скульптуры - это произведения одной художественной манеры. Таким образом, большинство рисунков Томской и вся Тутальская писаница относятся к эпохе неолита и были созданы в период IV-III тысячелетий до н. э.

   Удивительное искусство писаниц, существовало веками. Переходя от рисунка к рисунку, можно заметить некоторые изменения в их стиле, в манере изображения. По соседству с образами конца каменного века, на нижнем камне Томской писаницы, слева, расположены рисунки другой эпохи. Наряду с лосями здесь появляются лодки, фигуры танцующих человечков, таинственные личины, уникальная фигура солнечного оленя. К бронзовому веку относятся и изображения Новоромановской писаницы. Появляется новая манера изображения: прочерчивание, точнее прорезание контура рисунка по поверхности камня острым предметом. Нередко из-под этих более поздних изображений тускло просвечиваются пятна других, ранних.

Изображения эпохи бронзы

   В эпоху бронзы появляются не только новые приемы передачи изображаемого, но и новые сюжеты, связанные с развитием мировоззрения человека. В целом этому новому искусству уже чужда натуралистическая манера изображения животных, им присущ сухой схематизм, условная трактовка образа. Господство охотничьей магии и распространение новых представлений о строении вселенной и движении небесных светил приводят к постепенному развитию условной трактовки хорошо знакомых образов и, вместе с тем, к изменению сюжетов. С течением времени уходят в прошлое сложившиеся на протяжении столетий традиции изображения зверя, в которых важное место занимала реалистическая прорисовка характерных его деталей. В этих рисунках были заключены и художественная правда, и идея, ради которой создавал их древний охотник. На первый план в позднем искусстве писаниц выступает не художественная достоверность, а его идейность - тот глубокий, к сожалению, еще трудно понимаемый современным человеком смысл, который вкладывался в изображения.

Лось, лодка и антропоморфные существа

   В рисунках Новоромановской и в ряде рисунков Томской писаниц мы видим произведения уже иного мира, другой художественной манеры и иного смыслового содержания.

   Однако и раньше, в неолитическом искусстве, яркие реалистические образы, как будто выхваченные из глубин таежного леса, уживались с символикой, условностью, схематизмом, который был характерен и для этой эпохи. Но особенно значительно условная манера рисунка развивается в эпоху бронзы. В этом более позднем искусстве она становится основным средством передачи образов. Присматриваясь к символически выполненным лодкам, головкам животных или знакам, постоянно чувствуешь страстное стремление человека вложить в этот схематический рисунок важное для него содержание. Думается, что по мере нарастания условности в наскальных рисунках нарастала и их семантическая сторона, идейный смысл первобытного искусства. Вместе с тем наблюдается определенная тяга к показу действия. Поэтому в рисунках значительно больше движения. Прежде всего это отразилось на изображении людей. При этом важно еще и другое: человеческие фигуры даны в новой проекции - не спереди, как это делали раньше, а сбоку. Очевидно, разрыв со старыми традициями в искусстве был тесно связан с необходимостью показать действие человека, его экспрессивные движения.

   Прочерченные рисунки антропоморфных существ, лосей и связанные с ними сюжетно другие изображения мы относим к бронзовому веку: концу III- началу II тысячелетия до н.э., а самые поздние к I тысячелетию до н.э. Эти рисунки имеют себе аналогии среди определенно датированных материалов раскопок. Интересна в этом отношении прежде всего фигура антропоморфного существа, у которого от головы отходят вверх две линии. Близкие к ним изображения встречаются на сосудах с низовьев Томи и со стел бронзового века из Хакасии. Имеются аналогии и человечкам с птичьими клювами и трехпалыми птичьими конечностями. Они прочерчены на плитах из Тас-Хаза, только там они более детализированы.

   Путешествуя дальше в галерее древних рисунков, мы видим, как на смену полным фантазии и глубокого мифического смысла экспрессивным рисункам эпохи бронзового века приходит новая, еще более условная трактовка образов зверей и людей. Животные приобретают более обобщенные формы, туловища лосей изображаются прямоугольными. Уродливые прямоугольные лоси имеют такие же уродливые головы без шей и безжизненные ноги. Рядом с этими лосями можно заметить малопонятные пятна, отдаленно напоминающие рога оленей, фигуры людей. Рисунки грубы и схематичны. Это не живые образы и не талантливо выполненные у условной манере рисунки, а безжизненные схемы.

   Среди рисунков Новоромановской писаницы много символических знаков, изображающих солнечные диски, лодки и антропоморфные фигуры, характерные для искусства эпохи бронзы и начала железа. Здесь же находится и рисунок, который позволяет объединить всю эту группу изображений и определить их дату. Это человек-птица: круглая голова, расширенное книзу туловище и опущенные вниз крылья. Точно такие же фигуры известны из Ишимского клада и из Кулайки. Только там они отлиты из бронзы. Но несомненно одно, что вся эта группа поздних рисунков относится ко II веку до н. э. - началу нашей эры.

   Известно не только искусство древних обитателей Сибири: археологи отыскали и исследовали их поселения и могилы. В настоящее время известно много поселений на берегах Томи. Они свидетельствуют о том, что в древности, уже в конце каменного века, в неолите, Томь была густо населена племенами охотников и рыболовов. Жившие на Томи племена - это часть большой группы родственных народов, населявших лесную часть Западной Сибири и восточные склоны Урала. Они делали почти везде одинаковые каменные топоры, большие и острые каменные ножи, массивные наконечники копий и кинжалы из рога со вставленными в разрез тонкими острыми пластинками. Многие изделия у древних обитателей лесов были из кости и рогов: гарпуны с острыми шипами, проколки, наконечники стрел. В захоронениях найдены костяные наконечники стрел с длинным и тонким черешком и утолщением, очень похожим на наконечник веретена. Такие наконечники стрел встречаются в местах, расположенных далеко друг от друга. Они обнаружены на Урале, в Васьковском могильнике в Кемеровской области и очень далеко - к западу от Урала и Сибири, в неолитических могильниках севера европейской части СССР. Это свидетельствует о широте связей между жителями лесов, обитавшими на огромных просторах северной Европы и Азии! Несомненно, что это были племена, родственные между собой по культуре.

   Во время одной из поездок на Томскую писаницу на склоне горы мы обнаружили мелкие обломки костей, угли от костров и, что особенно ценно, - черепки древних сосудов. Теперь в нашем распоряжении были не только рисунки далекого прошлого, но и вещи, которыми пользовались в то время люди. Черепки от грубо вылепленного глиняного горшка были для нас большой находкой. Толстые, украшенные вдавлениями и насечкой, они были удивительно похожи на многочисленные черепки с поселений Западной Сибири, относящиеся к III-II тысячелетиям до н. э. Остатки костра, кости и черепки - все это, наряду с рисунками на камне, принадлежит эпохе неолита и началу эпохи бронзы.

   Наскальные рисунки, являясь памятниками духовной культуры, помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении, в духовной жизни неолитических охотников. Человек-охотник до тонкости знал повадки и особенности зверей, их поведение. Именно поэтому он сумел так убедительно показать интересующие его образы. Из-под его руки они выходили наполненными жизненной правдой. Каждый отдельный камень писаниц представляет собой сложившуюся со временем группировку изолированных фигур зверей. При этом человек на протяжении столетий с поразительным упорством отражал в своих произведениях часть окружающей его действительности, которая для него была всего важнее, - мир зверей.

   Искусство писаниц с его покоряющими образами лося и медведя, великолепными изображениями птиц было вызваво к жизни не только наблюдательностью охотников: в них сказались тысячелетние традиции первобытного искусства. Двадцать пять тысяч лет назад в горах палеолитических пещер Европы и у нас на Урале созданы замечательные палехромные произведения искусства. Палеолитические охотники на мамонтов передали в изображениях приемы первобытного реалистического искусства, свое восприятие мира.

   Основными сюжетами были животные той поры: мамонт, носороги, бизоны, дикие первобытные лошади и трепетные лани. Традиции этого древнейшего искусства, выйдя из мрачных гротов, в неолитическое время продолжают жить в искусстве писаниц северной Европы и Азии.

  

  • Продолжение
  • К содержанию
  • В начало книги

  • К содержанию книги - "КУЗНИЦА СОБЫТИЙ"
  • В начало книги - "КУЗНИЦА СОБЫТИЙ"
  • На главную
    Сайт управляется системой uCoz