UCOZ Реклама

   Функциональное назначение сна многообразно. Во сне переживаются положительные эмоции и сглаживаются отрицательные, вызванные разными неприятностями прошедшего дня, находятся пути разрешения эмоциональных жизненных конфликтов, проверяется работа разных мозговых устройств путем проигрывания различных задач... А как же "вещие" сны?

   Если во сне происходит дополнительная переработка информации, поступившей во время бодрствования, то в этот период могут отчетливее выступить якобы второстепенные детали, неясно выраженные мотивы поступков других людей. В бодрствовании прогнозирование событий возможно и даже необходимо - на этом строится научное планирование. Успешность такого "вещего" бодрствования зависит от учета накопленного количества наиболее важных фактов и от прослеживания тенденции их развития. Кое-что из событий бодрствования может быть детальнее, полнее, лучше оценено во сне, и тогда процесс прогнозирования может оказаться более эффективным. Вспомните оценку психической деятельности во сне, данную известным естествоиспытателем прошлого века Александром Гумбольдтом:

   "В творчестве и сплетнях сновидений иногда обнаруживается такая глубина и искренность духа, нежность чувства, ясность представления, тонкая наблюдательность и сила остроумия, каких мы не можем признать за постоянное достояние бодрствующей жизни. Сновидение часто обладает удивительной поэзией, превосходной силой аллегории, несравненным юмором, замечательной иронией".

   Сказанное относится не к тому разряду толкователей "вещих" снов, которые в своих предсказаниях будущего основываются на собственном наитии, а к тем, для кого сновидения есть продолжение психической жизни бодрствования, иногда более детально анализируемой и дающей больше оснований для верных прогнозов на будущее.

   Каждый рассказ о пророческих сновидениях должен очень тщательно анализироваться. Здесь могут сказаться ошибки памяти, иллюзии ложного узнавания, заключающиеся в том, что человеку кажется, будто он второй раз видит или переживает то, что в действительности для него совершенно ново. В большинстве случаев ошибка исправляется и осознается. Но у некоторых людей иллюзии ложного узнавания приводят к особым последствиям. Они не считают свое ощущение ошибкой, хотя и не думают, что оно было в действительности. Они уверены, что видели переживаемое "духовным зрением". Такие люди убеждены, что могут получать откровения во сне. Не случайно подобные иллюзии часты у больных эпилепсией - обычно провидцы разного рода выступают в облике кликуш, юродивых, людей, одержимых припадками. Та же иллюзия ложного узнавания лежит в основе ряда случаев "сбывшихся" "пророческих" сновидений.

   Конкретный анализ фактов и событий в каждом отдельном случае, что представляет всегда немалую трудность, в итоге снимает с рассказа о "вещем" сне ореол мистического.

   Со сном человека связаны и так называемые "загадочные явления психики", бывшие с давних пор источником различных суеверных представлений и домыслов. Особенно пугающее впечатление производили случаи лунатизма. Теперь мы знаем, что снохождение, сомнамбулизм - это особое состояние человека на грани нормы и патологии, чаще всего наблюдаемое у подростков, хотя лунатиками бывают и взрослые. По данным статистики. Примерно 15 человек из 100 являются если не активными, то потенциальными лунатиками.

   В периоды снохождения человек движется при включенном или очень ограниченном сознании. Из окружающей среды лунатик воспринимает только то, что связано с выполнением подсознательного желания. Словно луч фонаря, сознание лунатика освещает лишь ограниченное пространство, оставляя в темноте то, что находится совсем рядом (лунатик может не воспринимать находящихся рядом людей, хотя и будет смотреть на них широко открытыми глазами).

   Лунатизм не связан с "быстрым" сном и просматриванием сновидений. В 1963 году психиатры Лос-анжелесского университета провели лабораторный эксперимент, в котором участвовали 11 лунатиков. Результаты эксперимента поразили ученых: приступы лунатизма всегда приходились на периоды "медленного" сна, на самые глубокие его стадии - дельта-сон. Оказывается, в "быстром" сне, когда расслаблены мышцы, ни хождение, ни более сложные движения невозможны.

   До настоящего времени еще нет окончательных суждений о механизмах, управляющих движением лунатиков, ясно одно: лунатизм - тоже свидетельство психической деятельности, свойственной "медленному" сну, это его продолжение, происходящее в сфере бессознательного.

   Можно ли воздействовать на это состояние? Обычно детям и подросткам никакого лечения не назначают, они "перерастают" свой лунатизм. Важно на это время защитить их от травм. Если лунатизм не исчезаете годами, назначают лекарства, угнетающие третью и четвертую стадии "медленного" сна (что, однако, следует делать с большой осторожностью, учитывая важность именно этих стадий).

   В конце первой мировой войны в Европе вспыхнула эпидемия летаргического энцефалита. Тяжелое заболевание, теперь довольно редкое, сопровождалось рядом нарушений в центральной нервной системе. Наиболее распространенным симптомом была повышенная сонливость: больные могли спать неделями, пробуждаясь лишь для приема пищи.

   Всякий сон, продолжающийся значительно дольше обычного, в быту называют летаргическим. Однако при таком подходе объединяются абсолютно разные процессы и состояния мозга. При энцефалите это действительно повышенная активность механизмов сна вследствие повреждения мозга, нарушения регулировки сна и бодрствования. При истерии это результат самовнушения, обычно больными не осознаваемый. Электроэнцефалографическое исследование в первом случае регистрирует типичные чередования стадий и фаз сна, истерия дает картину бодрствования с небольшим замедлением главного ритма ЭЭГ - альфа-ритма, со способностью реагировать на происходящее вокруг, с запоминанием и последующим (после пробуждения) рассказом об этих событиях.

   Иногда к летаргическому сну ошибочно относят состояние кататонического ступора при шизофрении, когда больные годами находятся в состоянии полной неподвижности (знаменитый случай с алтайским крестьянином Качалкиным, "проспавшим" 22 года). В это время они могут слышать и запоминать почти все. Тот же Качалкии, выйдя из ступора в 1918 году, рассказывал И. П. Павлову о разговорах врачей у его постели. При летаргическом энцефалите больного, как правило, можно разбудить.

   По-видимому, собственно летаргией (истинным летаргическим сном) можно назвать заболевание типа периодической спячки. Приступ сна продолжительностью в несколько дней является обычно результатом органического повреждения мозга, например при нарушениях в области дна третьего желудочка (сильвиева водопровода), вызывающего местный отек. Как это ни парадоксально, электроэнцефалограмма этого тяжелого состояния, похожего на смерть, дает картину неглубокого или поверхностного сна. Больного разбудить невозможно до тех пор, пока он не проснется сам.

   Когда уровень медицины был немного ниже, когда не могли распознать летаргический сон, случалось, больного по ошибке хоронили. Нетрудно предположить, что основой для кладбищенских историй о привидениях и призраках, выходящих из склепа, могли служить трагические случаи ошибочного захоронения людей.

   Давно кануло время, когда церковь по-разному стремилась препятствовать изучению строения организма. Область психического, закономерностей работы мозга были последним убежищем, откуда наука вытеснила церковное "знание". Иные времена - иные песни. В 1964 году ватиканская Академия наук созвала международный симпозиум по изучению мозга под девизом: "Мозг и сознательный опыт". На встрече с участниками симпозиума папа Павел VI произнес любопытную речь.

   "...Мозг и сознательный опыт: достаточно видеть эти слова, связанные между собой, чтобы понять, что вы касаетесь того, что является в человеке наиболее ему свойственным, того, что ближе всего подводит и механизм его психологии, проблемам его души... Но кто не видит тесную связь между механизмами мозга (какими они являются в результате исследований) и наивысшими процессами, относящимися к чисто духовной деятельности нашей души?

   Ваши труды оценены нами, как вы видите, с точки зрения той сферы, в которой они ведутся, их тесного родства с тем, что представляет наивысший интерес для нашей духовной власти - сферы моральной и религиозной деятельности человека.

   Но, расширяя наш кругозор, мы хотели бы воспользоваться представившимся случаем и снова перед вами подтвердить, что церковь относится с уважением и доверием к научной мысли вообще.

   Церковь не боится конгресса науки. Она охотно вступает в диалог с миром, созданным ею, и аплодирует чудесным открытиям, которые делают ученые".

   Выступление главы католической церкви - наглядный пример и образец современного отношения теологии к научным исследованиям. С одной стороны, желание примирить, сгладить противоречия приводит прямо-таки к материалистическим высказываниям, с другой стороны, любое непознанное и все еще загадочное явление в жизни природы, в жизни человека она превращает в боевое оружие своей пропаганды. А в деятельности мозга многое еще не раскрыто, в частности не до конца исследована природа сна. Но вопрос поставлен, и весь ход науки позволяет надеяться на успешное его решение.

   А вот, что сообщили о летаргическом чуде английские газеты, которые рассказали о Розалии Ломбарде.

   Розалия Ломбарде, умершая в двухлетнем возрасте 73 года назад, потрясла ученых, обнаруживших у нее... признаки жизни.

   Умершая в 1918 году от инфлюэнцы девочка была помешена в гроб со стеклянной крышкой, который установили в маленькой церквушке в Палермо (Сицилия). Чтобы остановить старение тела, по настоянию родных девочке была сделана инъекция, поэтому прекрасно сохранившееся тело ребенка вызывает удивление туристов со всего света.

   Первые сообщения о странных событиях в одной из церквей Палермо появились 30 лет назад. Прихожане говорили о странном запахе лаванды - так пахнет тело маленького ребенка. Уборщики отказывались работать в покойницкой после заявления мужчины средних лет о том, что он видел, как глаза Розалии на мгновение открылись.

   Приехавшая в Палермо группа ученых не надеялась обнаружить что-либо сверхъестественное. Но то, что произошло в ходе исследований, опровергает все законы медицины как науки: компьютерное контролирующее устройство зафиксировало очень слабые электронные импульсы мозга девочки, что возможно лишь в том случае, если человек жив. На кривой мозговой активности зафиксированы 2 вспышки: одна продолжительностью в 33 секунды, вторая - 12 секунд. Вспышки такого характера можно было ожидать если бы маленькая Розалин спала.

   - Мы имеем дело с чем-то невероятным, - считает доктор Пауло Кортес, возглавляющий группу ученых-медиков.

   - Мы проверяли и перепроверяли наши приборы, но все показания оказались точными. Маленькая девочка вернулась к жизни почти на полминуты. Этот случай, не имеющий логического объяснения, заставил нас соприкоснуться с жизнью потустороннего мира.

   - Когда мы зафиксировали первую вспышку мозговой активности, длившуюся 33 секунды, это стало сенсацией, - продолжает доктор Кортес.

   - До этого мы провели две недели без каких-либо результатов и смирились с мыслью, что "слухами земля полнится". Но в полночь мы обнаружили признаки сна девочки - волны, фиксировавшие состояние мозга, были слабыми, но ясными. Вторая вспышка была намного короче и была выявлена через трое суток, днем.

   Суеверные местные жители относятся к Розалин просто как к спящей красавице. Известие о невероятном открытии - что девочка подала признаки жизни - превратило маленькую церковь в религиозную святыню, привлекающую многочисленных паломников.

   Интересно, на мой взгляд, о летаргическом сне высказался замечательный русский психотерапевт М. Буянов, который сообщил следующее.

   "Кому не доводилось слышать легенды о несчастных людях, которые неизвестно почему засыпают глубоким сном и которых иногда, приняв за умерших, хоронят? Многих ужасала мысль о том, что с ними может случиться нечто подобное. Такие страхи особенно были распространены в середине прошлого века. Например, известно, что Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь много раз высказывали опасения быть заживо погребенными и просили не торопиться с похоронами, убедиться, не есть ли это летаргический сон. Сохранились легенды, что когда много лет спустя вскрыли гроб с останками Гоголя, то будто бы обнаружили его тело лежащим не на спине, а на боку...

   Много рассказов, суеверий, предположений ходит о летаргическом сне. Что же представляет собой это явление? Как его рассматривает современная наука?

   Ученые разные специальностей считают выражение "летаргический сон" понятием сборным, включающим в себя разнообразные явления. Поэтому врачи редко употребляют этот термин, справедливо считая его не совсем научным и современным, а скорее литературным и очень неконкретным. Но, тем не менее, врач, услышав это выражение, хорошо понимает, что может за ним скрываться.

   Летаргический сон (это всегда патология) встречается при самых разнообразных расстройствах, о некоторых из них мы расскажем.

   Глубокий и длительный летаргический сон может быть вызван тяжелой психической травмой. Каков механизм такого сна? Объяснить его пытались в свое время Дарвин, Мечников, немецкий ученый Кречмер и другие исследователи. Психогенный летаргический сон - это, как говорил Кречмер, "мнимая смерть", реакция самозащиты, доставшаяся нам от первобытных предков и от животных. Организм человека будто бы приостанавливает свое функционирование, замирает, чтобы пережить опасность и остаться невредимым. Такие реакции подчас проявляются в виде психогенных параличей, немоты, глухоты, потери голоса и прочего. В очень редких случаях оживление древних механизмов самозащиты протекает с погружением в глубокий охранительный сон. Подобные случаи патологической приостановки жизнедеятельности, как правило, кратковременны (редко превышают три-четыре дня) и постепенно проходят, особенно если таких людей правильно лечить. Такой сон возникает обычно у людей чрезмерно эмоциональных, впечатлительных, внушаемых и повышенно чувствительных. Прогноз в этом случае всегда благоприятен - сон бесследно проходит. Интересно, что психогенный летаргический сон относительно часто упоминается врачами прошлых столетий. В наше время подобные случаи крайне редки.

   Иное происхождение и иную клиническую динамику имеет летаргический сон, возникающий при органических заболеваниях мозга. В начале XX века был, например, описан особый вид воспаления мозгового вещества, вызываемый особым вирусом. Сделал это венский врач Константин фон Экономо, и заболевание было названо экономовским. Помимо всех признаков энцефалита (воспаления мозга), при этой болезни появляется бросающаяся в глаза сонливость. Но ею, конечно, не исчерпывается картина всей болезни. Прогноз течения экономовского энцефалита различный. Успехи современной медицины позволяют воздействовать на это заболевание эффективнее, чем раньше.

   Сходные формы чрезмерной сонливости (и эти случаи называли в старину летаргией) бывают и при других видах энцефалита. Бывает она и при тяжелых травмах головы, сотрясениях мозга и других повреждениях. В 1880 году французский врач Желино описал особую болезнь, при которой возникает неожиданная потребность заснуть. Эта потребность бывает столь сильной, что больной не может ей противостоять и засыпает. Приступы болезни начинаются всегда днем и продолжаются разное время, но обычно не более 4-5 часов. Заболевание было вызвано нарколепсией. Встречается она нечасто и, по существу, не является самостоятельным заболеванием, нарколепсия сопутствует разным расстройствам и входит в них как частное в общее. Лечить следует, конечно, не нарколепсию, а те болезни, в структуру которых она входит.

   Особая форма летаргии отмечается при кататонии - специфическом расстройстве, встречающемся при шизофрении, органических нарушениях головного мозга и при некоторых других нервно-психических заболеваниях. Кататония, впервые описанная немецким ученым К. Л. Кальбаумом более века назад, проявляется в нарушениях мышечного тонуса, реакции на внешние раздражители, в изменениях в сознании и мышлении. Больные тяжелой кататонией нередко производят впечатление людей, заснувших глубоким сном. Это только одно из проявлений общего поражения центральной нервной системы. О происхождении кататонии известно еще немного.

   Изучением кататонии много лет занимался великий русский физиолог И. П. Павлов. Его внимание привлекла судьба Ивана Кузьмича Качалкина.

   В 34-летнем возрасте Качалкин впал в кататоническое состояние: не двигался, не разговаривал, не реагировал на внешние раздражители, не подавал признаков жизни; кормили его с помощью зонда. Продолжалось это около 25 лет. Лишь перед смертью он пришел в себя и рассказал о том, что слышал и видел за эти годы. По его словам, он все воспринимал, но у него не было сил и желания реагировать на окружающее. Скончался он в сентябре 1918 года от упадка сердечной деятельности. Больные типа Качалкина встречаются не так уж часто. Обычно в кататоническом состоянии пациенты пребывают значительно меньше времени, особенно сейчас, когда медицина научилась лечить это расстройство.

   Любопытно, что нередко больные кататонией приходят в себя сами, без всякого лечения. Это порою совпадает с большим психическим потрясением, с явной угрозой для их жизни и другими воздействиями. Особенно часто подобные случаи самоизлечения отмечались в годы второй мировой войны в психиатрических больницах, оказавшихся под артиллерийским обстрелом и без медицинского персонала. Пациенты, оставшись без присмотра и помощи, приходили в себя и начинали сами себя обслуживать, разговаривать, двигаться. У некоторых выздоровление прекращалось, как только наступал покой и налаживалось медицинское обслуживание, - они вновь впадали в кататонию.

   Описываемые в научной и научно-популярной литературе случаи летаргического сна чаще всего оказываются именно кататонией.

   Еще более удивительные истории рассказывают японцы о вечном сне, к которому человека мумифицируют.

   Мумифицирование у японцев начинается еще при жизни человека. Процесс этот рассчитан на три года. Кандидат в мумии перестает есть рис, овес, просо, хлеб (мумифицирование - привилегия буддийских жрецов, рыбу и мясо они не употребляли и раньше). Пищу их составляют побеги "священных" трав, зерна красной сои, через три года и этот рацион сводят к минимуму. В итоге резко уменьшаются жировая и мышечная ткани, функционируют лишь самые важные внутренние органы.

   Когда человек, сохранявший такой режим питания, умирает, его кладут в деревянный сундук из толстых досок и на несколько месяцев оставляют в сухом подземелье. Историки, однако, отмечают нестабильность результатов, зависимость их от многих случайностей. Последним удачным опытом была мумификация буддийского монаха Букая в 1903 году. Согласно верованиям буддийской секты Шингошу, чтобы воскресить мумию, достаточно похлопать ее по плечу - правда, через... 5 670 000 000 лет после смерти Будды (544 г. до н.э.).

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz