UCOZ Реклама

   Первое упоминание термина цигун в современном значении встречается в тексте Дун Хао под названием "Специальные способы лечения при легочных болезнях: цигунотерапия". Хотя и при чтении этого трактата не обнаруживаются свидетельства о длительном терминологическом использовании термина цигун, становится ясно, что цигун - подлинный продолжатель древнекитайских оздоровительных систем. Именно поэтому современные авторы по цигун постоянно обращаются к древним китайским текстам. Так, например, Чжао Цзиньсян, разработавший знаменитый "комплекс журавля" лишь в 1980 г., нашел документальные подтверждения происхождения созданной им системы в материалах, относящихся хронологически к династии Хань, таких, как трактат "Схемы гимнастики даоинь", найденных в 1973г. в Чанша-Мавандуй.

   Строго говоря, разделение цигун на группы и классы достаточно условно. Формально его разделяют на боевой (жесткий) и оздоровительный. Последний же вид подразделяется, в свою очередь, еще на несколько более узких направлений.

   Иногда к цигун причисляют боевые искусства, массаж и акупунктуру. В этих случаях сильное внутреннее ци умелого практика излучается в организм другого человека посредством вспомогательных инструментов (например, игл) или без их помощи.

   Существуют и иные классификации цигун. Одна из них подразделяет цигун в зависимости or того, направлена практика на самого себя или на кого-либо другого. Самонаправленный цигун, согласно этой классификации, подразделяется в свою очередь на статический и динамический, а последний на запрограммированный (как, например, "тайцзицюань"), и самопроизвольный (иногда экстатического характера, как шаманское камлание).

   "Ингун", термин для боевой практики, был впервые введен в 1978 году. Он был использован для обозначения таких движений, как разбивание голыми руками металлических вещей, манипуляции с острозаточенными режущими и колющими предметами, такими, как битое стекло, клинки и др. (т.н. "искусство железной рубашки", применяемое в гунфу), элементы силовой акробатики и т.д. Принцип работы в этом виде цигун основан на том, что любая часть тела, приходы в непосредственный контакт с каким-либо предметом, даже если он имеет опасную поверхность, оберегается от разрушения. Это возможно благодаря способности адепта излучать потоки ци в место соприкосновения тела с предметом.

   Вплоть до недавнего времени большинство людей в Китае ассоциировало цигун именно с этой боевой практикой.

   Жесткий цигун используют практически во всех стилях современного китайского гун-фу, а также во многих серьезно разработанных системах восточных единоборств.

   Несмотря на то, что в наши дни боевые искусства становятся все более и более популярными, а в Китае даже развиваются на государственном уровне, настоящий бум цигун был все-таки связан именно с оздоровительной практикой.

   Как уже было сказано выше, существует два основных вида практики цигун. Первый - направленный на кого-то вовне; второй - направленный на самого себя. В первом случае мастер или врач излучает свое собственное ци в тело пациента, чаще всего это происходит через точки "лаогун", расположенные в центре ладоней. Во втором случае адепт регулирует циркуляцию ци по своему собственному организму.

   Настоящие мастера обладают столь высоким уровнем контроля над своим ци, что, испуская его в организм другого человека, помогают ему восстановить подорванное болезнью здоровье.

   Пациенты, подвергающиеся такому способу лечения, описывают свои ощущения, как возникающее чувство жары, холода или давления, сходные с ощущениями при акупунктурном воздействии.

   Последним техническим достижением цигунотерапии является аппарат, заменяющий высококвалифицированного мастера. Такие аппараты наиболее часто используются в клиниках традиционной медицины, наряду с работающими там "вживую" специалистами. Так, в шанхайском исследовательском институте традиционной китайской медицины аппарат под названием "Искусственный излучатель ци" доказал свою эффективность при лечении высокого кровяного давления, астмы, бессонницы и заболеваний сердца.

   Невероятно, но факт - китайцы применяют цигун в качестве средства анестезии! Причем успешно справляются со своими задачами не только мастера цигун, но и искусственные излучатели ци.

   Опыты по акупунктуре и цигунотерапии показали, что оба эти средства могут обеспечить абсолютную нечувствительность организма к боли в течение длительного времени. Первый такой случай был официально зарегистрирован 9 мая 1980 года в народном госпитале Шанхая №8, где мастером цигун была успешно проведена анестезия пациента, которому проводили операцию по поводу опухоли щитовидной железы. После этого было проведено еще 22 операции, при которых обезболивание осуществлялось посредством цигун. Во всех случаях пациенты, оставаясь в полном сознании, не испытывали каких-либо болезненных ощущений.

   Сейчас в Китае разрабатывается специальный искусственный излучатель для проведения обезболивания.

   Чаще всего цигун направлен на самого себя. Согласно уже приводившейся выше квалификации он подразделяется на упражнения без движения и упражнения со спонтанными движениями.

   Другой вариант квалификации - разделение цигун на статический, динамический и на статическо-динамический, т.е. комбинационный. Некоторые авторы включают в эту группу и самомассаж.

   Статический цигун обычно практикуют, находясь в сидячем положении, таком, например, как "полулотос" или используя низкий табурет или стул. Практикующий сидит совершенно неподвижно в избранной позиции. Все внимание сконцентрировано на дыхании и на точке "дань тянь" - нижнем "киноварном поле". Хотя тело абсолютно неподвижно, внутри его происходит интенсивная работа, благодаря которой ци активно циркулирует по организму, а дыхание делается глубоким и ритмичным.

   Упражнения статического цигун не обязательно выполняются в сидячем положении. Популярный метод, разработанный Лю Гуйчжэнем в 1947 г. включал, кроме того, и лежачие позиции на богу и на спине. Называемые также "и гун", т.е. "работа мысли" или "упражнения мышления", эти техники, строго говоря, являются видом медитации.

   Другой термин для обозначения этой техники - "цзинь гун" ("статическая" или "безмолвная работа"). Впервые он встречается еще в тексте "Чжуан-цзы". Кроме того, общий термин, используемый в старых текстах - "нэйгун" ("внут-ренняя работа").

   Встречаются также и описания техники под названием "сидение в забвении". Го Можо указывал, что именно этот метод даже более чем чаньские методики лежит в основе всех китайских медитационных практик.

   Хотя в "Чжуан-цзы" нет ясного описания метода "сидения в забвении", более поздние тексты, такие как "Записи о сидении в забвении", не оставляют сомнений, что по крайней мере ко временам династии Тан (VI-Х вв.) уже существовал данный метод медитационной практики, который оказал определенное влияние на буддийскую психотехнику.

   Первым документальным упоминанием статического цигун является, вероятно, трактат "Даоинь ту" ("Схемы гимнастики даоинь"), найденный в 1973 г. в Чанша-Мавандуй. На одном из рисунков этого текста изображена фигура человека, сидящего в позе с поджатыми коленями. Пояснение к рисунку гласит: "вытягивание боли из селезенки". Тан Лан идентифицирует эту позу с гимнастическими упражнениями, Нагнанными в честь даосского бессмертного Ван Цяо.

   Что же касается аналогичных практик, предписывающих положение лежа, то они, по мнению некоторых ученых, появились достаточно поздно. Так, знаменитый медик Сунь Сымао (ранняя Тан) пишет в своем трактате под названием "Методы фармакологии":

   "Регулярные упражнения с [циркуляцией] ци должны протекать в уединенном помещении. Закройте двери и спокойно лягте на постель. Напрягите тело, повернитесь на спину и закройте глаза. Удерживайте ци внутри и дышите грудью..."

   Некоторые техники, практикуемые в положении лежа, называются "упражнениями вовне". Чжу Тичуань называет это дыханием черепахи и дает следующие инструкции: "лягте на плоскость и расслабьтесь, слушайте ваше дыхание. Если вы заснете - это хорошо".

   Упоминание об этих упражнениях содержится в тексте, составленном Чэнь Сином (династия Сун X-XIII вв.) и даже стихах известного поэта Лу Ю.

   Цигун с преднамеренными движениями можно выполнять в различных положениях: лежа, сидя или стоя. Движения тела всегда должны сопровождаться концентрацией сознания. Знаменитым примером этого, помимо хорошо известной гимнастики тайцзицюань, является форма "Дикого гуся", которая была разработана на основе формы "Пяти животных", созданной знаменитым ханьским врачом Хуа То.

   Вопреки популярной версии, цигун не тип тайцзицюань, а, пожалуй, совсем наоборот. По всей видимости, тайцзицюань был разработан посредством соединения различных стилей цигун с боевыми практиками и упражнениями по продлению жизни.

   Эти упражнения подразделяются на следующие составляющие: боевые движения, брюшное дыхание, расслабление и концентрация энергии в нижнем "киноварном поле". Несмотря на это, некоторые приверженцы тайцзицюань настаивают на том, что их искусство носит преимущественно боевой характер и практически не имеет никакого отношения к цигун.

   Документально засвидетельствованным подтверждением существования динамических упражнений цигун являются рисунки, найденные в Чанша-Мавандуй. Практики, сходные с теми, что используются в наши дни, впервые упоминаются в описанном Тао Хунцзином тексте "Записки о пестовании природы и продлении жизни".

   Наиболее распространенная практика этого вида цигун называется "Бадуань цзинь" ("8 кусков парчи"). Впервые она была описана во времена правления династии Сун в тексте "Собрание [необыкновенных] движений из Ицзянь", составленном Хун Маем. Сообщения об упражнениях "Ба дуань цзинь" встречаются и в других трактатах более позднего времени. Они отличаются друг от друга, но очень незначительно. Гимнастика "8 кусков парчи" практикуется в разнообразных позициях. Она довольно рано попала в Японию, где получила достаточно широкое распространение.

   Некоторые виды цигун предусматривают опыты с непроизвольными движениями тела. Они и образуют третью группу самонаправленной практики цигун.

   Возможность производить движения, не контролируемые сознанием, означает высочайший уровень мастерства. Интенсивная работа сознания приводит к активизации циркулирования ци в организме. В результате ци не ограничивается только внутренними потоками и адепт начинает производить непроизвольные движения.

   Одним из наиболее эффективно укрепляющих ци комплексом упражнений считается "форма журавля". Впервые она была опубликована в Пекине Чжао Цзиньсяном в 1980г. и очень скоро приобрела чрезвычайную популярность по всей стране, как ежедневные профилактические упражнения и действительное средство борьбы со многими хроническими заболеваниями. Это объясняется простотой выполнения комплекса, возможностью индивидуальных вариаций и наличием непроизвольных телодвижений.

   Другая практика цигун, сопровождаемая непроизвольными движениями тела, т.н. форма растущего дерева, может быть соотнесена с упражнениями боевых искусств по развитию ног и ступней. Начинаясь с состояний абсолютного спокойствия и неподвижности эта форма заканчивается переходом к спонтанным движениям.

   Хорошо известные упражнения, относящиеся к этой же категории - это шаолиньская практика медленного поднятия и опускания рук перед корпусом, согласованная с ритмом дыхания. Эти упражнения относят к очень эффективным и способствующим проявлению непроизвольных движений техникам.

   Существует два основных метода достижения непроизвольных движений тела. Первый подразумевает полное успокоение и неподвижность, которые и перетекают в итоге в самопроизвольные движения. Второй требует интенсивного мыслительного процесса, который приводит к аналогичным результатам, но не предполагает первоначального успокоения и неподвижности.

   Непроизвольные телодвижения хорошо отражены в произведениях китайской классической литературы, например, в 25 главе знаменитого романа Цао Сюэциня "Сон в красном тереме", в произведениях юаньской драмы или в "Рассказах о необычном" Ляо Чжая. Здесь испытываемые состояния рассматриваются как шаманский транс, дикий танец, во время которого бессознательное состояние является нормальным для исполнителя.

   Однако в современном Китае самопроизвольный цигун подвергается резкой критике. Так, известный мастер цигун Чжан Гуйминь считает, что позитивными можно считать лишь внутренние траектории движения ци, а при внешних непроизвольных выходах упражнения следует прекратить, как зашедшие слишком далеко.

   Кроме того, у многих цигун с непроизвольными движениями тела вызывает ассоциацию с шаманским камланием, что порождает осуждение этих упражнений, как пережитков феодализма и порочных еретических культов. Все это конечно же не соответствует новому, очищенному от иррациональных элементов образу цигун, созданному китайским правительством.

   Часты к сожалению и несчастные случаи с практикующими самопроизвольный цигун, которые наносят себе увечья при бессознательном соприкосновении с предметами или друг с другом.

   В силу этих причин даже столь знаменитый цигун, как "форма Журавля", несколько утратил свою популярность из-за наличия в своей практике самопроизвольных хаотических движений.

   Как уже было сказано выше, одной из знаменитейших систем цигун является комплекс упражнений, разработанный выдающимся ханьским медиком Хуа То. Это комплекс - "форма Пяти животных": тигра, оленя, журавля, медведя и обезьяны. Литература Китая изобилует упоминаниями об этой форме цигун, известной и как эффективное средство лечения раковых заболеваний.

   В наши дни форма "Пяти животных" включает и практику спонтанных движений и пропагандируется мастером Лян Шифэном в Гуандуне с 1980г. Каждое из пяти упражнений имитирует движения определенного животного, за исключением той фазы, в которой начинаются непроизвольные движения тела, считающиеся необычайно сильным средством для оздоровления организма. Классификация стилей Пяти животных по из воздействию на организм:

   Тигр: металл, легкие, печаль. Нечувствительность, покрытая рубцами кожа, слизь изо рта и носа;

   Медведь: вода, почки, страх, холодность (сухость), повреждение суставов, болезни функционирования ушей;

   Олень: дерево, печень, злость, мышечные спазмы, слезящиеся глаза;

   Журавль: огонь, сердце, радость, биение артерий, высокая температура, учащенное сердцебиение, увеличенный язык;

   Обезьяна: земля, селезенка, беспокойство, дергающиеся мышцы, дерганье губ.

   Все животные, как это видно, соотносятся с пятью органами внутренней орбиты и с пятью характерными для них проявлениями эмоций. Перечисленные симптомы заболеваний предусматривают вид цигуна, являющийся наиболее эффективным для их излечения.

   Мастера Ху Яочжэнь и Цзяо Гожуй практикуют различные стили, относящиеся к "форме Пяти животных". Цзяо Гожуй считает, что адепту недостаточно просто выполнять ряд имитационных движений, но необходимо и уподобиться, как это только возможно, "духу и характеру" соответствующих животных. Он настоятельно рекомендует посещать для этой цели зоопарк.

   Ху Яочжэнь утверждает, что всей практике активного цигун должны предшествовать упражнения внутренней концентрации и медитации. В этом случае развитие самопроизвольных телодвижений не является высшей целью занимающихся.

   Дыхательные практики цигун используют систему звуков. Считается, что они оказывают положительное воздействие на здоровье внутренних органов. Шесть звуков выстроены в следующую схему:

   схема

   Причина эффективности применения техники 6-ти звуков заключается в том, что они обуславливают различное положение губ, языка, зубов, глотки, груди и брюшной полости. Каждый из них по-разному влияет на орбиту внутренних органов.

   Этот эффект усилен в специальных упражнениях, созданных мастером Ма Литаном. Они предполагают определенные движения рук и медитацию на циркуляции ци, производимые одновременно с произнесением звуков.

   В современной цигун также используются такие слоги-звуки, как: "хай, хэй, пэй", которые чаще всего произносятся на выдохе.

   Звуковой метод, вероятно, также соотносится с древней "магией свиста", известной еще со времен, предшествовавших династии Хань. Эта форма магии использовалась для "вызова" духов ветра, дождя, туч, а также демонов и домовых. Позднее свист ("сяо") стал своеобразным вокальным искусством, техника которого включала длительное свистение через суженные и округленные губы, вокал с открытыми губами и свист с помощью двух пальцев.

   Теория и практика цигун являют собой наглядное подтверждение необычной жизненности китайской традиции. Упражнения, разработанные еще во времена династии Хань, а иногда в еще более ранние эпохи, продолжают применяться врачами и приверженцами религиозных систем для улучшения здоровья и продления жизни. Основным стержнем практики цигун являются дыхание и регулируемая сознанием циркуляция ци, которые призваны скоординировать внешние движения тела и концентрацию сознания внутри него.

   Медитационная техника, согласованная с физическими движениями и сопровождаемая контролированием сознания, - такое определение как нельзя лучше соответствует понятию цигун.

   Современная наука и технология внесли изменения в понимание практики цигун. Трансценденция или бессмертие не являются более целью упражнений. Дух или души не играют какой-либо роли. С тех пор, как были утеряны традиционные приемы вхождения в транс и контроля над ним, само состояние транса рассматривается как постыдное.

   Ученые пренебрежительно относятся к сверхъестественным проявлениям, связанным с практикой цигун. Да и само по себе ци - более изначальная творческая сила космоса, но всего лишь одно из проявлений природы, нечто вроде электричества. Ци, бывшее недавно всего лишь предметом веры, теперь научно и экспериментально доказано (по крайней мере. как считают в Китае). Тем не менее именно вера в эффективность связанных с ци практик является решающим фактором, обеспечивающим невероятную популярность цигун.

   Западные медики и естествоиспытатели до сих пор остаются скептически настроенными относительно цигун и сообщений китайцев о его применении в лечении патологических заболеваний и в качестве анестезиологического средства.

   Они не верят ни в существование ци, ни в энергетические каналы, пересекающие тело от промежности до макушки. С их точки зрения, ввиду того, что вся теория цигун построена на вере, вся его практика относится к религии.

   С другой стороны, историки религии выражают несогласие с этим, замечая, что цигун утратил традиционные способы общения со сверхъестественными силами. Они полагают, что рационализация цигун не может быть для него полезной. т.к. это ведет к потере той одухотворенности, которая делала цигун столь привлекательной практикой.

   Современная интерпретация традиционных практик выглядит двусмысленной.

   Китайцы же используют такое промежуточное положение цигун между наукой и религией в своих целях: они применяют ту систему, которая доказала свою наибольшую эффективность и не входят в конфронтацию со своими теоретическими воззрениями. Это, конечно, нельзя назвать истинной наукой. Но религия ли это?

   Профессиональный даосский интерес к практике цигун положительно отвечает на этот вопрос. Но, с другой стороны, обычный практик цигун не желает относить себя к даосизму и не ставит перед собой какие-либо спиритические цели, выполняя те или иные упражнения.

   Большинству населения Китая цигун представляется новым видом спорта, полезным для здоровья, укрепляющим семью, дающим людям возможность неформального общения.

   Сейчас же любой практик цигун, занимающийся в парке, убежденный в существовании ци, знает, что это научно подтвержденная электромагнитная сила. Эта убежденность означает его веру в науку. Вера же не подкреплена (да она и не нуждается в этом) каким-либо квалифицированным знанием о том, что в действительности говорит наука.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz