UCOZ Реклама

   Из того же самого журнала за апрель - май 1952 г. мы узнаем о другом случае странного "поведения" молнии. Он относится к покойному майору Саммерфорду. Бравый офицер получил ранение во Фландрии в 1918 г., но ранил его не неприятель, а удар молнии, сбросивший его с лошади. В результате осталась парализованной нижняя часть тела. Будучи демобилизованным из рядов армии по инвалидности, майор уехал в Ванкувер и занялся рыбной ловлей. В 1924 г. он вместе с тремя приятелям, рыбаками, находился у реки, в то время как разразилась гроза. Молния попала в дерево, под которым он сидел, и парализовала всю правую половину его тела. Через два года он более или менее оправился от этого шока и был в состоянии предпринимать прогулки в ванкуверском парке, и там летом 1930 г. в него опять попала молния во время неожиданной грозы. На этот раз он был парализован целиком и скончался через два года. Но и тогда он не перестал играть роль невольного молниеотвода. В июне 1934 г. над Ванкувером прошла гроза, молния ударила в одну из могил и разбила надгробье. Это было надгробье майора Саммерфорда.

   Вышеописанный случай с притяжением молнии не является исключительным в своем роде. Егерь национального парка Шенандоа, Вирджиния, Рой С. Салливан заслужил место на страницах "Книги рекордов Гиннеса" тем, что был единственным человеком в мире, пережившим четыре удара молнии - в 1942, 1969, 1970 и 1972 гг. В последний раз у него загорелись волосы, после чего он всегда возил пятигалонную канистру с водой в багажнике своей машины (на всякий случай). 2 августа 1973 г. в газете "Вашингтон стар ньюс" сообщалось, что Салливан снова - уже в пятый раз - подвергся нападению молнии и остался жив.

   Если верно, что молнии притягиваются теми или иными людьми, то же самое можно сказать и об определенных местах. Ассоциация электрических исследований составила специальные карты, показывающие "гнезда молний", где удары молний случаются весьма часто, а также места, на которые приходится наибольшее количество шаровых молний и раскатов грома. И снова, как это часто происходит при изучении наших феноменов, начинаешь подозревать, что таинственные свойства молний лучше понимали в далеком прошлом, чем в наши дни. Форт, со своей стороны, высказал предположение, что первобытные общества, возможно, ценили способности определенных людей притягивать молнии, огонь, или "эффект левитации", исходя из своих чисто практических нужд. Кстати, шаманы зачастую отбирались из числа тех, кого поразила молния или кто обладал свойствами самопроизвольной левитации. В своей книге "Шаманизм" Элиаде приводит случай с эскимосским шаманом, способности которого "проснулись" после того, как в него попала шаровая молния.

   Весьма интересно проследить связь между призыванием молний, или так называемым доставанием огня с небес, и метеорасположением древних памятников. Такие таинственные манипуляции с огнем, которые приписывались жрецам Ваала, могли производиться лишь в строго определенных ритуальных местах, считавшихся священными: по-видимому, то были естественные "гнезда молний". Некоторые из священных мест синтоизма в Японии находятся там, куда в свое время ударяла молния. У многих других народов, включая этрусков и римлян, такие места почитались чудодейственными и обычно обносились оградой. В Британии так называемые "даузеры", т.е. люди, с помощью ивового прута разыскивающие в земле воду или минералы, утверждают, что каменные круги (скажем, Роллрайт Стоунс в Оксфордшире) располагаются на местах, куда падали метеориты или били молнии. А в традиционном использовании больших камней древних надгробий (так называемые мегалиты, или "громовые камни") для того чтобы привлечь грозу, так и слышатся отголоски изначальной науки древнейших времен.

   На наш взгляд существовало два вида церемониальной магии: мирный, которым вызывали молнию, чтобы получить в почве свободный азот и тем удобрить ее, и военный, призванный направить обычные и шаровые молнии на неприятеля. Нужный человек в нужном месте в нужное время - и успех обеспечен: молния ударит. В 1949 г. Чарльз Шаппал из Ривервью на Флориде был поражен ударом молнии, выбившей из его рук бутылку. 22 июня 1950 г. он был на том же самом месте: снова молния (на этот раз ее удар оказался смертельным).

   Есть случаи, когда молния ударяет средь ясного дня. В ежемесячном журнале "Мансли уэзер ревью" (№28 и 29 за 1900 г.) приводится случай, когда двое мужчин стояли в поле и вдруг упали замертво на землю. Такого рода происшествий насчитывается множество. Форт, к примеру, приводит случай из книги "Небо и земля", происшедший в 1823 г., когда сразу девятнадцать солдат, маршировавших строем, были сражены "непонятной силой" возле Бурже во Франции. Эта сила повергла их на землю, а некоторых поразила насмерть. На следствии было подтверждено, что погода в то время была как нельзя лучше и в небе не наблюдалось ни малейших признаков грозы. Еще, один пример, взятый Фортом из той же книги: молния в безоблачный день поражает и убивает человека на вершине горы Сан-Горгонио, в Калифорнии. Через двое суток такая же история повторяется снова - на сей раз человека убивает на вершине горы Уитни в 180 милях от места первого происшествия.

   Этот последний случай заставляет нас вспомнить об Илье Пророке и огненной колеснице, унесшей его с вершины горы, а также о бразильских магах нынешнего космического века Маноеле Крусе и Мигуэле Виана. 17 августа 1966 г. эти двое, известные как экспериментаторы в области электроники, НЛО и космической связи, поднялись на вершину Винтермского холма в Ниттерой, в окрестностях Рио-де-Жанейро. Стоял жаркий полдень, но они захватили с собой дождевики и свинцовые маски без прорезей для глаз. Вечером многие видели, как над вершиной Винтемского холма парил светящийся диск; на следующее утро обоих экспериментаторов нашли на горе мертвыми. На их телах не было никаких следов, и причина смерти так и осталась невыясненной.

   Впрочем, одна улика все-таки была - клочок бумаги с написанными от руки словами: "4.30 пополудни. Будьте на означенном месте. 6.30. проглотите капсулу. После того как начнет действовать, защитите лицо металлической маской и ждите сигнала". Вот и все. В то время вокруг НЛО царила настоящая паника, так что и официальное и неофициальное заключения были одинаковы: "Убиты НЛО". Но нынешняя тенденция приписывать все таинственные явления исключительно НЛО - это, в сущности, то же самое, что и верования древних, будто стихия отзывается на заклинания людей и начинает вести себя осмысленным образом.

   Удары молний с ясного неба, конечно же, воспринимаются как традиционное средство божественной мести; и если искусством вызывать молнии, как говорили, владели древние маги, то столь же верно и то, что, как свидетельствуют имеющиеся у нас данные, всегда существовали люди, которые без каких-либо серьезных намерений вызывали "небесный огонь" на себя.

   "Да разрази меня господь на этом месте!" - эта клятва довольно страшная. В детстве мы не раз произносили ее, но, возможно, совесть действительно должна быть нечиста, чтобы клятва возымела действие. Напомним весьма драматичный случай с Рут Пирс, о котором поведала высеченная на каменном памятнике надпись (памятник этот установлен на Маркет-сквер в Дивайизисе, графство Уилтшир). 25 января 1753 г. Рут с тремя другими женщинами пришла на Рыночную площадь, чтобы купить мешок муки. Каждая из них должна была заплатить равную долю, но Рут, как оказалось, утаила часть своих денег, хотя и божилась, что заплатила свою долю целиком. Чтобы придать своим словам большую убедительность, она произнесла, что "если она врет, пусть господь разразит ее". Не думая о последствиях, говорится в надписи, она "повторила свою клятву - и тут, в соответствии с ее страшным желанием, она, к ужасу окружающих упала на землю и скончалась, зажав в кулаке утаенные деньги". Надпись заключали слова о том, что, сооружая этот памятник, мэр города и члены муниципалитета "хотели бы донести до будущих поколений память о страшном событии надеясь, что оно послужит благотворным предостережением против опасности нечестивого упоминания о мести господней".

   Если привидение - это то, что дает себя увидеть, но остается неуловимым, то здесь речь пойдет именно о них. Изучение фольклора показывает, что на Британских островах вряд ли найдется уголок, где бы ни было своего традиционного привидения. Причем привидения, как и все остальное, подвержены влияниям моды. Если раньше любили поговорить о привидении в образе кареты, запряженной безголовыми лошадьми, которой управлял кучер без головы, то теперь предпочитают "автомобиль-призрак". Однако по существу все остается как было, а количество привидений с годами не уменьшается. Несмотря на капризы моды, традиция остается.

   В рассказе о суррейской пуме традиция налицо. Она рисует нам большого, темного, таинственного зверя, который рыщет по сельским районам Англии. За все годы он не приобрел никаких новых черт и настолько врос в местные поверья, что в каждом районе фигурирует под собственным именем. В Норфолке его зовут "черный пес", в Ирландии - "леший Пука", в Сомерсете - "большая собака" и т.п. Но как бы его не называли, речь идет об одном и том же явлении: нечто ужасное бродит по разным местам, предпочитая старые дороги, и от одного его вида кровь холодеет в жилах встречных.

   "Страшилище на четырех ногах, черное, а глазищи горят огромные, как блюдца". Так вспоминает о своей встрече с "черной собакой" в 1907 г. возле Бадлей-Хилл один из жителей графства Сомерсет. Это очень напоминает свидетельства тех, кто уже в наше время видел "пуму". Речь явно идет не об обычном звере, поскольку дальше свидетель сообщает, что "это нечто добежало до того места, где под дорогой пробегает ручей, а эти твари как раз меньше всего любят текущую воду, которую им ни за что не пересечь, - поэтому оно подпрыгнуло, вспыхнуло огнем и растворилось в воздухе".

   А вот рассказ одного девонского фермера, который мы приводим по книге, где собрано большинство мифов, легенд и правдивых историй о "черной собаке" (Патриция Дэйл-Грин. "Собака"). Находясь однажды в Дартмуре (ни даты, ни других подробностей его пребывания там не сообщается), этот фермер вдруг услышал за спиной шаги какого-то зверя. Ему показалось, что это большая черная собака, и он решил ее погладить, но рука наткнулась на пустоту. Пес между тем помчался дальше, изрыгая "язычки серного пара". Некоторое время фермер следовал за собакой, но на перекрестке она "ярко вспыхнула" - и от "взрыва" фермер очутился на земле.

   Эту историю можно было бы отнести к разряду тех, которые под настроение рассказывают за стаканчиком спиртного, однако сообщений о встрече с "черной собакой" так много, что они заставляют задуматься над тем, все ли они вымышлены. У призрака в образе черной собаки есть много такого, что роднит его с другими явлениями, о которых шла речь в данной книге. Взять, к примеру, способность "черной собаки" исчезать, ярко вспыхивая, что делает ее похожей на шаровые молнии, болотные и кладбищенские огни (см. "Таинственные огни" ). Как и они, "черная собака" чаще всего появляется у кладбищ, перекрестков, вдоль русел рек и заброшенных дорог. И, наконец, встречу с "собакой" обычно считают предвестником смерти.

   Так, в книге "Фольклор графств Англии", в томе, посвященном Сомерсету, содержится упоминание о "черной собаке", чей призрак появлялся на дороге, ведущей из Сент-Одрис к Перри-Фарм, причем двум местным жителям она явилась в 1960 г., как раз накануне их смерти. Сияние, исходившее от многих "черных собак", и беды, которые, как полагали, они приносили, привели к тому, что их стали считать либо воплощением самого дьявола, либо кого-нибудь из его свиты. П. Дейл-Грин замечает по этому поводу, что кое-где в Норфолке "говорят, что при осмотре мест, где накануне видели "черного пса", часто обнаруживают следы огня и сильный запах серы". То же самое отмечается и в корреспонденции, помещенной в газете "Ноутс энд куэриз" от 18 мая 1850 г. В ней речь идет о Восточной Англии, где один из свидетелей появления "черной собаки" привел на место происшествия нескольких свидетелей, которые убедились, что "земля на том месте была выжжена - будто накануне кто-то жег там черный порох". Сообщается, что в Хэтфилд-Певерелле, графство Эссекс, возница наехал на "черную собаку", вставшую поперек дороги, в результате чего и он и повозка сгорели дотла. В Эйлсбери, что в графстве Бэкингемшир, один фермер имел неосторожность ударить "черную собаку" по горевшим в темноте глазам. Свечение тут же исчезло, однако сам фермер оказался парализованным и лишился дара речи до конца своих дней.

   Проще всего сказать, что "черная собака" - это какое-нибудь хоть и малоизученное, но известное атмосферное явление, например, шаровая молния. Однако все очевидцы в один голос заявляют, что то, что они видели, напоминало именно животное.

   В Ирландии "леший Пука" (не правда ли, звучит почти как "пума") зачастую рисуется вполне привлекательно: он не дает заблудиться одиноким путникам, оказавшимся ночью на проселочной дороге. В книге о сомерсетском фольклоре также есть упоминания о том, что "черная собака" ведет себя как друг и защитник. Даже в 30-е годы нашего века жительницы Квантокской возвышенности отпускали своих детей играть одних среди холмов, будучи абсолютно уверенными, что "большая собака" сумеет защитить их от любой напасти. Как правило, чем спокойней и проще люди относятся к "привидению", тем дружелюбнее оно ведет себя по отношению к ним.

   В многотомном издании, подготовленном Фольклорным обществом, имеется том, посвященный Суффолку, где приводится древнее описание "черной собаки".

   "Старый Шок - так называют проказливого лешего, который то в виде большой собаки, то теленка появляется на дороге или тропинке в ночное время. И хорошо, если тот, кого сведет с ним случай, отделается побоями и не окажется с растянутой или переломанной лодыжкой, о чем уже сообщалось не раз".

   Пожалуй, самое ужасное появление "черной собаки" в Суффолке, когда народ не отделался даже переломанными лодыжками, произошло в воскресенье, 4 августа 1577 г. Рассказ одного из очевидцев этого происшествия был в свое время опубликован. Между девятью и десятью часами утра, когда все жители Бангея находились в церкви, неожиданно разразилась необычайно сильная гроза. Небо потемнело, церковь зашаталась, а церковный служка, чистивший на крыше водосточные желоба, от удара молнии свалился на землю, хотя и без особых повреждений. В тот же момент в церкви люди увидели страшное чудовище - "черную собаку". В свете молний она была хорошо видна, и источник того времени утверждает, что это была именно собака. Она бежала по проходу мимо прихожан, и когда миновала двух молившихся на коленях людей, те тут же упали замертво. Еще один прихожанин от ее прикосновения сморщился, как печеное яблоко, хотя и остался жив. Механизм церковных часов оказался весь искорежен. А на камнях и обитой железом двери остались следы, напоминавшие царапины от когтей. В тот же день в Блитбурге, находящемся в семи милях от Бангея, в местной церкви тоже видели "черную собаку": она буквально разметала прихожан, убив двух мужчин и подростка и опалив многих других.

   Как и многие другие "черные собаки" "суффолкское чудовище" бесспорно игра стихийных сил, однако трудно дать рациональное объяснение тому, что действие природных сил на атмосферу обретает столь знакомые черты животного

   Во многих случаях "черных собак" считали родственниками колдуний или волшебниками, принявшими облик животного. К. Уилтшир, которая в своей книге об уилтширских легендах ("Духи и легенды Уилтширского края", 1973 г.) приводит около сорока сообщений о "черных собаках", пишет, что ей приходилось слышать, будто норфолкские ведьмы до сих пор могут создавать такие существа с глазами-блюдцами концентрацией мысли.

   Последнее сообщение о "черной собаке", связанной с колдовством, появилось в "Санди экспресс" 23 ноября 1975 г. В нем говорилось, что пятеро лудильщиков - отец и четверо его сыновей - обвинялись в покушении на убийство: хотели сжечь ведьму. Они заявили, что старуха в образе "черной собаки" набросилась на них и сбросила одного из братьев с велосипеда. Соседи помешали им совершить самосуд в тот момент, когда они уже собирались разжечь костер, разложенный под привязанной старухой.

   Анализ сказаний о "черных собаках" показывает, что они были в прошлом более понятны людям, чем сейчас. Не случайно "черные собаки" всегда связывались с водой, мостами, подземными ручьями, закрытыми сокровищами, старыми церковными дворами и определенными участками дорог, которые присутствуют в описании и других явлений, рассмотренных в данной книге. Все это было связано с поверьями, бытовавшими в ту пору, когда в представлении людей существовал особый мир волшебства, мир таинственный и непостижимый мы еще встретимся с различными поверьями, которые порождались на основе суеверий давно минувших времен.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz