UCOZ Реклама

   ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН

   (по С. В. Юрьеву)

   Основы китайских натурфилософских взглядов были заложены еще в VIII-VII вв. до нашей эры в таких памятниках китайской мысли, как И-цзин (книга перемен), Ши-дзин (книга песен) и Шу-цзин (книга истории), но до сих пор эти идеи являются альфой и омегой для занимающихся традиционными китайскими системами психофизической подготовки и традиционной китайской медициной. Не разобравшись в сущности этих основ и взаимосвязи друг с другом трудно понять о чем идет речь в тех или иных источниках.

   Теория инь-ян, одна из опорных в китайской философии, определяющая динамику Вселенной и ритмическую смену фаз во всех ее явлениях. В основном теория инь-ян формировалась во время династий Инь и Чжоу. Впервые понятия инь-ян встречаются в И-цзин (Книга перемен). В дальнейшем к этому вопросу обращались почти все школы философской мысли древнего Китая, углубляя и уточняя его. В трактате Нэй-цзин сказано: "инь и ян - закон Неба и Земли, великий каркас всего во Вселенной, источник изменений, корень жизни и смерти..." Этот отрывок отражает идею, что все предметы и явления имеют источник в инь и ян и могут быть проанализированы с точки зрения теории. Теория инь-ян не является сама по себе каким-то конкретным феноменом. Это теоретический метод, философская концепция, отражающая два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления, с помощью которых могут быть рассмотрены все явления макро- и микромира.

   Согласно этой теории все существующие во Вселенной предметы и явления имеют два противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые в тоже время неразрывно связаны, взаимообуславливая друг друга, и отношения между ними являются основным законом существования мира. Она является обобщенным объяснением противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы.

   Основные противоположные свойства инь и ян в традиционной китайской философии символизируются водой и огнем: "Вода и огонь являются символами инь и ян" (Нэй-цзин). Все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, возбудимость и сила относятся к ян. А все основные свойства воды, такие как холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь относятся к инь. Подобным же образом разные части и функции человеческого организма могут быть разделены согласно этой теории. Иньность и янность всех явлений не абсолютна, а относительна. При некоторых обстоятельствах инь может изменяться в ян и наоборот, любое явление может бесконечно делиться на инь и ян. Например, день - это ян, ночь - это инь. Каждый, однако, может быть разделен далее: утро - ян в ян, вторая половина инь в ян. Первая половина ночи ян в инь, вторая - инь в инь. Такое разделение любых явлений может производиться бесконечно. Инь и ян не только противостоят, но и взаимодействуют, взаимообуславливая друг друга. "Нет в мире вещи, которая не была бы этим. Поэтому говорится: "То возникает из этого, а это зиждется на том". Таково учение о том, что то и это взаимно порождают друг друга. Во всяком случае только тогда, когда существует жизнь, существует смерть; только тогда, когда существует смерть, существует жизнь; только тогда, когда существует возможное, существует невозможное и наоборот..." (Чжуан цзы).

   Таким образом основными положениями теории инь-ян являются следующие:

   1. Противоположность инь и ян. Теория инь и ян говорит о том, что все в природе имеет два противоположных аспекта, называемых инь и ян. Противоположность инь и ян проявляется в их способности противостоять и таким образом контролировать друг друга.

   2. Инь и ян не могут существовать изолированно. Без ян нет инь, без инь нет ян. Без движения вверх (ян) не существует движение вниз (инь), без холода (инь) нет жара (ян). Как инь, так и ян являются условием для существования своей противоположности.

   3. Потребляюще-поддерживающая взаимосвязь инь и ян. Два проявления инь и ян в любом предмете и явлении не фиксированы, а постоянно изменяются. Из-за постоянного конфликта и взаимодействия увеличение и уменьшение любого из них ведет к изменению другого. С одной стороны расход инь ведет к росту ян, с другой стороны прибавление инь идет к уменьшению ян. В нормальном состоянии взаимосвязь инь и ян находится в состоянии взаимною баланса.

   4. Трансформирующая взаимосвязь инь и ян. В некоторых состояниях любой из двух может трансформироваться в свою противоположность: "Максимальный ян будет обязательно образовывать инь, а максимальный инь обязательно образовывать ян". (Нэй-цзин).

   5. Бесконечная делимость инь и ян. Любой предмет или явление могут быть бесконечно разделены на два начала инь и ян. Часто, особенно в традиционной китайской медицине, используется разделение инь и ян на три ступени: большой ян - тай ян, средний ян - ян мин, малый ян - шао ян; большой инь - тай инь, малый инь - шао инь, снизившийся инь - цюэ инь. Единство двух первопринципов инь и ян - есть тай цзи. (Великий предел, высочайшая вершина), некий принцип, управляющий всем мирозданием. Существует множество графических изображений тай цзи. Две половинки чаще раскрашены в черный и белый цвета. Характерное построение рисунка напоминает, что инь присутствует в сердце ян и наоборот. Возможны другие изображения тай цзи. В целом во всех изображениях тай цзи преобладает идея круга, символизирующая совершенное единство, не имеющее ни начала ни конца и само в себе замкнутое.

   Теория инь-ян распространяется на все стороны жизни человека, в том числе и на традиционные системы психофизической системы подготовки и традиционной китайской медицины. Все органы и ткани человека органично связаны между собой и могут быть разделены на два противоположных аспекта, называемых инь и ян. Применительно к анатомическому строению человека: верхняя часть тела - ян, нижняя - инь; наружное - ян, внутреннее - инь; внешняя сторона четырех конечностей - ян, внутренняя - инь; передняя сторона туловища - инь, задняя - ян... В зависимости от природы функциональной активности Чжан органы (сердце, легкие, печень, селезенка, почки, перикард) - инь, фу органы (желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, желчный пузырь, мочевой пузырь, три обогревателя) - ян. Однако в каждом органе существует и противоположный аспект. Таким образом, противоположный инь-ян проявляется в верхних и нижних, в наружных и во внутренних структурах организма. Любая часть содержит в себе инь и ян, и любая часть может быть классифицирована согласно теории инь-ян. Таким же образом на инь и ян могут быть разделены любые физиологические проявления организма. Функциональная активность относится к ян, а питательные вещества - к инь. Любая функциональная активность не может осуществляться без питательных веществ. С другой стороны функциональная активность - причина продукции питательных веществ в организме. Другими словами, без функциональной активности Чжан-фу органов вода и пища не превращаются в питательные вещества. Все меридианы также разделяются на инь-меридианы и ян-меридианы. Таким образом, взаимный баланс инь и ян в организме обеспечивает здоровье и долгую жизнь.

   В Нэй-цзине сказано: "Когда инь стабилизирован, а ян надежно сохраняется - дух в гармонии, разобщение инь-ян вызывает истощение врожденной ци". Когда же равновесие нарушается, что проявляется главным образом в том, что одно из начал слишком усиливается, а другое слишком ослабляется, возникает болезнь. "Если верх берет ян - страдает инь, при победе инь наблюдается синдром "холода", при победе ян наблюдается синдром "жара". На основе регулирования соотношений инь-ян в организме сохраняется врожденная ци и не допускается вторжение в организм болезнетворных факторов. В соответствии с этим были созданы древними мастерами различные системы и методики сохранения здоровья и продления жизни.

   Ян: Солнце, Небо, Огонь, Мужской, Круглое, Сильный, Горячий, Твердый, Светлый, Тяжелый, Внешний, Длинный, Движение, Полный, Большой, Высокий, Толстый.

   Инь: Луна, Земля, Вода, Женский, Квадратное, Слабый, Внутренний, Короткий, Покой, Пустой, Малый, Низкий, Худой.

   Теория инь-ян распространяется и на режим питания. В холодном климате или сезоне, который по своему характеру относится к инь, в пищу употребляется больше мяса, а также зерновых и овощей. В теплом климате или сезоне в пищу употребляется больше фруктов и овощей и меньше мяса.

   Пищевые продукты, относящиеся к инь, обладают оздоравливающим воздействием на органы и системы с преобладанием инь (Чжан), пищевые продукты, относящиеся к ян, обладают оздоравливающим воздействием на органы с преобладанием ян (фу). Для ощущения молодости и здоровья необходимо употреблять в пищу продукты в пропорциях 5 инь к 1 ян.

   Можно привести пример действия этих принципов традиционной психофизиологической подготовки, например, тай-цзицюань; где действие инь-ян проявляется наиболее полно. Учителя этого искусства любят повторять, что в основе движения лежит круг. Иными словами, любое движение в тайц-зицюань обусловлено чередованием инь и ян и развивается по кругу.

   "Если есть (движение) вверх, то есть и (движение) вниз. Если есть вперед, то есть и назад, Если есть влево, то есть и вправо. Если мысль хочет двинуться вверх, То одновременно с ней содержится идея движения вниз".

   При этом совершенно неважно, о чем идет речь: о ногах, руках или какой-нибудь другой части тела, ибо любые движения выполняются по кругу, являясь таким образом тайцзи. Разумеется, мастерство состоит не в выписывании идеально правильных кругов, но в постоянном присутствии в уме мысли (образа) круга. С идеей круга связана идея непрерывного движения. В соответствии с чередованием инь-ян движение перетекает одно в другое, будучи неразрывно связано одно с другим. Конец одного движения служит началом следующего, а начало следующего является концом предыдущего. Таким образом, занимающийся тайцзицюань подчиняется лишь ритму движения, став неким рычагом (осью), но отмечает как беспристрастный зритель чередование инь и ян. Все составляющие тайцзииюань независимо от того, о чем идет речь, о движении или об основополагающих принципах описываются в понятиях инь-ян или производных от них. Все части тела, в первую очередь руки и ноги, характеризуются полнотой и пустотой. При этом под пустым подразумевается инь, под полным - ян. Нога называется полной, когда несет на себе большую часть тела. Равное распределение веса на ногах считается серьезной ошибкой, ибо в этом случае отсутствует различие между инь и ян. Характеристика пустоты и полноты используется по отношению к рукам. Обычно говорят, что при пустой левой ноге левая рука тоже пустая и наоборот. Однако чаще говорят о руке ян и руке инь, рука, расположенная впереди, относится к ян, а позади - к инь, рука сверху также ян, снизу - инь, рука слева в основном - ян, справа - инь.

   Среди взаимодополняющих терминов, характеризующих тайцзицюань, наиболее употребительны "подвижность-неподвижность", "открытие-закрытие", "мягкость-твердость". Однако подобно тому, как в сердце инь всегда содержится ян, неподвижность всегда есть подвижность. Отсюда следует, что символ тайцзи одинаково применим как ко Вселенной, так и ко всем населяющим ее существам и представляет собой естественный принцип вечного движения (рождения, роста, старения, смерти, вечного чередования инь-ян), включающего такие огромные системы, как атомы.

  

   ЗАГАДКА РАСТЕНИЯ ЯХЕ

   Вот, что рассказал о яхе биолог П. Леснов:

   "Тропики Южной Америки подарили человечеству немало полезных растений с удивительными свойствами. Лучше всего известны добываемые из коры хинного дерева хинин - главный инструмент борьбы с малярией, и дигиталис - сердечное средство, спасшее не одну сотню жизней. Его ацтекские врачеватели, в равной степени любители науки и поэзии, называли "йолоксочитл", то есть "цветок сердца".

   Но густые леса Амазонки таят в себе еще множество загадок. Одна из них связана с низкорослой лианой, произрастающей на обширной территории между Рио-Негро и Ориноко, называемой на языке племен тукано - яхе или яэ, на языке анавак - каапи или кайпи. Не слишком распространенное это растение, тем не менее, отлично известно всем проживающим здесь племенам своими свойствами: способностью вызывать галлюцинации и - что гораздо интереснее - телепатические явления.

   В течение долгого времени белые исследователи никакими способами не могли получить образцы этого растения. Всякий раз индейцы приносили ботаникам иные, тоже, впрочем, неизвестные растения, в результате чего среди натуралистов и путешественников создалась заметная путаница. Повезло профессору Клаесу, директору Брюссельского музея истории естествознания. В начале этого столетия он случайно обнаружил место, где, судя по следам, индейцы готовили ритуальный отвар яхе. Профессор поднял и спрятал несколько стеблей того, что могло быть загадочной лианой, а затем, как ни в чем не бывало, попросил индейцев принести ему яхе. Те, как обычно, доставили нечто совершенно иное.

   - Я тоже колдун! - объявил тогда Клаес индейцам. - И я вижу, когда вы меня пытаетесь обмануть. То, что вы принесли, никакое не яхе! Пока я не рассердился на вас - принесите мне настоящее растение, как то, стебли которого у меня уже в руках!

   Так наука и получила в свое распоряжение все растение целиком и смогла заняться его изучением. И хотя сегодня яхе изучено детально, известен и способ приготовления отвара, - механизм особого действия яхе на человеческую психику остается пока неразгаданным.

   По индейской традиции, главными "потребителями" яхе были жрецы или шаманы. В праздники прием отвара яхе становился важнейшей частью церемонии, и к участию в ней допускались все взрослые мужчины и часть женщин - за исключением беременных.

   Форма непосредственного воздействия яхе на человека может меняться в зависимости от тонкостей приготовления и от того, употребляется ли яхе в чистом виде или в смеси с другими травами. В любом случае, однако, первый шаг - бросить несколько кусков лианы в кипящую воду и ждать, пока они сварятся. После этого растительное вещество удаляют и в ту же воду бросают еще пригоршню. Так поступают три раза. Воду доливают, чтобы она не выкипела. Отвар считается готовым, когда имеет густоту сиропа и красноватый цвет с радужными оттенками синего и зеленого. При остывании объем отвара уменьшается вдвое и в таком виде считается окончательно годным к употреблению.

   Принимая дозу яхе, человек ощущает его действие уже спустя несколько минут. Сначала появляется общая бледность, затем - обильное потоотделение и сильное возбуждение. Наконец накатывает яростное бредовое состояние, меняющееся внезапным спокойствием и глубоким сном.

   Сам же человек при этом ощущает тяжесть в теле, и при этом у него возникают галлюцинации, состоящие из мелких цветных фигурок, как при приеме коки. Крошечные люди и животные разыгрывают различные сцены, за которыми находящийся под действием яхе наблюдает как бы с высоты. По мнению некоторых исследователей, знакомых с явлениями парапсихологии, описание этих сцен поразительно напоминает те, что дают ясновидцы, выходящие в так называемое астральное тело. Ощущение собственной личности у принявших яхе расширяется до вселенских размеров, сознательное мышление как бы полностью блокируется, а подсознательные процессы, напротив, становятся чрезвычайно активными и интенсивными.

   В таком состоянии человек приобретает так называемую способность "второго зрения", то есть способность воспринимать сетчаткой глаза явления, происходящие на огромном удалении от него, как это происходит у медиумов в каталептическом состоянии. Одновременно появляется способность различать предметы даже в полной темноте (интересно, что яхе традиционно принимают в закрытом неосвещенном помещении).

   Все эти явления не удается объяснить исключительно воздействием наркотических веществ типа кокаина, эффект которых давно и хорошо изучен. Примеры, которые зафиксированы документально и некоторые из которых приводятся ниже, не укладываются в традиционную картину наркотического транса.

   Так, несколько лет назад сообщалось, что полковник колумбийской армии Кустодио Моралес, находясь в городе Кальседо, под наблюдением врача Серка Байона принял 11 капель отвара яхе. На другой день обеспокоенный полковник пожаловался врачу, что ему привиделось, будто его отец, живущий в Боготе, скоропостижно скончался. Проверка показала, что ощущения офицера соответствовали действительности.

   Другим этнографом зафиксирован рассказ индейца, заведомо никогда не покидавшего свою глухую деревню, но под воздействием яхе описавшего военный парад до мельчайших подробностей, включая лошадей - животных, в джунглях Южной Америки совершенно неизвестных. И такие детали, как медали на груди некоторых офицеров.

   Есть примеры и иных по форме, но аналогичных по сути случаев, когда принявший яхе получал возможность пересказывать, а иногда и предсказывать события, видеть которые он не мог. Исходя из этого, в 1919 году доктор Байон - знаток биохимии растений, предположил называть загадочное вещество, вызывающее такой эффект, телепатином.

   Яхе обладает и еще некоторыми свойствами. Чрезмерные его дозы оказываются ядовитыми и приводят к смертельному исходу, а небольшие дозы отвара (всего примерно 150 граммов) за три приема полностью излечивают человека от малярии.

   В чудодейственных свойствах яхе и сегодня остается слишком много необъяснимого, и хотя химический состав основных ингредиентов отвара яхе известен, чем вызывается их кумулятивное телепатическое действие - пока загадка".

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz