UCOZ Реклама

   ЧУДЕСНЫЕ ОГНИ

   Огни на небе, под толщей морской воды и глубоко под землей в пещерах (small>По материалам Д. Мичелла и др. (прим. автора)). Таинственные огни, которые вспыхивают на поверхности болот, над могилами или освещают путь к кладбищу. Огни, которые входят в дома через печные трубы, яркие огни, которые угрожают, огни, которые абсолютно безвредны, огни газообразные и живые, огни, которые случайно загораются или их зажигают специально.

   С таинственными огнями связывают и НЛО, и шаровые молнии, и духи умерших, и фей, и болотные огни, и "свечки мертвецов", и светящихся змей. Думается, что все эти названия - попытки объяснить то, что люди объяснить не могут.

   Шаровая молния, на наш взгляд, удачное название для огненного шара, который плывет по воздуху, но ведь далеко не все единодушны относительно того, что же представляет собой это явление. Еще в 1943 г. некий В. Дж. Хэмфрис в своей работе "Причуды погоды" высказал традиционную точку зрения, что шаровая молния - это не более чем оптическая галлюцинация. А вот два других мнения.

   "Шаровая молния не опасна для людей, даже когда она возникает в середине группы людей; создается впечатление, что она избегает их так же, как и контактов с хорошими проводниками" (профессор Б. Л. Гудлет в журнале Института инженеров-электриков, июль 1937 г.).

   "К шаровой молнии прикасаться очень опасно. Любопытный малыш как-то ударил шаровую молнию ногой, и происшедший взрыв принес гибель одиннадцати животным, пасущимся неподалеку, а ребенка и его спутника швырнул на землю" (Франк Лейн, "Стихия буйствует", 1945 г.).

   Лейн приводит следующий случай с шаровой молнией: "Молодая девушка сидела за столом и вдруг заметила большой огненный шар, который медленно двигался по полу комнаты в ее направлении. Когда шар приблизился к ней, он поднялся и начал двигаться по спирали вокруг нее. Затем устремился к печи и поднялся по трубе вверх. Оказавшись вне трубы, он взорвался над крышей с таким грохотом, что потряс до основания весь дом".

   Среди суеверных людей появление движущихся огней считается предвестником смерти. Существует немало историй, которые якобы подтверждают подобные представления. Несколько таких историй собраны бывшим консулом США в Уэльсе Виртом Сайксом, автором книги "Английские привидения". В одном случае три бледных огня, называемых в Уэльсе "свечками мертвецов", были замечены пассажирами дилижанса на пути из Ландило в местечко Кармартен, когда они переезжали через речку недалеко от Голденгроув. Через несколько дней на том самом месте перевернулась лодка и три человека, бывшие в ней, утонули. Говорят, что количество огней предсказывает количество предстоящих смертей. В сборнике Джона Обри "Мозаика" приводится рассказ женщины, увидевшей в доме, где она работала, пять огней в комнате, в которой было пять девушек. Комнату только что оштукатурили, и в ней горел камин, чтобы высушить ее побыстрее. Во сне девушки отравились угарным газом. Появление "свечек мертвецов" на дороге, ведущей к кладбищу, означает, если верить преданию, что вскоре здесь пройдет похоронная процессия.

   Барон фон Райхенбах, занимавшийся исследованиями природы "магнетического" света, которые кое-кто склонен рассматривать как нимб или сияние, испускаемое энергополями, особо интересовался призраками и духами, живущими, как считают, на кладбищах. Одна из его коллег, Леопольдина Рейчел, имела дар видеть подобные явления. Она видела их в виде двигающихся огоньков, напоминающих танцующих людей, иногда похожих на маленьких карликов или гномов. Рейчел ходила среди них и собирала их в свою юбку. Райхенбах, считавший, будто он постиг сущность того, что он называл "одической" энергией, применил эту теорию к описанным эпизодам и пришел к сногсшибательному, с его точки зрения, объяснению природы огней на кладбище.

   "Это не что иное, как углеродистые соединения аммиака, фосфорный водород и другие продукты гниения и распада, известные или неизвестные, которые испускают одический свет в процессе испарения. Когда процесс гниения заканчивается, огни гаснут, и это означает, что мертвецы искупили свои грехи" ("Письма об оде и магнетизме", 1926 г.).

   Баринг-Гулд в "Книге фольклора", пытаясь объяснить кладбищенские огни, также говорит о фосфорическом водороде. Однажды пальто его брата, лежащее в могиле, пропиталось этим веществом, и когда он надел его, то потерял сознание. Баринг-Гулд приводит несколько примеров, когда такие огни предвещали смерть, причем их видели или по дороге на кладбище, или в доме того человека, который должен был умереть. И хотя он готов принять реальность неподвижных огоньков на могилах, он, тем не менее, считает, что блуждающих огней не бывает. "То, что эти огни, - пишет Гулд, - блуждают по дороге в поисках дома, где кто-то должен умереть, это, конечно, несостоятельное преувеличение".

   Если блуждающие огни внутри здания называются шаровой молнией, то какие же огни вне помещения получили название блуждающих болотных огней. Их объясняют по-разному, в том числе горением метана, или болотного газа, называют феями или духами, но, согласно Британской энциклопедии издания 1970 г., это явление ни разу не получило сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Весьма знаменательно, однако, что, как только феи ушли со своих "насиженных" мест, с ними вместе исчезли и болотные огни.

   В 1855 г. корреспондент журнала "Ноутс энд куэриз" ("Заметки и вопросы") задал вопрос, действительно ли существуют подобные явления, и получил несколько ответов с подробным описанием этого феномена. Некий Дермот Макманус в работе "Срединное королевство" рассказывает о том, как он лично наблюдал огоньки, которые отличаются в значительной степени от болотных огней, так как обладают многокрасочностью и горят так же ярко и стабильно, как электрические лампочки. Однажды видели целую процессию подобных огоньков, которые летели стройными рядами из тех мест, где по преданию обитают феи, на другой берег озера. Место это называют Грилаун, недалеко от Калсбара на западе Ирландии. Что касается природы болотных огней, то о ней Макманус ничего определенного сказать не мог. Однако он приводит рассказ одной знакомой, "очень образованной и уравновешенной" девушки, которую преследовал блуждающий огонек, следуя за ней до самого дома. Она до сих пор уверена, что этот огонь направляло разумное начало.

   Однажды огонь преследовал и настиг некоего Терри Пелла из Спольдинга в графстве Линкольншир, когда тот ехал на своем фузовике по направлению к Варминстеру в графстве Уилтшир на рассвете 10 августа 1965 г. Варминстер в то время переживал одно из необъяснимых нашествий воздушных визитеров, причем детали всех этих явлений тщательно записаны местным журналистом и писателем Артуром Шатлвудом в его книге "Тайна Варминстера". За 45 минут до того, как Пелла настиг огонь, в 3 часа 45 минут госпожа Рейчел Атвилл, которая жила на расстоянии несколько миль от места, где случилось происшествие, увидела, как и многие другие, яркий недвижимый свет на небе. Ее разбудил громкий монотонный звук, она выглянула из окна своего дома и увидела этот свет, который куполом висел над грядой холмов. Провисев примерно 25 минут, шумя и сверкая, он исчез. Рейчел Атвилл почувствовала, что у нее началась очень сильная головная боль, и вынуждена была выпить бренди. Она узнала форму этого огня на фотографии, которую сделал через 19 дней некий Гордон Фолкнер из Варминстера и опубликовал в журнале "Варминстер" и в лондонской газете "Дейли миррор". Когда Пелл увидел этот свет, тот двигался на расстоянии 50 ярдов перед его грузовиком, появившись из-за холмов слева. Он был ярко-красным и напоминал гигантскую фару автомобиля или человеческий глаз. Подплыв к грузовику Пелла, он, качаясь, прилип к лобовому стеклу. Грузовик остановился. Спящие пассажиры, жена Пелла и их дочь Венди проснулись и увидели, как огненный шар взлетел и исчез. Они были перепуганы, но невредимы.

   Этот инцидент далеко не единственный. Литература по НЛО полна описаний современных случаев подобного рода, а истории, случившиеся в прошлом, стали достоянием фольклора и народных сказок. Ниже мы приводим историю, взятую из книги Брэда Стайгера "Летающие тарелки враждебны", опубликованной в 1967 г., без ссылки на оригинальный источник. Вильям Хауэл из штата Техас ехал на своей машине в 11 часов 15 минут вечера летом 1965 г. к себе домой. Как и в машине господина Пелла, у него в автомобиле было двое пассажиров - дети его брата, которые спали. Он подъехал к Фогги-Хилл - достопримечательности местного ландшафта - и впереди у себя над головой увидел свет. "Казалось, что он летит прямо на мою машину. Голубоватый свет стал настолько ярким, что создалось впечатление, будто моя машина купается в голубом мареве. Если бы это был метеор, то он наверняка бы упал и разбился, однако ничего подобного не произошло; он сделал резкий поворот к юго-западу и исчез с громадной скоростью".

   Может ли вспышка молнии запечатлеть "образ" окружающей природы на телах или предметах? Вопрос этот совершенно серьезно дебатировался среди ученых в XIX в., и сам предмет дебатов получил официальное наименование: керанография. Однако последней точки в дискуссии не поставлено до сих пор. Кэйд и Дэйвис в своей книге "Укрощение грозы" (1969 г.) утверждают, что некоторые из жертв ударов молнии несут на теле "особые отметины, которые порождают невероятные рассказы о фотографиях, якобы сделанных с помощью молний". С другой стороны, Фрэнк У. Лэйн в своей "Восставшей стихии" говорит нечто иное:

   "Я информирован о том, что сегодня считается доказанным отсутствие у молнии каких бы то ни было фотографических свойств".

   17 июня 1896 г. двое рабочих нашли убежище от грозы в сарае. Дело происходило на юге Франции. Неожиданно один из ударов молнии почти "попал" в их убежище: оба они упали на землю. В письме в газету "Пети Марсель", опубликованном на следующий после этого происшествия день, говорилось:

   "Удар молнии "распорол" ботинки одного из мужчин и разорвал его брюки. Но самое примечательное было другое: на руке этого человека, как будто молния была искусственным фотографом, великолепно воспроизведен "снимок" сосны, тополя и ремешка его часов".

   Анализируя этот случай, Камиль Фламмарион выдвинул предположение, что сарай, где находились жертвы молнии, мог стать своего рода фотографической камерой, а вспышка сыграла роль "просвечивания" ("Гром и молния", 1905). Эта версия, однако, не может объяснить, почему при "съемке" была проявлена столь странная "избирательность": ведь "фотографировались" только некоторые предметы и только из окружающего ландшафта. К тому же необъяснимым оставалось и то, что фотоизображения были нанесены через одежду.

   В 1861 г. С. Томлинсон прочел доклад о керанографии в Британской ассоциации в Манчестере. Позднее он кратко изложил суть своего доклада перед ученой аудиторией в словарной статье для Британской энциклопедии (о "Фигурах, нанесенных молнией"). В ней он упоминает случай, происшедший в 1853 г. с маленькой девочкой, стоявшей как-то у окна во время грозы. "На ее теле позже было обнаружено полное изображение тополя", росшего у дома. Его подсветило за окном ослепительной вспышкой.

   В сентябре 1823г. матрос, сидевший возле мачты на палубе бригантины "Буон-Серво", стоявшей на якоре в заливе Армиро, был поражен ударом молнии. Вдоль всей его спины, от шеи до бедра, была выжжена черта: там, где она кончалась, можно было увидеть отчетливо "выгравированное" изображение подковы - это "амулет" был прибит к мачте как раз над его головой.

   А вот, пожалуй, один из самых драматических случаев подобного рода, которые нам известны. Мальчуган, полезший на дерево, чтобы стащить яйца из птичьего гнезда, был за это наказан следующим образом. В дерево ударила молния, а на груди упавшего на землю мальчишки отчетливо запечатлелось изображение дерева, на которое он лазил, и птица, сидящая рядом с гнездом на одной из его веток, причем все видно с предельной ясностью. Рассказ об этом и еще о двадцати трех случаях, где также фигурирует молния-"фотограф", можно найти в журнале "Чамберс джорнэл" от 6 июля 1892 г.

   Эндрю Штейнмец, во что бы то ни стало пытаясь выработать теорию для объяснения этого явления, обычно в своих построениях игнорирует любые противоречивые детали, сколь бы важны они ни были (даже для него самого), чтобы доказать: в "фотографиях" деревьев, запечатленных на теле жертв молний, виноваты, дескать, хорошо известные "ветвеобразные узоры" электрических разрядов. Что ж, без сомнения, те напоминающие своими чертами ветвистое дерево ожоги, которые зачастую находят на теле людей, пораженных ударом молнии, во многом "виноваты" в появлении большинства известных нам историй о "сфотографированных" молниями деревьях. Но даже если на этом основании мы отметем все эти истории, то что, спрашивается, делать с другими изображениями, появившимися в результате "облучения" молнией? Как быть, далее, с такой переходящей из рассказа в рассказ и подтвержденной свидетельствами очевидцев деталью, как исключительная ясность и качественность изображения предметов? Штейнмец сам упоминает, к примеру, "превосходный оттиск коровы" на теле женщины, которая вела животное домой в тот момент, когда его поразило молнией ("Солнце и дожди, 1867 г.).

   Генри Ф. Кретцер в 1895 г. опубликовал за свой счет подборку статей из американских газет по поводу "проказ", творимых молниями ("Летопись молний"). Однако поскольку там содержались такие перлы, как описание молнии, буквально содравшей серебряное покрытие с висевшего на стене меча и нанесшей этот же слой серебра гальваническим способом на кошку, дремавшую внизу на тахте, мало кто принял всерьез этот небольшой томик. В заметке, которую Кретцер включил в него, рассказывалось о двух неграх, убитых молнией, когда они искали убежища под одним из деревьев в Хайленд-Парке, штат Пенсильвания. 19 июля 1892 г.:

   "Когда с тела Касселя сняли одежду, глазам агента похоронного бюро предстало поразительное зрелище: на груди умершего была запечатлена абсолютно достоверная фотография уголка природы, где покойника настигла молния. Там был и пожухлый коричневый дубовый лист, и притаившийся в траве папоротник, отличавшийся от настоящего только тем, что был тоже коричневым. Листья дерева и папоротник были изображены столь отчетливо, что глазу открывались мельчайшие прожилки".

   Примерно через четыре часа "фотография" начала расплываться и превратилась в пурпурное пятно. Неуклюжие попытки объяснить феномен "фотографирующих молний" предпринимались и до XIX в. Так, когда в 1660 г. произошло извержение Везувия, распространились слухи, будто молнии были причиной того, что на одеждах жителей Неаполитанского королевства появилось изображение крестов. В книге Исаака Казобона "Адверсария" упоминаются появления крестов на телах прихожан собора в Вэллсе во время летней грозы 1596 г. Молния попала в церковь, и, хотя никто не был ею поражен, люди повалились на пол. "Самое замечательное заключалось в том, что, как заметили впоследствии многие, на телах молящихся появились отпечатки креста как выражение божественной благодати". Его преподобие Г. С. Тайэк также описывает этот случай в своей книге "Фолклор и легенды английской церкви" (1899 г.). Цитируя Казобона, он говорит: "Тогда епископ (из Вэллса) обнаружил отпечаток креста у себя на теле; что касается других, что "знаки" были у них на плечах, груди, спине и прочих частях тела".

   Фламмарион прибавляет, что жена священника была среди тех прихожан, у которых появились стигматы в виде креста. Другой случай с появлением креста - на сей же на одежде - упоминается в еще более раннем источнике - в книге Иосифа Грюнпеха "Естественное небесное зерцало" (1508 г.).

   Один из наиболее поразительных случаев, который включен в произведения большинства авторов, упомянутых выше, произошел 18 июля 1689 г. во Франции, когда удар молнии пришелся на высокий алтарь в церкви Сен-Совэр в Линьи. Отец Лами, священник из близлежащего городка, прибыл туда сразу же, как только до него дошла весть о случившемся. Он опубликовал свое заключение в 1696 г. в виде небольшой брошюры, которую мы рекомендуем для изучения как образец наблюдательности. Во время грозы в алтарной части церкви случилась целая серия странных происшествий. Так, занавеси, окружавшие алтарь, оказались сорванными со своих колец, но сами кольца при этом не пострадали и остались висеть на карнизе. Не порвались и занавеси. Ткани в алтарной части церкви были местами прожжены; на центральном полотнище - огромная крестообразная дыра. Если верить свидетельствам 50 находившихся в тот момент в церкви прихожан, статуя Христа поднялась в воздух и некоторое время "плавала" там, в то время как пьедестал, на котором она стояла, был раздроблен молнией. Но больше всего изумило и повергло верующих в ужас появление странных письмен на ткани центральной части алтаря. Письмена были расшифрованы после того, как в церкви водворилось относительное спокойствие: оказалось, что это слова печатного текста, лежавшего лицевой стороной на ткани, только перевернутые и увеличенные. Однако такое истолкование лишь прибавило страху, так как в новом тексте недоставало "святых мест" - отдельных слов или фраз. И тут отец Лами оказался на высоте, немедленно обратив внимание на то, что пропущенные части текста в оригинале были напечатаны красной краской, тогда как молния отпечатала на ткани лишь ту основную часть текста, которая была напечатана черной краской.

   Директор физико-метеорологической обсерватории в Гаване, на Кубе, Андрее Поэи опубликовал в 1861 г. свой собственный обзор происшествий с участием молний (книга эта является библиофафической редкостью, и мы встречали только ссылки на нее или цитаты). Собранные им примеры говорят о чрезвычайном разнообразии связанных с молниями явлений. Так, в Сан-Висенте (Куба) 24 июля 1852 г. на некоторых сухих листьях были обнаружены отпечатки пальмовых хижин и их окружения. В другом месте, в Сибакоа, расположенном на том же острове, в августе 1823 г. молния отпечатала изображение согнутого гвоздя на стволе дерева. А. Поэи добавляет, что это была абсолютно точная, но перевернутая копия гвоздя, забитого в одну из верхних частей этого же дерева.

   Мы заканчиваем нашу главу упоминанием одного аспекта, который, насколько нам известно, никогда специально не исследовался, а именно: нанесение изображений под кожей. В 1812г., например, в Комб-Хэй (Сомерсет) шестерых овец убило молнией на поле возле леса, где росли дуб и орешник. Когда с них сняли шкуру, "на их телах, точнее, на изнанке шкуры были обнаружены факсимиле части окружающего ландшафта". Об этом сообщил Джеймс Шоу в журнале метеорологического общества в марте 1857 г. Такое же происшествие повторилось через сто с лишним лет, в феврале 1971 г., в Южной Каролине. Некто Джесиер Баррет из Джеферсона вышел поохотиться и принес домой убитого им кролика. Когда жена стала готовить его на ужин, то обнаружила - это подтверждает и их друг, присутствовавший при этом, - черный силуэт женского лица на одной из передних лапок, с которой сняли шкурку. Портрет имел один дюйм в поперечнике: губки бантиком, завитые волосы и длинные ресницы - копия моды 20-х. Куртис Фуллер, написавший об этом в журнале "фейт" (октябрь 1971 г.), отметил: через неделю после появления заметки в газете "Шарлотт обсервер" четыре тысячи людей побывали в доме Барретов, чтобы взглянуть на портрет, и полиции пришлось несколько дней регулировать движение на улице.

   Некоторые читатели, возможно, полагают, что мы принимаем на веру любые россказни, но это не так. Мы, к примеру, не считаем - вопреки общепринятым представлениям, - что молния никогда не бьет дважды в одно и то же место. Это случается, и бывает, что при этом происходят любопытные явления. Вот, скажем, такой случай. В 1899 г. молнией убило человека во дворе его дома в Таранто, Италия. Через 30 лет сын этого человека был убит на том же самом месте и таким же самым образом. Затем 8 октября 1949 г. внук первого из них и сын второго Ролла Примарда снова пал жертвой молнии в том же самом дворе. Наш источник - журнал "Фейт", март 1950 г.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz