UCOZ Реклама

   Для того чтобы лучше прочувствовать расслабление мышц, на первых порах тренировки их рекомендуется правильно напрягать. Например, прежде чем расслабить пальцы и кисти, следует ненадолго сжать руку в кулак. Потом кулак разжимается, а пальцы и кисть расслабляются в сопровождении самоприказов: мои пальцы расслаблены, мои кисти и пальцы расслаблены. Командами внушения сопровождаются и остальные расслабления.

   Вот еще какая деталь. Готовя себя к отдыху, как к сну, человек выбирает обычно удобную позу, произвольно расслабляется. Этот ежедневный, хорошо знакомый каждому процесс столь обычен, что мы редко заостряем на нем наше внимание. А зря. То же самое следует делать, но только вполне целенаправленно и в эмоциональной ситуации. Ведь состояние мышечного расслабления снижает активность мозговых структур, а, следовательно, и эмоциональную возбудимость.

   Я хочу предложить вниманию читателей три последовательно усложняющихся упражнения, хорошо зарекомендовавших себя в практике саморегуляции эмоциональных состояний.

   Упражнение первое: так называемое полное брюшное, диафрагмальное дыхание. Вдох выполняется через нос. Вначале воздухом при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом плавно поднимается последовательно грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

   Упражнение второе: ритмичное дыхание. То же полное дыхание, но выполняемое в определенном ритме. Удобней всего темп и ритм дыхания задавать шагами неторопливой ходьбы. Скажем, полный вдох выполнять за восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, по времени равная половине полного вдоха (в данном случае она должна продолжаться четыре шага). Полный выдох также необходимо закончить за восемь шагов, не забывая о последовательности освобождения легких от воздуха: втягивание живота, грудной клетки, опускание плеч и ключиц.

   Для избежания избыточной вентиляции легких рекомендуется задержка дыхания на выдохе той же продолжительности, что и на вдохе (в данном примере - в течение четырех шагов). При этом, однако, нередко возникают неприятные ощущения, особенно при чрезмерно полном вдохе. Поэтому задержку дыхания на выдохе можно сокращать в зависимости от самочувствия. Во всяком случае неприятных ощущений лучше избегать. Количество повторений упражнения так-же определяется самочувствием.

   В ходе повторений продолжительность вдоха может постепенно возрастать. Так, при третьем выполнении для полного вдоха может потребоваться уже 10 шагов, а на четвертом - 12, а возможно и более. В связи с этим меняется и время задержки дыхания: 5 и 6 шагов соответственно. В соотношениях продолжительности вдоха и выдоха возможны нарушения, но при этом надо помнить, что значительное укорочение выдоха действует мобилизующе.

   И, наконец, последнее упражнение. То же ритмическое дыхание, но выдох совершается толчками через плотно сжатые губы. Широкая ритмическая экскурсия диафрагмы в этом варианте дыхания выполняет, по словам известного врача А. С. Залманова, роль второго венозного сердца, массирует внутренние органы.

   Эти упражнения очень эффективны и для стабилизации эмоционального состояния после пережитого эффекта или кратковременного стресса. Освоивший эти простые упражнения и, главное, не забывающий пользоваться ими в нужный момент вооружен действенным средством оптимизации своих эмоциональных состояний.

   Любая продуктивная деятельность человека всегда связана с нервно-психическим напряжением. Это естественная основа активности человека. Энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность, обычно реализуется по одному из двух механизмов - либо по механизму эмоций, либо по механизму воли. Например, страх получить плохую оценку на экзамене, либо не выполнить какую-либо работу и лишиться поощрения или вознаграждения могут заставить человека длительное время работать на высоком энергетическом уровне. Выделяемая при этом эмоциями энергия используется в деятельности, в движении. И нередко этой энергии выделяется гораздо больше, чем реализуется. А эмоциям, повторяю, необходима разрядка именно в двигательной активности.

   В подобной ситуации разрядка может проявиться, например, в плаче или рыданиях. И - что еще хуже - в таком неблагоприятном варианте, как крик.

   Однако этого нежелательного явления можно избежать. И с помощью средства всем нам известного. Я говорю о систематических занятиях физкультурой и спортом. Для человека, ведущего малоподвижный образ жизни и испытывающего систематические нервно-психические напряжения и переживания, физические упражнения являются, пожалуй, единственным "клапаном" для выхода излишков нервно-психической энергии.

   Вот почему, скажем, для администратора, проводящего свой рабочий день за столом в сдержанных разговорах с посетителями (независимо от их умения корректно общаться), в бесконечных телефонных звонках и в принятии ответственных решений, неизмеримо полезней посвятить вечером хотя бы 20 минут занятиям физическими упражнениями, чем просидеть 2-3 часа перед экраном телевизора за чашечкой кофе.

   А вот что рассказывает о работе над собой известный психолог Д. Карнеги.

   Много лет назад нищий философ бродил по каменистой стране, где людям тяжело было добывать себе хлеб насущный. Однажды перед ним собралась толпа, и он обратился к ним со словами: "Не думайте о завтрашнем дне. Завтрашний день сам о себе позаботится. У нас и на сегодня достаточно несчастий". В его речи было всего 26 слов, но их повторяют в течение веков.

   Многие не принимают эту заповедь Христа. Они говорят:

   Я должен застраховать свое имущество, чтобы защитить свою семью. Я обязан отложить деньги на старость. Мне необходимо планировать и готовиться к будущему". Конечно это необходимо. Просто надо помнить, что сделанный 300 лет назад перевод Библии по-другому трактовал слово thought (мысль). Тогда оно обычно означало тревогу. Поэтому в современном переводе слова Христа цитируются более точно: "Не тревожьтесь о завтра. Конечно, думайте о завтрашнем дне, тщательно обдумывайте свою жизнь в будущем, планируйте свои дела и готовьте себя к завтрашнему дню. Но только не тревожьтесь". А между тем каждый новый день приносит людям все новые основания для тревоги и беспокойства. И очень важно уметь не поддаться им, найти способы преодолеть уныние.

   За последние восемь лет я прочитал практически все книги и журнальные статьи, хоть отдаленно связанные с проблемой преодоления беспокойств... Вы хотите знать, какой совет оказался самым мудрым из всего, что я прочитал? Это молитва, которая была написана доктором Рейнхольдом Нибуром, профессором прикладного христианства Теологической семинарии:

   "Боже, дай мне спокойствие, научи меня примириться с тем, что я не в силах изменить. Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И мудрость отличить одно от другого".

   Если вы хотите избежать беспокойства, необходимо следовать некоторым правилам. Вот они.

   Правило 1. Живите в отсеке сегодняшнего. Не тревожьтесь о будущем. Живите спокойно до отхода ко сну.

  Правило 2. Если беда крадется за вами и настигает вас за углом:

   а) спросите себя: что может быть самым худшим, если я не смогу решить свою проблему?

   б) мысленно подготовьте себя к принятию самого худшего в случае необходимости;

   в) попытайтесь спокойно продумать меры по улучшению ситуации, с которой вы мысленно примирились как с неизбежностью.

   Правило 3. Помните о невосполнимом вреде, который беспокойство наносит вашему здоровью. Бизнесмены, которые не умеют бороться с беспокойством, умирают молодыми.

   Я родился и вырос на ферме в штате Миссури. Как и большинству фермеров того времени, моим родителям приходилось нелегко. Мать работала учительницей в школе, а отец нанимался подручным к другим фермерам за 12 долларов в месяц. Мама сама шила одежду и делала мыло, которым мы стирали наши вещи.

   У нас очень редко появлялись деньги - это случалось только раз в году, когда мы продавали свиней. Мы сдавали масло и яйца в бакалейную лавку в обмен на муку, сахар и кофе. До 12 лет у меня никогда не было даже 50 центов в год, которые я мог бы потратить на себя. В моей памяти навсегда остался день 14 июля, когда отец торжественно выдал мне 10 центов и разрешил потратить их по моему желанию. Мне казалось, что я внезапно овладел всеми богатствами индейцев.

   Я ходил в деревенскую школу, в которой был всего один класс. Она находилась на расстоянии целой мили от дома. Приходилось идти по глубокому снегу, иногда термометр опускался до 28 градусов мороза. До 14 лет у меня не было ни калош, ни ботинок, а зимы были длинными и холодными. Я и не мечтал о том, чтобы ходить в сухой и теплой обуви.

   Десять лет тяжелого изнурительного труда оставили нас без средств к существованию. Мы заложили ферму и, как ни старались, не могли даже выплачивать проценты по закладной. В банке, где хранилась закладная, бранили и оскорбляли отца, угрожали отнять у него ферму. Отцу было 47 лет. За 30 лет тяжелого труда он получил только долги и унижения. Это было выше его сил. Он нервничал и тревожился. Его здоровье было подорвано. Он потерял аппетит. Несмотря на тяжелую физическую работу, ему приходилось пить лекарства, чтобы вызвать аппетит. Он худел. Врач сказал матери, что через полгода его не станет. Отец и сам не хотел больше жить. Мама рассказывала, что она боялась, подойдя к сараю, обнаружить его безжизненное тело, болтающееся на конце веревки.

   Однажды отец возвращался домой из города, где банкир угрожал ему закрыть закладную. Проезжая по мосту через реку, он остановил лошадей, слез с тележки и некоторое время стоял, глядя на воду. Он размышлял о том, стоит ли броситься в воду и покончить со всем раз и навсегда.

   Много лет спустя отец признался мне, что его спасла от самоубийства глубокая, всеобъемлющая и радостная вера нашей матери в то, что если человек любит Бога и выполняет его заповеди, у него все должно быть хорошо. Мама оказалась права. В конце концов у нас все наладилось. Отец прожил еще 42 счастливых года и умер в возрасте 89 лет.

   Уильям Джеймс, профессор философии Гарвардского университета говорил: "От тревоги может спасти только религиозная вера". Чтобы понять это, не обязательно заканчивать Гарвард. Моя мать поняла это, живя на ферме. Никакие долги и несчастья не могли сломить ее радостную, лучезарную, непобедимую веру. Я и сейчас слышу ее звонкий голос, поющий во время работы: "Покой, покой, чудесный покой, исходящий от отца небесного, глядящего на меня сверху, коснись моей души, когда я обращаюсь в молитве к бездонному морю любви".

   Фрэнсис Бэкон был прав, когда говорил: "Поверхностные размышления располагают ум человека к атеизму, но глубокая философия приводит человеческие умы к религии". Я помню время, когда люди спорили о противоречии между наукой и религией.

   Это время уже прошло. Психиатрия, новейшая из наук, учит нас тому же, чему учил Иисус Христос. Потому что психиатры понимают, что молитва и твердая религиозная вера уничтожают беспокойство, тревоги, напряжение и страхи, вызывающие больше половины всех наших заболеваний. Они знают, что у людей, которые по-настоящему религиозны, никогда не бывает неврозов.

   Без религиозной веры жизнь кажется бессмысленной. Она превращается в трагический фарс. Я беседовал с Генри Фордом за несколько лет до его смерти. Мне казалось, что я увижу человека, на котором сказалось напряжение многих лет, посвященных созданию и управлению одним из самых гигантских предприятий в мире. Однако с удивлением я увидел спокойного, довольного и безмятежного человека 78 лет. Когда я спросил, беспокоился ли он когда-нибудь в своей жизни, Форд ответил мне: "Нет. Я верю, что Бог управляет всеми нашими делами, а он не нуждается в моем совете. Действуя под руководством Бога, я всегда верю, что в конце концов все сложится наилучшим образом. Так о чем же беспокоиться?"

   В наше время даже психиатры часто становятся евангелистами. Они призывают нас обратиться к религии не для того, чтобы избежать муки ада на том свете, а чтобы предотвратить наши адские муки на этом свете, чтобы избавить нас от язвы желудка, грудной жабы, нервных потрясений и сумасшествия.

   В самом деле, христианская религия вдохновляет человека и исцеляет его от болезней. Иисус осуждал и разрушал скучные церемонии и мертвые ритуалы, которые считались религией в его время. Он был бунтовщиком. Он проповедовал новый вид религии. Его религия угрожала уничтожить старый мир. Вот почему он был распят.

   Иисус считал, что религия должна существовать для человека, а не человек для религии. Христос провозгласил два основных принципа религии: любовь к Богу от всего сердца и любовь к ближнему, как к самому себе.

   Обращение к Богу помогает человеку преодолеть один из самых тяжелых грехов - желание покончить жизнь самоубийством.

   В среднем каждые 35 мин. в Соединенных Штатах совершается самоубийство, а через 120 секунд кто-нибудь сходит с ума. Большинство самоубийств и, по всей вероятности, многие трагедии, приводящие к сумасшествию, можно было бы предотвратить, если бы люди обрели утешение и покой, которые можно найти в религии и в молитве.

   Один из самых выдающихся психиатров нашего времени д-р Карл Юнг писал в своей книге "Современный человек в поисках душевного спокойствия": "В течение последних 30 лет со мной консультировались люди, приехавшие из всех цивилизованных стран мира. Я лечил сотни пациентов. Среди больных, вступивших во вторую половину жизни (старше 35 лет), не было ни одного человека, чьи проблемы в конечном итоге не решались бы на основе усвоения религиозного мировоззрения. Я могу с уверенностью сказать, что каждый из них заболел в результате потери жизненного стимула, который обретали последователи той или иной религиозной веры во все века, и ни один из моих больных не смог бы окончательно вылечиться, если бы не выработал у себя религиозное отношение к жизни".

   Один из самых великих религиозных деятелей Индии со времен Будды, Махатма Ганди писал: "Без молитвы я давно уже стал бы сумасшедшим".

   Я знаю мужчин, которые считают, что религия нужна лишь женщинам, детям и проповедникам. Они гордятся тем, что они - настоящие мужчины, способные бороться в одиночку. С каким удивлением они бы узнали, что многие из самых знаменитых "настоящих мужчин" в мире молятся каждый день. "Настоящий мужчина" Д. Пьерпонт Морган, самый великий фантаст века, часто приходил один в церковь Святой Троицы в субботний полдень и молился, стоя на коленях.

   Когда "настоящий мужчина" Эйзенхауэр вылетел в Англию, чтобы возглавить верховное командование британскими и американскими вооруженными силами, он взял с собой на самолет только одну книгу - Библию. "Настоящий мужчина" генерал Марк Кларк рассказал мне, что во время войны он каждый день читал Библию и становился на колени, молясь Богу. Так вели себя и Чан Кай-Ши и генерал Монтгомери, так же поступал и лорд Нельсон, чей памятник установлен на Трафальгарской площади. Генерал Вашингтон, Роберт Е. Ли, Стсуноволл Джексон и десятки других великих военных деятелей поступали точно так же.

   Даже если вы далеки от религии по своей натуре и воспитанию, даже если вы - безнадежный скептик, молитва может помочь вам намного больше, чем вы думаете, ибо через нее человек осуществляет три основные психологические потребности, свойственные всем людям, независимо от того, верят они в Бога или нет:

   1. Молитва помогает нам выразить в словах именно то, что беспокоит нас. Ведь почти невозможно решить проблему, если она остается неясной и расплывчатой.

   Процесс молитвы чем-то напоминает залисывание наших проблем на бумаге. Если мы кого-то просим помочь нам решить ту или иную проблему, мы должны выразить свои мысли С ПОМОЩЬЮ СЛОВ.

   2. Благодаря молитве мы чувствуем, что кто-то делит с нами наше бремя, что мы не одиноки. Лишь немногие из нас настолько сильны, чтобы испытывать мучительные страдания в одиночестве. Порой наши тревоги настолько сокровенны, что мы не можем обсуждать их даже с самыми близкими родственниками или друзьями. И тогда на помощь приходит молитва. Любой психиатр скажет, что когда мы скованы, напряжены, и у нас болит душа, для нашего здоровья полезно, чтобы мы кому-нибудь рассказали о том, что нас беспокоит, если нам не к кому обратиться, мы можем всегда обратиться к Богу.

   3. Молитва стимулирует активный принцип созидания, свойственный человеку. Это первый шаг к действию. Я сомневаюсь, что человек, который ежедневно молится об исполнении своего желания, не будет вознагражден - другими словами, он начнет действовать, чтобы оно осуществилось.

  

  • Следующая - продолжение
  • К содержанию книги
  • В начало книги
  • На главную


    Сайт управляется системой uCoz