UCOZ Реклама

   ТАЙНЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ

   Трудно дать определение того, что является гениальным. Вот, что об этом говорит мой земляк - киевский академик, Н. Амосов:

   "Наш отдел в Институте кибернетики АН УССР занимается, в числе других проблем, социальной психологией. Точнее, мы работаем над моделями социальной личности - стимулами поведения и эффективностью их реализации в сфере труда, семьи, общества. Мы строим количественные модели - пытаемся выразить числом чувства, авторитеты, самосознание и цели, интенсивность труда, уровень интеллекта и многое другое.

   Представляем все это в динамике: как формируется и меняется социальная личность от момента рождения и до смерти. Не буду хвалиться успехами, это дело трудное и долгое, хотя совершенно необходимое для разумного управления обществом. Упоминаю об этом потому, что для построения моделей нужно подробно изучить вопрос, отделить существенное от второстепенного, достоверное от сомнительного. Это касается и "умных детей".

   Хаос мнений: "Главное - гены: умным нужно родиться", "Нет, все дело в школе, постановка образования"; "Образование - ерунда. Образованные тоже бывают подлецами"; "Главное - воспитание, безошибочное чувство на добро и зло"; "Не надо ребенка учить до школы - можно испортить. Предоставьте это учителям". Другие учителя: "Пришел умненьким в первый класс - умным и школу кончит". Семья: "Главное - культурная среда".

   Очень печально: мало надежных количественных данных, настоящей современной науки - и это по такому важному вопросу! Одно несомненно: воспитанию - первое место! Сначала гражданин, потому уже профессор или чернорабочий. Но так ли уж они отделены, эти две линии - воспитание и образование? Воспитать - это привить чувства: долг, совесть, честь, сострадание, преданность идее и Родине. Выучить - значит начинить мозг сведениями и научить ими пользоваться для достижения целей. В принципе - любых, даже эгоистических, даже антиобщественных.

   Я не утверждаю, что все образованные - высокоморальны. Не утверждаю даже, что все они - умные. Но есть другое: умные - на любом месте - более моральны. Их поведение больше согласуется с интересами общества. Косвенное доказательство - статистика преступности. Как правило, преступник - это низкий интеллект, низкая квалификация, отсутствие интереса к делу.

   Итак, есть связь "интеллект-мораль". Но, может быть, преступники - неумные от рождения? Опять этот острый вопрос: соотношение генов и среды. Пока не будет количественной меры для измерения поведения на разных возрастных этапах, решить его нельзя. Однако есть серьезные данные в пользу главенствующей роли воздействия общества.

   Нет, конечно, нельзя сделать гения из любого младенца, но поднять каждого на хороший уровень, видимо, возможно. (Разумеется, кроме явно дефективных от рождения детей.)

   Еще одно замечание. Воспитание, то есть привитие чувств, без развития интеллекта - дело трудное. Возможно только примером и авторитетом в семье. На ограниченного человека действует ограниченная среда. Но если бы все родители были идеальными, не было бы проблем. Другое дело - умный. На него действует широкое окружение - книги, радио, телевидение, их моральное воздействие.

   Итак, основной тезис: умного ребенка легче воспитать. Легче сделать из него хорошего гражданина.

   Снова вернулись к началу: где же взять ум?

   Есть сведения из различных отраслей наук.

   Мозг ребенка к моменту рождения сформирован только в основных чертах. Он обеспечивает регулирование внутренних органов и простейшие внешние рефлексы: сосание, глотание, реакцию на боль. Даже способности видеть и слышать очень ограничены. Разумеется, в генах запрограммировано последующее после рождения формирование мозга - размножение и созревание его клеток, установление связей. В пять недель ребенок фиксирует взгляд, в шесть - прислушивается, потом - длинный ряд достижений. Но программа не жестка. Созревающие клетки вынуждены сразу функционировать, и сам процесс созревания существенно зависит от их функциональной нагрузки. Настолько существенно, что может измениться количество новых клеток и связей, их активность. Все это в будущем станет влиять на самую основу личности, характер. Интересны опыты на животных: очень ранними целенаправленными воздействиями удавалось изменить, казалось, врожденные механизмы поведения, такие, как отношение к матери. Это получило название импринтинг.

   Очень важно для каждого периода развития дать соответствующее ему активизирующее воздействие. Чтобы уже были клетки, способные воспринимать, чтобы само воздействие не было бы чрезмерным по силе и не вызывало функциональных срывов. Понятно, это большая и сложная наука.

   Но вернемся к детям. Кажется, все они одинаково развиваются в ранние месяцы: улыбаются, держат головку, произносят первые звуки. Небольшие различия обычно относят за счет врожденных качеств. Доказывается, и для младенцев очень важна среда. Кажущаяся одинаковость первого года объясняется тем, что ребенку нужны небольшие воздействия и они примерно однородны. Никто не пробовал выключить или коренным образом их изменить. Но сама жизнь в разные времена и в разных местах провела такие эксперименты. Достоверно известна судьба нескольких десятков детишек, похищенных и воспитанных животными, а потом спасенных людьми. Основная черта: все они оказывались страшно недоразвитыми, последующее их воспитание и образование оставались малоэффективными. Если дети возвращались в человеческое общество после 5-6 лет "плена", то их с трудом удавалось выучить ходить вертикально и говорить несколько десятков слов.

   Попытки ускорить развитие не были столь демонстративны, но и методология их не установилась. Видимо, все дело в дозировке воздействий: они должны опережать созревание, но не слишком, и не перегружать мозг неприятными эмоциями.

   Несколько крупных научных авторитетов давно настаивают на возможности развить интеллект с помощью ранних целенаправленных усилий. Прежде всего советский психолог Л. Выготский: его книга "Мышление и речь" вышла в 1934 году, спустя несколько месяцев после смерти автора. В ней он доказывал, как важно рано учить детей понимать речь и говорить. Когда ребенок не знает названия вещи, он как бы не видит ее. К сожалению Выготского вспомнили и оценили только недавно. И не только у нас.

   Крупнейший психолог Пиаже еще в 30-х годах описал стадии, которые дети проходят в познании окружающего мира. Он выдвинул своеобразный тезис: "Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он хочет увидеть и услышать". По-современному: информированность порождает жадность к информации. Есть оптимальное отношение "порции нового" к уже накопленному. Если нового много - оно не воспринимается, так как устает внимание, человек теряет нить. Нового слишком мало - следить надоедает, скучно. Искусство или наука обучения заключается в том, чтобы выбрать дозу. Это касается и взрослых, но для детей особенно важно, так как дозированное воздействие на малыша ведет не просто к накоплению сведений, а формирует мозг, влияет на способности и восприятие.

   Широкие исследования по раннему обучению проведены в последние десятилетия в Гарвардском университете в США. Ученые Бэртон Уайт, Д. Брунер и другие разработали специальные методики, позволяющие количественно оценивать уровень интеллекта и социализации. Они начали с шестилетних и обнаружили очень большие отличия в развитии. Анализ показал, что они подразделяются условиями семьи, качеством материнского воспитания. Все зависит от того, сколько времени и умения у матери. Умение - это доза информации и форма ее преподнесения. Затем ученые взяли под наблюдение несколько сот 2-3-летних ребятишек, тщательно определив их семейные условия. Через 3-4 года они увидели результат: все дети, которых рано и правильно учили, стали отличниками, в контрольной группе отлично успевали только 10 процентов детей.

   Краткие выводы из их работы. Основы интеллекта закладываются в первые годы. К четырем годам - уже половина интеллекта 17-летнего, к шести годам - две трети. Темпы дальнейшего нарастания определяются исходным уровнем перед школой. Если он низок, усилия учителей окажутся недостаточно эффективными. Впечатление, что школа не прибавляет некую сумму информации к дошкольному уровню, а умножает его на определенный коэффициент. Именно потому с возрастом разница в интеллекте возрастает.

   Следующим шагом был эксперимент. Энтузиасты педагоги организовали систематические занятия с маленькими детишками индивидуально или в маленьких группах по 3-5 человек. Результат подтвердил ожидания: возрастание интеллекта прямо зависело от возраста и затраченного времени.

   Насколько все это серьезно? Похоже, что серьезно: у истоков нового направления стоят солидные имена психологов. Теоретические посылки несомненны: функция формирует структуры растущего организма. Но настоящая педагогическая наука началась не так уж давно. У скептиков достаточно оснований сомневаться: мало ли уже было всяких увлечений.

   Несомненно одно: для нашей страны, для воспитания нового человека это может оказаться очень важным. Значит, следует думать психологам, педагогам и - самое главное - родителям. Именно на них лежит главная ответственность за судьбу ребенка, детей. Если семья не подготовит ребенка к школе, учителя не смогут радикально изменить положение.

   Как же выглядит система раннего активного воспитания? Первое условие - правильная дозировка воздействий в зависимости от возраста. Много - ведет к перенапряжению и срывам, мало - не действует. Второе - форма. Любовь и ласка. Ровность. Твердость в главном, но без упорства. Для воспитания чувств, кроме того, личный пример. Разумеется, необходимо время. Один час "квалифицированной" работы - разговоры с ребенком, еще 1-2 часа - технической, например чтения. О гигиене, режиме питания, физкультуре не говорю, это само собой разумеется.

   Расписание. Первый год - игрушки и разговоры. С ребенком следует рано и много говорить. Показывать и называть предметы. С полугода - читать книжки с картинками. Наблюдать реакцию и по ней дозировать сложность, продолжительность, интервалы, переключения. Общение со взрослыми - вот главный источник информации для младенца.

   Второй год - формирование речи. Активно учить говорить. Разговаривать, читать, спрашивать. Учить играть с игрушкой.

   Третий год - продолжение предыдущего. Расширять словарь, умеренно заботясь о правильности произношения. Читать и беседовать. Учить заниматься самостоятельно: играть с игрушками, рисовать. Общение дает информацию, материал. Творчество развивается в одиночестве.

   Четвертый год - то же плюс учение как обязанность, с очень осторожным нажимом. 15-20 минут в день, но "обязательной" работы. Буквы, слоги, счет. Грамматически правильная речь. Рисование, самостоятельные занятия с игрушкой.

   Пятый год - чтение, письмо. К пяти годам ребенок должен уметь прочесть простые слова, написать их печатными буквами. Полчаса обязательной работы. Элементарное самообслуживание. Стимулировать самостоятельные занятия.

   Шестой год - техника чтения. Отлично, если к шести годам ребенок будет читать для своего удовольствия. К сожалению, такое удается редко. Счет. Самостоятельные занятия: рисование, куклы, простые конструкторы. Письмо, арифметика.

   Понятно, что это только грубая схема. Сроки могут немного сдвигаться, но главные пункты обучения крайне важны: речь, счет, чтение, рисование, умение заниматься самостоятельно. Результаты проверяются по сумме сведений и навыков, а также развитием воли. Главное, что надо запомнить: воспитание маленького ребенка - серьезная работа для родителей. Обычно возникает масса вопросов и возражений. Вот главные:

   "Где взять время?" Неосновательно: в семье 1-2 ребенка на 3-4 взрослых. Возраст старости удлинился. Можно найти несколько часов для разговора.

   "Не умеем". Это верно. Уметь - не просто. Нужно учиться. Физически трудно разговаривать с ребенком 2-3 часа. Иссякают темы, устаешь придумывав. Выход? Детские книги. Читать много легче, кроме того, в них мораль, воспитание.

   "Как быть с телевизором?" Воздерживаться. Очень легкое дело: включил - ребенок и молчит, и получает информацию. Изучено: не эффективно. Поэтому ограничиваться детскими передачами.

   Сложнейший вопрос - о яслях и садике. Если ребенок проводит в кроватке весь день и только вечером его берут домой, чтобы снова уложить спать, ждите низкое развитие. Много лучше - ясли на несколько часов в день, чтобы после еще оставалось время для воспитания. Это допустимо, если заставляют обстоятельства. То же самое - младшие группы садика. Другое дело - старшие, после четырех лет. Такой сад - необходимый элемент воспитания, инструмент социализации, особенно теперь, когда в семье зачастую одно дитя. Хороший детский сад может стать средством образования. Поэтому нужно сосредоточить домашнее воспитание с общественным. Не стремиться держать ребенка в садике до позднего вечера, а резервировать время для разговоров и чтения. И - очень важно - для самостоятельной работы ребенка, для одиночества... А вот, что пишет о взрослых гениях В. Эфроимеон:

   "Герой одного из рассказов Марка Твена, попав в загробный мир, просит показать ему величайшего полководца всех времен и народов. И ему показывают.. умершего сапожника с соседней улицы. Как это?! Но все правильно, сапожник действительно родился военным гением, но командовать ему не довелось даже ротой.

   Бесспорно, это литературный сюжет, к тому же бродячий, повторяющийся у других писателей. Но стал бы английский физик Майкл Фарадей тем, кем он стал, - основоположником учения об электромагнитном поле, автором законов электролиза, электромагнитной индукции, идеи существования электромагнитных волн. тождественности различных видов электричества, - стал бы он ученым с мировым именем, если бы не Г. Дэви, случайный посетитель книжной лавки, который взял к себе в лабораторию мальчика на побегушках, будучи поражен неожиданными его знаниями и начитанностью.

   Мария Склодовская девочкой работала сначала препаратором, а затем лаборантом у своего преподавателя физики в средней школе. Позднее в Париже она буквально голодала, пока однажды профессор Липпман не обронил внимание на то, как она быстро и умело обращается с лабораторным оборудованием и проявляет большую экспериментальную сметку.

   Сын базельского пастора Л. Эйлер занимался в гимназии, где математику не преподавали, и он брал уроки частным образом. Затем студентом университета он как-то попал в поле зрения Иоганна Бернулли, после Лейбница и Ньютона крупнейшего математика мира. Остальное известно: приглашенный в Петербургскую Академию наук, он в 1727 году переехал в Россию, затем работал в Берлине. Леонард Эйлер - ученый необычайной широты интересов и творческой продуктивности, автор свыше 800 работ по математическому анализу, теории чисел, небесной механике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и т.д.

   Случайно, однажды... Как бы то ни было, но это произошло, и мир получил замечательных ученых Эйлера, Фарадея, Склодовскую-Кюри, дважды лауреата Нобелевской премии - в области физики и химии (кстати, все трое были иностранными членами-корреспондентами Петербургской Академии наук).

   А так ли уж нужны обществу гении? Нужны. Хорошо сказал канадский физиолог Ганс Селье: "Культура, здоровье и мощь науки зависит, прежде всего, от ее творческих фундаментальных исследователей, от яйцеголовых". И подчеркнул: "Но важно рано распознать многообещающего фундаментального исследователя тогда, когда он нуждается в поддержке для развития своих особых дарований".

   Как видите, снова раннее детство, период решающих детско-подростковых впечатлений. Значение семейных традиций, сознательное воспитание интеллекта.

   Я обращусь здесь к воспоминаниям Мариэтты Шагинян о старых "фребелевских" садах и приготовительных классах. Немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-IS52) был теоретиком дошкольного воспитания, ему принадлежит идея детсада и основные направления методической работы в нем. В России платные курсы его имени существовали в 1872-1917 годах. Это были педагогические заведения, которые в течение трех лет готовили воспитанниц детей дошкольного возраста для садов и семей. Затем на их основе возник Институт дошкольного образования. "Я помнила старые фребелевские сады, - пишет М. Шагинян. - Там была система в играх, в игрушках, в линованных густо (две горизонтали, пересекаемые сеткой косых диагоналей) тетрадках, в подборе цветных карандашей... Система эта состояла в том, чтобы дети готовили руку. когда выводили свои палочки, - к будущему каллиграфическому письму, готовили глаза - к будущему выбору красок, готовили свое восприятие - к симметрии, к пониманию, что она такое; готовились игрою в лото, в кубики, в мяч - к знанию флоры, фауны, первых форм геометрии, чувству дистанции. А возраст был - четыре-пять лет. И с этих же пор ставилось горло, обучался слух - пением, музыкой... Именно тогда закладывалось и знание иностранного языка... "Фребелички", руководительницы детских садов, были с университетским образованием".

   Обучаемость как типично возрастное явление, необычайно быстрый рост знания в детско-подростковом возрасте созданы грандиозными силами естественного отбора. Творя человечество он неустанно способствовал тому, чтобы развивался исследовательский инстинкт, любопытство, любознательность, впечатляемость. И не генетические, а биосоциальные и социобиологические тормоза приводят к тому, что реализуется лишь один гений из десятка тысяч потенциальных. Психоанализ, генетика и биология сходятся теперь в понимании того, что творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы жизни. И если зарождение потенциального гения или выдающегося таланта определяется, прежде всего, генетическими факторами, такой рекомбинацией генов, которая наделяет оплодотворенное яйцо исключительно благоприятной комбинацией наследственных задатков, то развитие этих дарований определяется в огромной мере комплексом социальных факторов, особенно сильно формирующих личность. Результат воздействия среды будет зависеть во многом от возраста и избирательной восприимчивости к воздействию. И тут снова на первый план выходит сверхранняя обучаемость, кстати, обусловленная естественным отбором как у животных, так и у человека (когда животное станет самостоятельным, обучаться ему уже будет некогда).

   "Только безграничное невежество и поверхностность взглядов могут позволить не доглядеть, что младенец представляет собой некую строго определенную индивидуальность, складывающуюся из врожденного темперамента, силы интеллекта, самочувствования и жизненного опыта", - сказал польский писатель, педагог, врач Януш Корчак, и слова его имеют тем больший вес, что подкреплены самоотверженной смертью этого человека, погибшего в 1942 году в Треблинке с 200 своими воспитанниками. Но как своевременно определить характер, особенности индивидуальности ребенка? И можно ли массово воссоздать для тысяч детей такие условия воспитания, которые благоприятны для формирования высокоодаренной интеллектуальной личности? Этим вопросам, для многих еще не вышедшим из стадии теоретического осмысления, предмета дискуссионных споров на семинарах и симпозиумах, уже надлежит обрести формы практического решения. Причин тому много.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz