UCOZ Реклама

   Сегодня научно-техническая революция налагает на науку, технику, искусство гигантские задачи, качественно отличные от задач прошлых времен. И отличные прежде всего тем, что наличие слабого звена грозит гибелью уже не просто какому-нибудь племени, народу или государству, а всему человечеству. Взаимосвязь, усложнение науки ведут к тому, что погибнуть мир может не только от того, что оплошает человек у пульта ракеты с атомной боеголовкой, но и человек, находящийся у руля управления любого государства, атомной электростанции или в любой лаборатории, занятой микробной генетической инженерией. Гигантский вред может принести ошибка в финансировании, планировании, прогнозировании.

   Наполеон сказал, что ум и воля полководца должны равняться друг другу, как две стороны квадрата. Для нашего века такой двухмерности недостаточно. Большие беды произошли не только потому, что ум оказался сильнее воли или воля оказалась сильнее ума и даже простого здравого смысла, но прежде всего из-за отсутствия третьего параметра - этического. Однако научно-техническая революция влечет за собой резкое возрастание личной ответственности и в ходе ее повышается роль параметров ума, воли, как и этики.

   И еще одно обстоятельство: поскольку угрозам, стоящим перед человечеством, должны противостоять не только наука и техника, но и литература, искусство, обостряется потребность и в выдающихся людях гуманитарного профиля.

   Человечеству предстоит грандиозная задача - уложить гигантские наборы фактов в краткие, емкие законы, к тому же не в одной, а во множестве областей знаний, сообразовать с этими законами технические, прикладные достижения. Человечеству предстоит подвиг создания представлений, объединяющих науку, искусство и этические установки в единое целое. Как решить эти задачи без гениальности, повышенной работоспособности лучших его умов? И как добиться, чтобы человек делал то, что у него лучше всего получается, - конструировал космические аппараты, а не тачал сапоги?

   Природа подарила человечеству неисчерпаемое наследственное биохимическое разнообразие, гетерогенность - в типах констигуции, мышления, тонуса, восприимчивости, темпов созревания, быстроты и глубины понимания. Как следствие этого - безграничное разнообразие индивидуальностей, слагающееся в своих задатках даже не к моменту рождения, а в процессе зачатия.

   Выявление у человека его потенциальных способностей, их максимальное развитие требуют исключительного внимания, проникновенного труда, а также, что не менее важно, научно достоверных знаний природы гениальности. Вероятно, поэтому так редка полнота расцвета личности, так редки подлинно творческие кружки и коллективы.

   "Каролингское возрождение" - культурный подъем VIII-IX веков в империи Карла Великого (в хрониках есть упоминание о его подагре). Уделяя внимание образованию и вовлечению в управление наиболее даровитых людей, он, в частности, во всех концах страны разыскивал наиболее способных подростков и посылал их в школы. Петр I ломал сословные предрассудки, посылая за границу способных простолюдинов. Когда в конце XVIII века в Петербурге была основана Военно-медицинская академия, священный синод не препятствовал поступать туда студентам духовных семинарий: ведь они знали латынь, необходимый язык медицины. Этим разрешением воспользовались многие способные семинаристы, и нет ничего удивительного в том, что среди первых русских врачей оказалось немало детей из семей священнослужителей и бывших семинаристов.

   Вспомним эффект Царскосельского лицея или кружок Станкевича, которые не только объединил, но и сформировал Белинского, Огарева, Тургенева. Вокруг Мамонтова в Абрамцеве собираются Врубель, Серов, Васнецов, Шаляпин, Чехов, Левитан.

   Однако все это уже история. Реальным фактом сегодняшнего дня стало существование 35-40 тысяч специальностей, и они предъявляют спрос на такие виды дарований и их комбинации, которые не могли бы найти применения ни в Элладе, ни в промышленной Англии XIX века, ни среди высшей интеллигенции России начала нашего столетия. И если такой спрос наряду с демократизацией возможностей не привел к соответственному возрастанию числа гениев и талантов, то причина этого - существенные изъяны воспитательных, образовательных, отборочных и выдвигающих систем. А для развития общества, для решения тех грандиозных задач, которые ставит перестройка во всех сферах нашей жизни сегодня и завтра, для обеспечения междисциплинарных областей деятельности трудно будет - если вообще возможно - обойтись без одаренных людей.

   Практичные американцы ответили на полеты советских спутников не только усиленным развитием своей космонавтики, но и тем, что поставили на конвейер отыскание (посредством разработанных тестов) самых одаренных старшеклассников. Тестирующие методы принципиально отличаются от экзаменов тем, что почти целиком ориентированы на сообразительность, умения, а не на то, что удалось запомнить, заучить. Ни знание формул, теорем, ни словарный запас почти никакой роли здесь не играют. На бланке теста даются фразы с пропуском одного слова и из 4-5 предлагаемых нужно выбрать то, которое придает фразе наибольшую содержательность. При проверке математических способностей сохраняется тот же принцип: на бланке имеются все формулы, необходимые для решения, но нужно сообразить, какую из них использовать.

   Тест содержит 44 страницы, его выполняют 3 часа. С его помощью из 600000 перспективных старшеклассников ежегодно отбирается 35000. 10000 лучших обеспечиваются стипендией для окончания высшего учебного заведения, 25000 получают дипломы "полуфиналистов", а с ними свои привилегии.

   Конечно, на результатах тестирования сказываются начитанность, интеллектуальные навыки, развитие мышления, словом, тесты измеряют не генотип, а фенотип, то есть совокупность всех свойств, качеств личности, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. При этом часто остается за бортом потомство обездоленных классов, национальных меньшинств, чьему умственному развитию в детстве не уделяли должного внимания. Сами американские исследователи видят в тестировании "своеобразный трамплин, подбрасывающий многих людей к достижениям, поднимая существенно над их "природным" социальным классом. В обществе, ориентированном на достижения, коэффициент интеллекта является важнейшей мерой, предупреждающей затвердение классов в касты". Даже так.

   Целая серия исследовательских работ, проведенная в этой связи на раздельно воспитанных однояйцовых близнецах, показала ошибочность утверждений, будто роль генотипа, наследственных факторов в становлении гения ничтожно мала, а все определяется воспитанием, средой, обстоятельствами. В своих выводах итальянский генетик Кавалли-Сфорца предположительно принял, что превышение над средним уровнем интеллекта на 50 процентов - наследственностью, что, вероятно, близко к истине в отношении значительных контингентов, а не в индивидуальных случаях, когда на один фактор может приходиться до 100 процентов, а на другой - до нуля.

   При всех упреках в антидемократизме служба тестирования в США стала эффективным методом отбора одаренных людей.

   Та бурная дискуссия, которой сопровождается обсуждение всей системы обучения в нашей стране, свидетельствует, с одной стороны, о признаваемых в ней недостатках, несовершенствах, с другой же - о поисках оптимальных решений, новых подходов. И здесь предстоит рушиться устарелым, застойным представлениям, меняться практике. Многие скептики говорили, что сама постановка проблемы гениальности и антидемократична (один гений на 10 миллионов) и неактуальна (дело-то идет и без них). Но оба эти, казалось бы, самоочевидные утверждения неверны, если просто учесть наличие 40 тысяч современных специальностей, требующих своей оптимальной комбинации дарований. И для всех нужно ранее развитие талантов, внутренняя собранность и целеустремленность, специфические ценностные координаты.

   Опасения, что индивидуализированное обучение порождает элитаризм, не лишены оснований. Но надо ли опасаться, что в классе среди двадцати школьников отчетливо выделится первый магематик, первый физик-экспериментатор, первый литератор, художник, искусствовед, первый шахматист? При таком положении одноклассники будут терпимо относиться даже к первому ученику, а рано профилированные школы утратят свою заманчивость для родителей, помешанных на престижности для своих детей. Именно ранний и повседневный контакт со многими яркими индивидуальностями и развивающимися дарованиями уже в детстве и юности будет гасить то стремление к превосходству, престижности, тот инстинкт господства, самоутверждения за чужой счет, который перерождается в страсть к верховенству, власти.

   Способности и дарования человека являются главной производительной силой общества - это стало аксиомой. Но ее можно развить и так: проблема происхождения гениальности, ее изучение, привлечение к решению задач нашего времени - вовсе не абстрактная маниловщина, а конкретное, актуальное дело, каким может быть и должно стать раннее выявление одаренных людей, обладающих любым из трех раскрытых нами внутренних допингов. И неразумно пренебрегать здесь теми возможностями, какие дает знание биохимических факторов. По-видимому, нормальный, средний человеческий мозг при отсутствии внешних по отношению к нему тормозов, при хроническом воздействии на него определенных внутренних биохимических, гормональных допингов оказывается потенциально способным к необычайно высокой продуктивности, близкой к гениальной.

   И здесь важны результирующие следствия, как ни непривычны они еще нашему сознанию. Один пример, уже прорвавшийся через эту преграду. Известно, что врожденное нарушение обмена фенилаланина, незаменимой аминокислоты в организме человека, приводит к умственной отсталости. Есть возможность избежать этой печальной участи, если определить такое нарушение обмена еще у новорожденного. Лабораторный анализ позволяет это сделать, - матери в детской консультации достаточно предъявить врачу мокрую пеленку.

   Анализ капельки крови на содержание в ней мочевой кислоты позволит сделать предположение о возможной повышенной активности мозга. Сигнал зажжен. Идеальный вариант (причем, для всех детей) - материнский уход за таким ребенком до 4-х лет. Составление программы воспитания, развития и обучения ребенка с высоким интеллектом должно быть поручено высококвалифицированным педагогам. Здесь можно говорить о целесообразности и желательности обучающих игрушек для детей домашних, ясельных и детсадовских, о раннем обучении чтению и иностранным языкам, раннем поступлении в школу, постоянно действующих летних курсах для желающих и способных пройти 1-2 класса экстерном. Экстернат и раннее поступление в высшее учебное заведение должно быть постоянно в поле зрения родителей и преподавателей и его следует поощрять, если подросток на это способен и к этому активно стремится. Такие выдающиеся деятели науки, как Л. Ландау, Н. Винер, Г. Селье и другие окончили школу очень рано и рано приступили к самостоятельной работе, не утеряв при этом возрастной любознательности и жизнелюбия.

   Вопрос о том, демократично ли, справедливо ли предоставлять немногим "избранникам" с раннего детства особые льготы, решается относительно просто: речь идет не столько о льготах, сколько о перегрузках, доступных и даже необходимых перспективному уму.

   Это не совсем уж такая "голубая мечта": экономисты не раз указывали, что при надлежащей организации труда из промышленности можно без ущерба освободить 15-20 миллионов человек. Вероятно, именно из этого фонда можно, сохраняя зарплату, вернуть детям еще на четыре года их матерей. Конечно, ясли и сады сыграли огромную роль в раскрепощении женщин. Но одновременно появились и такие понятия, как "ясельный ребенок", "детсадовский ребенок". Вот в Японии существует очень престижное звание "мать-образовательница", даваемое женщинам, чьи дети очень хорошо учатся в школе. Оставленная на четыре года при ребенке, мать сама может продолжать свое образование - формально или неформально, потому что впереди - взросление детей и только эрудированная, грамотная в вопросах медицины, психологии мать может создавать в семье тот авторитет, который так нужен подросткам.

   В какой мере этично или неэтично создавать вероятным обладателям внутренних допингов необходимые и отнюдь не оранжерейные условия развития, для них оптимальные? Можно ли ждать даже эти 20-25 лет, покуда "допинговые" дети подрастут и начнут развивать свою энергичную деятельность? Не следует ли уже в ближайшее время заняться их розыском, чтобы обеспечить им максимальные возможности самореализации? Не следует ли ориентировать на эти розыски наши медико-генетические консультации, почти бездействующие и не только из-за отсутствия реактивов и оборудования, а из-за того, что врачи, не обученные в институте медицинской генетике, не умеют распознать у пациента что-то, связанное с наследственностью? Пусть даже у этих подростков окажутся неблагоприятные условия воспитания в семьях, яслях, детских садах и школах, зато перед нами будет молодежь, у которой уже выявились и определились те способности, без которых никакой хронический внутренний допинг не создаст выдающуюся творческую личность. До каких пор во имя псевдодемократической доктрины о мнимой изначально одинаковой одаренности и потенциалах всей детей наша страна и человечество в целом будут терять возможность десятикратно, стократно, даже тысячекратно увеличить свою интеллектуальную мощь? Ведь для равноправия вовсе не требуется, чтобы все люди были однояйцовыми близнецами, как однажды заметил выдающийся генетик Феодосии Добжанский. Ведь недаром, не для обмана был некогда провозглашен принцип "От каждого по способностям".

   Пример из истории биологии: прошло 50 лет стремительного развития генетики и биохимии, прежде чем выяснилась огромная роль дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты (РНК) в эволюции и индивидуальном развитии, и было потеряно еще одиннадцать лет (до 15 октября 1964 года - даты "развенчания" Лысенко), покуда роль этих двух кислот официально не признали в СССР. Неужели нужно ждать еще много-много лет для того, чтобы огромная роль еще одной кислоты (мочевой, уратов) в истории и культуре была признана, чтобы были сделаны необходимые практические выводы, вопреки очковтирателям и "псевдодемократам", тем, чья энергия и способности вовсе не соответствуют занимаемым ими постам?

   Было бы безответственно и даже преступно не воспользоваться открытием того природного механизма, который, действуя на протяжении тысячелетий истории общества, поставлял большинство выдающихся личностей, сыгравших ключевые роли в судьбе человечества.

   Не исключено, что такая установка вызовет многообразное противодействие, но за ней стоит реальная возможность качественного развития всего общества в целом. И конкретного человека, ибо счастье всякого творца - в сознании и признании его нужности, в исполнении той задачи, которую ставит перед гением его внутренняя сущность, его время.

   "Человек как вид может возвыситься над собой... - писал Дж. Хаксли. - Если нужно назвать новую цель, то, может быть. подойдет слово "трансгуманизм": оставаясь человеком, он подымется над собой, реализуя новые возможности своей человеческой природы. Я верю в трансгуманизм: если однажды появится достаточно людей, способных устремиться к нему, человеческий вид окажется на пороге нового образа жизни, столь превосходящего наш, как наш - образ жизни синантропа. Человек, наконец, станет сознательно осуществлять свое истинное назначение".

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz