UCOZ Реклама

   Действие третье

   Комната, обставленная очень скромно: диван, стол, стул, лампа на столе. На окне - рисунок в раме. Окно скошено. Вероятно, комната чердачного типа.

   За столом сидит девочка шестнадцати лет, одетая в простую одежду (просто) и что-то пишет, шевеля губами. До нас доносятся отдельные слова.

   Девочка:

   - ...Ничего, что так поздно, а я пишу. Если не напишу, то совсем все забуду и (вздыхает) ничего не вспомню (останавливается, шевелит губами и задумчиво произносит): - Ничего. Ни-че-го. Ни-что. Странное это слово "Ничего". Вроде бы и есть, а на самом деле ничего нет. Странно. Хорошо, я над этим обязательно подумаю, но потом (вновь принимается писать).

   Сцена поворачивается. Зрители видят человека в его мире. Он спит. Вздрагивает, просыпается. Потягивается. Не открывая глаз и с улыбкой:

  Человек:

   - Приснится же такое.! Как будто я попал в Ничто! Предста... (открывает глаза, улыбка сходит с его лица) ...вляете. Да, хм... (просыпаясь окончательно и делая вид, что все нормально, встает). Да, сон вполне обычный. Сон как сон. Так себе (слегка раздраженно). Бывает и лучше (и как будто, обращаясь к кому-то, извиняющимся тоном): - Но! Ну, разумеется, бывает! И хуже! (успокаивается, потирает шею, задумчив. Какое-то время ходит в размышлениях. Вначале тихо, а потом громче говорит): - Надо что-то делать. Надо что-то делать. Что-то нужно сделать. Ну это же очевидно. Мне совершенно конкретно нужно сделать. Раз я здесь и больше никого нет (глубоко размышляя, говоря как бы про себя) - значит это все (показывает руками) - мое. Все вот это (выразительно показывает рукой)- только мое! (быстро): - О да, я богач! Надо только делать, это же очевидно (пауза, выразительно и негромко): - Но вот только что? (сам себе): - Итак, спокойно. Я здесь Я - Ничто. И вокруг Ничто (повторяет на разные интонации). Я - Ничто. И вокруг ничто. Я в Ничто. И во мне Ничто. Значит, это все одно Ничто. А чем же мы отличаемся? Я, как Ничто, и то Ничто, что вокруг. Ведь где-то же должны быть границы, ведь границы-то есть (ощупывая себя), они существуют. Так, так, а может это и не границы вовсе, а просто соотносительность пространственного расположения. Впрочем, какое пространство. Пространства ведь тоже нет (думает, затем озаренно): - Да, есть только голое взаимоотношение. И даже не соотношение, а просто нечто... Есть! Есть Не-что! Нашел! Я нашел! Вот оно где затаилось, Нечто! (радостно и возбужденно): - Спряталось. Мол, нет меня. Одно Ничто. А меня, мол, не существует. А я его раз - и выудил. А оно... (по мере того, как он говорит, появляется музыка, вначале тихая, затем все громче и громче. Последие его слова тонут в ней. Он продолжает что-то громко говорить и жестикулировать. С этим сцена поворачивается. Вновь мы видим девочку. Она спит за столом, положив голову на руки. Просыпается).

   Девочка:

   - Уснула... И такой странный сон увидела. Как будто какой-то человек ходит и что-то говорит про какое-то ничто. Да (просыпается окончательно), он говорил про Ничто. Это как раз то, что я думала и, кажется, да, точно, я даже писала о нем. Ну да ладно. Бог с ним, с человеком, сном (встает из-за стола потягивается). Займусь чем-нибудь приличным. Приведу себя в порядок. (Поворот сцены. Вновь человек. Он несколько спокойнее).

   Человек:

   - Помнится... еще будучи... живым... Я, когда-то очень-очень давно, еще будучи студентом, начинал разрабатывать одну презанятнейшую тему. Я тогда был отчаянным романтиком. И свою работу назвал как-то так забавно (вспоминает): "Ничто... не Вечность". Вот, да, именно так она называлась. Собственно, дальше названия дело практически не продвинулось. Навалились какие-то дела, иллюзорно обязательные... Но вот что толкнуло меня писать сей труд? Ведь была же какая-то мысль, определенно была... Но какая? Ну, вспоминай же!...Что-то о взаимоотношениях времени, пространства... и сути понятия "явление, сущее".

   (Поворот сцены. Девочка, прихорашиваясь, заглядывает в зеркало и вдруг в испуге роняет его. Вскрикивает):

  - Боже, что это!

   (Через некоторое время осторожно, словно к чему-то живому, подходит к зеркалу. Делает несколько попыток взять его в руки, но не может осмелиться. Так и не решившись, начинает ходить по комнате, как заклинание произносит):

   - Так, надо успокоиться. Спокойно, спокойно, спокойно. Все нормально. Ничего не произошло. (Быстро): - Опять это "Ничего". Я ничего не видела. Это - просто зеркало. А то, что... в нем... это мне показалось. Просто я, очевидно, не выспалась. А этот мужчина (останавливается, решительно-возмущенно); - этот мужчина, если даже он и есть там, то это какое-то недоразумение. И вообще, что он делает в моем зеркале! (Направляется было к зеркалу, но вдруг останавливается и задумчиво): - ...Но, постойте, постойте. Ведь это же тот! Это тот самый мужчина. Из моего сна. Значит, и это - продолжение сна. Значит, сейчас я подойду, возьму зеркало и увижу в нем себя. Свое замечательное утреннее лицо. Итак, я иду... (приближается к зеркалу). Я иду (еще ближе). И беру... беру (очень осторожно берет в руки и не глядя): - и в нем мое отражение (заглядывает краем глаза в зеркала и в ужасе отбрасывает его в сторону; зеркало разбивается, пауза).

   (Быстрый поворот сцены. Человек в том же состоянии, в каком мы его оставили. Вдруг грохот, сверкание, звук разбившегося стекла. Человек закрывается руками. Темнота.

   Свет. Человек в той же позе, но в комнате девочки. Девочка склонилась над зеркалом и не видит его. Человек выпрямляется, оглядывается вокруг испуганно. Замечает девочку, вздрагивает. Подходит к ней со спины. На лице у него радость и немой восторг. Он счастлив. Пытается окликнуть девочку. Долго не может начать разговор. Наконец):

   - Пр... простите...

   (Девочка в ужасе отпрыгивает. Немая сцена. Человек постепенно приходит в себя и жестами дает понять, что все хорошо. Девочка из шока выходит не сразу. Так же жестами показывает, что хочет исчезновения сего явления).

   Девочка:

  - У-у-уходите...

   Человек:

  -Но...

   (Девочка снова вскрикивает и сцена повторяется в ускоренном варианте).

   Человек (решаясь):

  - Я прошу великодушнейше Вас простить, мисс...сис (девочка закрыла рот рукой и со страхом смотрит на собеседника как на привидение).

   Девочка:

  - Вы... в-вы... приведение? Да?

   Человек (горячо):

  - Нет! Что Вы! (во время разговора он подходит близко к девочке, но та жестом показывает, чтобы он отошел дальше). - Хорошо, я отойду. Как Вы хотите. Но только умоляю - выслушайте меня (выразительно с жестами и членораздельно): - Я... не... при-ве-дение! Я (горячо) - человек! (с поклоном головой. Вновь становясь порывистым и бросаясь к девочке. Та вновь жестом останавливает его, но он продолжает говорить горячо): - Я! Понимаете! Я - человек! Обычный, нормальный (со слезами) и живой... наверное. (Девочка, уже слегка успокоившаяся, вновь делает странное лицо. Он торопливо): - Да нет же. То есть, да, да! Я живой, совершенно живой. Вот, потрогайте меня (она вначале отпрянула, но затем пытается потрогать его - решается не сразу). Вот видите. Я теплый. Ну, смелее. Не бойтесь, я живой.

   Девочка (задумчиво):

  - Да, действительно теплый (осмелев). Значит, Вы не приведение.

   Человек (горячо):

  - Да нет же!

   Девочка (с вызовом):

  - Ну, тогда... Тогда, во-первых, здравствуйте (подает ему руку, сама несколько отстраняется).

   Человек бросается к руке, берет её в свои и падает на колени.

   Девочка:

  - Что Вы! Не смейте! Встаньте же! Ну! (требовательно. Человек плачет и не встает. Девочка смягчается). - Ну, прошу Вас, пожалуйста, подымитесь (помогает ему встать).

   Человек (встает, руками прикрывает лицо, заговаривает не сразу):

   - Простите. В последнее время я стал такой... чувствительный. Столько всего произошло.

   Девочка (усаживает его на диван):

   - Ну, успокойтесь. Лучше расскажите, кто Вы, откуда и что было с Вами. Кстати (спохватывается), может Вы есть хотите?

   Человек (удивленно, как будто очнувшись):

   - Есть? Странно... Действительно. А ведь я все это время ничего не кушал.

   Девочка стремительно выбегает из комнаты, тут же возвращается и несколько торжественно вручает ему сверток и стакан с чаем:

   - Вот! Это бутерброды. Это мне с собой в школу приготовлено. Чай, правда, холодный (досадливо), он с ночи остался. Ну да Вы ведь голодны?...

   Человек (разглядывая то еду, то девочку):

   - Голоден. Да, конечно. Я голоден (вдруг осознавая): - А Вы? Как же Вы? А в школу?

   Девочка:

  - Ешьте же! Подумаешь. Я голодной не останусь! (повелительно): - Ну, ешьте же! А не то... не то я обижусь.

   Человек (умиленно):

  - Спасибо (начиная торопливо кушать, сосредоточиваясь на этом процессе и периодически поднимая глаза на хозяйку, замирает и улыбается, затем вновь обращается к пище). Надо же, как все получилось. (Закончил кушать).

   Девочка (все это время смотрит на него. Затем забирает пустой стакан):

   - Ну вот, покушали. Теперь рассказывайте!

   Человек:

   - Что, собственно?

   Девочка:

  - Как что! Ну, разумеется, как Вы очутились в моей комнате и... в моем зеркале! Да, и еще в моем сне! Это ведь все Вы были! Признавайтесь!

   Человек:

  - В зеркале?... Во сне?.. .Не знаю, впрочем сейчас я знаю, все возможно. Если даже Ничто существует...

  Девочка:

   - Так, это уже интересно (забирается с ногами на диван, устраивается уютно для долгого слушания). Опять это Ничто. Ну, ну... продолжайте. Я слушаю.

   Человек:

  - Вам действительно интересно? (смотрит на нее вначале недоверчиво, но, увидев явный интерес, устремляет взгляд вдаль). Жизнь моя, это жизнь заурядного человека...

   (Музыка, речь не слышна. Занавес).

   На сцену перед занавесом выходит человек в бордовом плаще, цилиндре и с тростью. Снимает шляпу, кланяется, обращаясь к зрителям:

   - Я вас приветствую, дорогие зрители. Вы все замечательные люди, и я... кстати, я кажется, не представился. Прошу меня великодушно простить. Я (буднично) - Бог Исполненности. Если это имя вам ничего не говорит, то я тот, кто отвечает за то, что Все (обводит все вокруг тростью) это сущестует. Как бы (смеется) приведено к исполнению. Собственно, почему я и здесь. Непонятно? Да конечно, это я плохой собеседник. Дело в том, что если это есть, значит, это уже (со значением) Нечто. Теперь понятнее? (мягко смеется). Раз уж речь пошла о Нечто и Ничто, то я просто не мог не появиться. Есть одна маленькая хитрость... Впрочем, не хочу опережать события.

   Бог Исполненности уходит. Музыка. Занавес открывается. Музыка стихает. Все те же. Затем страшный грохот.

  Человек (торжественно и устало):

   - ... И вот я здесь, перед Вами.

   Девочка (сидит, обхватив колени руками):

   - Да, странная история. Хотя... Я всегда хотела узнать, как там, где нет ничего, а одно Ничто. И вот мне рассказывают об этом. И не кто-нибудь а очевидец. Только до сих пор не могу понять, как Вы из зеркала попали сюда.

  Человек:

   - Раньше я и сам задался бы этим вопросом. А сейчас просто тихо радуюсь.

   Девочка:

  - А чему! Чему Вы радуетесь?

   Человек, (удивленно):

   - Как чему? В... возвращению, разумеется.

   Девочка:

  - Странные все-таки люди. Живут всю жизнь, маются, а закончится эта мука, вновь рвутся в нее, как будто здесь медом намазано.

   Человек:

  - А Вы знаете, я не согласен с Вами. Раньше я был такой же непримиримый борец за невесть что. А сейчас я понял, что Счастье - оно в настоящем мгновении! И наша беда в том, что настоящего-то мы и не ценим. Мы или заняты тем, что перелистываем потемневшие страницы прошлого или - что конечно лучше, но тоже не дает опоры на реальную жизнь - пребываем в грезах о будущем.

  Девочка (с вызовом):

   - А что, разве мечтать - это плохо? Когда мечты достойные. Не о сундуке денег, разумеется, а например... о чем-то необычном. Мне всегда хотелось увидеть поближе звезды. И без всяких там скафандров и кораблей, а так, рядом. И если можно - потрогать их.

   Человек:

  - Звезды (усмехается). Я, любезная, всю свою жизнь посвятил изучению небесных светил и считал себя великой докой в этом вопросе. Но вот очутился с ними рядом и понял, что я - Ничто. И знаете, вот это понимание и есть самое большое открытие, которое я сделал за всю свою жизнь здесь и там (показывает пальцем вверх). Вначале это очень расстроило меня. И казалось, что я обречен. Но здесь, сидя в этой милой комнате рядом с Вами, я осознал очень ясно, что в этом ничего страшного нет. Ведь раньше, когда я был типичным ученым занудой, который считал, что то, чем он занимается - главнейшие вещи на Земле и тех, кто не соглашался заразиться вирусом самонадеянности, чего греха таить - где-то в глубине души - даже немного презираем. Так вот, тогда меня мучал вопрос. Есть Нечто - хорошо. Но есть и Ничто. А что в нем, как оно умудряется существовать? Я все - смешно говорить - стремился даже физические свойства этого Ничто изучать. И все думал, что Ничто - это где-то там, за какой-нибудь черной дырой. А оно-то оказалось вон где (показывает на себя), рядом. И, собственно, то, чем я собствено обмозговывал эти вещи, чем пытался чувствовать суть происходящего, входит в понятие этого самого Ничто. И в свою очередь Ничто входит в их структуру. То есть, и физические константы, время, пространство тоже соединены с понятием Ничто. Они взаимообратны, взаимопроникаемы. И в то же время они не соприкасаются, так как нет времени и пространства там, где Ничто. Но вот их соотношение - в любом виде - все равно существует. Они - соотносятся. Вот что абсурдно. Но вот это соотношение уже есть Нечто. То есть по сути Ничто является прародителем Нечто. Не было бы Ничто - и Нечто бы не появилось.

   И я, кажется, начинаю догадываться, почему я попал сюда, и как это замечательное для меня событие связано с тем, что Вы изволили сегодня разбить зеркало. Очевидно, когда-то наши пути должны были пересечься - и так оно и случилось. И когда я находился в Ничто - время моего будущего было вытеснено во время Вашего настоящего, неся на себе отпечаток Ничто. Именно поэтому это слово - Ничто - привлекло Ваше внимание. Время моего будущего, которое стало как бы ненужным, свободным, "намоталось" на время Вашего Настоящего и буквально "потянуло" за собой пространство с - естественно - отпечатанным на нем моим образом. Почему в зеркале, спросите Вы? И правильно спросите. Но я отвечу! Дело в том, что зеркальный, вернее, зазеркальный мир, а это целый огромный мир, живущий по своим законам - имеет ряд особенностей. И в частности - образы, живущие за зеркалом, тяготеют к проявленности. Они легко "цепляются" к чему-то очерченному, законченному. Так произошло и на сей раз. Дух времени промчался навстречу Вам, а дух пространства оставил в зеркале свое лицо. Когда же зеркалу суждено было разбиться, то время, уже живущее здесь, притянуло как нечто родственное плазму пространства с моим образом. А я, представлявший к тому времени исключительно Ничто, как полость в чем-то проявленном - просто и закономерно моментально перефокусировался в родные временную и пространственную формы как оболочки, оформляющие меня в Нечто! (Девочка все время очень внимательно слушает).

   Человек (затихает, приходит в себя и обращается к девочке извиняющимся тоном):

   - Я Вас утомил? (пауза, девочка задумалась). Прошу великодуш...

   Девочка (взволнованно, тихо):

   - Раз все так просто и очевидно, может быть Вы, став таким умным...

   Человек (грустно):

   - Что Вы...

  • Продолжение
  • К содержанию
  • В начало книги
  • На главную

    Сайт управляется системой uCoz